Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 21:43, доклад
Элита - (от франц . elite - лучшее, отборное),..1) (в социологии и политологии) высший слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющий важные и культурные функции. Различают как по признакам выделения элиты - политической (В. Парето, Р. Михельс), технологической (Дж. Бернхем), социально-психологической (Х. Ортега-и-Гасет, И. Шумпетер), так и по направленности - от антидемократических до либеральных. В современной социологии выдвинуты концепции множества элит (политической, экономической, административной, военной, религиозной, научной, культурной), уравновешивающих друг друга и предотвращающих установление тоталитаризма (К. Манхейм).
Элита - (от франц . elite - лучшее, отборное),..1) (в социологии и политологии) высший слой (или слои) социальной структуры общества, осуществляющий важные и культурные функции. Различают как по признакам выделения элиты - политической (В. Парето, Р. Михельс), технологической (Дж. Бернхем), социально-психологической (Х. Ортега-и-Гасет, И. Шумпетер), так и по направленности - от антидемократических до либеральных. В современной социологии выдвинуты концепции множества элит (политической, экономической, административной, военной, религиозной, научной, культурной), уравновешивающих друг друга и предотвращающих установление тоталитаризма (К. Манхейм). Важнейшими являются проблемы формирования, отбора, смены и вознаграждения элиты...2) Лучшие отборные семена, растения или животные, полученные в результате селекции для дальнейшего размножения или разведения
Говоря об элите, следует прежде всего определить, какая социальная группа в данном случае имеется в виду. В отношении к рассматриваемой проблеме главным признаком для отнесения к рассматриваемой категории, помимо общности религиозных ценностей, является интеллектуализм, то есть наличие определенного культурного багажа, позволяющего иметь более или менее цельное мировосприятие, при котором отдельные культурные, в том числе политические феномены не воспринимаются автономно друг от друга на уровне символов, но увязываются в сознании индивидуума в рамках единой логически непротиворечивой картины мира.
Элита всегда существовала в разных обществах. Сам этот термин ввел известный итальянский социолог В. Парето, который всех разделил на «лучших» и «нелучших» в любой области деятельности.
Понятийный аппарат, методология и данные исследования
Также под "интеллектуальной элитой" подразумевается социологическая категория, включающая в себя:
а) официально
действующих интеллектуалов-
б) официальных советников, экспертов, консультантов, идеологов, находящихся при политической элите, но не входящих в нее
Основными характеристиками элит являются функциональные, позиционные, корпоративные и номенклатурные признаки, в частности, их способность контролировать распределение ресурсов (финансовых, информационных, административных и т.д.). Качественные различия между элитой и обществом, например, особые ценностные установки или образ мышления, незначительны. Таким образом, термин "элита" не несет в себе никаких оценок. Он означает лишь то, что данная группа интеллектуалов входит в правящую политическую элиту или обслуживает ее. Такая интеллектуальная элита может выражать и общественное мнение, если политическая элита делает ей соответствующий заказ для обеспечения своей легитимизации.
"Интеллектуальная элита", однако далеко не всегда он используется с должной степенью рефлексии, как правило, служа простым синонимом к понятиям "высокообразованные", "высококультурные", "интеллигенция" или "эрудиты" и употребляясь в весьма различных контекстах, вне сколько-нибудь определенных смысловых рамок. Между тем, абсолютно ясно, что без введения любого понятия в хотя бы наиболее общие рамки такого рода сам диалог вокруг него будет беспредметен, да и вообще невозможен.
Дело в том, что содержание интеллектуальной жизни не остается неизменным с течением времени, да и само представление об интеллектуале, т. е. о носителе высших в глазах общества умственных способностей, связанное с характерным для каждого социума мировосприятием, способом мышления и специфической шкалой оценки интеллектуальных качеств, весьма различается как у разных народов, так и в рамках одной этнокультурной традиции в разные хронологические периоды.
Согласно институциональному определению элиты, можно представить ее как группу людей, занимающих в обществе позиции и посты командного и стратегического значения и оказывающих значительное влияние на процесс принятия жизненно важных для общества решений.
Интеллектуальную элиту нельзя отождествлять ни с учеными, ни с интеллигенцией в общепринятом смысле слова; и достаточно трудно определить ее суть на основе одной преобладающей ценности – власти, денег, влияния. Потому что не только интеллектуальная, но и другие элиты оказывают влияние на общество, разнокачественного, разнородного состава интеллектуальной элиты.
Первая группа – интеллектуалы, которые осмысливают и объясняют социальные, политические, экономические проблемы, события и процессы, происходящие в обществе. В эту группу входят ученые, журналисты, политики и другие профессионалы. В целом именно они оказывают влияние через различные средства массовой информации на широкую публику, на массовое сознание, участвуя в принятии политических или других решений или имея соответствующий статус.
Вторую группу составляют ученые, которые своими исследованиями и разработками способствуют научно-техническому прогрессу страны, поддержанию мирового престижа государства, особенно в области инновационных технологий. Они вносят реальный вклад в развитие промышленности и экономики страны.
В третью группу входят профессионалы с высоким уровнем компетентности, опытом и практическим мышлением, способностью к принятию решений в условиях неопределенности, быстрых изменений. Это – инженеры, управленцы разного уровня и профиля, гражданского, военного масштаба, предприятия, города, губернии и т. д. И именно от их интеллектуального уровня зависит успех разного рода инициатив в локальных сферах и на отдельных участках социальной экономической жизни нашей страны.
К четвертой группе я отношу деятелей системы образования, педагогов, которые сами составляют интеллектуальный потенциал страны и выращивают интеллектуальный потенциал следующего поколения. Своей деятельностью они не только передают соответствующие знания, но и ищут отвечающие современным требованиям способы мышления. Следовательно, в зависимости от способа организации системы образования будет обеспечен тот или иной уровень будущего интеллектуального потенциала общества.
Также можно выделить небольшую группу различного рода экспертов, выполняющих функцию профессиональной, социальной и прочей оценки путем участия в различного рода организациях, фирмах.
Среди проблем: финансовая необеспеченность науки и, как следствие, миграция ученых; неоптимальное сочетание учеными педагогической и научной деятельности; архаичная или неэффективная организация науки по множеству позиций и направлений; отсутствие стратегического подхода к приоритетности научно-технических проблем и направлений. И, наконец, самой главной причиной является падение престижа интеллектуалов. Все это подводит интеллектуалов к опасной черте, за которой они уже не смогут считаться элитой.
Это внешние причины снижения
интеллектуального ресурса. Есть и
внутренние личностные и психологические
причины. В частности
«Интеллектуальная элита – это та часть общества, которая производит рациональность во всех областях деятельности»