Политическая культура общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:37, контрольная работа

Описание работы

«Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни… политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества»·.
Но данное определение культуры было сформулировано не так давно. В процессе становления концепции политической культуры множественные споры вызывала проблема определения ее содержания.

Содержание

1. Определение понятия «политическая культура» 3
2. Типы и виды политической культуры 6
3. Влияние политических взглядов личности на формирование ее политической культуры 8
Заключение 12
Литература……………………………………………………………………....12

Работа содержит 1 файл

политолог.docx

— 32.75 Кб (Скачать)

Приволжский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

 

«Политология»

 

Политическая культура общества

 

 

 

 

                                                                         

   Выполнил:

                                                                                      Студент 2 курса

                                                                                      группы 11/З-201

                                                                                      заочной формы обучения

                                                                                      Петрашкевич Д. В.

 

Н. Новгород 2013 г.

 

Содержание

 

1. Определение  понятия «политическая культура» 3

2. Типы и  виды политической культуры 6

3. Влияние  политических взглядов личности  на формирование ее   политической  культуры 8

Заключение 12

Литература……………………………………………………………………....12

 

 

1. Определение понятия «политическая  культура»

 

Термин «политическая  культура» впервые употребил  немецкий ученый И. Гердер в 18 в. С момента  своего возникновения политика имела  ценностно–нормативное измерение, содержание которого составляли представления  индивидов о социальном благе  и справедливом устройстве общества.

«Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми  и служат упорядочению политического  опыта и регулированию политического  поведения всех членов общества. Она  включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и  действующие нормы политической жизни… политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила  политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества»·.

Но данное определение  культуры было сформулировано не так  давно. В процессе становления концепции  политической культуры множественные  споры вызывала проблема определения  ее содержания.

Существовало две точки  зрения:

1) политическая культура  – объединенное множество политических  позиций; 

2) анализ политической  культуры через поведение. 

Однако обе точки зрения были неполноценны, так как не рассматривали  данное понятие со всех сторон и  всеобъемлюще.

Наибольшую известность  получили идеи американского политолога Г. Алмонда. В анализе политической культуры он руководствовался функциональным подходом и поэтому рассматривал данное явление как политический феномен.

Наиболее полное определение  политической культуры предложил С. Верба: «Политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику»·.

Современное определение  политической культуры таково: «Политическая  культура – это разнообразные, но устойчиво повторяющиеся, когнитивные, аффективные и оценочные ориентации относительно политической системы  вообще, ее аспектов «на входе» и  «на выходе» и себя как политического  актера».

Можно сказать, что политическая культура – двигатель политических решений, но она в то же время и  противостоит им. Это та среда, в  которой принимаются политические решения.

Выделяют следующие составляющие политической культуры:

1) наличие системы знаний  о политике;

2) умение самостоятельно  оценивать те или иные политические  события; 

3) способность участвовать  в политической жизни; 

4) умение управлять эмоциональной  стороной политических действий.

Г. Алмонд писал: «Когда мы говорим о политической культуре какого – либо общества, мы подразумеваем политическую систему, усвоенную в сознании, чувствах и оценках населения»·.

Структурные компоненты политической культуры:

«1) когнитивная, связанная с пониманием современного мира, истолкованием его реальностей и тенденций;

2) мотивационная, связанная с особыми, эмоционально окрашенными стимулами политического поведения;

3) нормативная, связанная  с выстраиванием определенного  культурного (не опирающегося  на юридические санкции)"законодательства» - эталонов поведения, воплощающих представление о должном и престижном;

4) проективная, связанная с ответами на вызовы будущего и представлениями о лучшем обществе, о перспективах собственной нации и всего человечества»·.

Таким образом, политическая культура общества зависит от многих факторов:

- от общей культуры  и менталитета народа;

- от степени рациональности  его представителей;

- от престижа политики  в государстве;

- от прав и обязанностей  граждан. 

Но и от уровня политической культуры зависит политическое сознание отдельно взятых людей. Разумеется, что  в настоящее время невозможно достичь такого высокого уровня политической культуры, какой был в Древней  Греции в период существования городов  – государств.

Со временем уровень политической культуры не повышается, а напротив, падает. Дело в том, что цель политики – управление массами населения. В кибернетике существует закон  необходимого многообразия, в соответствии с которым эффективное управление возможно в том случае, если разнообразие управляющей подсистемы выше разнообразия управляемой подсистемы.

Чтобы сделать управление более эффективным, правящая элита  стремится (обычно неосознанно) к уменьшению разнообразия подданных, то есть действует  в сторону усреднения, унификации человеческих характеристик.

Но политическая элита  стремится не только уменьшить политическое участие, но и интеллектуальный уровень  людей, а стало быть их способность разбираться в политических событиях, формировать собственную точку зрения на политику. Отсюда нацеленность на манипулирование общественным сознанием с помощью создания удобных политических мифов, пригодных для общего пользования.

 

 

2. Типы  и виды политической культуры

 

По Г. Алмонду, существует три типа политической культуры:

«1) Провинциалистский (традиционный), идущий из догосударственных отношений, в соответствии с которым человек интересуется лишь тем, что происходит в его местности (провинции), но не проблемами всего государства.

2) Подданнический (монархический), идущий от первичных этапов  существования государства, в  соответствии с которым человек  всегда голосует за кандидатов, которые имеют власть в данный  момент.

3) Партисипаторный (сознательно участвующий) – тип современного политического поведения, в соответствии с которым человек стремится к активному участию в политике на основе индивидуальных представлений»·.

Большой интерес представляют идеи Г. Алмонда о выделении различных видов политической культуры.

Данная классификация  основывается на различии взглядов представителей разных слоев общества и выделяет следующие виды политической культуры:

1) Гомогенный (в США и Великобритании) – большинство населения разделяет принципы устройства данной политической системы и терпимо относится к разногласиям.

2) Фрагментированный (в  континентальной Европе) – согласие  по основным политическим вопросам  отсутствует; общество разделено  на субкультуры, часто не совмещающие  друг с другом.

3) Доиндустриальный (в модернизирующихся  развивающихся странах) – новые политические реалии, смешанные с традиционным политическим поведением.

4) Тоталитарный (в коммунистических и националистических странах) – гомогенность присутствует, но искусственная, жестко, насильно навязанная сверху.

Причем из вышеназванных  видов наиболее устойчив первый, а  четвертый устойчив по видимости. В  двух остальных гомогенность отсутствует, что делает их нестабильными, особенно третий, при котором очень большие  различия между компонентами системы.

Существует и множество  других классификаций видов политической культуры. Например, более содержательное разделение – на либерально – индивидуалистический и консервативно – коллективистский виды. В первом случае субъекты выступают  против вмешательства государства  в дела граждан, при котором имеет  место повышенное ожидание заботы от государства, обожествление его  лидера.

Исходя из того, что «установки политического поведения связаны  не столько с фатализмом культурно  – исторической наследственности, с давлением «среды», сколько  с самоопределением в отношении  будущего и своего места в нем»·. Панарин предложил свою классификацию политической культуры:

- экономико–центристский тип;

- этноцентристский тип;

- социоцентристский тип.

Человек, который является экономико–ориентированным всегда руководствуется ценностями, которые он получает в результате своей деятельности, а все остальное признает второстепенным. Его успехи в основном носят материальный характер: зарплата, дивиденды и т.п. Его неудачи – это недостаток материальных благ. Политик тоже может быть экономико – ориентированным, при условии, что он рассматривает политическую борьбу и свой успех в ней как способ увеличить свое материальное благосостояние.

«В этноцентристской политической культуре главной мотивирующей ценностью явилась не развитость, а этническая «самостийность». Наиболее вдохновительные мотивы связаны не с проектом будущего, ожидающего всех, а с культурной памятью, в которой находит свой «дом бытия» данный конкретный этнос, пуще всего боящийся обезличенности и растворения в более масштабной общности суперэтнического типа»·.

Социоцентризм означает владение таким механизмом, в который, вместо того, чтобы разрывать экономику, культуру и мораль, позволяет осознавать их взаимозависимость в рамках нерасторжимого целого, называемого социальностью. Представители данного типа культуры связывают социальную защиту не с деятельностью государства, а с гражданской самодеятельностью, с низовым политическим творчеством.

 

 

 

3. Влияние  политических взглядов личности  на формирование ее политической  культуры

 

В политологии также рассматриваются  типы личности по их отношению к  политическим взглядам. Различают недемократическую  и демократическую личности.

Недемократическая личность обладает следующими чертами:

1) преувеличенная вера  в могущество политических лидеров  и готовность к абсолютному  подчинению;

2) ненависть к тем, чье  поведение выходит за официально  установленные рамки; 

3) широкое распространение  чувства вражды и понятия вины;

4) подозрение и недоверие  к другим людям; 

5) догматизм и отсутствие  гибкости в оценках; 

Демократическая личность обладает противоположными чертами:

1) свобода от традиционных  авторитетов; 

2) интерес к общественным  проблемам и желание быть информированным; 

3) ориентация на политические  процессы, которые признают необходимость  и делают возможными рациональные  процедуры

Знаменитый английский философ  и общественный деятель Д.С. Милль  писал, что «права и интересы каждой личности уважаются лишь в том  случае, если эта личность сама способна и по обыкновению склонна защищать их»·.

Можно выделить и тоталитарный тип личности. Он имеет те же характеристики, что и авторитарный тип, но имеет  склонность придерживаться точки зрения большинства населения. Тоталитарная личность склонна отказываться от собственных  взглядов, солидазируясь с большинством.

Общество, в котором доминирует такая личность, более монолитно  и устойчиво, чем состоящее из других типов, но только в том случае, когда социальная система функционирует  нормально.

Авторитарно – тоталитарные личности сохраняют религиозно –  морализирующее отношение к политике, видя в ней столкновение добра  и зла (прогресса и реакции).

Демократический человек, наоборот, терпим к мнению другого и настроен на совместное обсуждение возникающих проблем.

Информация о работе Политическая культура общества