Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:13, контрольная работа
В данной работе будет раскрыто понятие политической культуры и рассмотрены характерные черты политической культуры современной России, что является весьма актуальным вопросом в наше время, в период построения свободного демократического государства.
Введение ………………………………………………………………3
1. Понятие политической культуры, ее структурные элементы
и функции……………………………………………………………4
2. Типология политической культуры. Характеристика ее
основных типов………………………………………………….10
3. Политическая культура в России………………………………15
Заключение……………………………………………………………19
Список литературы…………………………………………………..20
Ценностные отношения. В структуре ценностных отношений политической культуры выделяют общекультурные ориентации, отношения к власти, политическим явлениям.
Характер и направленность общекультурных ориентаций раскрывает место политических явлений в структуре ценностей личности, группы, общества. Значение мировоззренческих ориентаций состоит в том, насколько выбор политических позиций человека зависит от испытываемых им предпочтений к индивидуальным или коллективным ценностям.
Политическая культура предстает как результат длительного поиска различными поколениями политических ценностей и идеалов, тщательного их отбора в ходе проверки и закрепления на практике.
Таким образом,
политическая культура предстает как
совокупность установок на политическую
деятельность, которые предопределяют
выбор направления этой деятельности;
как структура ориентаций, в которую включены
знания о политической системе, чувства
и суждения и мнения относительно нее.
2.Типология
политической культуры. Характеристика
ее основных типов
Системному пониманию феномена политической культуры помогает ее типология, поскольку она помогает различить по содержательному основанию эмпирические политические культуры и определяет их иерархию по отношению к некой идеальной, «перфектной» модели.
Модели
и типы политических культур чрезвычайно
разнообразны, проявляются по-разному
и в различных модификациях. Классификация
их зависит от того, какой критерий будет
избран для выделения типов культур.
Классической считается типология культуры, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой. Анализируя и сопоставляя политические системы Италии, ФРГ, США и Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры:
Однако согласно концепции Алмонда и Вербы в реальной политической жизни политическая культура любого общества представляет особый вид смешанной культуры, которую они назвали культурой гражданственности. Её наиболее характерная черта - рационально-активное поведение граждан, которое соответствует демократической политической системе. Содержание идеального типа культуры гражданственности Г. Алмонд и С. Верба раскрыли через набор качеств, которыми обладал её носитель:
Результаты собственных эмпирических исследований Г. Алмонда и С. Вербы показали утопичность их предположений о всеобщем участии граждан в политике, поэтому и их выводы о культуре гражданственности существенно корректируются. «В идеальной культуре гражданственности, - замечали они, - активность и вовлечение граждан должны уравновешиваться некоторой дозой пассивности и неучастия».
Содержательное
значение имеет типология основанная
на выделении типов политической культуры
по степени фрагментарности и интегрированности.
Для фрагментарной культуры характерна
резкая разобщенность общества, в ней
отсутствует базовый консенсус между
основными социально-политическими силами,
местные интересы превалируют над общими.
Наоборот, интегрированная политическая
культура характеризуется наличием национального
консенсуса, лояльностью по отношению
к политическому режиму и процедурам разрешения
конфликтов. Впрочем, любая политическая
культура в нормальном режиме обеспечивает
(через свою интерактивную функцию) тот
или иной тип национального консенсуса.
Различие политических культур в этом
контексте определяется ведущим принципом
национального согласия. Так, политологи
определяют американскую политическую
культуру как рационально-консенсусную,
английскую - традиционалистско-
Еще одним критерием для типологизации культур является социально-классовый критерий. При этом за основу исследования берется социальная структура общества. Исходя из него, правомерно выделить политическую культуру рабочего класса, интеллигенции, бизнесменов и др.; политическую культуру молодежи, среднего поколения и пожилых людей; даже политическую культуру мужчин и женщин. Так женщины меньше активны в политике, чем мужчины, что женщины голосуют на выборах за людей мирно настроенных, честных и откровенных, а мужчины отдают предпочтение кандидатам, стремящимся упрочить экономическое благосостояние.
Если рассматривать общество с позиций формационного подхода, то можно применять формационный критерий типологии политической культуры. Каждая формация (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и т. д.) представляет собой целостность, в которую органически вплетаются наряду с другими элементами и политические знания, убеждения, ориентации, политическая деятельность. Тип политической культуры соответствует типу общественной формации.
Если рассматривать типологию политических культур современных цивилизованных обществ, то критерием правомерно избрать тип политического режима, проявляющегося в совокупности средств и методов осуществления государственной власти. Политический режим всегда порождает соответствующую ему модель политической культуры, характеризующуюся определенными признаками. В чистом виде эти модели функционируют редко, чаще встречаются смешанные формы. Тем не менее, можно выделить две основные модели политической культуры современных обществ: тоталитарную и демократическую.
Тоталитарная модель политической культуры отличается такими признаками: приверженность единой универсальной цели (например, индустриализация или расовое господство); непредсказуемость и неопределенность (вчерашний герой сегодня может стать предателем); широкомасштабное использование организованного насилия; усилия по достижению всеобщего участия в общественных организациях, преданных единой цели, и по подчинению или ликвидации тех организаций, которые не привержены режиму.
Для этой модели характерно отсутствие деления на гражданское общество и государство, происходит поглощение и общества и государства одной партией. Все разногласия в обществе расцениваются как зло, которое надо искоренять. Тоталитаризм невозможен без массовости, растворения индивида в массе. Жизнь и сознание человека как бы раздваиваются: на работе, собраниях, митингах он вполне лояльный гражданин, а в частной жизни проявляет полное равнодушие и недоверие к политическому руководству страны и к политической жизни вообще. Тоталитарная модель политической культуры построена на насилии, с одной стороны, и на казенном оптимизме -с другой. Но при этом нельзя не
признать, что она обладает относительной долей устойчивости и организованности, которая проявляется, как правило, на конкретном этапе развития и в конкретном обществе благодаря вышеперечисленным свойствам тоталитарные системы настраивают против себя подавляющее большинство населения. Рано или поздно наступает кризис и крушение тоталитарного строя и наблюдается тенденция движения к демократии. Но этот процесс длительный и сложный. Такие следы тоталитаризма, как политическое доносительство, притворство и ложь, утрата чувства собственного достоинства, льстивое раболепство нельзя уничтожить сразу.
В противоположность тоталитаризму основным компонентом демократической модели политической культуры является плюралистическая демократия, предполагающая наличие множества политических партий, движений, течений, которые ведут между собой легальную политическую борьбу, конкурируют, сталкиваются, идут на компромиссы, вступают в разного рода союзы, коалиции, заключают соглашения и т. д. Один из центральных моментов данной модели - идея гражданского общества как система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и инициатив.
Демократическое общество основано на принципах свободы всех граждан и зависимости всех от единого общего законодательства.
Важнейшие
положения плюралистической теории демократии
были сформулированы М. Вебером. Демократическая
модель политической культуры не является,
конечно, идеальной, но из реально существующих
условиях она самая оптимальная, поскольку
именно она предполагает цивилизованные
взаимоотношения между людьми в сфере
политики.
3.Политическая
культура в России
Характерными особенностями российской политической культуры на современном этапе можно считать следующие:
Например, развал политического центра в России всегда ведет к «смуте» в обществе и к краху государственного устройства, что видно четко из истории России: начало XVII в., 1917г., 1991г. Восстановление же власти является основной предпосылкой для преодоления кризиса (выбор на царство Михаила Романова в 1613г., победа большевиков в гражданской войне 1918-1921гг., победа Ельцина в событиях сентября- октября 1993г.)
Лишь при наличии сильной власти можно говорить о стабильности Российского государства и общества. Политическим достижением московских князей специалисты считают их отказ от принципа наследования верховной власти, практиковавшегося в Киевской Руси.
Здесь властью располагал не тот или иной князь, а весь княжеский род. Этот коллективистский принцип господства (и наследования) не позволял создать сильное государство. Большевистская диктатура в сущности соединила принцип вождизма с самодержавной традицией. Все попытки свести «коллективное руководство» оканчивались полной неудачей. Лишь имея во главе неограниченного правителя, советская политическая система обретала высокую эффективность. Но в отличие от самодержавной системы, коммунистической не удалось создать механизма передачи власти.
В политической культуре России центральную роль играют личности, люди, а не институты. Власть олицетворяется одним человеком. В этом одна из основ стабильности русской политической культуры. Особый характер русской культуры был во многом предопределен расколом отечественной культуры, последовавшим в результате преобразований, предпринятых Петром 1, когда он решил «переломить все через коленку» и ввести Россию в «европейский дом». То была попытка изменить сам менталитет, то есть изменить нацию. Важнейшим событием стал и раскол на две основные субкультуры: петровские преобразования раскололи Московскую Русь на два мира, на два типа «цивилизаций субкультур». Факт этого раскола, его значение до некоторой степени были осознаны русской политической мыслью еще в XIX веке. Раскол общества на две основные субкультуры: «склад» русской жизни крестьянства и «склад» русской жизни, включавший в себя европеизированные «верхи» России - аристократию, чиновничество, дворянство и некоторые другие социальные группы, есть нечто характерное лишь для России. Своеобразие этого раскола стало одним из основных мотивов русской политической мысли.
До сегодняшнего дня политическая культура России характеризуется глубиной раскола на две субкультуры. По мнению одного из современных российских политологов, «различия субкультур подчас настолько разительны, пропасть между ними настолько велика, что у некоторых наблюдателей может создать впечатление, будто в России сосуществуют две нации, не объединенные почти ничем, кроме общего языка и территории».
Задача формирования современного гражданского общества в России предполагает, прежде всего, преодоление данного раскола и формирование более однородной по своим основным характеристикам гражданской политической культуры.