Политическая идеология либерализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 09:05, реферат

Описание работы

Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.

Работа содержит 1 файл

Политическая идеология22.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Политическая  идеология – это определенная доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся  в соответствии с этой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.

Политическая  идеология является одной из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующей на содержание властных отношений. Со времени появления соответствующего термина (его ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.) в науке сложились различные взгляды на это духовное явление. Так, основоположник теории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего форму иллюзорного сознания, вызванную противоречиями производственных отношений. К. Мангейм также понимал ее как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял ее функциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели и ценности политического развития, в то же время огрубляет решение практических проблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегда противостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющим значительный преобразующий потенциал. Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс, В. Парето и др.) гиперболизировали политическую идеологию, рассматривая даже формы эстетического и религиозного сознания как специфические формы ее проявления, порожденные нуждами легитимизации власти. В то же время, несмотря на признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологии в обществе, в политической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколь-нибудь серьезного веса.Из определения политической идеологии следует, что в любом случае она является разновидностью корпоративного сознания, отражающей сугубо групповую точку зрения на ход политического и социального развития, отличающейся склонностью к духовному экспансионизму.

Основными функциями  политической идеологии являются: овладение  общественным сознанием, внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего, создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целям и задачам политического развития. При этом политическая идеология призвана не столько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.

С точки зрения политических функций, идеология стремится  сплотить, интегрировать общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной ( национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма, фашизма).

Различают следующие  уровни политической идеологии:

-       теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного

    класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития;

    -       программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев и предполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы, предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов;

    -       актуализированный, который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровень может характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций, не затрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии, обладающие способностью определять принципы социального мышления людей, упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К. Мангейм). Те же системы политических требований и воззрений, которые ставят задачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборов и другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представления граждан, выступают как «частные» (Н. Пуланзас). Падение влияния идеологии на общественное мнение или распространение технократических представлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей на политические связи и отношения. ведет к деидеологизации политики.

    Среди основных идеологических течений в современном  мире следует выделить следующие:

    -       либерализм, сформированный на базе политической философии английских просветителей Д. Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII–XVIII вв. и связывающий свободу личности с уважением основополагающих прав человека, с системой частного владения и идеологией свободной конкуренции. Либерализм отстаивал критическое отношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан, религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. В XX в. тенденции универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан, переориентировали политическую программу неолибералов на плюралистические формы организации и осуществления государственной власти (в отличие от прежней склонности либерализма определять демократичность жизни по большинству) Р. Даль, Ч. Линдбдюм и другие неоплюралисты считают, что чем слабее правление большинства, тем более оно соответствует принципам либерализма;

    -       консерватизм, отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями, незыблемость естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свыше иерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возник как отрицательная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда, потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцы этого направления – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк – пытались утвердить мысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков. Усиление влияния консерватизма в современном мире связано с реакцией на экономический кризис 1973–1974 гг., массовые молодежные движения протеста в Западной Европе и расширение влияния кейнсианских идей. Неоконсерватизм предлагает духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение закона, крепкий государственный порядок и стабильность. Теоретики неоконсерватизма (Д. Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл) стремились разработать программы, преодолевающие дефицит управления обществом (из-за чрезмерной демократизации), модернизирующие механизмы защиты элитизма, совершенствующие средства урегулирования конфликтов;

    -       социализм, перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построением более справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихся людей. Существуют различные разновидности социалистической идеологии: коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течение социал-демократической идеологии, но общим у всех них является материалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход к общественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, социальный коллективизм, исторический оптимизм.

Видную роль в современном мире играют также  национальные идеологии, правый неоконсерватизм  экстремистского толка, фашизм,

Политическая идеология - важнейший элемент политичсекой системы. Будучивыражением классовых, национальных, партийных интересов идеология определяет определенной политическое ядро состемы общест-ва, морали, социалогической направленности политических взглядов. Придает конкретность добра и зла, ставит их в определенные историче-ские рамки. 
Политическая идеология - это целостное систематическое отражние на политическом уровне, коренных интересов определенных классов, наций, социальных групп, связан с борьбой за власть, и осуществление этой борьбы. 
Наука дает знания будучи бестрастной, объективной, а идеология дает знания, но вместе с тем выражает определенное отношение к предмету знаний. Это обусловленно определенными классовыми интересами, с по-зиции которых отражается действительность (напамериканская доктрина - Америка для американцев). 
Политическая идеология активно включается в политическую дея-тельность. В конечном счете побеждает тот класс и народ, который спо-собон вести за собой людей, и выигрывает, сплотив людей во имя своих идей. 
Исторически политическая идеология возникла с государством, как определение взглядов, в качестве всеобщих, разумных и общезначимых для всех. 
Сознание людей раздваиваются на обыденно-практическое и идеоло-го-теоретическое. (основанное на научных знаниях). 
Каждый класс выдвигает своих представителей, выступающих в каче-стве мыслителей его активных позиций, способных к обобщению практи-чески, выразить интересы, цели, определить и защитить идеи - это Н.Маккиавели, Гоббс, Локк, Вольтер - они сздали и обосновали предпо-сылки, способ становления современного капиталистического общества. 
Маркс, Энгельс, Ленин - идеологические пролетариаты, это предста-вители социально-коммунистических идей, реализованных в ХХ веке че-рез социалистическую революцию. Марксистское учение возникло как потребность своего времени, борьба за социальную справедливость про-стых людей. Так им казалось можно построить свободное общество. 
Но во время Сталина все было превращено в тоталитаризм, приведшее к краху. И 20-тимилионная патия ничело не смогла сделать. Многие по-гибли. И в конечном итоге привело к краху коммунистической партии. 
Политика подчинила себе идеологию, превратило в догму. 
Попытка демократизировать общество во время перестройки оказа-лось очень сложной проблемой, в этом и состоит роль политической идеологии. 
Политическая идеология - это институт общества, с помощью которо-го функционирует в массовом сознании людей. Она жила, но была лише-на научного подхода. 
Функции политической идеологии. 
1. Научно-теоретический уровень, им занимаются обществоведы, фи-лософы, преподаватели политической экономики. 
2. Организационно-политическая. 
3. Культурно-воспитательная. 
4. Мобилизационная. Касалась всех граней жизни (молодежные стройки, призывы на учебу). Была идеология о том, что мы самые лучшие, и кто нам враг. 
5. Прогностическая. Мобилизация народа на строение будущего.
 

Либерализм принимает  свободу как право личности поступать  по собственной воле, и в первую очередь как возможность пользоваться неотъемлемыми правами человека. Свобода индивида ограничивается при этом лишь аналогичной свободой др. людей. К. не нападает на саму идею свободы, но подвергает сомнению лежащую глубже идею равенства. Утверждается, что люди принципиально неравны, неравны талантом и способностями, неравны в самом своем существе. «Свобода состоит не в способности действовать так или иначе согласно арбитральным решениям, свобода состоит в способности сохранить себя и жить в соответствии с глубочайшим существом собственной личности» (Ф. Шталь). Еще одним моментом, разделяющим сторонников ускоренного прогресса и консерваторов, является то, что прогрессистская мысль характеризует действительность не только в категории возможного, но также в категории нормы; консервативная мысль, напротив, пытается понять действительность как результат влияния реальных факторов и осмыслить норму в категории действительности. «Особый характер консервативного переживания явлений в более широком контексте основан на подходе сзади, со стороны их прошлого. Для прогрессивной мысли все в конечной инстанции обретает свое значение из-за чего-то вне или над собой, из утопии будущего либо от соотнесения с трансцендентной формой. В свою очередь, консерватор видит всякое значение явления в том, что за ним стоит, или в прошлом как зародыше эволюции. Там, где сторонник прогресса будет мыслить в категориях норм, консерватор — в категориях зародышей» (К. Манхейм).  
Методологически консервативная критика мышления, основанного на идее естественного права, включала следующие основные моменты: консерваторы заменили разум, на который постоянно ссылались их оппоненты, такими понятиями, как «история», «жизнь», «нация»; дедуктивным наклонностям оппонентов консерваторы противопоставили идею иррационального характера действительности; в ответ на либеральный постулат сущностного сходства индивидов консерваторы выдвинули проблему их радикального различия; либеральному убеждению, что все политические и социальные инновации имеют универсальное применение, консерваторы противопоставили понятие общественного организма. «Консерватор мыслит категорией «Мы», в то время как либерал — категорией «Я». Либерал анализирует и изолирует различные культурные области:
Закон, Правительство, Экономику; консерватор стремится к обобщающему и синтетическому взгляду» (Манхейм).  
Современный К. пытается соединить две тенденции: характерное для классического либерализма уважение к свободе отдельного индивида и традиционную для К. защиту таких ценностей, как мораль, семья, религия, закон и порядок и т.д. Сейчас практически нет самостоятельной чистой консервативной или либеральной традиции. Направление мысли, называемое в широком смысле либеральным, органически впитало в себя главные элементы К.  
Противостояние социализму, выдвигающему план радикального коллективистического (в частности коммунистического) переустройства общества, привело в конечном счете к сближению и даже слиянию либерализма и К., всегда остававшихся на позициях защиты основных ценностей современного капиталистического общества.


Либерализм. Выступают за усиление политических институтов в об-ществе, и укрепления парламентских процедур, изменить общественную жизнь. Они критикуют консерваторов, считая, что те пренебрегают де-мократическими институтами власти и систем, создавая почву для тота-литаризма. С 1789 г. Буржуазная революция дала свободу, братство, ле-гализацию. 
Леберализм во главу ставит жизнь человека. Отсюда освобождение творческого потенциала человека, освобождение от всех форм полити-ческих, социальных, экономических, религиозных ограничений. 
Тезис: !) если человека поставить в некие идеальные условия, то он сам решит все свои общественные проблемы; 2) создать в политике все условия для раскрепощения человеческой личности - выборы институ-тов власти. 
Идеи либерализма: 
1. Либералов и консерваторов объединяет настораживающее отноше-ние к власти. Консерваторы выступают за сильную исполнительную власть, либералы - выдвигают на первое место парламент. Они сто-ят за слабое государтсво (ограничение исполнительной власти) и сильную политику, опирающуюся на широкие массы. Выделяются Ф. Ларон, Ханна Аренд. Либералы считают, что нужно поывшать налоги. На первое место ыходит сильный человек. 
2. Знание и культа играют исключительную роль. Упор на знания, и искоренение духовных предпосылок тоталитаризма. Опасаются эмоционального голода, люди уходят в личную жизнь, пренебрега-ют политической жизнью - и этим по мнению либералов пользуется адмистративный аппарат, который либералы контролируют. Надо поднять роль парламента, привлечь широкие массы. 
3. Упор на сознание, разум, политичсекую культуру для скоренения зла. Но есть 2 препятствия - помрочение разума - давление прессы, теряется грамотное мышление, общение - опустошение человече-ских душ - эмоциональный голод в технологическом мире. Это пре-небрежение людей в политике, уход в личную жизнь. Рациональ-ным и эмоциональным голодом пользуется административный ап-парат. Берет инициативу в руки. Особую тревогу у либералов вызы-вает возраст чиновничего аппарата. Это угроза выборным институ-там власти. Политика перестает восприниматься как искусство. Ли-бералы считают, что необходимо восстановить искусство парла-ментского спора, диспута, компромисса. Бюрократия пораждает го-лый рационализм, и это отбивает охоту споров и коммуникацион-ных связей. 
4. Конкуренция элит. Главная конкурентная элита - это консерваторы. Либералы убеждены, что надо сплачивать элиты. Это более эффек-тивно. Различают элиты: 
- политическая - органы избирательных комиссий, органов, пред-ставителей политических партий. 
- Административно-политическая элита - аппарат управления - чи-новничество. 
- Хозяйственная элита - директора колхозов, совхозов, эли СМИ. 
- Формирующая общественное мнение. 
- Выделяют культурную, политическую, медицинскую элиту.

Информация о работе Политическая идеология либерализма