Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:37, контрольная работа
«Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни… политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества»·.
Но данное определение культуры было сформулировано не так давно. В процессе становления концепции политической культуры множественные споры вызывала проблема определения ее содержания.
1. Определение понятия «политическая культура» 3
2. Типы и виды политической культуры 6
3. Влияние политических взглядов личности на формирование ее политической культуры 8
Заключение 12
Литература……………………………………………………………………....12
Приволжский филиал
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Политология»
Политическая культура общества
Выполнил:
Н. Новгород 2013 г.
Содержание
1. Определение
понятия «политическая
2. Типы и виды политической культуры 6
3. Влияние
политических взглядов
Заключение 12
Литература……………………………………………………
1. Определение понятия «
Термин «политическая
культура» впервые употребил
немецкий ученый И. Гердер в 18 в. С момента
своего возникновения политика имела
ценностно–нормативное
«Политическая культура представляет
собой совокупность ценностей, установок,
убеждений, ориентаций и выражающих
их символов, которые являются общепринятыми
и служат упорядочению политического
опыта и регулированию
Но данное определение культуры было сформулировано не так давно. В процессе становления концепции политической культуры множественные споры вызывала проблема определения ее содержания.
Существовало две точки зрения:
1) политическая культура
– объединенное множество
2) анализ политической культуры через поведение.
Однако обе точки зрения были неполноценны, так как не рассматривали данное понятие со всех сторон и всеобъемлюще.
Наибольшую известность получили идеи американского политолога Г. Алмонда. В анализе политической культуры он руководствовался функциональным подходом и поэтому рассматривал данное явление как политический феномен.
Наиболее полное определение политической культуры предложил С. Верба: «Политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику»·.
Современное определение
политической культуры таково: «Политическая
культура – это разнообразные, но
устойчиво повторяющиеся, когнитивные,
аффективные и оценочные
Можно сказать, что политическая
культура – двигатель политических
решений, но она в то же время и
противостоит им. Это та среда, в
которой принимаются
Выделяют следующие
1) наличие системы знаний о политике;
2) умение самостоятельно
оценивать те или иные
3) способность участвовать в политической жизни;
4) умение управлять
Г. Алмонд писал: «Когда мы говорим о политической культуре какого – либо общества, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения»·.
Структурные компоненты политической культуры:
«1) когнитивная, связанная с пониманием современного мира, истолкованием его реальностей и тенденций;
2) мотивационная, связанная с особыми, эмоционально окрашенными стимулами политического поведения;
3) нормативная, связанная
с выстраиванием определенного
культурного (не опирающегося
на юридические санкции)"
4) проективная, связанная с ответами на вызовы будущего и представлениями о лучшем обществе, о перспективах собственной нации и всего человечества»·.
Таким образом, политическая культура общества зависит от многих факторов:
- от общей культуры и менталитета народа;
- от степени рациональности его представителей;
- от престижа политики в государстве;
- от прав и обязанностей граждан.
Но и от уровня политической культуры зависит политическое сознание отдельно взятых людей. Разумеется, что в настоящее время невозможно достичь такого высокого уровня политической культуры, какой был в Древней Греции в период существования городов – государств.
Со временем уровень политической
культуры не повышается, а напротив,
падает. Дело в том, что цель политики
– управление массами населения.
В кибернетике существует закон
необходимого многообразия, в соответствии
с которым эффективное
Чтобы сделать управление более эффективным, правящая элита стремится (обычно неосознанно) к уменьшению разнообразия подданных, то есть действует в сторону усреднения, унификации человеческих характеристик.
Но политическая элита стремится не только уменьшить политическое участие, но и интеллектуальный уровень людей, а стало быть их способность разбираться в политических событиях, формировать собственную точку зрения на политику. Отсюда нацеленность на манипулирование общественным сознанием с помощью создания удобных политических мифов, пригодных для общего пользования.
2. Типы и виды политической культуры
По Г. Алмонду, существует три типа политической культуры:
«1) Провинциалистский (традиционный), идущий из догосударственных отношений, в соответствии с которым человек интересуется лишь тем, что происходит в его местности (провинции), но не проблемами всего государства.
2) Подданнический (монархический),
идущий от первичных этапов
существования государства, в
соответствии с которым
3) Партисипаторный (сознательно участвующий) – тип современного политического поведения, в соответствии с которым человек стремится к активному участию в политике на основе индивидуальных представлений»·.
Большой интерес представляют идеи Г. Алмонда о выделении различных видов политической культуры.
Данная классификация основывается на различии взглядов представителей разных слоев общества и выделяет следующие виды политической культуры:
1) Гомогенный (в США и Великобритании) – большинство населения разделяет принципы устройства данной политической системы и терпимо относится к разногласиям.
2) Фрагментированный (в
континентальной Европе) – согласие
по основным политическим
3) Доиндустриальный (в модернизирующихся развивающихся странах) – новые политические реалии, смешанные с традиционным политическим поведением.
4) Тоталитарный (в коммунистических и националистических странах) – гомогенность присутствует, но искусственная, жестко, насильно навязанная сверху.
Причем из вышеназванных видов наиболее устойчив первый, а четвертый устойчив по видимости. В двух остальных гомогенность отсутствует, что делает их нестабильными, особенно третий, при котором очень большие различия между компонентами системы.
Существует и множество
других классификаций видов
Исходя из того, что «установки
политического поведения
- экономико–центристский тип;
- этноцентристский тип;
- социоцентристский тип.
Человек, который является экономико–ориентированным всегда руководствуется ценностями, которые он получает в результате своей деятельности, а все остальное признает второстепенным. Его успехи в основном носят материальный характер: зарплата, дивиденды и т.п. Его неудачи – это недостаток материальных благ. Политик тоже может быть экономико – ориентированным, при условии, что он рассматривает политическую борьбу и свой успех в ней как способ увеличить свое материальное благосостояние.
«В этноцентристской политической культуре главной мотивирующей ценностью явилась не развитость, а этническая «самостийность». Наиболее вдохновительные мотивы связаны не с проектом будущего, ожидающего всех, а с культурной памятью, в которой находит свой «дом бытия» данный конкретный этнос, пуще всего боящийся обезличенности и растворения в более масштабной общности суперэтнического типа»·.
Социоцентризм означает владение таким механизмом, в который, вместо того, чтобы разрывать экономику, культуру и мораль, позволяет осознавать их взаимозависимость в рамках нерасторжимого целого, называемого социальностью. Представители данного типа культуры связывают социальную защиту не с деятельностью государства, а с гражданской самодеятельностью, с низовым политическим творчеством.
3. Влияние
политических взглядов
В политологии также
Недемократическая личность обладает следующими чертами:
1) преувеличенная вера
в могущество политических
2) ненависть к тем, чье
поведение выходит за
3) широкое распространение чувства вражды и понятия вины;
4) подозрение и недоверие к другим людям;
5) догматизм и отсутствие гибкости в оценках;
Демократическая личность обладает противоположными чертами:
1) свобода от традиционных авторитетов;
2) интерес к общественным
проблемам и желание быть
3) ориентация на политические
процессы, которые признают
Знаменитый английский философ и общественный деятель Д.С. Милль писал, что «права и интересы каждой личности уважаются лишь в том случае, если эта личность сама способна и по обыкновению склонна защищать их»·.
Можно выделить и тоталитарный тип личности. Он имеет те же характеристики, что и авторитарный тип, но имеет склонность придерживаться точки зрения большинства населения. Тоталитарная личность склонна отказываться от собственных взглядов, солидазируясь с большинством.
Общество, в котором доминирует такая личность, более монолитно и устойчиво, чем состоящее из других типов, но только в том случае, когда социальная система функционирует нормально.
Авторитарно – тоталитарные личности сохраняют религиозно – морализирующее отношение к политике, видя в ней столкновение добра и зла (прогресса и реакции).
Демократический человек, наоборот, терпим к мнению другого и настроен на совместное обсуждение возникающих проблем.