Полические права граждан и их обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 15:16, реферат

Описание работы

Составляют основу конституционного права юридического государств (так называемых прав и свобод человека и гражданина). Конкретное выражение и объем этих прав в позитивном праве различных государств, а также в различных международных правовых документах могут различаться. В международном публичном праве впервые закреплены Всеобщей декларации прав человека.

Работа содержит 1 файл

Полические права граждан и их обеспечение - ПРАВО.docx

— 21.25 Кб (Скачать)

Полические  права граждан  и их обеспечение

Права человека — права, образующие основу правового статуса личности.

Составляют основу конституционного права юридического государств (так называемых прав и  свобод человека и гражданина). Конкретное выражение и объем этих прав в  позитивном праве различных государств, а также в различных международных  правовых документах могут различаться. В международном публичном праве впервые закреплены Всеобщей декларации прав человека.

Политические  права граждан  Российской Федерации 

В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и  принадлежат каждому от рождения человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам. Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством.

Так же, как и личные права и свободы человека, государство  признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо  закреплено в статье 2 Конституции  Российской Федерации. Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный  народ. Граждане, ассоциированные как  народ, осуществляют власть. Каждый гражданин  как таковой участвует в осуществлении  власти. В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации  может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности  с 18 лет (ст. 60).

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и  свободы, является право участвовать  в управлении делами государства (ст. 32 Конституции). Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое демократическое начало в ее организации. Данное право адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, т. к. народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти.

Указанное политическое право связано с обладанием гражданством, поскольку само гражданство - это  устойчивая правовая связь лица с  государством. Только признавая за гражданами право на участие в  управлении делами государства, само государство  может притязать на добровольное соблюдение гражданами его установлений.

Рассматриваемое право  осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через  представителей.

Непосредственными формами являются участие граждан  в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательное право  подразделяется на активное и пассивное. Активным считается право избирать. Пассивным является право быть избранным  в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется небольшой  частью населения, хотя и принадлежит  всем.

Участие граждан  в управлении делами государства  осуществляется также путем их воздействия  на деятельность представительных органов  всех уровней - своих депутатов, через  различные формы выражения общественного  мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной  с удовлетворением социальных потребностей общества.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к  государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой. Под государственной  службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению осуществления  полномочий государственных органов. Государственная служба в Российской Федерации включает в себя: федеральную  государственную службу, находящуюся  в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов  Российской Федерации, находящуюся  в их ведении.

Формой привлечения  граждан к решению государственных  дел является их участие в отправлении правосудия. Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных. Однако не исключаются и иные формы участия граждан в осуществлении правосудия.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право - важное средство проявления общественно - политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав.

В демократическом  государстве граждане не просто пассивно исполняют веления государства. Они выступают как активная, инициативная сила, вызывающая реформаторские действия государства и предупреждающая  ошибки и злоупотребления властей.

Другой аспект права  граждан на обращения включает способы  защиты личностью своих прав посредством  жалоб, заявлений, ходатайств.

Обращаться могут  трудовые коллективы, организации граждан  по партийному признаку, по месту жительства и т.д. Возраст граждан не может  влиять на реализацию этого права. Несовершеннолетние также имеют право обращения. Реализация данного права требует  индивидуальной подписи.

Важным правом, связанным  с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая  право создавать профсоюзы для  защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Цель объединения состоит в том, что оно следует удовлетворению интересов личности, входящей в такое  объединение. Для создания общественного  объединения требуется инициатива не менее трех физических лиц (за исключением  политических партий и профсоюзов). Право на объединение базируется на принципах добровольности, равноправия  членов и других участников объединения, самоуправления, законности, гласности.

Среди объединений  следует выделить, прежде всего, политические партии, созданные на основе политических интересов граждан. Целью создания политических партий является их политическая деятельность, участие в избирательных  кампаниях, вовлечение непосредственно  в решении государственных проблем. Фeдepaльный зaкoн «O пoлитичecкиx пapтияx» от 11 июля 2001 г.

В Конституции не упоминается понятия политической партии, она гарантирует деятельность всех общественных объединений: профсоюзов, ассоциаций, клубов и многих других, в том числе и политических партий.

Для осуществления  уставных задач объединения граждане вправе проводить собрания, демонстрации и митинги, шествия и пикетирование, - как выражение социальной и политической активности граждан - при условии, что  эти движения будут проводиться  мирно, без оружия (ст.31 Конституции  РФ). Эти мероприятия требуют санкционирования властей в отношении их проведения.

Право каждого гражданина на мирные публичные мероприятия  и встречи является особым проявлением  фундаментального конституционного положения  о свободе публичного изъявления требований и интересов, мысли и  слова, необходимой гарантией формирования демократического гражданского общества.  

2. Обеспечение и  защита политических  прав граждан Российской Федерации в деятельности ОВД

Институт обеспечения  и защиты политических прав в конституционном  праве России прошел длительный путь и всегда проблемным был вопрос, связанный с его реализацией. В обеспечении основных прав человека и гражданина задействован весь механизм государства, в том числе и  органы внутренних дел.

Сотрудники органов  внутренних дел, реализуя свой правовой статус в виде обязанностей и прав, тем самым участвуют в обеспечении  исполнения как прямых обязанностей человека и гражданина, предусмотренных  Конституцией РФ, так и тех некоторых  обязанностей, которые сформулированы в связи с предоставлением  им прав и свобод.

Под обеспечением соблюдения конституционных, и в том числе  политических прав граждан следует  понимать четкое и неукоснительное  следование нормам Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», а также ведомственных нормативных  актов, регламентирующих основания  и порядок проведения оперативно-розыскных  мероприятий, соблюдение условий и  использование средств, исключающих  необоснованное ограничение прав и  свобод граждан.

Федеральный закон  «Об оперативно-розыскной деятельности»  не только декларирует обеспечение прав и свобод человека и гражданина, провозглашая это в качестве конечной цели ОРД и принципа ее осуществления (ст. 1 и 3 Закона), но и формулирует правовой механизм, обеспечивающий гарантии соблюдения названных прав и свобод.

Проведение в жизнь  системы гарантий обеспечения реализации конституционного статуса граждан является одновременно приоритетным направлением деятельности ОВД по охране общественного порядка, созданию необходимых условий соблюдения прав и свобод человека. Механизм гарантий реализации конституционного статуса состоит из:

- выполнения юридических  обязанностей по обеспечению  реализации конституционных прав  и свобод граждан;

- создания необходимых  условий для их реализации;

- постоянного наблюдения  и контроля за их реализацией;

- охраны прав и  свобод граждан;

- применения санкций  в случае их нарушения.

Вопросы:

  1. в каких статьях закреплены политич права граждан? Ст. 30-33 Конституции РФ
  2. Со скольки лет можно быть избранным в президенты, а со скольки в депутаты гос думы? для избрания на пост Президента РФ необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Государственной Думы - 21 года.
  3. Что такое позитивное право? Позитивное право — право, действующее в данный момент. Основными чертами позитивного права являются выраженность в источниках права, установленных или признанных государственной властью, изменчивость и зависимость от воли законодателя.

Информация о работе Полические права граждан и их обеспечение