Автор: Ева Смурова, 09 Декабря 2010 в 23:01, реферат
Философская деятельность Ф.Ницше, начавшаяся в 1871 году и продолжавшаяся до конца 1889 года, почти полностью укладывается в период правления в Германии О. фон Бисмарка и, по мнению некоторых авторов, столь же полностью является отрицанием его реальной политики1.
Проблемы права, государства и общественных отношений Ницше освещает в ряде своих работ: «Человеческое, слишком человеческое», «Воля к власти», «Так говорил Заратустра», «Происхождение морали», «Греческое государство» в свойственной ему манере написания – в виде размышлений и тезисов-выводов. Осмысление проблем права, государства и политики неразрывно связано у него с пониманием сущности человека и социального бытия.
1.Введение стр. 3
2.Взгляды Ф.Ницше на общество стр. 4.
3.Представления Ф.Ницше о государстве стр. 6.
4.Ницше о праве стр. 9.
5.Заключение стр. 12.
Список литературы стр. 13.
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
Московская
государственная
академия водного
транспорта
Юридический
факультет
Реферат
По дисциплине:
История политико-правовых учений.
Тема:
«Политическая и правовая
теория Ницше».
Москва
2007 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Список литературы стр.
13.
1. Введение.
Фридрих Вильгельм Ницше (1844–1900) – немецкий философ и поэт - одна из значительных фигур в истории философской и политико-правовой мысли.
Ницше
родился в семье
Философская деятельность Ф.Ницше, начавшаяся в 1871 году и продолжавшаяся до конца 1889 года, почти полностью укладывается в период правления в Германии О. фон Бисмарка и, по мнению некоторых авторов, столь же полностью является отрицанием его реальной политики1.
Проблемы права, государства и общественных отношений Ницше освещает в ряде своих работ: «Человеческое, слишком человеческое», «Воля к власти», «Так говорил Заратустра», «Происхождение морали», «Греческое государство» в свойственной ему манере написания – в виде размышлений и тезисов-выводов. Осмысление проблем права, государства и политики неразрывно связано у него с пониманием сущности человека и социального бытия.
2. Взгляды Ф. Ницше на общество.
В качестве основы и сущности социального бытия Ницше берет не Волю вообще в шопенгауэровском смысле, а «волю к власти»2. По его мнению, используемые Шопенгауэром понятия «мировая Воля» и «воля к жизни» – пустые слова. «Воли к жизни» не может быть, ибо сама жизнь есть только частный случай «воли к власти». Как первооснова и сущность бытия «воля к власти» не может ни возникнуть, ни уничтожиться: она существует вечно и способна к саморазвертыванию. «Воля к власти», по Ницше, представляет собой ненасытное стремление воли к проявлению власти, к господству, она или есть в человеке или нет.
Человек – страдающее существо, ибо он стремится выделиться, отойти от животного начала в себе, руководствуясь разумом. Причину болезненного бытия человека Ницше видит в тех заблуждениях, которые создаются самим человеком, его разумом. Ницше выделяет ряд заблуждений, которые полезны в жизни человека и общества: истина, мораль, свобода, право. Он отмечает, что все эти заблуждения являются не только творчеством разума, они – проявление «воли к власти», и необходимы в жизни человека, так как без них последний навсегда «остался бы зверем». Разум, движимый «волей к власти», позволяет человеку стать деятелем культуры.3
Воля к накоплению силы и увеличению власти трактуется им как специфическое свойство всех явлений, в том числе социальных и политико-правовых. В свете этого все учение Ницше предстает как морфология воли к власти.
Ценность, согласно Ницше, представляют люди, которые в состоянии вместить наивысшее количество власти. Человечество же лишь средство, но не цель. Именно немногочисленные великие личности (типа Цезаря, Наполеона), несмотря на кратковременность их существования и непередаваемость их качеств по наследству, и являются, по Ницше, единственным смыслом, целью и оправданием происходящего и всей борьбы различных воль за власть.4
Всю социально-политическую историю Ницше характеризует как борьбу двух воль к власти – воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, толпы, стада).
Аристократическая воля к власти, по Ницше, это инстинкт подъема, воля к жизни; рабская воля к власти – инстинкт упадка, воля к смерти. Высокая культура аристократична, господство же «толпы» ведет к вырождению культуры, к декадансу.5
Ницше стремился к биологическому обоснованию своих кастовых идеалов. В каждом «здоровом» обществе, полагал он, имеются три различных, но взаимотяготеющих физиологических типа:
1) гениальные люди – немногие;
2)
исполнители идей гениев, их правая
рука и лучшие ученики –
стражи права, порядка и
3) прочая масса посредственных людей.6
С различными вариациями Ницше повторял ведущую идею своей аристократической концепции: высокая культура и развитие высших видов людей нуждаются в рабстве, в подневольном труде громадного большинства для освобождения немногочисленного привилегированного класса от физического труда и нужд борьбы за существование.
3. Представления Ф. Ницше о государстве.
Отвергая
различные концепции
Ницше различает два основных типа государственности – аристократический и демократический. Аристократические государства он называет теплицами для высокой культуры и сильной породы людей. Демократия характеризуется им как упадочная форма государства.
Ницше – непримиримый противник идей народного суверенитета, реализация которых ведет, по его оценке, к потрясению основ и падению государства, устранению противоположности между «частным» и «публичным».
Резкой критике подверг Ницше подход социалистов к государству. Он отмечал, что социализм, стремясь к устранению всех существующих государств, «может рассчитывать лишь на краткое и случайное существование с помощью самого крайнего терроризма». Как бы предугадывая облик грядущего тоталитаризма, Ницше говорил об уничтожении личности при социализме, реформировании ее в целесообразный орган общественного союза, о режиме верноподданнической покорности всех граждан абсолютному государству.8
Он отрицает договорную концепцию государства, согласно которой последнее возникает в результате свободного волеизъявления независимых индивидов с целью обеспечения соблюдения их прав и защиты их собственности. Так как люди изначально неравны: есть сильные, наделенные большей властью, повелевающие слабые, подчиненные им, – то не может быть никакой речи о договоре как основе возникновения государства. По его мнению именно через государство, его политические организации, выражается «воля к власти» господ.
В качестве «самой величественной формы организации» характеризует Ницше Римскую империю. Но то, что уже раз было в прошлом, возможно и в будущем – такова идея вечного возвращения. И в поисках образца для строя новой аристократии Ницше обращается к истории господства древней аристократии (в Индии, Греции и т.д.), превращая свою трактовку прошлого в социально-политическую программу планируемого им вечного возвращения. Представления о прогрессивном характере развития он считал ошибочными.9
Проповедь ницшевского Заратустры о сверхчеловеке, внешне порою имеющая анархическое звучание, по существу направлена против либеральных и демократических концепций морали, культуры, общества и государства. Современность, по представлениям Ницше, принадлежит черни, поэтому всесторонняя критика современности (в том числе – современного ему государства и права, власти и политики), пересмотр всех существовавших ценностей, новое воспитание человечества рассматривались им в качестве необходимого момента движения к грядущему строю новой аристократии.10
Цель человечества, по Ницше, как уже говорилось, состоит в его совершеннейших экземплярах, возникновение которых возможно в обстановке высокой культуры, но никак не в совершенном государстве и поглощенности политикой – последние ослабляют человечество и препятствуют появлению гения. Гений, борясь за сохранение своего типа, должен препятствовать учреждению совершенного государства, которое могло бы обеспечить всеобщее благополучие лишь ценой потери насильственного характера жизни и продуцирования вялых личностей. «Государство,– писал Ницше,– есть мудрая организация для взаимной защиты личностей; если чрезмерно усовершенствовать его, то под конец личность будет им ослаблена и даже уничтожена,– т.е. будет в корне разрушена первоначальная цель государства».11
Следовательно, по Ницше, государство на определенном этапе развития должно изжить себя.
Отмечая тенденцию падения роли государства и допуская в принципе исчезновение государства в отдаленной исторической перспективе, Ницше считал, что «менее всего наступит хаос, а скорее еще более целесообразное учреждение, чем государство, одержит победу над государством»12. Вместе с тем Ницше отвергал активное содействие падению государства и надеялся, что государство устоит еще на долгое время.
Но произойдет это не скоро, на место государства придет новая форма подчинения, «более целесообразная», она даст возможность для развития человека будущего. Этот человек будущего, согласно Ницше, есть сверхчеловек, который именно на основе кастового строя возродит высокую культуру. Следует отметить, что ницшеанская концепция уничтожения государства близка марксистской. Но если К. Маркс, говоря об отмирании государства, размышляет о бесклассовом обществе, то Ницше пророчествует о торжестве сверхчеловека, аристократической форме правления и кастовом строе как основах высокой культуры будущего.
4. Ф. Ницше о праве.
Ницше развивает аристократическую концепцию права, в которую вносит элементы теории естественного права, утверждая, что «без договора нет права», ибо договор необходим для закрепления права как результат победы.13 Право, по Ницше, результат войны и победы. В этом смысле право характеризуется им как признанная и зафиксированная власть.
В основе права – воля, оно (как и государство) производно от “воли к власти”, одаренности ею тех или иных “привилегированных” индивидов. Будучи проявлением «воли к власти» первое право возникает случайно, как бы на основе обычая, традиции, но в сущности самого права заложена сила. С этих позиций Ницше атакует различные версии исторически прогрессивной интерпретации естественно-правовой доктрины, отвергает идеи свободы и равенства в человеческих отношениях, обосновывает правомерность привилегий, преимуществ и неравенства.14
Иными словами, само право есть привилегия. Таким образом, правовая концепция философа – антипод классического естественного права с его идеями свободы и равенства. Ницше – апологет неравенства прав “сильных” и “слабых” (не “господ” и “рабов” в социально-политическом плане). Дело в том, что “слабые”, даже если их рабские души задрапированы в королевские мантии, просто не “заслужили” своих прав, т.е. не преодолели самих себя, не обрели правового чувства, соответствующего ценностям новой, аристократической культуры.