Политическая элита в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Объект нашего исследования – классические и современные теории элит. И политические элиты в России. Эта тема одна очень актуальна на сегодняшний период, так как все мы являемся свидетелями глубоких качественных перемен и трансформаций, которые характеризуют современный мир, это в полной мере касается и России. В этой связи закономерен и естественен интерес общества к проблеме лидерства, к современным теориям и их истокам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

I. Классические теории элит…………………………………………………………...4

1.1 Основоположники и классики элитологии……………………………....4

II. Современные теории элит…………………………………………………………..6

2.1 Основные направления современной элитарной теории………………..6

III. Политическая элита в России…………………………………………………….15

3.1 Политическая элита и аппарат органов государственной власти: диалектика взаимодействия…………………………………………………………..15

Заключение…………………………………………………………………………….30

Список используемой литературы…………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

МОЯ ПОЛИТОЛОГИЯ $$$$$$$реактировать.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

Действия  политиков и чиновников переплетаются, приобретают ярко выраженный политический характер.

      Тут существует одна особенность управления: высшие политические должностные лица устанавливают общие принципы и  подходы, рамочные условия и пределы, в которых функционируют административно-управленческие структуры и их работники. Но поскольку регламентом невозможно предусмотреть все ситуации, именно госслужащий самостоятельно определяет степень соответствия того, что имел ввиду законодатель или политический руководитель. Вот тут-то и появляется у него возможность самостоятельной оценки ситуации, свободного толкования «спущенных сверху» директив, вхождения в поле политического властвования и участия в делах государства. Отсюда масса ведомственных правил, инструкций и методических рекомендаций, в деталях расписывающих «правила поведения».

      Через реализацию этих правил, государственные служащие и становятся реальными участниками управленческого процесса. Они могут многое регулировать, побуждать, разрешать и запрещать, навязывать. И все это под

прикрытием  беспристрастности, бесклассовости, компетентности.

      Их  деятельность, желают они того или  нет, направлена либо на упрочение государственного строя и укрепление его авторитета, либо на разрушение.  Чиновник становится авторитетом и олицетворением государства, своеобразным атрибутом власти. Люди это знают: просят вмешаться в ситуацию, взять на себя разрешение конфликта, что-либо лоббировать. Видя реальную власть чиновника, они часто не стремятся защитить себя через официальные органы управления и правопорядка, а обращаются к конкретному чиновнику, неформально влиятельному должностному лицу. В таких условиях служащие действительно превращаются «в выгодных для себя слуг общества», господствуют благодаря монополии на должность. Многие из них превращают политику в доходный промысел, получая от нее регулярное и надежное вознаграждение. У некоторых формируется большое самомнение и впечатление своего превосходства над официальными государственными структурами, пренебрежительное отношение к представительным органам власти, не говоря уже об органах местного самоуправления.

      Все это таит в себе немалую социальную опасность, негативно влияет на демократические  институты, снижает эффективность  и нравственность государственной  службы. Тем более, если власть дается надолго. И несмотря

на то, что ее будут представлять вполне добропорядочные и хорошие специалисты-профессионалы.

      Вольно  или невольно временным «затяжкам» способствует непродуманность реализации принципа карьерности и пожизненности государственной службы. С одной стороны, этот принцип действительно защищает служащего от прямого политического давления и мелочного вмешательства политических лидеров в оперативную деятельность аппарата органов управления. Вновь избранные или назначенные руководители не могут по политическим или иным соображениям сместить «карьерного» служащего, заменить его на своего сторонника. Это позволяет постепенно на протяжении многих лет экстенсивного развития кадрового корпуса формировать прочную государственную службу, обеспечивать власть участием высококвалифицированного состава грамотных и ответственных специалистов. Без такого потенциала уровень внутренней самоорганизации управленческих структур и эффективность власти были бы во много раз ниже.

      Но, с другой стороны, это имеет и  негативную сторону, о чем мы говорили выше. Добавим еще и то, что положение профессионального служащего воспитывает в нем снобизм, склонность к бюрократизму, высокомерие, зачастую определенную своеобразную сопротивляемость новому, скептическое отношение к инициативе молодых политических лидеров. В России же есть еще одна особенность. Завладев властью, наш чиновник тут же стремится к собственности и привилегиям, любит выглядеть солидно: кабинет, секретарь - референт, компьютер, зычный голос, жесткий взгляд. А значит, многие из них будут служить кому угодно, лишь бы сохранить кресло, обладать властью и использовать ее для наживы.

      В этих условиях чиновники лишь тем  и занимаются, что штурмуют собственность  и власть не ради общества, преследуя  не государственные, а сугубо меркантильные цели. Такое чиновничество не укрепляет государство, а разъедает его. Поэтому сейчас для нас главное - отделить государство от собственности. Власть и собственность должны дифференцироваться, а не интегрироваться. Правда, в разумных пределах. Другая крайность в этом деле не менее опасна. Паразитизм чиновничества и огромной армии министров, парламентариев, помощников и референтов, жадно прильнувших к сытной кормушке, порождают паразитизм предпринимателей, лживость и лицемерие директорского корпуса, а за ними — стагнацию в обществе, углубление кризиса, развал государственности и движение страны в сторону третьего мира. Традиционной язвой российской системы государственной службы является коррупция. Сейчас она достигла опасного уровня и стала угрожать национальной безопасности, что требует от общества, прежде всего от правительства, самых решительных действий по искоренению этого зла, по оздоровлению всего государственного аппарата.

      Не  случайно исследователи не только в  нашей стране, но и на Западе продолжают настаивать на том, что госслужащий должен быть независим от доходов, которые может принести ему политика, когда он состоятельный человек и имеет достаточный постоянный доход. И еще: многие считают, что в нынешних условиях более эффективна система, предусматривающая широкую сменяемость служащих после того, как избиратели выразили предпочтение другой партии, то есть призывают к более гибкому сочетанию принципов сменяемости и пожизненного найма; планирования карьеры и исполнения должности на профессиональной основе.

      И это мнение отражает некоторые объективные  тенденции. Во Франции, например, новые назначения на руководящие посты в центральной администрации в период с 1958 по 1974 год составили 14%, 1974-1976 гг. - 25%, 1981-1983 гг. - 31%, а в период с марта 1986 по март 1987 года возросли до 40%. Все это заметно сужает поле самостоятельности этой категории руководителей, снижает уровень мотивации и их заинтересованность в продвижении по служебной лестнице. Тем более, что государственному служащему многое запрещается.

      Для успешной работы на государственной  службе особенно, а тем более на ответственных должностях, надо уметь проявлять взвешенность и разумность13, способность балансировать между курсом выборных инстанций, интересами своего ведомства и ожиданиями граждан, строить прочные рабочие взаимоотношения с избранными и назначенными на политические должности лицами, быть искренне лояльным к тому государству, которому служишь. В конечном итоге это означает умение сочетать политическую и социальную эрудицию, профессиональный опыт, способность наладить контакт с избирателями, готовность взять на себя ответственность, решительно действовать в неординарной ситуации.

      И снова кажущееся противоречие: чиновники  как опытные и сознательные люди достаточно хорошо разбираются не только в своих служебных делах, но и в политических проблемах. А к политике их не допускают. По крайней мере, в общих делах государства они могут участвовать лишь в строго ограниченных рамках. Реально же они обладают значительно большими возможностями вторгаться в сферу политических отношений. Тем более, если они работают в информационно-аналитических центрах, в аппарате законодательных органов.

      Поэтому многие из чиновников охотно откликаются  на просьбы политиков помочь им, видят свой патриотический долг в том, чтобы действовать политически компетентно и ответственно, прилагают немало усилий к тому, чтобы их первые руководители, правительство действовали грамотно и эффективно. Они работают не просто за зарплату, а во имя того, чтобы служить наивысшим национальным интересам. Деньги, престиж, комфорт для таких людей не главное. И таких работников немало, что подтверждают данные исследований.

      Для успешной работы в государственных  и муниципальных органах власти, по мнению самих служащих, ныне приоритетное значение имеют такие ценности, как уважение людей (92,0%), профессионализм и активная самореализация способностей (88,8%), порядочность, честность (84,6%), интеллигентность (65,5%). О почете и славе серьезно «мечтает» не более 12% первых руководителей. В целом у людей здоровые и перспективные жизненные установки. Чем выше уровень профессионализма и грамотности у руководителей, вовлекаемых в делание политики и совершенствование социальных отношений, тем больше внимания и уважения они проявляют к простым ценностным аспектам жизни. Такие лидеры с большей готовностью работают с выборными органами, с инициативными группами граждан, общественными организациями. Таким руководителям нужен и соответствующий аппарат, нужны помощники, работающие не за деньги, а на совесть. Поэтому для таких работников научная организация труда в аппарате, изучение трудовых затрат, хронометрирование времени на службе — ценности малозначимые. Они бесполезны. Статистические данные нельзя соотнести с качеством выполненной работы, с глубиной ее духовно-нравственной составляющей. Скорость исполнения поручения, своевременно и «гладко» написанный документ еще не являются показателями качества умственной деятельности, демократичности и социальности труда чиновника. Нельзя, скажем, оценивать качество работы судьи или следователя только по тому, сколько потребовалось времени на расследование дела и вынесение приговора.

      Отсюда  и главный вывод по данному  вопросу: сейчас для государственного строительства нет актуальнее задачи, чем формирование корпуса высококвалифицированных специалистов управленческого труда, имеющих большой практический опыт и нравственно воспитанных чиновников. Ведь правильно говорят, что добрые деяния происходят от доброго воспитания, доброе воспитание — от хороших законов, а хорошие законы — от жизни и образованности тех, кто их готовит. Даже в условиях кризисов и смут.

      Много лет назад - А. Токвиль высказал хорошую мысль о том, что основная цель демократической власти состоит не в упорядочении нищенского существования граждан, а в укреплении благополучия людей. С этим трудно не согласиться.

      Труднее реализовать на практике, тем более  в условиях, когда общество и

государство находятся «в ловушке» системного кризиса. Это требует кардинального изменения  системы функционирования современной государственной власти, оптимизации деятельность чиновничьего аппарата. Их действия должны быть конструктивными и прагматически выстроенными на принципах научности, конкретно-исторического подхода, законности, гуманизма и социального контроля.

      При этом следует иметь в виду, что  проблему государственной службы с  каждым днем решать становится все  труднее и труднее. Ибо затрагивает  она не простые житейские стороны, а глубинные социально-классовые  интересы, идеологические предпочтения и мировоззренческие ориентиры многих людей.

      Политический  окрас всегда усиливает социальное соперничество, вовлекая в него государственные структуры, партии, оппозицию, духовные и политические авторитеты. На лиц, реально занятых разрешением реальных проблем, начинают наваливаться соображения, не имеющие к самой проблеме прямого отношения.

      Поэтому, рассуждая о соотношении политики и государственной службы, следует  сразу уяснить, что от политики надо избавляться всюду, где можно  без нее обойтись. Мы, конечно, не говорим о «стерильной деполитизации» государственной службы, что невозможно. Но от излишней политизации управленческих и организационных отношений следует уходить и помнить, что государственная служба должна быть надежно защищена от произвола сменяющихся партий, правительств и министров, а народ - от произвола чиновников и всевластия аппарата. Особенно, если он граничит с тоталитаризмом и авторитаризмом.

      Задача  политиков не в мелочной опеке  аппарата, а в глобальном отслеживании ситуации в обществе и своевременном выявлении грозящих опасностей, формировании и балансировке политических целей и программ, составлении планов и контроле вместе с оппозицией, за их реализацией. Это, во-первых.

      Во-вторых, оптимизация государственной службы и обновление менталитета аппаратчика - один из ведущих факторов повышения эффективности политической системы и ее элиты. А это в свою очередь диктует необходимость более широкого привлечения в аппарат профессионалов, ответственных и нравственно устойчивых работников, улучшение информационно-аналитического обеспечения государственных структур, четкого разграничения функциональных обязанностей сотрудников, укрепление исполнительской дисциплины.

      В-третьих, большей слаженности во взаимодействии политиков и государственной  службы будет способствовать реализации мер, направленных на преодоление авторитаризма и бюрократизма. Прежде всего, таких, как децентрализация и упрощение бюджетного процесса, устранение противоречий и несогласованности правового регулирования политической деятельности, государственной службы и местного самоуправления; рационализация и демократизация технологий принятия политических и управленческих решений, устранение в этом деле противоречий, неясностей и правовой неразберихи; введение в практику ориентированного на результат, четко скоординированного систематического контроля и рейтинго-вой оценки всех ведомств и структурных подразделений государственного аппарата (контролинга); подотчетность высших руководителей, приближение их к народу; повышение личной ответственности каждого работника за качество и своевременность предоставляемых государственными службами услуг, в том числе путем создания единых обслуживающих центров; создание в учреждениях атмосферы доброжелательности, доверия и взаимопомощи.

Информация о работе Политическая элита в России