Платон и аристотель

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:00, реферат

Описание работы

История политических учений занимает важное место не только в политологи, но

и в системе общественных наук в целом, ибо в политических учениях находят

свое выражение социально-экономические интересы различных классов и

социальных групп. А поскольку эти интересы нуждаются в защите со стороны

политической власти, то эта нужда и побуждает как господствующие классы, так

и угнетаемых разрабатывать и обосновывать свои теории.

Помимо этого, история политических учений — это колоссальный опыт, без

которого не может решаться ни один важный вопрос современной политической

жизни. Этот опыт включает в себя множество оригинальных решений, актуальных и

для современного периода, предоставляя ученым и практикам уникальную

возможность сравнивать свои изыскания с прошлой практикой, с предыдущими

оригинальными находками.

Уже в древних государствах Востока существует своя политическая идеология.

Это — теория божественного происхождения государства и культа верховного

правителя.

Наряду с теорией божественного происхождения власти в учениях Древнего мира

зарождаются и основы политической философии, юриспруденции, складываются

политико-социалогические подходы к политологическим изысканиям. Это, в первую

очередь, касается Древней Греции и Рима.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 52.70 Кб (Скачать)

олигархии право  человека, на полную распродажу накопленного им самим имущества

приводит к  тому, что такой человек превращается  в совершенно бесполезного

члена общества, он в нем лишь бедняк и беспомощный  человек.

Дальнейшее     развитие олигархии приводит, по Платону, к последовательному

развитию ее в еще худшую форму государственного  устройства, но правление в

обществе, в котором  противоположность  между богатыми и бедными обостряется еще

сильнее, чем  при олигархии. Рост возмущения бедных против богатых приводит к

восстанию. Если восстание заканчивается  победой  бедняков, то они часть богачей

уничтожают, другую часть изгоняют, а государственную  власть и функции

управления разделяют  между всеми оставшимися членами  общества. Это и есть

демократия.

Наихудшей формой отклонения от идеального государства  Платон признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть, подобно

предыдущим формам, как выражение предшествующей ей демократической формы

правления. Тиран  вырастает ни из чего долее, как из корня, называемого

представительством. В первые дни и в первое время  он “ улыбается и обнимает

всех, с кем  встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и

общем, освобождает  от долгов, народу и близким к  себе раздает земли  и

притворяется  милостивым и кротким в отношении  ко всем”. Тирану необходимо

непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чествовал  потребность в вожде.

Так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть  и так как граждане,

способствовавшие  его возвышению, будут мужественно  осуждать оборот, который

приняли события, то тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет

исподволь уничтожать своих осудителей, “пока не останется  у него ни друзей, ни

врагов, от которых  можно было бы ожидать какой-нибудь пользы”.

    

2.2 Идеальное государство.

 

Исходя из этого  полустата, Платон моделирует идеальное  государство (идеальное

- в смысле  соответствия идеям Платона). Раскрывая  смысл этого государства,

Платон выделяет следующие его черты:

· подобно космосу  и человеческой душе, у которых  есть три начала, в

государстве должно быть три сословия: разумному началу души соответствуют

философы - правители, яростному началу - воины-охранители, деловому -

земледельцы и  ремесленники. Самовольный переход  из низшего сословия в высший

недопустим и  является тягчайшим преступлением. “заниматься своим делом и  не

вмешиваться в  чужие - это и есть справедливость”. Платоновское определение

справедливости  было призвано оправдать общественное неравенство, деление

людей на высших и низших от рождения:

· в идеальном  государстве функционирует хорошо отлаженная система обучения и

воспитания, которая  должна способствовать воспроизводству  трех сословий.

Важную роль в этой системе играет не только изучение математики и философии,

но и распространение  “благородного вымысла” о том, что  хотя люди и рождаются

неравными, их долг как членов полюса - жить в мире, согласии и братстве;

· аристократическая  форма правления, обеспечивающая руководство  государством

лучшими и благородными его представителями.

Основным принципом  идеального государственного устройства Платон считает

справедливость. Каждому гражданину государства  справедливость отводит особое

занятие и особое положение. Господство справедливости сплачивает

разнообразные,  и даже разнородные части государства  в целое, запечатленное

единством и  гармонией. Это наилучшая государственная  система должна, по

Платону, обладать рядом черт нравственной и политической организации, которые

были бы способны обеспечить государству решение  самых важных задач. Такое

государство, во-первых, должно обладать силой собственной  организации и

средствами ее защиты, достаточными для сдерживания  и отражения враждебного

окружения; во-вторых, оно должно осуществлять систематическое  снабжение всех

членов общества необходимыми для них материальными  благами; в-третьих, оно

должно руководить и направлять высокое развитие духовной деятельности

творчества. Выполнение всех этих задач означало бы осуществление  идеи блага

как высшей “идеи”, правящей миром.

В государстве  Платона необходимые для общества в целом функции и виды работы

разделены между  специальными разрядами его граждан, но в целом образуют

гармоническое сочетание. За основу распределения  граждан Платон взял различие

по аналогии с разделением хозяйственного труда. В разделении труда Платон

видит фундамент  всего современного ему общественного  и государственного

строя. Он исследует  и происхождение  существующей в  обществе специализации и

состав отраслей  получившегося таким образом  разделения труда.

Основная мысль  Платона в утверждении, что потребности  граждан, составляющих

общество, разнообразны, но способности каждого отдельного лица к удовлетворению

этих потребностей ограничены: “Каждый из нас сам  для себя бывает недостаточен и

имеет нужду  во многих”. Отсюда необходимость возникновения  общежития, или

“города”, “когда один из нас привлекает других либо для той, либо для иной

потребности; когда, имея нужду со многом, мы располагаем  к сожитию  многих

сообщников и  помощников: тогда это сожитие  получает у нас название города”.

Значение разделения труда для общества Платон рассматривает  не с точки зрения

работника, производящего  продукт, а исключительно с точки  зрения  интересов

потребителей. Каждая вещь, согласно Платону, производится легче и лучше и в

большем количестве, “когда один человек, делая лишь одно, делает сообразно со

своей природой, в благоприятное время, оставив  все другие занятия”. Эта точка

зрения приводит Платона к тому, что в разделении труда основной принцип

строения государства.

Торговля, обмен  товарами и продуктами необходимы государству  не только для

внешних сношений, но и вследствие того же разделения труда между гражданами

государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка  и чеканки монеты как

единицы обмена.

При переходе от класса работников производительного  труда к классу воинов-

стражей бросается  в глаза то, что Платон нарушает принцип деления. А именно:

нравственные  черты работников хозяйства Платон ставит ниже нравственных

достоинств воинов-стражей  и в особенности ниже  —  правителей государства.

    

2.3 Добродетели в  государстве.

 

Впрочем, нравственная дискриминация трудящихся несколько  складывается у

Платона оговоркой, согласно которой все три разряда  граждан государства в

равной мере необходимы государству и, взятые все  вместе, являют великое и

прекрасное.

Другая оговорка Платона состоит в признании, что между происхождением из того

или иного разряда  и нравственными свойствами нет  необходимой связи: люди,

наделенные высшими  нравственными задатками, могут  родиться в низшем

общественном  разряде, и наоборот:  рожденные  от граждан обоих высших разрядов

могут родиться с низкими душами.

Наисовершейнейшее по своему строю и оттого благое  государство обладает

четырьмя главными доблестями: 1) мудростью, 2) мужеством, 3) сдерживающей

мерой и 4) справедливостью.

Под “мудростью”  Платон понимает высшее знание или  способность дать добрый

совет о государстве  в целом, —  о способе направления  его внутренних дел  и

руководстве им в его внешних отношениях. “Мудрость” — доблесть, принадлежащая

не множеству  ремесленников, а весьма немногим —  философам, — и есть,

ближайшим образом, не столько даже специальность по руководству государством,

сколько созерцание занебесной области  вечных и совершенных  “идей” —

доблесть, в основе своей нравственная.

Только философы должны быть правителями, и только при  правителях-философах

государство будет  благоденствовать  и не будет  знать существующего в настоящее

время зла. “Пока  в городах, — говорит Платон,—  не будут либо царствовать

философы, либо искренно и удовлетворительно  философствовать  нынешние цари и

властители, пока государственная сила и философия не совпадут в одно, до тех

пор ни для государств, ни даже, полагаю, для человеческого  рода нет конца злу”.

Вторая доблесть, которой обладает наилучшее по своему устройству государство,

— “мужество”. Оно, так же как и “мудрость”, свойственно небольшому кругу лиц,

хотя в сравнении  с мудрыми этих лиц больше. Платон разъясняет, что

достаточно, чтобы  в государстве существовала хотя бы некоторая часть

граждан,  обладающих способностью постоянно  хранить  в себе правильное  и

согласное с  законом мнение о том, что страшно  и что нет.

В отличие от “мудрости” и от “мужества”, третья доблесть совершенного

государства, или  “сдерживающая мера”, есть качество уже не особого или

отдельного класса, а доблесть,  принадлежащая всем членам  наилучшего

государства. Там, где она налицо, все члены общества признают принятый в

совершенном государстве  закон и существующее в нем  правительство,

сдерживающее  дурные порывы. “Сдерживающая мера”  приводит к гармоничному

согласованию  как лучшие, так и худшие стороны.

Четвертая доблесть совершенного государства — “справедливость”.  Ее наличие в

государстве подготовляется  “сдерживающей мерой”. Благодаря  справедливости

каждый разряд в государстве и всякий отдельный  человек, одаренный известной

способностью, получает для исполнения и осуществления  свое особое дело.

Для Платона  государство — как бы макромир,  которому соответствует микро мир

в каждом отдельном  человеке, в частности в его  душе.

В государстве  три разряда его граждан —  правители, воины и работники

Информация о работе Платон и аристотель