Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 15:14, курсовая работа
Политическая идеология –
1) система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии);
2) выраженная преимущественно в теоретической, более или менее упорядоченной форме система идей и взглядов, защищающих коллективные ценности и интересы, формулирующих цели групповой деятельности и обосновывающих пути и средства их реализации с помощью политической власти или воздействия на неё;
3) теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики.
1.Введение …………………………………………………………..….3стр
2.Сущность, структура и функции политической идеологии……….4стр
3.Политические идеологии современности: либерализм и консерватизм……………………………………………………………8стр
4.Социалистическая и националистическая идеологии…………….12стр
5.Заключение…………..………………………………………………15стр
6.Литература…………..……………………………………………….16стр
Ранний либерализм выражал интересы третьего сословия и прежде всего буржуазии, боровшейся против феодальных ограничений, притеснений со стороны знати и абсолютистского государства.
Базовые ценности классического либерализма включают в себя следующие положения:
В ходе истории содержание либеральной идеологии претерпело существенные изменения и значительно различается в зависимости от периода времени, конкретных стран и партий. В своей завершенной, классической форме либерализм сложился и утвердился в государственном устройстве Великобритании, США, Франции и ряда других европейских стран во второй половине Х1Х века.
Однако уже в начале ХХ века политическая практика либеральных государств поставила под вопрос целый ряд либеральных ценностей и установок. В условиях глубокого классового и социального неравенства провозглашаемая либерализмом индивидуальная свобода и права личности в целом во многом оставались привилегией имущих классов. Наибольшей остроты противоречия в западных странах достигли в 20-е годы ХХ в., которые вошли в историю как «эра великой депрессии». Экономические и социальные стрессы этих лет требовали пересмотра теоретических и политических принципов либеральной доктрины.
На смену «классическому либерализму» была разработана концепция» нового» или «социального» либерализма.
В фундамент концепции «нового либерализма» были положены идеи английского экономиста Д. Кейнса, который обосновал необходимость контроля со стороны государства за экономическими процессами.
Лозунгом «нового либерализма» стало «государство всеобщего благоденствия» с его программой помощи наиболее незащищенным общественным прослойкам на основе активного вмешательства государства в экономическую жизнь через налоги, государственную собственность, бюджет, планирование. Характерной особенностью «нового либерализма» стала активная социальная политика: доступное всем медицинское обслуживание, бесплатное школьное образование, расширение системы социального обеспечения и т.д.
После Второй мировой войны либерализм получил «второе дыхание» на пути реформирования европейского общества. Либеральные партии снова стали реальной политической силой в Англии, США, Германии, Японии, а также в ряде других индустриально развитых государств.
Кризисные явления в западном обществе в 70-х г. ХХ в. поставили перед идеологами либеральной мысли сложное задание: разработку новых подходов к социальным, экономическим, политическим проблемам современного постиндустриального общества. Эту фазу в развитии либерализма относят к неолиберализму.
Экономическая платформа неолиберализма основана на соединении механизма свободного рынка с государственным контролем за экономической жизнью. При этом на смену запрещающим мерам государственного контроля приходят поощрительные. Неолибералы разрабатывают программы разгосударствления собственности, выступая за народную собственность.
Неолибералы также требуют решительной денцентрализации государственного регулирования, своего рода разделения функций между высшими и низшими органами государственной власти.
Как и ранее, неолиберализм отстаивает максимально возможную свободу личности, приоритет интересов и прав человека и семьи перед социальными группами, классами или государством.
Идеология и политика либерализма и ныне имеет много сторонников. Современное либеральное движение насчитывает около 110 партий, большинство из которых объединены в Либеральный Интернационал, созданы в 1947 году.
В Украине
также имеется несколько политических
партий, которые придерживаются либеральной
идеологии. Но существенной поддержки
избирателей на выборах они ни разу не
получили и соответственно не представлены
в украинском парламенте – Верховной
Раде.
Консерватизм
Термин «консерватизм» происходит от латинского «conservo» – охраняю, сохраняю. Консервативная политическая идеология возникла как реакция на идеалы, образ мысли, требования и реальные успехи либерализма, и прежде всего на радикальные идеи и преобразования Великой французской революции 1789 г. Впервые термин «консерватизм» ввел в научный оборот французский писатель Ф. Шатобриан, основатель журнала «Консерватор» (1818–1820). Важнейшие представители раннего консерватизма – английский мыслитель и политический деятель Э. Берк, французские общественные деятели Ж. де Местр и Л. Де Бональд.
К основополагающим ценностям консервативной идеологии относятся традиции, религиозность, свобода и ответственность, естественное неравенство людей, скептицизм по отношению к общественным переменам.
По мнению консерваторов, политические принципы следует приспосабливать к обычаям, национальным традициям, установившимся общественно-экономическими политическим институтам. Они убеждены в том, что иерархическое общественное устройство свыше и поэтому не может быть произвольно изменено человеком. Отсюда следует, что принцип равенства противоречит самой природе человека и не может быть положен в основу общественного устройства.
В ходе исторического развития консерватизм, так же как и либерализм, претерпел значительные изменения. С утверждением буржуазных общественных отношений консерваторы стали на защиту этих отношений. Они, как и либералы, ратовали за свободу рынка, конкуренции, требовали ограничить государственное вмешательство в экономику. На протяжении многих лет консерваторы отстаивали интересы крупного капитала.
В 70-х годах ХХ столетия возникает новая фаза в развитии консерватизма – неоконсерватизм, который формировался на почве противостояния либерализму и социализму.
Неоконсерваторы выступают против чрезмерного обложения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения. Будучи ярыми противниками уравнительного распределения, они требуют сокращения государственных социальных программ. Консерваторы убеждены, что превращение государства в «дойную корову» развращает человека. Индивид должен рассчитывать на свои собственные силы, а также на солидарную поддержку своих родственников и сограждан. Современное государство, по их мнению, должно создавать равенство возможностей, но не равенство результатов.
Одно из центральных мест во взглядах неоконсерватизма занимают морально-этические проблемы. Даже чисто экономические программы рассматриваются ими через призму морали. Без отношения к труду как одной из главных нравственных ценностей нельзя добиться, по их мнению, экономического роста.
Рост преступности и наркомании, распад семьи, низкое качество образования, забвение культурных традиций, загрязнение окружающей среды – вот проблемы, которые требуют, по мнению идеологов неоконсерватизма, немедленного решения.
Сейчас
неоконсервативной идеологии придерживаются
только некоторые большие политические
партии в западных странах (республиканская
в США, либерально-консервативная в Японии,
консервативная в Англии), но круг приверженцев
консерватизма расширяется.
4.Социалистическая
и националистическая
идеологии.
Социалистическая
Социалистическая идеология – идеология равенства. Она возникла во времена Великой французской революции, но обоснована в полной мере Марксом в 19в.
«Социалистическая идеология возникла как отрицательная реакция на либерально – капиталистическую, но в ней есть и общая с ней основа – примат экономики. В социалистической идеологии социальная сфера занимает большее место, чем в либерально – капиталистической, но экономика остается превалирующей над политикой, особенно коммунистической, марксистской разновидностью, где политика рассматривается как надстройка над экономикой».·
В рамках социалистической идеологии сформировался коммунизм, который базируется на марксизме. Марксизм возник в Европе в середине 19 века. Он представляет собой учение о построении справедливого общества, в котором будет, наконец, раз и навсегда покончено с эксплуатацией человека человеком. В нем будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим.
«Марксизм представлял собой радикальную идеологию, акцентировавшую свое внимание на революционных методах построения нового общества. Преобладание революционных, насильственных методов преобразования социальной действительности вытекало из содержания марксистской концепции общественного развития. Поскольку марксизм признавал возможность научного познания окружающей действительности и формулирования законов развития общества, поэтому он признавал и возможность безошибочного определения путей его преобразования»·.
Схему исторического прогресса у марксистов можно представить следующим образом: общественные изменения обусловливаются характером и уровнем развития материального производства, прежде всего производительных сил, а также влиянием культурных, психологических, исторических и других факторов. Поэтому исторический прогресс есть последовательная смена общественно – экономических формаций. Антагонические формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) зарождаются на базе частной собственности, а коммунизм (и его первая фаза – социализм) формируется на принципиально иной экономической основе – общественной собственности.
Коммунистическое общество характеризуется наличием нового человека, презревшего материальный расчет и выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду, которые можно описать формулой: труд на общее благо есть одновременно труд на благо собственное и потомков.
Коммунистическая
идеология совершило триумфальное шествие
по СССР, подминая под себя остальные отрасли
культуры. Наука, религия и философия в
определенной степени воздействовали
на идеологию, но определяла поведение
людей именно она.
Националистическая
«Национализм – идеология и политика, заключающиеся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям, в разжигании межнациональной вражды»·.
Национализм рассматривает нацию как высшую внеисторическую форму общности людей. Имея конкретно – исторические, экономические и социальные корни, национализм выполняет определенную социальную роль в зависимости от исторического этапа развития общества. Степень выражения национализма зависит от состояния противоборствующих сил и межнациональных отношений. Например, в период формирования наций, в Западной Европе и США национализм служил средством борьбы против феодализма и национального гнета. В тот период он имел определенное преходящее прогрессивное содержание. Затем национализм, особенно в условиях империализма, становится носителем идей колониального гнета и сближается с расизмом (фашизмом). В странах, борющихся за политическую и экономическую независимость, в национализме выражается также идея национального освобождения.
Фашизм – одна из разновидностей национализма. В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, ориентирующихся на интересы конкретных социальных классов и групп, фашизм опирается на идею расового превосходства, национальной идентичности и обеспечивает интеграцию населения вокруг целей национального возрождения.
В противоположность либерально – капиталистической идеологии фашизм, как писал Б. Муссолини, «подчеркивает права Государства как выразителя настоящей сущности индивида… Фашистская концепция государства всеобъемлюща; вне его не существует ни человеческих, ни духовных ценностей… таким образом фашизм тоталитарен…фашизм противоположен социализму, которому неизвестно единство внутри государства, сливающего классы в единую экономическую и этическую реальность… реальные потребности заняли должное место в корпоративной системе, где противоположные интересы координируются и гармонизируются в единстве государства»·.
Муссолини пишет о классовом сотрудничестве и корпоративности экономики как синтезе двух элементов: капиталиста и пролетария. Причем классовое сотрудничество устанавливается не путем уничтожения буржуазии, а посредством подчинения ее интересам государства.