Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:04, лекция
Такое многообразие типологий конфликта не случайно. Конфликт в жизни общества выступает как многогранное явления: в нем в единый узел сплетаются самые различные по содержанию и характеру социальные связи. Иногда очень сложно выделить политический конфликт в чистом виде. Особо опасными являются конфликты, затрагивающие государство как основной институт политической системы и переходящие в политический кризис.
Конфликты можно типологизировать по разным основаниям.
Типология конфликтов | |
По характеру противоречий |
|
По сферам проявления |
|
По времени действия |
|
По интенсивности |
|
По масштабам действия |
|
По формам проявления |
|
По количеству участников |
|
Приведенная
типология конфликтов может быть
расширена в каждом своем пункте.
Например, по сферам проявления более
детально рассматриваются конфликты
внутригосударственные и
Внутригосударственные конфликты | Межгосударственные конфликты |
|
|
Существует
также более детальное
Внутригосударственные конфликты | Межгосударственные конфликты | ||
Мирные формы проявления | Немирные формы проявления | Вооруженные | Невооруженные |
|
|
Война |
|
Такое многообразие типологий конфликта не случайно. Конфликт в жизни общества выступает как многогранное явления: в нем в единый узел сплетаются самые различные по содержанию и характеру социальные связи. Иногда очень сложно выделить политический конфликт в чистом виде. Особо опасными являются конфликты, затрагивающие государство как основной институт политической системы и переходящие в политический кризис.
Политический кризис – это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Политический кризис характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием парламентских властных структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, ростом стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и др.).
Среди внутриполитических кризисов наиболее часто встречаются:
правительственный
кризис – потеря правительством авторитета,
невыполнение его распоряжений исполнительными
органами. Если правительство не справляется
с ситуацией, то парламент может отказать
ему в поддержке и отправить в отставку.
В Италии, например, правительственный
кризис довольно частое явление. С 1945 г.
там сменилось 52 правительства. Правительственный
кризис может сопровождаться сменой лидеров,
форм правления и т.д.;
парламентский кризис – это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции примерно равны по силе и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. Результатом может стать роспуск парламента и назначение новых выборов;
конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность, и требуется ее качественный пересмотр. Одной из причин принятия в Российской Федерации новой Конституции в декабре 1993 г. явилась сложная ситуация того периода: реальная политическая власть была в руках президентских структур, вообще не предусмотренных прежней Конституцией. Это усиливало противоречия между старой и новой политическими элитами, что вылилось в их вооруженное противостояние в октябре 1993 г., привело к применению силовых методов и устранению лидеров оппозиции. Способом легитимации новых политических структур и стало принятие Конституции, узаконившей их пребывание у власти.
Обстоятельством, способствующим перерастанию политических конфликтов в политические кризисы, является зачастую нерациональное поведение, преобладание эмоций, политических амбиций конфликтующих сторон.
Однотипные
политические конфликты в разных
странах могут приобретать
На характер протекания и результаты конфликта влияет много факторов:
При большой пестроте национального состава населения многие конфликты неизбежно принимают характер этнополитических. Под ними понимается форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности.
Среди географических
факторов особую роль играет само пространство:
в большом пространстве конфликт имеет
тенденцию к незавершенности. В России,
например, частым явлением
в периоды усиления налогового и крепостного
гнета государства был уход крестьянина
на Дон, в Сибирь. Это не способствовало
формированию в общественном сознании
отношения к конфликту как к социальной
норме и выработке навыков его разрешения.
Психологические факторы: сложившиеся типы характера, темпераменты. В обществе могут преобладать либо конфронтальные типы характера, либо консенсусные.
Политический протест – это проявление негативного отношения к политической системе в целом, ее отдельным элементам, нормам, ценностям, принимаемым решениям в открыто демонстрируемой форме.
К протестным формам поведения относят митинги, демонстрации, шествия, забастовки, пикетирование, массовые и групповые насильственные акции. Наиболее распространенной теоретической моделью, объясняющей причины протестного поведения, является концепция депривации. Депривация – это состояние недовольства, вызываемое расхождением между реальным и ожидаемым состоянием, к которому стремится субъект. В том случае, когда сравнение социальной действительности с социально значимыми ценностями порождает чувство глубокой неудовлетворенности, возникает ощущение, что при некоторых социальных и политических изменениях желанные цели могут быть достигнуты в относительно короткий срок. В том случае, если описываемое расхождение становится значительным, а недовольство приобретает массовый характер, возникает мотивация участия в протестных действиях. Факторами депривации могут быть экономический спад, резкий рост цен и налогов, утрата привычного социального статуса, завышенные ожидания, отрицательные результаты сравнения собственных успехов с успехами других или с некоторым «нормативным» состоянием.
Для того чтобы протест состоялся, необходим определенный уровень социального недовольства, признание силы и массовых действий в качестве приемлемого средства социальных перемен. Росту депривации и активизации протестных действий способствуют радикальные идеологии, лозунги, недоверие к политическому режиму, упадок веры в традиционные способы выражения требований.
Достаточно часто политический протест проявляется в форме митингов, демонстраций, шествий, забастовок. При низкой степени инсти-туционализации и организованности подобные акции могут приводить к массовым беспорядкам, насилию, прямому столкновению с властями. Именно поэтому проведение массовых политических мероприятий регулируется специальными законами, которые предусматривают ряд необходимых мер, предшествующих проведению подобных акций (уведомление властей о проводимом мероприятии или получение организаторами предварительного разрешения властей на проведение митингов, демонстраций, шествий). И все-таки опасность перерастания конвенциональных форм протеста в неконвенциональные сохраняется всегда.
Крайней
формой неконвенционального типа политического
поведения и участия является терроризм. Под
терроризмом понимается оппозиционная
деятельность экстремистских организаций
или отдельных личностей, целью которой
является систематическое или единичное
применение насилия (или его угрозы) для
запугивания правительства и населения.
Характерной чертой, отличающей терроризм
от уголовных преступлений, является целевая
установка – повлиять на ход политических
событий и принятие решений, вызвать широкий
общественный резонанс.