Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 22:59, контрольная работа
Характеристику политических идеологий невозможно начать без оценки самого понятия «идеология». Однако, даже имея нейтральный взгляд на вещи, нельзя не признать, что термин «идеология» принадлежит к наиболее неясным понятиям политологии. Изменчивость данного термина лежит в основе концептуального беспорядка в его толковании, который сохраняется по сей день. Одни возводят идеологию до статуса науки, в то время как другие опускают ее до патологической позиции фанатиков. Все это не может не приводить к крайностям в ее объяснении
Введение
Политическая идеология
Заключение
Список литературы
2) Программно - политический, на котором социально - философские принципы или идеалы преобразуются политической элитой в конкретные программы, лозунги и требования, способствуя принятию политическим руководством определенных политических решений и осуществлению связанных с ними действий;
3) Актуализированный, которые составляют осознанные гражданами конкретные политические цели, а также их реализация с помощью конкретных методов и действий.
Одновременно идеология как важнейший ключевой элемент политической системы и политической жизни общества выполняет в нем целый ряд значимых функций. При этом связь идеологии с политикой носит двойственный характер: идеология направляет политическую деятельность и политическое развитие общества, но при этом политическая практика и политическая реальность проверяют реалистичность и силу того или иного политического учения. В результате образуется своего рода "замкнутый круг" или цикл: конкретная общественная ситуация порождает определенную отвечающую потребностям времени идеологию - та, в свою очередь, овладевает массами, становится материальной силой и изменяет политическую жизнь - в итоге же сложившаяся новая политическая ситуация приводит к переоценке первоначального содержания идеологического учения, его возможностей и достоверности.
К числу общих функций идеологии политическая наука обычно относит:
1) Ориентационную - идеология включает в себя основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти, помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки;
2) Мобилизационную - предлагая обществу определенную модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов общества на их воплощение в жизнь;
3) Интегративную - она стремится сформулировать общенациональные и общегосударственные ценности и цели, предлагает их обществу, объединяя на их основе людей;
4) Амортизационную (т.е. смягчающую) - объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций, когда у государственной власти нет материальных либо организационных возможностей общества и граждан;
5) Функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса - например, марксистская идеология претендует на отстаивание интересов пролетариата, либеральная - слоя предпринимателей и собственников, и т.д.
Основные идеологические течения в современном мире
а) Либерализм и неолиберализм.
В историческом плане первым оформившимся идеологическим учением был либерализм, идейной основой которого послужила политическая философия английских просветителей 17 - 18 вв. - Дж.Локка, Т.Гоббса и А.Смита. По своему духу либерализм изначально являлся идеологией утверждавшейся в экономической и политической жизни в эпоху буржуазных революций буржуазии. Главный и исходный пункт либерального учения - положение о священном характере и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности - прав на жизнь, свободу и собственность, их преимуществе перед правами и интересами общества и государства. Основные экономические принципы либеральной идеологии - свободная конкуренция, рынок, частное предпринимательство. Основные политические принципы либерализма - верховенство закона, правовое равенство все граждан, договорная природа государства (основано на общественном договоре) с регламентацией его полномочий и ограничением его возможностей вмешиваться в жизнь общества (экономическую, культурную и частную сферы), политический плюрализм - т.е. закрепленное законом равноправие участвующих в политической жизни политических, профессиональных, экономических, культурных, религиозных и иных гражданских ассоциаций, терпимость к противоположным и оппозиционным взглядам и убеждениям, веротерпимость. Основные проблемы и противоречия, существующие в рамках идеологии либерализма - отношение к государству, определение пределов его возможного вмешательства в частную жизнь граждан с целью поддержания общественного порядка (особенно в кризисные периоды), совмещение демократии и индивидуальной свободы (вполне возможно возникновение тирании или диктата большинства, ущемляющих права отдельной личности), существующие противоречие между свободой и неравенством (например, свободная конкуренция в экономике неизбежно ведет к неравенству и социальному расслоению), индивидуальными свободами и общественной моралью, патриотизмом и универсальными (общечеловеческими) правами и свободами человека. Помимо этого, остается серьезным вопросом, являются ли ценности либерализма универсальными, общими для всех стран, культур и народов (прежде всего неевропейских) - либо это ценности, присущие только западной цивилизации, а утверждение их на иной "культурной почве" затруднено. Дать ответ на все эти вопросы была призвана оформившаяся в середине ХХ века идеология неолиберализма. Ее принципиальная новизна в сравнении с "классическим либерализмом" состоит в следующих моментах: 1) В попытке соединить базовые ценности либерализма (права и свободы граждан) с принципом сильного правового государства, являющегося гарантом соблюдения прав и законов, а также поддержания общественного порядка; 2) В стремлении совместить принципы индивидуальной свободы, рыночной конкуренции и неприкосновенности частной собственности с социальной ориентацией, с признанием ответственности общества за экономическое благополучие всех или большинства своих членов (т.н. минимальный социальный стандарт); 3) В признании необходимости достижения консенсуса (согласия) в отношениях между управляющими и управляемыми, элитой и большинством общества; 4) В признании необходимости равноправного и активного участия широких масс в общественной жизни (в качестве избирателей, партийных активистов, участников гражданских объединений) - без чего невозможна демократия; 5) Рассмотрение морали и морального облика не как личного дела каждого гражданина, а как обязательного условия нормального развития общества.
б) Консерватизм
Консерватизм является одним из первых, изначальных типов политической идеологии, на природу которого существует немало точек зрения в политической мысли и в политической науке. Наиболее содержательные и важные определения консерватизма предложены американскими политологами Д.Алленом и С.Хантингтоном, а также английским социологом германо-венгерского происхождения К. Манхеймом. Так, Д.Аллен определяет его как определенную систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям. Однако оказалось, что, поскольку в разные эпохи набор консервативных принципов менялся, таких принципов оказалось всего два: отказ от революции и неприятие любых отвлеченных и утопических теорий, предполагающих радикальное переустройство общества. Две этих идеи роднят консерваторов всех времен: от консервативных критиков Великой Французской революции до современных "правых". Другие же идеи, высказанные консервативными мыслителями в разное время - приверженность идеям аристократии и монархии, опора государственной власти на одобрение церкви, отвращение к нерегулируемому рынку, промышленному развитию и урбанизации - отошли в прошлое. Поэтому, в отличие от Аллена, С.Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко - не как набор идей, а как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными). К.Манхейм рассматривал консервативную идеологию как конкретное историческое явление, ставшее реакцией на идеи Просвещения и Великую Французскую революцию. Одновременно Манхейм предлагает отличать консерватизм от традиционализма (который часто служит его истоком): если консерватизм - это теоретически оформленное учение, то традиционализм - подсознательное психологическое (аффективное) отрицание всяких нововведений и изменений (т.е. особое настроение); если консерватизм стремится сохранить от разрушения существующие общественные институты и ценности, то традиционализм - вернуться к первоначальному идеальному состоянию ("золотой век" и т.п.).
Для пояснения этого различия приведем два конкретных примера: если до Великой Французской революции защищавшие абсолютизм монархисты (роялисты) являлись консерваторами (защищали статус - кво), то уже после революции - традиционалистами, стремящимися вернуть ушедший в прошлое идеал. В современном конфликте на Северном Кавказе сторонники сформировавшейся там в течение веков формы ислама (тесно переплетен с домусульманскими горскими обычаями и традициями (адатом)) выступают как консерваторы, а стремящиеся силой насадить там "чистый ислам" (каким он был после своего возникновения в 7 в.) ваххабиты - традиционалистами.
В основе консервативной политической идеологии лежат такие социально - психологические установки, как приоритет охранительного сознания, предпочтение старого новому в общественном развитии, а также идеи общественного порядка и социально - политической стабильности, уважения к национальным, историческим, культурным и религиозным традициям.
Само возникновение консерватизма как идеологии, как уже говорилось, является реакцией на результаты Великой Французской революции, на провозглашенные ею идеи свободы, равенства, братства и радикального переустройства жизни общества по рациональному, научному плану. Первыми идеологами консерватизма как направления выступили видные французские и английские политические мыслители - критики Великой Французской революции - Ж.де Местр, Л.де Бональд, Э. Берк.
Основные идеи классического консерватизма сводятся к следующему:
1) Ограниченность возможностей человеческого разума, которая предопределяет невозможность создания нового общественного устройства по заранее разработанному плану "с листа", без опоры на исторические традиции и институты;
2) Любое поспешное и радикальное (революционное либо форсированно - реформаторское) изменение общественного порядка неразумно и противоестественно;
3) Незыблемость устоявшегося социального порядка (в 18 в. - монархической формы правления), неприкосновенность привилегий высших слоев общества (дворянства и духовенства), неизбежность наличия в обществе социальной иерархии, его деления на высших и низших (т.е. сословной системы);
4) Незыблемость институтов, лежащих в основе "здорового и естественного" социального порядка - семьи, религии и частной собственности;
5) Допущение только постепенного, эволюционного и ненасильственного изменения уклада общественной жизни и политического устройства.
Современный консерватизм, т.е. направление, оформившееся и утвердившееся в конце 19 - начале 20 вв., признал многие ценности эпохи, наступившей после буржуазных революций - рыночную экономику, свободную конкуренцию, индивидуальные права и свободы, правовое равенство граждан, но при этом сохранил твердую приверженность следующим принципам:
1) Уважение к сильному государству как гаранту общественного порядка и целостности общества, обеспечивающему в нем действие законов и сохранение моральных устоев;
2) Уважение к неприкосновенным и незыблемым общественным ценностям - семье, религии, частной собственности;
3) Признавая формально - юридическое, он однозначно выступает против экономического и социального равенства людей;
4) Признание обязанности государства охранять общественный порядок и поддерживать моральные устои, но недопущение его вмешательства в рыночную экономику и препятствования свободной конкуренции;
5) Требование взаимного доверия и взаимопомощи граждан и государства, без чего невозможно поддержание социального порядка.
Среди основных разновидностей и направлений современного политического консерватизма исследователи обычно выделяют:
1) Национал - консерватизм - в рамках этой идеологии превыше всего ставятся интересы нации, народа и национальной государственности, сохранение национального духа, национальной культуры и единства. При этом ценность институтов частной собственности, свободного рынка, конкуренции, индивидуальных прав и свобод не отрицаются, но требуется их подчинение национальным интересам.
К числу приверженцев "национал - консерватизма" может быть отнесен достаточно широкий спектр политических сил - от умеренных националистов и "просвещенных патриотов" до расистов и даже неофашистов, а также "промежуточные" политические направления. Среди известных примеров можно назвать европейских "новых правых" (А. де Бенуа, Р.Стойкерс и др.), "Национальный фронт" Ж. - М. Ле Пена во Франции, праворадикальную Национал - республиканскую партию Г.Фрея в Германии, Сербскую радикальную партию В.Шешеля в Югославии.
2) Либеральный консерватизм - направление политической и экономической мысли, приверженцы которого выступают:
а) против экономического равенства и стремления государства к социальной "уравниловке", а также против преждевременного (до овладения нормами гражданской политической культуры) распространения политических прав на широкие слои общества, т.к. их могут получить социально безответственные и неготовые к демократии группы и субъекты;
б) за неприкосновенность частной собственности, стихийного "саморегулирующегося" рынка и свободной конкуренции;
в) против левой, коммунистической и социал-демократической идеологии, поскольку считают, что ее распространение и любые попытки реализации "социалистической модели" представляют угрозу для базовых ценностей западного общества и цивилизации;
в) за создание условий и гарантий, при которых демократия и власть большинства должны быть ограничены законом, и большинство общества не имело бы права и возможности покушаться на частную собственность, права и свободы отдельных личностей.
3) Технократический консерватизм - идеологическое течение, ориентированное на защиту современного индустриального общества, современных достижений науки и техники, связанных с ними жизненных стандартов и прав технократической элиты от нападок левых радикалов, экологистов ("зеленые", "Гринпис") и других враждебных ему движений (пример - концепция "технотронного общества" американского политолога Зб. Бжезинского, делящего мировое сообщество на несколько "этажей" в зависимости от уровня постиндустриального развития отдельных стран);
4) Религиозный консерватизм - идеология, выступающая за сохранение традиционных христианских, мусульманских и иных религиозных норм и ценностей в культурной, экономической и политической жизни общества (помимо того, что достаточно радикальная форма религиозного консерватизма является после Исламской революции 1979 г. официальной идеологией Исламской республики Иран, в качестве его приверженцев выступают христианско-демократические партии (умеренный вариант) и движения в странах Европы и различные мусульманские движения фундаменталистского толка ("Талибан", "Хезболлах", ваххабиты и др.).
в) Социализм и коммунизм
Идея социализма как модели совершенного и гармоничного общества существует с древнейших времен и имеет долгую историю, начиная с учения Платона об идеальном государстве и социальной доктрины даосов. Однако комплексную теоретическую разработку и оформление они получили в 19 в. сочинениях т.н. социалистов - утопистов - А.Сен - Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна.
При всем различии и многообразии для всех существовавших и существующих учений социалистического толка одинаково характерны недооценка значимости либо полное отрицание института частной собственности, материальной заинтересованности и экономической свободы индивидов, хозяйственной конкуренции и неодинакового вознаграждения индивидов за труд как условий динамичного экономического развития и обеспечения материального благосостояния человека и общества.
В качестве их замены теоретиками и практиками социализма предлагаются нетрудовое уравнительное перераспределение доходов, политическое (административное) регулирование социальных и экономических процессов, определение и закрепление государством основополагающих норм и принципов социальной справедливости ("от каждого по способностям - каждому по труду" либо "от каждого по способностям - каждому по потребностям").
Одной из наиболее радикальных и социально - философски обоснованных версий социализма являются марксизм и коммунизм. Несмотря на существование учений коммунистического толка, предусматривающих насильственный захват власти и переустройство общества на основе уравнительных принципов, до Маркса (бланкизм, бабувизм (учение Г.Бабефа и его сторонников) и др.), в современной политической теории и практике коммунистическую доктрину принято отождествлять с марксизмом. Коммунизм в его марксистской версии подчеркивает роль насилия и революций в переустройстве общества, отмечает ведущую роль "передовых" классов и классовой борьбы в переходе от одной общественно - экономической формации к другой, акцентирует непримиримость интересов пролетариата и буржуазии, настаивает на революционном переходе к социализму с изъятием (экспроприацией) частной собственности у буржуазии, сломом буржуазной "государственной машины" и с установлением диктатуры пролетариата.