Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:00, реферат
История политических учений занимает важное место не только в политологи, но
и в системе общественных наук в целом, ибо в политических учениях находят
свое выражение социально-экономические интересы различных классов и
социальных групп. А поскольку эти интересы нуждаются в защите со стороны
политической власти, то эта нужда и побуждает как господствующие классы, так
и угнетаемых разрабатывать и обосновывать свои теории.
Помимо этого, история политических учений — это колоссальный опыт, без
которого не может решаться ни один важный вопрос современной политической
жизни. Этот опыт включает в себя множество оригинальных решений, актуальных и
для современного периода, предоставляя ученым и практикам уникальную
возможность сравнивать свои изыскания с прошлой практикой, с предыдущими
оригинальными находками.
Уже в древних государствах Востока существует своя политическая идеология.
Это — теория божественного происхождения государства и культа верховного
правителя.
Наряду с теорией божественного происхождения власти в учениях Древнего мира
зарождаются и основы политической философии, юриспруденции, складываются
политико-социалогические подходы к политологическим изысканиям. Это, в первую
очередь, касается Древней Греции и Рима.
олигархии право человека, на полную распродажу накопленного им самим имущества
приводит к
тому, что такой человек
члена общества, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек.
Дальнейшее развитие олигархии приводит, по Платону, к последовательному
развитию ее в еще худшую форму государственного устройства, но правление в
обществе, в котором противоположность между богатыми и бедными обостряется еще
сильнее, чем при олигархии. Рост возмущения бедных против богатых приводит к
восстанию. Если восстание заканчивается победой бедняков, то они часть богачей
уничтожают, другую часть изгоняют, а государственную власть и функции
управления разделяют
между всеми оставшимися
демократия.
Наихудшей формой отклонения от идеального государства Платон признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть, подобно
предыдущим формам, как выражение предшествующей ей демократической формы
правления. Тиран вырастает ни из чего долее, как из корня, называемого
представительством. В первые дни и в первое время он “ улыбается и обнимает
всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и
общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и
притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем”. Тирану необходимо
непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чествовал потребность в вожде.
Так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть и так как граждане,
способствовавшие его возвышению, будут мужественно осуждать оборот, который
приняли события, то тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет
исподволь уничтожать своих осудителей, “пока не останется у него ни друзей, ни
врагов, от которых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы”.
Исходя из этого полустата, Платон моделирует идеальное государство (идеальное
- в смысле соответствия идеям Платона). Раскрывая смысл этого государства,
Платон выделяет следующие его черты:
· подобно космосу и человеческой душе, у которых есть три начала, в
государстве должно быть три сословия: разумному началу души соответствуют
философы - правители, яростному началу - воины-охранители, деловому -
земледельцы и ремесленники. Самовольный переход из низшего сословия в высший
недопустим и является тягчайшим преступлением. “заниматься своим делом и не
вмешиваться в чужие - это и есть справедливость”. Платоновское определение
справедливости было призвано оправдать общественное неравенство, деление
людей на высших и низших от рождения:
· в идеальном
государстве функционирует
воспитания, которая должна способствовать воспроизводству трех сословий.
Важную роль в этой системе играет не только изучение математики и философии,
но и распространение “благородного вымысла” о том, что хотя люди и рождаются
неравными, их долг как членов полюса - жить в мире, согласии и братстве;
· аристократическая форма правления, обеспечивающая руководство государством
лучшими и благородными его представителями.
Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает
справедливость. Каждому гражданину государства справедливость отводит особое
занятие и особое положение. Господство справедливости сплачивает
разнообразные, и даже разнородные части государства в целое, запечатленное
единством и гармонией. Это наилучшая государственная система должна, по
Платону, обладать рядом черт нравственной и политической организации, которые
были бы способны обеспечить государству решение самых важных задач. Такое
государство, во-первых, должно обладать силой собственной организации и
средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного
окружения; во-вторых, оно должно осуществлять систематическое снабжение всех
членов общества необходимыми для них материальными благами; в-третьих, оно
должно руководить и направлять высокое развитие духовной деятельности
творчества. Выполнение всех этих задач означало бы осуществление идеи блага
как высшей “идеи”, правящей миром.
В государстве
Платона необходимые для
разделены между специальными разрядами его граждан, но в целом образуют
гармоническое сочетание. За основу распределения граждан Платон взял различие
по аналогии с разделением хозяйственного труда. В разделении труда Платон
видит фундамент всего современного ему общественного и государственного
строя. Он исследует и происхождение существующей в обществе специализации и
состав отраслей получившегося таким образом разделения труда.
Основная мысль Платона в утверждении, что потребности граждан, составляющих
общество, разнообразны, но способности каждого отдельного лица к удовлетворению
этих потребностей ограничены: “Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и
имеет нужду во многих”. Отсюда необходимость возникновения общежития, или
“города”, “когда один из нас привлекает других либо для той, либо для иной
потребности; когда, имея нужду со многом, мы располагаем к сожитию многих
сообщников и помощников: тогда это сожитие получает у нас название города”.
Значение разделения труда для общества Платон рассматривает не с точки зрения
работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения интересов
потребителей. Каждая вещь, согласно Платону, производится легче и лучше и в
большем количестве, “когда один человек, делая лишь одно, делает сообразно со
своей природой, в благоприятное время, оставив все другие занятия”. Эта точка
зрения приводит Платона к тому, что в разделении труда основной принцип
строения государства.
Торговля, обмен товарами и продуктами необходимы государству не только для
внешних сношений, но и вследствие того же разделения труда между гражданами
государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка и чеканки монеты как
единицы обмена.
При переходе от класса работников производительного труда к классу воинов-
стражей бросается в глаза то, что Платон нарушает принцип деления. А именно:
нравственные черты работников хозяйства Платон ставит ниже нравственных
достоинств воинов-стражей и в особенности ниже — правителей государства.
Впрочем, нравственная дискриминация трудящихся несколько складывается у
Платона оговоркой, согласно которой все три разряда граждан государства в
равной мере необходимы государству и, взятые все вместе, являют великое и
прекрасное.
Другая оговорка Платона состоит в признании, что между происхождением из того
или иного разряда и нравственными свойствами нет необходимой связи: люди,
наделенные высшими нравственными задатками, могут родиться в низшем
общественном разряде, и наоборот: рожденные от граждан обоих высших разрядов
могут родиться с низкими душами.
Наисовершейнейшее по своему строю и оттого благое государство обладает
четырьмя главными доблестями: 1) мудростью, 2) мужеством, 3) сдерживающей
мерой и 4) справедливостью.
Под “мудростью” Платон понимает высшее знание или способность дать добрый
совет о государстве в целом, — о способе направления его внутренних дел и
руководстве им в его внешних отношениях. “Мудрость” — доблесть, принадлежащая
не множеству ремесленников, а весьма немногим — философам, — и есть,
ближайшим образом, не столько даже специальность по руководству государством,
сколько созерцание занебесной области вечных и совершенных “идей” —
доблесть, в основе своей нравственная.
Только философы должны быть правителями, и только при правителях-философах
государство будет
благоденствовать и не будет
знать существующего в
время зла. “Пока в городах, — говорит Платон,— не будут либо царствовать
философы, либо искренно и удовлетворительно философствовать нынешние цари и
властители, пока государственная сила и философия не совпадут в одно, до тех
пор ни для государств, ни даже, полагаю, для человеческого рода нет конца злу”.
Вторая доблесть, которой обладает наилучшее по своему устройству государство,
— “мужество”. Оно, так же как и “мудрость”, свойственно небольшому кругу лиц,
хотя в сравнении с мудрыми этих лиц больше. Платон разъясняет, что
достаточно, чтобы в государстве существовала хотя бы некоторая часть
граждан, обладающих способностью постоянно хранить в себе правильное и
согласное с законом мнение о том, что страшно и что нет.
В отличие от “мудрости” и от “мужества”, третья доблесть совершенного
государства, или “сдерживающая мера”, есть качество уже не особого или
отдельного класса, а доблесть, принадлежащая всем членам наилучшего
государства. Там, где она налицо, все члены общества признают принятый в
совершенном государстве закон и существующее в нем правительство,
сдерживающее дурные порывы. “Сдерживающая мера” приводит к гармоничному
согласованию как лучшие, так и худшие стороны.
Четвертая доблесть
совершенного государства — “справедливость”
государстве подготовляется “сдерживающей мерой”. Благодаря справедливости
каждый разряд в государстве и всякий отдельный человек, одаренный известной
способностью, получает для исполнения и осуществления свое особое дело.
Для Платона государство — как бы макромир, которому соответствует микро мир
в каждом отдельном человеке, в частности в его душе.
В государстве три разряда его граждан — правители, воины и работники