Платон "Государство"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 05:59, реферат

Описание работы

1. Государство:
 это человек больших размеров. В государстве и в душе каждого человека есть одни и те же 3 начала: разум, ярость и вожделение. Естественным является то состояние, когда голова - разум - руководит, а ярость на службе у разума помогает укротить неразумные вожделения.
 это единое целое, внутри которого неравные по своей природе индивиды исполняют свои различные функции.

Работа содержит 1 файл

Платон.doc

— 45.00 Кб (Скачать)


Платон «государство»

1.       Государство:

        это человек больших размеров. В государстве и в душе каждого человека есть одни и те же 3 начала: разум, ярость и вожделение. Естественным является то состояние, когда голова - разум - руководит, а ярость на службе у разума помогает укротить неразумные вожделения.

        это единое целое, внутри которого неравные по своей природе индивиды исполняют свои различные функции.


 

2.       Идеальное государство:

        это аттический город-полис или колония такого полиса. Ожидается, что и вокруг такие же города-полисы. То есть идеальное государство размещено в конкретном политическом времени и пространстве. Уже во время Платона такое государство принадлежало прошлому.

        идеальное государство - это замкнутое самообеспеченное образование, которое не способно общаться с другими государствами из-за неприятия развития человеческой цивилизации. Для идеального государства развитие - это повреждение, разрушение, ибо развитие возможно только к наилучшему, а это государство уже есть идеальное, избавленное от зла;

        поэтому ограничивается торговля, промышленность, финансы - ибо это все то, что развращает;

        идеальное государство для всех является принудительным учреждением - и для аристократии разума в т.ч. - ведь они обязаны править над "яростью" и "вожделением". Идеальное государство противоположно индивидуалистскому греческому государству.


 

3.       Цель государства: единство, добродетель всего государства в целом, а не отдельного сословия или отдельного человека.


 

4.       Политическое властвование: происходит согласно 4 добродетелям идеального государства:

        разумность/мудрость: в государстве осуществляются разумные решения, всем руководит разум - философы-стражи законов. Аналогично мудрый человек руководится разумом;

        рассудительность: единство взглядов у правителей и подданных. Порядок, гармония, согласованность - природное соотношение лучшего и худшего. Например: государство, которое победило себя - то, в котором большинство худших покоряется меньшинству лучших;

        мужество: способность стражей закона/правителей постоянно сохранять привитую воспитанием мысль об опасности;

        справедливость: это соединенные вместе мудрость + рассудительность + мужество. Это государство, в котором 3 разных по своей природе сословия делают каждый свою роботу. Справедливость - реализация идеи единства.
Составные справедливости:

a.       разделение труда согласно природным задаткам. Именно отсюда идет деление на 3 сословия: стражи законов (правители-"разум" и воины-"ярость") и третье сословие - земледельцы/ремесленники/торговцы- "вожделение";

b.      все исполняют только свое предназначение;

c.       согласованность, гармония этих 3-х сословий.

Несправедливость: это вмешательство 3-х сословий в дела друг друга. Ссора 3-х начал. Тогда начинает править "вожделение".


 

5.       Природное разделение на сословия:

        правители-"разум": обеспечивают правильное исполнение идеи идеального государства Платона. Происходят из стражей закона старше 50 лет;

        воины-"ярость": охраняют государство от врагов извне и из середины. Являются стражами закона;

        земедельцы/ремесленники/торговцы-"вожделение": экономический базис государства, всех кормят, никаких политических прав.


 

6.       Воспитание и отбор стражей закона:

        мусическое и гимнастическое воспитание - не ради развития души и тела будущих стражей (это уже следствие), а ради философского и "яростного" начал в их душе;

        будущий страж должен быть убежден, что полезное для общего дела - это есть полезное и для него;

        система 3-х разовой проверки: кто в 3-х возрастах - детском, юношеском и взрослом докажет, что он может быть хорошим стражем для самого себя - тот есть мужественный человек. Что значит хороший страж самого себя: не давал себя переубедить в предыдущем пункте ни из-за удовольствия, ни из-за страха, ни из-за страдания.


 

7.       Только стражи закона имеют политическую власть. Следовательно, проблема сохранения единства государства - преимущественно проблема сохранения внутреннего единства среди сословия стражей. Поэтому Платон разрушил у них семью - иначе это было бы начало индивидуализма, отособленности интересов. А так быт стражей - сисситии (по образцу спартанских), общие женщины и дети, отсутствие частной собственности, экономической заинтересованности - все это для напоминания стражам идеи о их единстве. От 3-го сословия для сохранения единства требуется только рассудительность.

Разумеется, стражи не должны иметь каких-либо материальных благ, заниматься торговлей, земледелием - таким образом они бы нарушили справедливость и непременно бы притесняли народ.


 

8.       В процессе осуществления власти отсутствует какое-либо институционное средство для контроля над правителями, единственное, что их связывает - их внутреннее убеждение в необходимости поддерживать закон, который является разумным.


 

9.       Политическая элита: результат правильного воспитания.


 

10.   Воспитание:

        приведение детей к такому образу мышления, который определяется законом как правильный и в его действительной правильности убедились на опыте старейшие и почтеннийшие люди;

        это верно направленные удовольствия и страдания;

        воспитывают: закон, неписанный обычай (сфера частного), искусство (учит через уподобление поведению людей в разных ситуациях). Цель закона, неписанного обычая, искусства - принудить людей добровольно совершать действия, определенные правителями как справедливые.


 

11.   Измерения власти:

        отцовская власть над потомками: для стражей закона все, кто старше 20 лет - родители, младше 20 лет - дети;

        благородные должны править над неблагородными: для обоснования Платон приводит миф, что бог в души правителей вложил золото, их помощников - стражей закона - серебро, а в души 3-го сословия - железо и медь. И очень редко от земледельцев рождается ребенок с золотом/серебром в душе - но если уж родится, то его переведут в соответствующий класс;

        старшие правят, младшие - подчиняются: поэтому в правители попадают стражи закона только после 50 лет;

        господа правят, рабы - подчиняются;

        по закону природу сильный правит над слабым;

        в зависимости от жеребьевки: вытянул жребий - правит, нет - подчиняется;

        главное: несведущий находится под руководством разумного. Нерозумная толпа под руководством немногих лучших мудрецов.


 

12.   Политический упадок: результат морального упадка (и нехватки знания). Изменения начинаются в детских играх, нравах, привычках, деловых взаимоотношениях граждан. Поэтому необходимо запретить/остановить все политические перемены - они приведут к худшему. Следовательно, государство должно контролировать нравственность, дабы не допускать нравственных перемен.


 

13.   Государство, общество и индивид у Платона абсолютно не дифференциированы. Государство (стражи закона) осуществляет цензуру любой интеллектуальной деятельности, непрерывная работа по унификации мировоззрения граждан. Наличие 1 идеала, которого необходимо придерживаться, требует сурового централизированного управления.

*Происходит раздвоение добродетели - она уже не 1, а их двое - для правителей и для подданных. Логика Платона: настоящий философ любит истину, ложь - нет. Правитель-философ должен быть разумнее и философичнее всех. Только правитель может лгать/обманывать во имя блага государства. По логике же Платона выходит что благо требует лжи. А настоящий философ не любит ложь...*


 

14.   Поскольку цель государства - единство, то устанавливать законы ради войны - это значит установить закон ради 1 добродетели, а их 4. Значит, установление законов ради войны - это нарушение справедливости (это антитеза спартанцам, конечная цель существования государства которых была постоянная война).


 

15.   В не идеальных государствах справедливость - это договор людей между собой. Государство - результат договора людей, заключенного для того, чтобы не терпеть несправедливость. В таких государствах отсутствует природная справедливость (зато она присутствует в идельном). Природная справедливость в том, что государство - это договор, согласный с природной основой: общественная жизнь начинается с природного неравенства.


 

16.   5 видов государственного устройства:

        в идеальном государстве может править монарх или аристократия;

        когда среди аристократии начинает доминировать честолюбие и яростное начало - аристократия переходит в тимократию (постоянно воюют, власть военных вождей);

        тимократия разлагается до олигархии, основанной на имущественном цензе. Это уже не единое государство, а два: государство богатых и государство бедных. Благо олигархии - богатство - ее погубит и

        олигархия превращается в демократию, уравнение равных и неравных в гражданских правах, все должности там достаются по жребию. Благо демократии - свобода - ее погубит и

        демократия переходит в тиранию. Тиран стоит над законами, он автоматически враждебен всем мужественным, умным, талантливым, богатым людям - он видит в них соперников.


 

17.   Существуют 2 мира:

        мир зримый: это живые существа или их образы, тени;

        мир умопостигаемый: его можно познать или с помощью образов, например: черчение, скульптура, или с помощью рассуждения, когда познание происходит с помощью идеи, то разум не пользуется ни чем эмпирическим. Это диалектика.


 

18.   Знание направлено на мир идей - мир бытия. Наш земной мир - это мир мнений, среднее между бытием и небытием. Следовательно, мнение - это не знание, и не незнание. Поэтому для Платона зло - те, кто вдвойне невежественны, те, кто мнят себя мудрецами, ими не являясь.


 

19.   Есть 4 состояния души:

        разум. Диалектика - путь познания: когда человек, избегая ощущений (ощущения всегда порождают мнения) через разум направляется к сути какого-либо предмета. Диалектика - это путь познания чистого бытия;

        рассудок: когда при познании пользуются образами. Например: геометрия;

        вера;

        уподобление: низшее состояние души. Его символ: пещера Платона - мы наблюдаем тени теней и убеждены, что они истинны, только потому, что никогда не были в мире истинного бытия - в мире идей.


 

20.   Душа: принадлежит к миру бытия, к миру идей - настоящему миру, поэтому наша душа - вечная. А все, что касается тела - подвержено изменениям. Поэтому, идеальное государство, чтобы ему быть неизменным, должно опираться на души граждан.

 



Информация о работе Платон "Государство"