Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:16, реферат
Сегодня стало весьма популярным утверждение о том, что мы живем в эпоху общества информации. Действительно, в коммуникационные процессы вовлечены как отдельные люди, так и целые сообщества. Информация воздействует на нас и оказывает влияние в самых разнообразных областях человеческого бытия, не исключая, а в современных условиях развития средств информации даже предполагая широкое использование информационных технологий в политике.
Политическая коммуникация и власть
Кудрявченко Н.А.
Сегодня стало весьма популярным утверждение о том, что мы живем в эпоху общества информации. Действительно, в коммуникационные процессы вовлечены как отдельные люди, так и целые сообщества. Информация воздействует на нас и оказывает влияние в самых разнообразных областях человеческого бытия, не исключая, а в современных условиях развития средств информации даже предполагая широкое использование информационных технологий в политике.
Система взаимоотношений между средствами массовой коммуникации и обществом могут изучаться под различными углами зрения. Центральным является вопрос: на каких принципах средства массовой коммуникации функционируют в конкретных политико-экономических и культурно-исторических условиях.
Политическая коммуникация не существует сама по себе. Она является составляющей более крупной области политической деятельности. Политическая коммуникация – это совокупность теорий и методов, которыми могут пользоваться политические организации и органы власти с целью определения своих задач и влияния на поведение граждан. С ее помощью появляется возможность передачи политических знаний и опыта, а также формирования “образа” власти, ибо сегодня, как и во все времена, правители стараются предстать перед массами с самой выгодной стороны, в зависимости от требований, которые предъявлялись к вождю, государю, президенту в каждую историческую эпоху. Следовательно, политическая коммуникация – это своеобразный вид политических отношений, без которого невозможно движение современного политического процесса.
Сегодня многочисленные политические
консультанты используют различные
способы организации
Взаимодействие и
Однако проблема, связанная
с особенностями
По мере развития электронных СМИ, информационных технологий и совершенствования компьютерной техники все более активно ведется дискуссия о функциях средств массовой коммуникации и о роли информации в жизни общества.
В этой связи представляют интерес два имени – М. Маклюэн и О Тоффлер. Отличительной особенностью взглядов Маклюэна является то обстоятельство, что технологии коммуникации рассматриваются им в качестве решающего фактора процесса формирования той или иной социально-экономической системы. В 1962 г. Маклюэн вводит понятие “электронное общество” – отсюда его стремление изучать развитие современной культуры прежде всего по отношению к месту в ней электронных средств коммуникации. Основной тезис Маклюэна, впоследствии ставший афоризмом, – “сообщением, передаваемым средством общения, является само это средство” (the medium is the message)”.
Существенный вклад в развитие идей постиндустриализма внесла концепция О.Тоффлера, изложенная в его книге “Третья волна”. Тоффлер выделяет в истории цивилизации три волны: первая волна – аграрная (до XVIII в.), вторая – индустриальная (до 50-х гг. XX в.) и третья – пост– или супериндустриальная (с 50-х гг.) Тоффлер описывает процесс отмирания индустриальной цивилизациии в терминах “техносферы”, “социосферы”, “информационной” и “властной сферы”, показывает какие революционные изменения в сегодняшнем мире претерпевает каждая из этих сфер. Особое внимание уделяется показу взаимоотношений между этими сферами, а также между “биосферой” и “психосферой”.
Наиболее серьезные разработки в области теории политической системы связаны с “системной моделью” Д. Истона, “функциональной моделью” Г. Алмонда и “кибернетической моделью” К. Дойча. Эти модели адаптировали общесистемный и структурно-функциональный подходы к анализу политической жизни. В частности, в политической теории начинает использоваться “внеисторичный” подход, имеющий свои корни в естествознании (Л. фон Берталанфи) и кибернетике (Н. Винер). В политологии начинают использоваться термины “вход” в систему, “выход”, [c.66] “обратная связь”, “внешняя cреда”. Естественно, что неотъемлемой частью этих моделей является политическая коммуникация, т.к. концепция политической системы вывела на первый план рассмотрение процессов взаимодействия политических институтов, социальной среды и центров принятия решений. Истон в работах 50-60-х гг. выстраивает целостную теорию, которая опирается на изучение “прямых” и “обратных” связей между политической системой и внешней средой, используя кибернетические принципы, системный подход и элементы общей теории систем.
“Функциональная модель” политической системы была разработана американским политологом Г. Алмондом, который в 1956 г. предложил ставшую классической типологию политических систем. Структурно-функциональный подход к интерпретации политических систем разрабатывается Алмондом в рамках целого цикла работ. В своей модели политической системы Алмонд выделяет три аналитических уровня (или блока), связывая функции макросистемы с деятельностью отдельных институтов, групп и даже индивидов, включенных в систему в качестве ее элементов. Также следует отметить, что в отличие от Истона, Алмонд успешно интегрирует макро– и микроподходы, что в некоторой мере послужило стимулом для активного использования его теоретических моделей в широком спектре политологических исследований.
Информационно-кибернетическая модель политической системы была предложена американским политологом К. Дойчем, который определяет политическую систему как сеть коммуникаций и информационных потоков. При этом именно правительство, как субъект государственного управления, мобилизует политическую систему путем регулирования информационных потоков и коммуникативных взаимодействий между системой и средой, а также отдельными блоками внутри самой системы.
Описание и анализ политических систем показали, что во всех рассмотренных моделях важную роль играет информационно-коммуникативное взаимодействие, причем информация и коммуникация и выполняют, по меньшей мере, две основные функции в каждой из рассмотренных систем: 1) информация и коммуникация являются специфическими ресурсами властных структур и политических субъектов; 2) они являются специфическим инструментом или средством реализации интересов политических субъектов.
Необходимо подчеркнуть тесную внутреннюю связь двух моделей – модели политической системы Истона и модели массовой коммуникации Лассуэлла. Обе модели имеют одну основную функцию – поддержание равновесия и устойчивости в общественной системе. Г. Лассуэлл определяет массовую коммуникацию в понятиях как ее собственной структуры, так и выполняемых ею основных социальных функций, предложив, ставшее классическим, определение ее как такого “акта коммуникации”, который раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие по мере его осмысления вопросы: “кто – что сообщает – по какому каналу – кому – с каким эффектом”. [c.67]
Сегодня постоянное развитие компьютерной техники и новых электронных средств связи резко расширило возможности не контролируемого правящей властью производства и восприятия политической информации. Нам становятся все более доступными и привычными с каждым днем услуги телекоммуникационной сети, позволяющей своим пользователям свободно обмениваться информацией личного и социального характера.
Изменения, происходящие в обществе в последнее десятилетие, требуют переосмысления сфер деятельности, неразрывно связанных с общественным сознанием. К последним несомненно относится политическая реклама. Несмотря на обилие появившихся в последнее время работ, посвященных различным аспектам политической коммуникации и избирательным технологиям, исследований политической рекламы как структурного целого, как совокупности рекламных обращений, рекламных текстов явно, на мой взгляд, недостаточно.
Десятилетняя история
становления в современной
В настоящее время только в Москве существует более двадцати профессиональных команд, занимающихся политическим консалтингом и проведением различных политических кампаний. Наиболее известны: Центр политического консалтинга “Никколо М”, “ИНДЕМ”, “ИМИДЖ-контакт”, Центр политических исследовании “Экспертиза”, PR агентство “Михайлов и Партнеры”, фонд “Политика”, Центр политической психологии, фонд “Гражданское общество”, ассоциация политического консалтинга “Нике” и др.
Расширение политической коммуникации, несомненно, придает политике больший динамизм. Однако если этот процесс не сопровождается соответствующим ростом взаимопонимания в обществе и единого мнения для необходимых политических решений, то происходит обесценивание политической коммуникации, следствием чего является утрата доверия к коммуникации.
Политика является актом
творческим. Для него нужны политики,
которые расходуют свой творческий
потенциал для направления