Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:16, контрольная работа
Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности. В истории становления и развития политической мысли можно выделить следующие этапы:
1.этап. Политические учения Древнего Востока.
2.этап. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.
3.этап. Политические учения Средневековья.
4.этап. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.
5.этап. Политические учения Нового времени.
История политических учений
Политические учения древней Греции и древнего Рима
Политические и правовые учения в древней Греции
3.1.Исторические условия формирования учений Платона и Аристотеля
4. Политические и правовые учения аристократии . Платон и Аристотель
4.1. Политические идеи Платона
4.2.Аристотель. Ученик и критик Платона
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный университет
ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Контрольная работа
По дисциплине: Политология
На тему : «Платон и Аристотель – родоначальники учения о политике.»
Выполнила студентка 1 курса Группы № СЗ-56С Зачетная книжка № 1235355 Кокарева Ю.А. (Julia.kokareva@gmail.com) | |
Проверил: (звание, фамилия и инициалы преподавателя) |
Санкт-Петербург
2012
Содержание
3.1.Исторические условия формирования учений Платона и Аристотеля
4. Политические и правовые учения аристократии . Платон и Аристотель
4.1. Политические идеи Платона
4.2.Аристотель. Ученик и критик Платона
5. Заключение
6. Список использованной
литературы
История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.
Зачем нам надо знать историю политической мысли? Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные политические теории и проблемы.
Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений.
Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности. В истории становления и развития политической мысли можно выделить следующие этапы:
1.этап. Политические учения Древнего Востока.
2.этап. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.
3.этап. Политические учения Средневековья.
4.этап. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.
5.этап. Политические учения Нового времени.
6.этап. Современные политические учения.
2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.
Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.
Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ (470 - 99 гг. до нашей эры); его ученик Платон Афинский (427 - 347 гг. до нашей эры.) - политические идеи его изложены в диалоге «Государство»; ученик и критик Платона Аристотель Стагирит (384 - 322 гг. до нашей эры).
Двухтысячелетняя история Древнего Рима - это огромный по своим масштабам опыт политической жизни, которая изобиловала борьбой различных политических сил, прошла через смену нескольких форм правления, перевороты, народные восстания.
Много сделали для развития политической мысли Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до наше эры), Луций Анней Сенека (ок.4 г. до нашей эры - 65 г. - философ-стоик и человек личного высокого мужества. Презирал смерть. Покончил жизнь самоубийством по требованию своего воспитанника Императора Нерона), Эпиктет (ок.50 - ок.140), Марк Аврелий (121 - 180 гг.). Гай Транквилл Светоний своей книгой «Жизнь двенадцати царей» положил начало традиции политических портретов.
постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;
обособление их как относительно
самостоятельной части
анализ устройства государства, классификация его форм;
поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.
Политические идеи Платона:
государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку;
залог стабильности государства - разделение труда по склонности души;
управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии;
сословие стражей должно защищать государство;
землевладельцы и ремесленники - третье сословие - должны добросовестно трудиться на благо государства;
переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.
3. Политические и правовые учения в Древней Греции
3.1 Исторические условия формирования учений Платона и Аристотеля.
В середине I тысячелетия до н.э. в Греции завершается переход к рабовладельческому строю. На характер и сроки этого перехода решающее воздействие оказала довольно рано возникшая у греков морская торговля – ее развитие стимулировало рост городов и создание греческих колоний вокруг Средиземного моря, ускорило имущественное расслоение общества. Благодаря оживленным связям с другими странами торговые центры Греции превратились в мощные очаги культуры, куда стекались новейшие достижения в области техники, естествознания, письменности и права.
Социально-политический строй Древней Греции представлял собой своеобразную систему независимых полисов, т. е. небольших, иногда даже крошечных государств. Территория полиса состояла из города и прилегающих к нему селений. По подсчетам современных историков численность свободного населения полиса редко достигала 100 тыс. человек.
Общей чертой полисной жизни VII–V вв.
до н.э. являлась борьба между родовой
аристократией, перераставшей в
рабовладельческую
С превращением рабства в господствующий способ эксплуатации росло имущественное неравенство свободных, обострялись социальные противоречия древнегреческого общества. Богатые рабовладельцы, оттесняя родовитую знать и демократически настроенные средние классы, устанавливали в ряде полисов олигархические режимы. Борьбу среди свободного населения усугубляли антагонистические отношения рабовладельцев и рабов. Основанные на господстве аристократии или демократии государства-полисы объединялись в военно-политические коалиции и государственные союзы (Афинский морской союз, Пелопоннесский союз под гегемонией Спарты и др.). Противоборство этих коалиций порождало политические перевороты в полисах и междоусобные войны, самой масштабной из которых была Пелопоннесская война 431–404 гг. до н.э.
В результате продолжительных междоусобных войн, подорвавших экономику, полисы приходят в упадок и переживают глубокий кризис. Во второй половине IV в. до н.э. древнегреческие государства были покорены Македонией, а позже (II в. до н.э.) – Римом.
Политическая идеология
Интенсивная торговая деятельность греков, расширявшая их познавательный кругозор, совершенствование технических навыков и умений, активное участие граждан в делах полиса, особенно демократического, вызвали кризис мифологических представлений и побуждали искать новые приемы объяснения происходящего в мире. На этой почве в Древней Греции зарождается философия как особая, теоретическая форма мировоззрения. Политико-правовые концепции начинают разрабатываться в рамках общефилософских учений.
В состав философского мировоззрения
входили тогда все формы
Для развития социально-политической теории первостепенное значение имело расширение эмпирических знаний. Многообразие политического опыта, накопленного в государствах-полисах, стимулировало теоретические обобщения практики осуществления власти и создание учений, в которых поднимались проблемы возникновения государств, их классификации, наилучшей формы устройства. Правовая мысль Древней Греции постоянно обращалась к сравнительному изучению законов, которые установили в полисах первые законодатели (Ликург – в Спарте, Солон – в Афинах). В произведениях греческих мыслителей была разработана классификация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.), вошедшая в понятийный аппарат современной политической науки.
На содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало также развитие этики, утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали. Частнособственнические отношения и рабство подорвали патриархальные устои общинной жизни, сохранявшиеся в полисах, противопоставили индивидов друг другу. Если в этико-политических концепциях Древнего Востока речь шла о той или иной интерпретации общинной морали, то в античной Греции на передний план выдвигаются вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможностью морального выбора и субъективной стороной поведения человека. Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, представители демократии разрабатывали учения о равенстве граждан и договорном происхождении закона и государства.
Начиная с III в. до н.э., когда древнегреческие государства утратили свою независимость, в общественном сознании происходят глубокие изменения. Среди свободного населения нарастают настроения безысходности и аполитизма, усиливаются религиозные искания. Теоретические исследования политики в этот период подменяются нравоучениями индивидуалистического толка (стоицизм, школа Эпикура).
Кризис мифологического
История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку
политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально
они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры
дошли до нас крупные памятники законотворчества и такие выдающиеся
сравнительно систематические произведения, посвященные политической
проблематике, как «Республика» («Государство»), «Политика» и «Законы»
Платона (427—347 гг. до н. э.) и «Политика» и «Афинская политика»
Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). Само понятие «политика» берет свое
начало от греч. «роlis»,
т.е. древнегреческий город-
которого прежде всего исследовали крупнейшие мыслители античности. Надо учитывать, что в слово «политика» тогда вкладывалось очень широкое содержание, включавшее не только собственно политические, но и социальные, экономические, этические и иные проблемы в современном их понимании. Политика рассматривалась как знание о высшем благе и счастье государства- полиса и его граждан. Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Платона и Аристотеля.
4. Политические и правовые учения. Платон и Аристотель
Кризис мифологического
мировоззрения и развитие философии
заставили идеологов
Платон (427–347 гг. до н.э.) – родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды сложились под влиянием Сократа, знаменитого мудреца, проводившего жизнь в беседах и спорах на афинских площадях. Содержание этих бесед нашло отражение в ранних произведениях Платона, которые обычно выделяют в особую группу так называемых сократических диалогов.
После казни Сократа в 399 г. до н.э. Платон покинул Афины и совершил ряд путешествий, в том числе в Египет и Южную Италию. Вернувшись, он основал в пригороде Афин философскую школу под названием “Академия”. Диалоги и письма, написанные Платоном после создания Академии, относят к зрелым произведениям мыслителя.
Сердцевину платоновской философии составляет теория идей. Миру чувственных предметов и явлений Платон противопоставил особый мир идей, или общих понятий, которые якобы существуют где-то за пределами неба. Бестелесные идеи вечны и неизменны, им присуще истинное бытие. Наш мир, пояснял Платон, занимает как бы среднее положение между “подлинным бытием” и миром небытия. Точно так же и человек: до того как вселиться в телесную оболочку, его душа пребывала в царстве идей. Знания человека об окружающей природе, согласно Платону, не могут быть истинными. Достоверное знание дают только воспоминания души о том, что она созерцала, находясь в мире истинно сущего. Объективный идеализм Платона смыкался с религией и мистикой. Философия в его трудах, особенно поздних, приобретала черты теологии. Возражая софистам как представителям наивного материализма, Платон без обиняков писал: “Пусть у нас мерой всех вещей будет главным образом бог, гораздо более, чем какой-либо человек, вопреки утверждению некоторых”.
Информация о работе Платон и Аристотель – родоначальники учения о политике