Политическая элита и ее роль в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:18, контрольная работа

Описание работы

Важно отметить, что интерес к изучению политических элит возникает в конце XIX - начале XX века. Опыт либеральных демократий показал, что всеобщее избирательное право и другие демократические процедуры не гарантируют правление большинства. Управление общественными делами неизбежно переходит в руки меньшинства. Интерес, прежде всего, представляет вопрос, что из себя представляет это меньшинство, господствующее над остальным населением, как оно формируется, каковы его функции. На эти вопросы отвечают политологи, сделавшие политические элиты предметом систематического исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Политическая элита: понятие, предпосылки возникновения,
роль в обществе……………………………………………………………...........4 Функции политической элиты…………………………………………………...8 Теория элит……………………………………………………………………....11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Политология контрольная.docx

— 30.44 Кб (Скачать)

Принадлежность к элите  зависит от особых качеств. Однако не все люди, обладающие элитарными качествами, добиваются руководящего положения. Те, кто в силу ряда причин не может  войти в элиту, входит в контрэлиту. Элиты, считал В. Парето, имеют тенденцию  к упадку. Социальное равновесие требует, чтобы в элиту постоянно входили  личности с необходимыми качествами. Но этого не происходит в силу замкнутости, закрытости правящей элиты. С течением времени наблюдаются психологические  изменения в характерных чертах элиты: на смену «новаторам» приходят «консолидаторы», и элита клонится к упадку. Ей на смену приходит новая  элита в результате революций, переворотов. В своем труде «Подъем и  падение элит» Парето писал, что  человеческая история - это история  постоянной смены элит, одни возвышались, а другие приходили в упадок. Таким  образом, у В. Парето элита - это те, кто обладает способностями и  в силу этого приобретает власть. Когда особые качества утрачиваются, то наступает неравновесие между  заслугами, способностями и властью, порождающее круговорот: элиты старые вытесняются контрэлитами, т.е. элитами  «по способностям». Однако затем  снова начинается процесс замыкания элиты в себе, вызревание внизу контрэлиты, и весь цикл повторяется.

Итальянский теоретик Г. Моска также обращал внимание на роль меньшинства, которое управляет большинством. Ни аристократическая тенденция, ни демократическая, с точки зрения Г. Моски, не дают власть большинству. Власть от меньшинства всегда переходит к меньшинству. Отличие лишь в том, что аристократический правящий класс пополняется людьми из замкнутого социального круга. Демократический правящий класс формируется из широких социальных слоев. Выборы в условиях демократии Г. Моска трактовал как путь к обновлению элиты, а не как форму контроля масс над руководителями. Моска также говорит о смене элит и о том, что правящее меньшинство отличается от масс присущими ему особыми качествами. Но Г. Моска обращает внимание и на значение организации. Меньшинство управляет большинством потому, что оно лучше организовано (организационный подход).

Организационный подход Г. Моски получил свое развитие в работах немецкого ученого Р. Михельса. Элита зависит от организованности. Во-первых, способность к организации укрепляет и гарантирует власть. Во-вторых, структура организации неизбежно способствует формированию элиты. Элиты возникают как объективный результат общественно-политических структур и институализации влияний в этих структурах. Р. Михельс выдвинул закон, управляющий всеми организациями, и назвал его «железным законом олигархии». В соответствии с этим законом сами организационные условия предполагают существование властвующего меньшинства.

Таким образом, кроме ценностного, аксиологического подхода к выделению  элиты, существует и структурно-функциональный подход. Если сторонники первого подхода  объясняют существование элиты  определенными качествами личностного  плана, то сторонники второго связывают  наличие элиты с политической властной пирамидой: элита - это те, кто обладает наибольшей властью, власть имущие данного государства (Ч.Р. Миллс, Г. Лассуэлл, А. Этциони, Т. Дай) Политология: Курс лекций. - с. 128. .

Оба критерии связаны между  собой. Элита - действительно группа, которая находится на вершине  властной пирамиды, имеет наивысшее  влияние. Однако вхождение в элиту  далеко не всегда связано с занимаемой высокой политической должностью. Политическая элита включает в себя более широкий  круг тех, кто формально «определяет» политику, влияет на государственные  решения. Для достижения вершины  власти и политического влияния  требуются действительно определенные качества, способности, преимущества. Речь в данном случае не идет о том, хорошие это качества или дурные. Но то, что люди политической элиты  имеют определенные способности  властвования и особый «вкус» к власти - несомненно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, «политическая элита» - это определенная группа, слой общества, которая концентрирует в своих  руках государственную власть и  занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными  функциями и полномочиями. Это  также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к  участию в разработке и реализации политических программ, в выработке  стратегии общественного развития.

Функциями политической элиты  является стратегическая (разработка стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действий); коммуникативная (эффективное представление, выражение  и отражение в политических программах интересов и потребностей различных  социальных групп и слоев населения  и реализация их в практических действиях); организаторская (организация масс, осуществление на практике выработанного  курса, воплощение политических решений  в жизнь); интегративная (укреплении стабильности общества, устойчивости его политических и экономических систем, недопущение конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур.; сплочение различных слоев населения, гармонизация их социальных интересов, достижение консенсуса, сотрудничества и тесного политического взаимодействия всех сил в обществе).

Решение вопроса, может ли общество функционировать без политической элиты , возможно как на уровне политической философии, так и политической социологии. В рамках политической философии, являющейся преимущественно нормативной теорией, можно говорить об обществе без элиты как идеале общества, в котором высокая политическая культура населения позволяет добиться максимальной вовлеченности членов общества в управлении всеми общественными делами (т.е. поднять уровень масс до уровня элиты. В условиях информационного общества, его компьютеризации возможна эффективная система прямой и, главное, обратной связи между органами управления и всеми членами общества, позволяющая непосредственно и немедленно выявлять и учитывать мнение всех членов общества по всем вопросам социального управления. Не случайно ряд современных политологов и социологов признает, что широкое внедрение ЭВМ (особенно будущих поколений) может способствовать децентрализации политических решений, возрождению прямой демократии. Информационное общество создает условия для реализации тенденции расширения участия масс в управлении политической жизнью общества, для формирования компетентного информированного гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Политология: Курс лекций / Н.П. Денисюк, Т.Г. Соловей,  Л.В. Старовойтова и др., 2-е изд., испр. и доп. - Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1997. - с. 122-133.

2. Сартори Дж. Вертикальная демократия // Политические исследования. - 1993. - № 3. - с. 83.

3. Федотова Л.Н. Элита  и масса в общественном мнении: проблема социальной элиты. // Мониторинг  общественного мнения: экономические  и социальные перемены, 1994, 6, с. 7-18.

 


Информация о работе Политическая элита и ее роль в обществе