Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:34, контрольная работа
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политических элит и политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.
Целью настоящей работы является анализ теории политических элит и современных социально-политических элит.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Понятие и социальное назначение политической элиты. ………………..4
2.Классические теории политических элит…………………………………..7
3.Структура, типология и системы рекрутирования элит………………….11
4. Практическое задание…………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………….18
Список используемой литературы…………………………………………...19
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и социальное назначение политической элиты. ………………..4
2.Классические теории политических элит…………………………………..7
3.Структура, типология и системы рекрутирования элит………………….11
4.Немецкий социолог Дрейцель ввел понятие "социально-политическая элита", предполагая, что существуют социальная и политическая элита, которые различаются степенью влияния на поступки других людей. Какие из перечисленных ниже групп по содержанию ресурсов и способам влияния входят в социальную элиту, а какие в политическую:
1) те, кто занимает высшие позиции в группе, организации, институте, которых они достигли в результате: а) продуктивности своих знаний; б) обладания властью или влиянием на процесс принятия решений по сохранению или изменению социальной структуры;
2) те, кто участвует в нормотворчестве;
3) те, кто может быть примером поведения для других;
4) те, кто благодаря своему престижу нормативно определяет поведение людей?
Свой ответ, пожалуйста, обоснуйте…………………………………………17
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………...1
Введение
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политических элит и политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.
Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность (фракционная). Когда идет непрерывная интеллектуальная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления тех или иных групп людей.
Отсутствие условий необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем. Ярким примером этому являются тоталитаризм и авторитаризм.
Целью настоящей работы является анализ теории политических элит и современных социально-политических элит.
1. Понятие и социальное назначение политической элиты.
Понятие элиты (от лат. "элигере" – лучшее, избранное) само по себе отнюдь не ново. Начиная с XVIII века, оно употреблялось для обозначения товаров наивысшего качества. С XIX в. этот термин стал применяться к высшим социальным группам в системе социальной иерархии.
Термин "элита" обозначает ту часть общества, которая имеет доступ к инструментам власти.
Правящая группа становится элитой тогда, когда, во-первых, сосредоточивает в своих руках всю полноту власти, оставляя другой части общества только исполнительские функции, и, во-вторых, становится замкнутой, т.е. обновляется и пополняется преимущественно выходцами из своей собственной среды.
Таким образом, не всякая правящая группа может считаться элитой. Между тем политологами замечено, что всякая правящая группа обнаруживает тенденцию превращения в элиту. Этого не происходит только при наличии мощных демократических механизмов контроля снизу за деятельностью правящей группы[1]. Однако подчеркнем, что не все политологи проводят такое различие между правящей группой и элитой и большинство из них употребляют эти термины как тождественные.
Политическую элиту составляют представители господствующего класса, как руководители государства, правящих политических партий и движений, а также те, кто профессионально занимается парламентской деятельностью.
К экономической элите относят крупных собственников, владельцев корпораций, директоров промышленных компаний, руководителей производства и т.д. Экономическая элита оказывает давление на политическое руководство, субсидируя те или иные политические партии, финансируя политические кампании или, напротив, саботируя неугодные политические решения.
Бюрократическую элиту составляют высокопоставленные чиновники государственного аппарата. Их роль в правящей группе сводится к подготовке общеполитических решений и организации их осуществления в тех структурах государственного аппарата, которыми они непосредственно руководят.
Военная элита представляет высшие армейские чины, командующие воинскими формированиями. Ее роль в политике зависит от уровня милитаризации общества и от ее связей с экономическими кругами. Рост влияния этой группы может привести к превращению ее в самостоятельную политическую силу, способную подчинить себе все другие.
В идеологическую элиту входят ведущие деятели науки, культуры, средств массовой информации, представители высшего духовенства. Ее роль сводится к формированию общественного мнения, поддержке или противодействию той или иной политической линии. Господствующий класс и правящая группа всегда заинтересованы в идеологическом оправдании своего политического курса. Это требует высокой степени интеграции политического руководства и идеологической элиты. Однако особенность последней состоит в том, что ее представители стремятся к относительной независимости, критически воспринимают события политической жизни. Поэтому ее взаимодействие с правящей группой хотя и происходит объективно, но все же требует определенных усилий и с той, и с другой стороны.
Элита подразделяется на "открытую" и закрытую". Первая допускает спонтанный, "самодеятельный" приход новых членов, осуществляет саморегуляцию сообщества , подвергая остракизму членов, нарушающих установленный порядок. "Закрытые" элиты, как правило, регулируют мобильность своих членов посредством специальных органов. Принадлежность к "открытой" элите определяется экономическим весом, политическим статусом, славой и известностью. В "закрытых" элитах личные достижения имеют большое, но все же подчиненное по отношению к преданности системе или вождю значение. К тому же если в "открытой" элите приоритетной ценностью является высочайший профессионализм в своей области, то в "закрытой" - абсолютная исполнительность[2]. И наконец, "открытая" элита публична, ее члены известны, являются предметом исследования ученых и объектом давления общественного мнения. Поэтому она вынуждена заботиться о своем авторитете. "Закрытая" элита безразлична к общественному мнению и недоступна для научных исследований. Отсюда неизбежно возникают как "мелкие" проблемы вроде легитимации привилегий, так и более серьезные, выражающиеся в ухудшающемся качестве социального управления. "Закрытые" элиты, как правило, имеют тенденцию вырождения в клики. Номенклатура – это закрытый тип элиты, которая полностью огосударствлена и довольно жестко регулируется.
2.Классические теории политических элит.
Представление об элите как группе избранных личностей, способных управлять обществом, перекочевало в политологическую мысль из философских теорий прошлого. Генеалогия элитизма идет от Платона через средневековую схоластику к Макиавелли и от него к Карлейлю, Ницше, Г.Моска и другим проповедникам теорий о роли великих людей в истории.
Гаэтано Моска (1858-1941) считается на Западе "отцом" элитизма. Он развивал идею вечного разделения общества – независимо от социально-политического строя и конкретных исторических условий – на две части правящую элиту ("политический класс") и зависимую от нее и управляемую ею массу. Составляя меньшинство в количественном отношении, элита имеет качественный приоритет, так как обладает сознательностью, целеустремленностью и волей к действию.
Следуя в этом же направлении, В.Парето представлял социальное развитие в виде "циркуляции элит", в ходе которой "лисы" – специалисты по использованию обмана и спекулятивных мер – вытесняются или в свою очередь вытесняют "львов", которые символизируют крайний консерватизм и предпочитают применение силы.
Согласно В.Парето, эта циркуляция является результатом того, что каждый тип обладает качествами и преимуществами, которые только частично удовлетворяют постоянно растущим требованиям и не могут обеспечить вечное пребывание у власти той или иной элиты. Поэтому для сохранения социального равновесия требуется постоянная смена элит по мере того, как возникают повторяющиеся социальные проблемы.
Элиты довольно пестры по своему составу, историческим особенностям и социальным возможностям. Некоторые из них имеют "закрытый" характер, другие – отличаются определенной текучестью состава. Для примера можно назвать ряд основных разновидностей, которые далеко не исчерпывают историческое многообразие элитарных групп.
Аристократия – типичная элитарная группа, возникшая еще в древности, выделяется она по признаку "благородного" происхождения. В буржуазных обществах понятия аристократии и политической элиты, как правило, тождественны. В Древней Греции это – эвпатриды, в Риме – патриции (которые вели свою генеалогию от богов и героев), в феодальном обществе – это родовитое дворянство, близкое к трону монарха. В Новое время аристократы утрачивают монополию на доступ к власти, зачастую лишаются богатств, но все же пользуются определенным авторитетом. Аристократия выступает хранителем и символом славных традиций прошлого, олицетворяет такие благородные качества, как часть, достоинство личности, верность долгу. Аристократический стиль жизни, манеры, этикет служат образцом и предметом подражания для других социальных групп.
Плутократия олицетворяет собой силу денег, власть золота. В Новое время реальное влияние плутократии возрастает, но ее авторитет по сравнению, скажем, с аристократией относительно невысок. Плутократам традиционно приписывают черты шекспировского Шейлока или пушкинского Скупого рыцаря – жадность, неразборчивость в средствах обогащения и т.п. Эти же черты в глазах многих людей характеризуют и облик "новых русских", стремительно разбогатевших в условиях социального кризиса. Как показывают результаты социологических опросов, отношение общества к ним является двойственным, амбивалентным: с одной стороны, с "новыми русскими" связаны надежды на возрождение национальной экономики, а с другой – их упрекают в бескультурье, недальновидности, показной роскоши.
Столь же двойственным является и отношение к бюрократии, "аристократии чиновников". С одной стороны, исследователи признают неизбежность и необходимость возникновения бюрократических групп в процессе функционирования аппарата управления. Развитие этого аппарата ведет к расширению и усложнению функций, требует большого числа специалистов, владеющих секретами административной работы. С другой стороны, бюрократию постоянно обвиняют в формализме и головотяпстве, в подмене политических целей государства канцелярскими заботами. "Крапивное семя" – так народ именовал еще дьяков Московской Руси. И ныне слова "чиновник", "бюрократ", "аппаратчик" имеют явный негативный оттенок.
Амбивалентность свойственна и концепции М.Вебера, много внимания уделявшего проблеме бюрократии. Он особо подчеркивал бюрократическую рациональность, которая является наглядным воплощением рационального начала, присущего новоевропейскому менталитету. Отсюда и решающая роль, которую должны играть в бюрократической организации технические специалисты, пользующие научными методами работы. Тем самым Вебер определил тенденцию перерастания традиционной бюрократии в технократию, управленческую прослойку, компетентность которой основана на технической рациональности и знании технологических процессов.
В то же время М.Вебер видел угрозу демократии со стороны бюрократических элит, связывая ее с процессом "деперсонализации" индивидов в бюрократических организациях. Впоследствии Ч.Р.Миллс предупреждал об опасности "поглощения" представительных органов бюрократическими структурами, то есть фактической подмены демократии бюрократической олигархией.
Политическая элита может принудительно навязать власть, используя для этого юридические нормы. Принудительный характер юридических норм сказывается в той мере, в какой их нарушение позволяет государственным органам применять санкции. Власть осуществляется посредством этих норм. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется в полной мере. В том мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает эти нормы. Таким образом, политическая власть является регулятором поведения населения данного государства, поскольку нормы определяют его поведение.
Если к власти проявляется неуважение, правители, опираясь на институционализированные аппараты насилия, могут применить санкции, предусмотренные политической системой. Политическая элита вынуждается применять институционализированное насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными для управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного убеждения. Институционализированное насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда возникает угроза свержения элиты.