Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 08:58, реферат
Что касается кадровой политики, то на первом этапе становления государственности, в стране просто не было людей, живших и работавших в условиях независимости и рыночной экономики. Большей частью у власти осталась "старая" элита, точнее та ее часть, которая смогла воспринять новые реалии и адаптироваться к ним. Ее по возможности обновили за счет кадров, приглашенных из Москвы, т.е. из союзных структур. Кроме того, были востребованы политики, "выращенные" в первом парламенте суверенного Казахстана - Верховном совете 12-го созыва. Еще в 1990 году был создан ряд структур, в которых готовились специалисты, призванные проводить экономические реформы (Госкомиссия Совмина по экономической реформе, Высший экономический совет, Фонд культурного, социального и научно-технического развития Казахстана).
Политическая элита
Казахстана: издержки роста
В последние годы
разве что ленивый не критиковал
принципы проводимой в Казахстане кадровой
политики в частности, и механизм
формирования и функционирования правящей
элиты в целом. Такой подход понятен
и вполне объясним: власть в стране,
в недрах которой находится практически
вся таблица Менделеева (особенно, углеводороды),
а сама она граничит с Россией, Китаем
и Средней Азией, является предметом зависти
и вожделения со стороны многих.
Наверное, пересказывать
содержание многочисленных нападок, написанных
как правило людьми, либо этой властью
отторгнутых, либо - невостребованных
(не считая десятков заказных публикаций
у сторонних "политологов"), просто
бессмысленно. "Все плохо, все неправильно
и вообще в Казахстане - средневековье".
Полемика имела бы смысл только в том случае,
если противная сторона что-то представляла
из себя в интеллектуальном плане. Но увы…
Взять к примеру
модель "западного либерального
демократического общества", многократно
навязываемую Казахстану в качестве примера
для подражания, причем 100%-ного, и рассмотреть
ее с той точки зрения, с которой доморощенные
"демократы" описывают Казахстан.
Президент одной из этих стран, являющийся
представителем местной родоплеменной
знати (WASP), обеспечивает избрание своих
сыновей губернаторами-акимами двух провинций,
а затем старший и сам становится президентом
- при многочисленных нарушениях и фальсификациях
на выборах. Упомянутый президент-сын
по своим ораторским показателям превзошел
воспетый в анекдотах образ Леонида Ильича
в сотни раз. Администрация-"семья"
нового президента состоит из ставленников
транснациональных нефтяных и военно-промышленных
корпораций, которые получают из рук "семьи"
на бесконкурсной основе многомиллионные
госзаказы и подряды. Во внутренней политики
страна демонстрирует сворачивание демократических
институтов при одновременном резком
усилении влияния спецслужб, а во внешней
- преобладают ковровые бомбардировки
мирного населения других стран и полное
попрание норм международного права. И
такая модель, по мнению "оппозиции",
должна быть реализована в нашей стране...
Казахстан за 12 лет
своей независимости (и за 70 лет
советской власти, которые являются
неотъемлемой частью нашей истории)
прошел сложный и тернистый путь.
Первоочередными задачами власти после
декабря 1991 года было не воспроизведение
какой-либо "модели", а становление
институтов государственности и проведение
экономических реформ. Первая задача,
точнее механизм ее исполнения зачастую
критикуется за то, что за эти годы количество
различных ведомств и госслужащих выросло
в разы по сравнению с 70-80-ми годами. Довод
отчасти справедливый, однако почему-то
не берется в расчет то, что в Казахской
ССР не было министерств по управлению
нефтяной, газовой, химической, оборонной
промышленностью, МИД и Минобороны существовали
только на бумаге, а в разгар горбачевской
перестройки были упразднены министерства
геологии и цветной металлургии с передачей
их функций союзным властям. Президент
и правительства Караманова и Терещенко,
как бы их не критиковали сейчас, просто
вынуждены были заниматься "бюрократизацией"
казахстанской госвласти; создавать и
воссоздавать ведомства, без которых Казахстан
просто не мог существовать - министерства
промышленности, обороны, иностранных
дел, внешнеэкономических связей, экологии,
науки, Госкомимущество, Антимонопольный
комитет, налоговые и таможенные органы,
пограничные и внутренние войска, Агентство
по атомной энергии, Высшую аттестационную
комиссию, патентное ведомство и другие.
Отраслевые министерства, утратившие
свое значение в качестве институтов госвласти,
были преобразованы в госконцерны и госхолдинги,
т.е. в более естественное для них состояние.
Одновременно шла
реформа управления регионами: проводить
централизованную экономическую политику
в условиях не до конца оформленного
государства и наличия полновластных
мини-парламентов (советов народных депутатов)
было самоубийственно. Поэтому в регионах
были созданы местные администрации, составляющие
единую вертикаль управления.
Что касается кадровой
политики, то на первом этапе становления
государственности, в стране просто не
было людей, живших и работавших в условиях
независимости и рыночной экономики. Большей
частью у власти осталась "старая"
элита, точнее та ее часть, которая смогла
воспринять новые реалии и адаптироваться
к ним. Ее по возможности обновили за счет
кадров, приглашенных из Москвы, т.е. из
союзных структур. Кроме того, были востребованы
политики, "выращенные" в первом парламенте
суверенного Казахстана - Верховном совете
12-го созыва. Еще в 1990 году был создан ряд
структур, в которых готовились специалисты,
призванные проводить экономические реформы
(Госкомиссия Совмина по экономической
реформе, Высший экономический совет,
Фонд культурного, социального и научно-технического
развития Казахстана).
Таким образом, уже
в 1992 году в Казахстане была сформирована
модернизированная система
В 1994-1997 годах по стране
прошла волна приватизации, по сравнению
с которой предыдущие годы показались
многими "цветочками". Гиганты промышленной
индустрии ушли практически за бесценок.
Нефтегазовая сфера, цветная и черная
металлургия, химическая промышленность
обрели новых хозяев, некоторые из которых
неизвестны по сути и поныне. Лишь на рубеже
1997-1998 годов окрепший госаппарат смог
остановить эту вакханалию и приступить
к ее "очистке". Однако постприватизационный
период совпал с мировым экономическим
кризисом и усилением политического противостояния.
В итоге была выстроена
компромиссная система: новые хозяева
большей частью сохранили свою собственность,
отечественная бизнес-элита
Политический кризис
осени 2001 года, развязанный самими амбициозными
представителями политтусовки и олигархического
сообщества, поставил на данной модели
крест. Госаппарат "проснулся", очистился
от новоявленных "штурмовиков" с
одной стороны и не менее свежих "олигарх-демократов"
с другой, и уверенно вернул себе полноту
власти в стране. За последние годы в Казахстане
была проведена реорганизация и "чистка"
исполнительной власти, силовых структур,
госмонополий, принят ряд принципиально
важных законов, завершивших переходный
период в экономике, проведены показательные
процессы над коррумпированными чиновниками.
Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура
поспособствовала активизации социальной
и инвестиционной политики. Иными словами,
нынешний период развития Казахстана
можно охарактеризовать как стабильное
развитие.
Можно отметить значительный
рост образовательного уровня управленческой
элиты, как в государственном
секторе, так и в частном. Причем
данный тезис не обязательно иллюстрировать
тем примером, что количество министров,
акимов и генералов, имеющих звания докторов,
кандидатов наук, профессоров и академиков,
резко выросло. Речь идет именно о качественном
росте: в стране сформировалась когорта
профессиональных менеджеров и управленцев,
которые - по аналогии с "профессиональными
революционерами" 20-30 годов прошлого
столетия, - с одинаковым успехом могут
руководить и отдельными предприятиями,
целыми отраслями и - при необходимости
- политическими проектами. Основной успех
здесь сыграла политика президента, реализуемая
с самого начала 90-х годов и направленная
на создание своеобразных "инкубаторов
элиты", как в образовательной сфере
(КИМЭП, НВШГУ, Академия госслужбы, программа
"Болашак"), так и внутри управленческой
(Высший экономический совет, Агентство
по стратегическому планированию). Кроме
того, в целях освежения, оздоровления,
омоложения управленческого корпуса,
государство шло на различные эксперименты,
в том числе и весьма неоднозначные. К
таковым можно отнести привлечение на
госслужбу сотрудников различных частных
финансово-банковских и коммерческих
структур, которые с одной стороны передали
полученные ими в бизнесе навыки, приобретя
взамен управленческий опыт и государственный
подход к решению проблем, а с другой -
во многом способствовали сращиванию
госструктур и бизнеса, преимущественно
в корыстных целях. Однако, несмотря на
ряд проблем морального свойства, о которых
будет рассказано ниже, можно уверенно
заявить, что казахстанская элита состоялась.
За каких-то десять
лет правящая элита заметно помолодела,
получила дипломы престижных российских
и зарубежных вузов, заговорила на нескольких
языках, можно даже сказать, что способствовала
симбиозу западного (вестернизированного)
и восточного (традиционного) стилей управления
и внутриэлитного взаимодействия.
Основной проблемой на сегодняшний день, на взгляд автора, является уровень развития отечественной элиты. Элита - а это прежде всего высший и средний слой госаппарата, менеджмент национальных компаний, банков, приватизированных промышленных предприятий, региональные политико-экономические бонзы - встала перед дилеммой: какой именно Казахстан в будущем она хочет видеть в ракурсе своих личных и групповых интересов.
Экономическое процветание
той части элиты, которая является
хозяевами, акционерами бывшей госсобственности
основано на проведенной в 90-х годах
приватизации, проведенной, скажем так,
не вполне транспарентно. Другая, не менее
крупная часть элиты, находящаяся на госслужбе,
во главе регионов и государственных национальных
компаний, находится в зависимости от
высшей госвласти, которая по тем или иным
причинам выбрала их в качестве наемных
менеджеров по отношению к своим ресурсам.
Естественно и желание "менеджерской"
элиты стать собственниками - неприватизированных
естественных монополий в частности и
контроля над ресурсами в целом.
Элита нуждается, как
минимум, в гарантиях сохранности своего
социального положения и своих капиталов.
Отказ от пересмотра итогов приватизации,
легализация капиталов и собственности,
сокращение фискальных и административных
рычагов давления на бизнес, расширение
прав СМИ (которые нынче преимущественно
и принадлежат бизнес-элите), расширение
своих лоббистских функций в исполнительной
и законодательной ветвях власти - все
эти шаги можно отнести к реформам, направленным
на выполнение задач казахстанской буржуазии.
Однако, элита прекрасно понимает, что
упомянутые гарантии сохранения, а также
возможности дальнейшей экспансии может
дать только доступ их представителей
в высшей политической власти в стране,
т.е. конституционно-правовое перераспределение
сфер влияния в стране от государственной
власти к тем институтам, где бизнес-элита
может занять доминирующие позиции.
К решению данного
вопроса также подключены еще
две группы, которые скорее следовало
бы отнести к контрэлите. Прежде
всего, это казахстанская "демократическая
оппозиция", состоящая из "обделенных"
в ходе приватизации бизнесменов, отвергнутых
властью чиновников и просто маргиналов,
финансируемых как вышеназванной бизнес-элитой,
так и из-за рубежа - силами, заинтересованными
в наличии такого вот своеобразного рычага
внутриполитической дестабилизации в
Казахстане. Помимо "демоппозиции"
контрэлита представлена и рядом псевдоцентристских
сил, реально выступающих за дестабилизацию
положения в стране и перераспределение
власти в свою пользу - без изменения действующих
политико-правовых устоев.
Казалось бы, довод
о том, что бизнес-элита как
детище реформ и носитель либеральных
и демократических традиций должна
стать основной опорой и источником
политической власти в стране, вполне
справедлив. Более того, бизнес-элита
имеет в своем арсенале все
необходимые средства для завоевания
поддержки электората - СМИ, финансы, инфраструктуру,
а главное - контроль над стратегически
важными естественными монополиями и
опыт пребывания на госслужбе. Достаточно
разумно выбрана и стратегия - в первую
очередь лоббировать принятие тех законов,
которые могли бы наилучшим образом усилить
их стартовые позиции (о выборах, о СМИ
и т.д.). При этом всячески подчеркивать
достоинства собственных лидеров и раскручивать
любые, даже незначительные проколы исполнительной
власти с целью ее дискредитации.
Однако существует
ряд моментов, которые позволяют
усомнится в целесообразности проведения
"буржуазно-демократической
Во-первых, та бизнес-элита,
о которой идет речь, представляет
собой не элиту среднего класса,
выразителя и защитника его интересов,
а узкую прослойку лиц, чьи стартовые позиции
в начале 90-х годов разительно превосходили
средние показатели - в силу тех или иных
причин, отнюдь не самого объективного
свойства. Более того, говоря об "оффшорной
приватизации", "экономике племянников"
и прочих штампах, применяемых для описания
процесса первичного накопления капитала
и перераспределения госсобственности,
надо в первую очередь помнить, что наиболее
активными участниками данных процессов
были представители нынешней бизнес-элиты,
сегодняшние "олигарх-демократы".
Во-вторых, вызывает
серьезные вопросы практика (с
теорией и идеологией вопросов нет),
которую бизнес-элита
Информация о работе Политическая элита Казахстана: издержки роста