Политическая элита

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2011 в 23:11, реферат

Описание работы

Долгое время против понятия "политическая элита" по разным мотивам выступали политологи самых разных направлений. Западные политологи, отстаивающие концепцию политического плюрализма, утверждают, что это понятие допустимо к употреблению лишь в отношении низкоорганизованных обществ, но оно совершенно не приемлемо для анализа политической системы постиндустриального общества. Тем не менее, понятие элита ныне прочно утвердилось в политической литературе.

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования (отбора). Такие системы определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (лиц, осуществляющих отбор) и побудительные мотивы его действий.

     Существуют  две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий — в странах административного социализма, хотя ее элементы широко распространены и на Западе, особенно в экономике и государственно-административной сфере.

     Каждая  из этих систем имеет свои специфические  черты. Так, для системы гильдий характерны:

     1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх. Примером здесь служит сложная чиновническая лестница, предполагающая постепенное продвижение по многочисленным ступенькам служебной иерархии;

     2) высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров — формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.;

     3) небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель — глава правительства, фирмы и т.п.;

     4) подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;

     5) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. По существу, эта черта вытекает из предыдущих — наличия многочисленных формальных требований, назначения на должность высшим руководством, а также длительного пребывания претендента в рядах данной организации.

     Неизбежно порождая кастовость, неоправданные  привилегии, низкопробные угодничество и карьеризм  (законченный вариант  системы гильдий – это номенклатурная система в нашем недавнем прошлом), система гильдий, вместе с тем, обеспечивает, при условии ее эффективного применения, профессионализм, компетентность, ответственность. Именно этими критериями, помимо личной преданности начальству, должен обладать претендент на должность, требующую участия в принятии решений. За рубежом при формировании административной бюрократии (аппарата исполнительной власти), а также высшего и среднего корпуса менеджеров в частно-корпоративном секторе экономики система гильдий преобладает. 

     Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров; 3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов; 5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

     Эта система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых  лидеров и нововведений. В то же время определенными недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешним эффектом..В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрутирования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.

Система гильдий  также имеет свои плюсы и минусы. К числу ее сильных сторон относятся  уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы — консенсус, гармония и преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформальными. Она порождает массовый конформизм и затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в

привилегированную касту. 
 
 

7.Политическая  элита современной России. 

Проблемы формирования новой элиты являются едва ли не краеугольным камнем социально-политической модернизации и формирования гражданского общества в современной России. При всей противоречивости переходных процессов, рядовые граждане достойно восприняли новые реалии: они изыскивают дополнительные источники заработка, пробуют себя в предпринимательской деятельности. Именно элита поняла свободу как свободу воровать. Появление большого числа публикаций авторов, не знающих ни К.

Маркса, ни М. Вебера и объясняющих, что воровство  и взяточничество – это неизбежные синонимы первоначального накопления капитала, отражает мнение худшей части  номенклатурной элиты, пополненной криминалитетом. 

Формирование  новой элиты – это долгий процесс  выращивания в недрах гражданского общества новых ответственных и  профессиональных лидеров.

«Сейчас ясно, - писал известный московский политолог  Г.К. Ашин в мае 1993 года, - что для того, чтобы руководить тяжелейшим процессом выхода страны из глубочайшего экономического и социального кризиса, спасения и развития ее культуры, нужны поистине незаурядные люди. Они должны обладать, по меньшей мере, такими качествами, как честность и компетентность, благоразумие и дальновидность»[6]. Многочисленные серьезные социально- политические исследования, а не обывательские выкрики о том, что «политика

– это грязное  дело», доказывают явное несоответствие нынешней российской элиты перечисленным  критериям (Г. Ашин, М. Афанасьев, Ш. Ривера, В. Гельман и др.). Проблемами, наложившимися друг на друга и ведущими к резонансному разрушению социума, стали отсутствие контрэлиты в советское время и тот факт, что за десятилетие реформ так и не сложилась контрэлита. Практика политической борьбы не способствует формированию демократической элиты. Тем не менее, перечислим некоторые пути и факторы формирования новой элиты:

- институционализация  и профессионализация политического  лидерства, формирования рациональной  бюрократии[7];

- сохранение  и развитие ростков гражданского  общества;

- соблюдение  закона как органами и отдельными  представителями власти, так и  гражданами, прекращение проповеди  «богатства любой ценой», «взяток  и воровства как двигателя  модернизации», создание естественной для цивилизованного общества атмосферы непринятия норм и принципов преступного мира;

- развитие начал  плюрализма, демократии, местного самоуправления  и иных форм гражданского и  общественного контроля власти. 

Прошедшие годы показали насколько сложен и противоречив процесс выращивания ростков гражданского общества и его элиты. 

Нынешнюю ситуацию, отличительной особенностью которой  является доминирование Президента при сохранении плюралистической структуры  элитиных отношений, можно определить, как неустойчивое равновесие. 

Приведенная характеристика процесса трансформации российской элиты свидетельствует о том, что элитическая теория перехода к демократии применима для описания рроссийских реалий, но с некоторыми оговорками. 

Во-первых, опыт нашей страны отчетливо свидетельствует о том, что результатом элитных взаимодействий может оказаться не достижение нормативной демократии, а ситуационное разрешение внутриэлитного кризиса. 

Во-вторых, при  описании российских элит необходимо непременно учитывать соответствующий институциональный контекст при использовании элитистской теории.

Заключение 
 

Политическая элита — это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе. Это относительно привилегированная, политически господствующая группа, претендующая на представительство народа и в демократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам и относительно открытая для вхождения в ее состав любых граждан, обладающих необходимой квалификацией и политической активностью.

     В РФ проблема формирования политической элиты усложнена наличием властных структур на федеральном и региональном уровнях. Механизм отбора и назначения в узкий круг руководителей страны, численный состав которого постоянно колеблется, здесь весьма своеобразен.

В современный период новая политическая элита решительно рвет прежние исторические корни своего вызревания, опираясь скорее на возникающие новые политические реальностиВ ближайшее время, возможно, мы можем стать свидетелями того, насколько может измениться содержание власти в России и насколько верно утверждение о том, что верховную власть в ней выдвигает и снимает элита, а не общественное мнение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЛИТЕРАТУРА: 

      1. Титов В. Н. Политическая элита и проблемы политики. СОЦИС, М., 1998, №7.

      2. Ашин Г. К. Элитология в зеркале  политической философии и политической 

      социологии. Социально-политический журнал, М., 1998, №6.

      3. Ривера Ш. В. Тенденции формирования  состава… ПОЛИС, 1995, №6.

      4. Ашин Г.К. Правящая элита и  общество. Свободная мысль, 1993, №7.

      5. Политология. Издательство "Центр", М., 1999.

      6. Панарин А.С. Политология, М,  Проспект 2003

      7. Политология: Учебник /Под ред.  В.А.Ачкасова, В.А.Гуторова - М.: Юрайт, 2005.

      8. Панарин А.С. Политология. —  М.: Проспект, 2003.

      9. Политология: / Под ред. М.А. Василика  Учебник - М.: Гардарики, 2005.

      10. Ашин Г.К., Кравченко С.А., Лозанский Э.Д. Социология политики. Сравнительный анализ российских и американских политических реалий. - М.: Экзамен, 2001. Ашин Г.К., Переделкова А.В. и др. Основы политической элитологии. — М.: Приор, 1999.

      11. Иванов И.С. Внешняя политика России и мира. - М.: Россиэн, 2001. История политических и правовых учений /Под ред. B.C. Нерсесянца. - М.: Приор, 1999. Колосов В.А. Геополитика и политическая география. - М.: Аспект Пресс, 2001. . Мелешкина Е.Ю. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. - М.: ИНФРА, 2001.

      12. НартаевН.А. Геополитика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

      13. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М.: Аспект Пресс, 2002.

      13. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. - М.: Аспект Пресс, 2001. Современная политическая теория /Под ред. В.И. Даниленко. — М.: Nota Bene, 2001. Теория международных отношений /Под ред. П.А Цыганкова. - М.: Гардарика, 2002. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Политическая элита