Политическая культура Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:53, реферат

Описание работы

Правитель, по конфуцианской традиции, лично отвечал за сохранение и оптимальное функционирование всего общества. Его называли “сыном Неба”, “отцом народа”. Фигура монарха рассматривалась традиционной китайской культурой как весьма существенный элемент мироздания. Монарх был Человеком-посредником между Небом и Землей. Дэ правителя могло накапливаться в династии, от поколения к поколению, т.к. весь клан “работал” на него. Дэ могло иссякать при нерадивом отношении к своим обязанностям, и это приводило к падению династии.

Работа содержит 1 файл

политическая культура.docx

— 17.57 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени М.В. ЛОМОНОСОВА

Высшая школа  телевидения 
 
 
 
 
 
 

 «ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КИТАЯ» 
 
 
 
 

Выполнила студентка  Синь Вэнь 

                                                                                                                     Проверила Е.И.Глушенкова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011г. 
 
 
 
 

     Правитель, по конфуцианской традиции, лично  отвечал за сохранение и оптимальное  функционирование всего общества. Его  называли “сыном Неба”, “отцом народа”. Фигура монарха рассматривалась  традиционной китайской культурой  как весьма существенный элемент  мироздания. Монарх был Человеком-посредником  между Небом и Землей. Дэ правителя могло накапливаться в династии, от поколения к поколению, т.к. весь клан “работал” на него. Дэ могло иссякать при нерадивом отношении к своим обязанностям, и это приводило к падению династии. Поэтому задачей правителя было неукоснительно копить и сохранять дэ. Для этого он должен был уметь “считывать письмена с небес”, т.е. понимать волю Неба. Император получает мандат Неба на занятие престола , а в случае плохого управления народ имеет право низложить его. Здесь действовал принцип меритократии: трон должен доставаться достойному.

     Главным принципом управления государством считалось недеяние, смысл которого состоял в том, чтобы не мешать, не противодействовать законам Природы, уловить ритм дыхания Дао: “Небо и Земля бездействуют и все совершают”. На практике это выглядело так: “Если я не действую, народ будет находиться в самоизменении. Если я спокоен, народ будет сам исправляться. Если я пребываю в недеянии, народ становится богатым”. Лао Цзы говорил: “ Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже тот правитель, который требует от народа его любить и возвышать. Еще хуже правитель, которого народ боится и хуже всех те правители, которых народ презирает”. Управление государством приравнивалось в китайской традиции к управлению водным потоком : не надо прилагать усилий для того, чтобы заставить воду течь туда, куда стремится сама река. Горе тому, кто вздумает преградить ей путь. Следовать Природе – не значит ущемлять свою свободу, а, напротив, означает сделаться свободным. Властвует тот, кто покоен и безмолствует. Высшая мудрость состоит в том, чтобы следовать обстоятельствам, быть способным к недеянию, несвершению, что и означало правильную деятельность.

     Правитель и его приближенные должны делить с народом и хорошее, и плохое: “Если народ в достатке, как  может недоставать правителю? Если же людям не хватает, то как может хватить правителю?” Главными задачами правителя были: обеспечить народ пищей, содержать армию и – завоевать доверие людей. Можно поступиться, как говорил Конфуций, оружием, даже пищей, но без доверия нет основы для государства. Чтобы заполучить доверие народа, правителю следует самосовершенствоваться, исправлять свои недостатки. Если же он “не в состоянии усовершенствовать себя, то как он сможет выправить поведение других?”.

     Затем Происходит Синьхайская революция, в результате которой Циньская империя пала, и таким образом были трансформированы основные социально-политические принципы после прихода к власти председателя Мао и «культурной революции», уничтожившей те этические нормы и принципы, а также систему ценностей, на которых основывался фундамент великой Поднебесной империи.

     В Китае была провозглашена республика. Деятельность ее основателя Сунь Ятсена и «движение 4 мая», стремившиеся покончить  с отсталостью страны, были направлены против конфуцианства и его наследия. Конфуцианские традиции, хотя и не без сопротивления, отступали, а  освобождавшееся место занимали проникавшие в Китай извне  учения: западные философские теории, христианские идеи, различные течения  социализма и анархизма, а также  революционный марксизм. Это была эпоха активной борьбы мнений, синтеза  старого и нового, первых попыток  практического применения иноземного опыта на китайской почве. Ценности традиционной культуры Китая активно  подменялись западными, что порождало их неприятие со стороны большинства населения Китая.

     Коммунистическая  партия Китая активно боролась со всеми проявлениями традиционной культуры: разрушение китайской культуры компартией Китая было запланированным, хорошо организованным и систематичным  делом, осуществляемым с использованием государственного насилия. С момента  своего появления КПК, не останавливаясь, проводит «революцию», коренную ломку  культуры Китая, стремясь полностью  уничтожить ее дух.

     Руководители  Китайской Народной Республики, отвергнув  многие атрибуты прошлого, не смогли в  полной мере порвать с традицией. В Китае, который на протяжении веков  управлялся не столько с помощью  законов, сколько на основе системы  идеологического воспитания и принуждения, идеологические ценности занимали одно из первых мест в системе политической власти. «Культурная революция» должна была завершить работу по формированию нового идеологического режима, основанного  на идеях Мао Цзэдуна. Она перевернула  сферу духовной культуры, добиваясь  уничтожения любых идейных ценностей, не укладывавшихся в пространстве идей маоизма. Теперь самым тяжким преступником становится тот, кто осмелится выступить  против вождя.

     В Китае издавна существовала традиция вторжения властей в духовную жизнь народа. Существует множество  примеров в истории Китая, когда  сами императоры, устав от военных  походов, начинали походы против великих  мыслителей, стремясь превзойти их мудростью, тем самым снискав  себе еще большей славы.

     Мао Цзэдун повторяет путь великих правителей прошлого, но, вполне возможно, что он руководствовался совершенно иными  мотивами. С одной стороны, это  мотив закрепления личной власти, с другой — лавры великих императоров  прошлого не давали покоя. Как пример подобной политики можно рассмотреть  политику первого императора династии Цинь — Цинь Шихуана: массовое сожжение книг и закапывание живьем последователей Конфуция. Цинь Шихуан использовал все возможности и средства для удержания своей власти: ввел жестокие формы уголовных наказаний в сфере идеологии, усиленно ограничивая свободу убеждений, и в последствии уничтожил более тысячи последователей конфуцианства, не согласных с его политикойПолитика, проводимая во времена «культурной революции», превосходила политику первого императора Китая — как по жестокости, так и массовости репрессивных мер. По этому поводу сохранилось одно из высказываний Мао Цзэдуна: «Кем же был первый император династии Цинь? Он уничтожил 460 последователей Конфуция, мы же репрессировали 46000 интеллигентов. Есть люди, которые называют нас диктаторами, говоря, что компартия — „современный Цинь Шихуан“. Это — факт, мы полностью его признаем».

     Интересен и тот факт, что построение нового общества, с жесткой иерархией  внутри коммунистической партии, основывалось на принципах конфуцианства —  учения строго запрещенного и «вредоносного».

     Подводя итог, заметим, что были нивелированы ценности и нравственные ориентиры  традиционной культуры, но принципы государственного устройства и основа взаимоотношений  между правителем и подданными остались прежними. Здесь мы наблюдаем преемственность  культуры, что свидетельствует о  чрезвычайно сильном воздействии  традиционной культуры Китая на сферу  государственного управления.

Информация о работе Политическая культура Китая