Перспективы участия российской молодежи в политической жизни страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:06, научная работа

Описание работы

Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития государства и общества.
Политика по отношению к молодежи формируется на уровне общества и государства. Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики.
Молодежь - главное действующее лицо будущего и задача государства помочь молодым людям стать полноправными членами гражданского общества, а также устранить преграды на пути развития личности каждого молодого человека.

Работа содержит 1 файл

Перспективы участия российской молодежи в политической жизни страны 1.docx

— 23.93 Кб (Скачать)

Тема: Перспективы участия российской молодежи в политической жизни страны

Формирование жизнеспособного  подрастающего молодого поколения  становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле молодежь - объект национально-государственных  интересов, один из главных факторов обеспечения развития государства  и общества. 

Политика по отношению к молодежи формируется на уровне общества и  государства. Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики. 

Молодежь - главное действующее  лицо будущего и задача государства помочь молодым людям стать полноправными членами гражданского общества, а также устранить преграды на пути развития личности каждого молодого человека. 

В современном российском обществе наиболее восприимчивой к нововведениям  социальной группой является молодежь, которая формирует свое мировоззрение  и способна скорее других усвоить  новые взгляды, однако российская политическая культура обращена в будущее при  недостаточном внимании к прошлому, при отсутствии осознанного следования традициям, крайней переимчивости, чувствительности к новым веяниям. 

У молодежи, как специфической социально-демографической  группы, в силу естественных причин отсутствует либо достаточный социальный опыт, либо социальная память, выходящая  за пределы относительно стабильных последних нескольких лет, когда  современная молодежь и начала процесс  своей социализации. События связанные с завершением коммунистической эпохи и распадом СССР, воспринимаются как давно минувшие события, имеющие не большее отношение к их сегодняшней жизни, чем события прошлых веков. Отношение же к современной власти носит характер достаточно нейтральный — “она есть какая есть” и с ней не связывается никаких ожиданий на позитивные перемены. Иначе говоря, молодое поколение относится к политике и власти как к некоторым данностям, которые не вызывают ни восторга, ни особо резких отрицательных эмоций.

Это прежде всего проявляется в отстраненности весьма значительной части молодежи от политической жизни России (см. табл. 1). Действительно, число молодых людей, постоянно интересующихся политикой, в возрасте 18-26 лет почти в три раза меньше, чем у поколения их родителей: соответственно 13,2% и 37,5%. Весьма высок процент полностью политически индифферентных — 33,4%, в то время как у более старших возрастных групп он составляет 20,6%.

Таблица 1

В какой степени молодежь и старшее поколение интересуются политикой, в %

Молодое поколение

 

Старшее поколение

13,2

Внимательно следят за информацией  о политических событиях в стране

37,5

52,0

Внимательно за информацией о политических событиях не следят, но изредка обсуждают  политические события с друзьями, родственниками

40,1

1,4

Лично участвовали в течении последнего года в политической деятельности (в работе политических партий, митингах, демонстрациях, забастовках и т.п.)

1,8

33,4

Политикой не интересуются

20,6

100

Итого

100


В попытках объяснения видимой аполитичности  молодого поколения высказываются  различные гипотезы и соображения. Так, некоторые утверждают, что апатия молодежи обусловлена прежде всего тем, что осуществляемые в России реформы больнее всего ударили именно по ней, а также тем, что в стране на протяжении последних лет отсутствует какая-либо осмысленная политика в отношении молодежи как самостоятельной социально-демографической группы.

Другая точка зрения объясняет  апатию молодежи с других позиций. Несмотря на имеющиеся издержки переходного  периода, именно молодежь наиболее органично  вписалась в новые условия  жизнедеятельности, приняла новые  “правила игры” , и её неучастие в политике связано, главным образом, с тем, что она, с одной стороны, не видит необходимости что-либо кардинально менять в сложившемся укладе жизни, а с другой — не рассматривает политическую деятельность в качестве значимой для себя, находя более перспективные способы и сферы самоутверждения и личной самореализации.

Между тем, анализ полученных результатов  исследования показывает, что и та, и другая точки зрения не вполне адекватны нынешнему состоянию  молодежи, во всяком случае, её большинству.

Начнем с того, что, во-первых, аполитичность  молодежи носит не столь тотальный  характер, как это может показаться на первый взгляд. Больше половины молодых  россиян (52,0%) все же эпизодически, но следят за происходящими в стране событиями: 62,3% — иногда, а 29,5% постоянно  смотрят информационные телевизионные  программы; 52,7% — иногда и 13,8% постоянно  смотрят специализированные аналитические  программы, посвященные различным  аспектам экономической и политической жизни; 17,9% — регулярно читают газеты.

В условиях, когда политическая жизнь, участие или неучастие в ней, стали наконец-то проблемой личного  выбора, личного самоопределения  в избирательном, от случая к случаю, участии в политической жизни  нет ничего экстраординарного.

Во-вторых, результаты исследования показывают, что по мере взросления, накопления социального и жизненного опыта, интерес к политике растет. Так, из состава молодежи в возрасте до 20 лет внимательно следят за политической информацией только 6,5%, а в возрасте 24-26 лет уже 13,7%, то есть в два раза больше.

То же самое можно отнести  и к фактору образования. Так, среди молодежи, имеющей общее  среднее образование, внимательно  следят за политикой только 8,2%, среди  имеющих высшее образование — 18,4%, а среди окончивших аспирантуру или обучающихся в ней уже 40,9%.

В-третьих, результаты проведенного исследования не подтверждают наличия жесткой  зависимости между интересом  к политике или отсутствием такового, и степенью адаптированности тех или иных групп молодежи к новым реалиям. Процент интересующихся и не интересующихся политикой достаточно равномерно распределен как между “адаптантами” , так и “дезадаптантами” , то есть между теми, кто по самооценке “скорее выиграл от проводимых в России реформ” , и кто “скорее от них проиграл” (см. табл. 2) .

Таблица 2

Оценка интереса молодежи к политике в зависимости от того, считают ли они себя выигравшими или проигравшими от реформ, в %

 

Выиграли или проиграли  от проводимых в стране реформ

Степень интереса к политике

Скорее выиграли

Не выиграли и не проиграли

Скорее проиграли

Затруднились оценить

1. Внимательно следят за информацией  о политических событиях в  стране

16,6

11,6

17,1

9,7

2. Внимательно не следят, но изредко обсуждают политические события с друзьями

57,6

54,9

47,3

47,5

3. Лично участвовали в течение  года в политической деятельности

0,0

1,2

2,9

1,1

4. Политикой не интересуются

25,8

32,3

31,7

41,7

ИТОГО

100

100

100

100


Видимо, это в первую очередь  связано с тем, что молодежь считает  политику сферой, далекой от своих  повседневных интересов и жизненных  планов. Характерно, что профессия  политика отсутствует среди списка наиболее престижных и популярных в  молодежной среде профессий. И только 5,5% молодых людей полагают, что  политики — это по-настоящему счастливые люди.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ в 2007 и 2009 г. (Табл. 3)провел опрос среди молодёжи на тему: Что следует делать для приобщения молодёжи к политике. И большинство высказывалось за:

 

 

Таблица 3

Что, на Ваш взгляд, следует делать для приобщения молодежи к политике? (До трёх ответов; % от тех, кто за привлечение молодёжи к участию в политической и общественной жизни страны)

 

 

2007 г.

2009г.

Учитывать в политических программах партий интересы и проблемы современной  молодежи

50

59

Создавать и укреплять молодежные организации при ведущих политических партиях 

32

36

Предоставлять молодежи возможность  самой создавать политические объединения  в соответствии со своими интересами

28

27

Выдвигать молодежь на первые роли в  политических партиях 

23

25

Развивать самодеятельные общественные молодежные объединения и движения

20

17

Стимулировать политическое участие  молодежи материально 

23

17

Увязать перспективы карьерного роста  молодых людей с членством  в политических партиях, политической активностью 

18

14

Другие меры

2

1

Затрудняюсь ответить

9

5


 

Для развитых стран и мирового сообщества в целом молодежная политика, в  том числе и государственная, сложилась давно. Для России это  событие лишь последних лет. 

Законодательная власть в такой  правовой форме, как парламент, утвердилась  в большинстве стран мира. Парламентаризм стал общемировым принципом организации  государственной власти, основанной на верховенстве закона. 

Главная цель Парламента в целом - обеспечение благополучия и процветания  народов России, целостности и  независимости государства, защита прав и свобод человека. Вместе с  тем каждая из палат, преследуя общие  цели, решает особые, свойственные ее конституционному статусу задачи, которые носят характер конституционных полномочий и компетенций. Правовой и политический статус палат определен Конституцией Российской Федерации и рядом федеральных законов. 

На сегодняшний день во многих городах  России существуют такие организации, как Молодежный парламент. 

Цели и задачи Молодежного парламента важны и ответственны. Они направлены на обеспечение реального участия молодых граждан, молодежных и детских объединений в реализации государственной молодежной политики: представления и защиты интересов молодежи, формирования правовой и политической культуры в молодежной среде, содействия развитию общественной активности молодежи, воспитания гражданственности и патриотизма. 

Существует мнение среди молодежи, что институт Молодежного парламентаризма  найдет широкое распространение  и позволит молодежи целенаправленно  участвовать в выработке и  реализации нормативных и законодательных  актов молодежной политики. 

Молодежный парламент должен стать  школой для будущих политиков. Он не только даст молодым людям правовые, экономические и политические знания, но и обогатит их опыт политической борьбы. Следует особо подчеркнуть, что создание такого органа не предусмотрено  ни Конституцией, ни законодательством.

Молодежный парламент недавно  был создан и в нашем городе. В него вошло 13 парней и 6 девушек в возрасте до 30 лет. За плечами каждого из “парламентариев” - общественная работа (среди них и кандидаты наук, и обладатели наград и грантов местного и областного уровней, и спортсмены). А теперь они будут учиться законотворчеству.  
Молодежный парламент - совещательный орган при городском Совете народных депутатов. Свои предложения молодые люди будут выносить на рассмотрение депутатов горсовета. Валерий Нефедов, председатель Совета, заверил, что будет к ним прислушиваться: “Мы надеемся на вашу активную позицию и нестандартный ум при решении городских задач!”  
“Начать надо с системы!” - заявил председатель Молодежного парламента Дмитрий Янькин. Сейчас на повестке - создание комитетов. Они будут отвечать за конкретные направления деятельности. Важнейшими проблемами молодежь считает малолетнюю преступность и наркоманию. “Нужно привлекать молодежь к жизни города и страны!” - считает Вячеслав Щекин, самый молодой депутат горсовета, инициатор создания и координатор нового органа.

Информация о работе Перспективы участия российской молодежи в политической жизни страны