Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 12:06, научная работа
Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития государства и общества.
Политика по отношению к молодежи формируется на уровне общества и государства. Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики.
Молодежь - главное действующее лицо будущего и задача государства помочь молодым людям стать полноправными членами гражданского общества, а также устранить преграды на пути развития личности каждого молодого человека.
Тема: Перспективы участия российской молодежи в политической жизни страны
Формирование жизнеспособного подрастающего молодого поколения становится одной из главных стратегических задач развития страны. В этом смысле молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития государства и общества.
Политика по отношению к молодежи
формируется на уровне общества и
государства. Государство обладает
наибольшими ресурсами для
Молодежь - главное действующее лицо будущего и задача государства помочь молодым людям стать полноправными членами гражданского общества, а также устранить преграды на пути развития личности каждого молодого человека.
В современном российском обществе наиболее восприимчивой к нововведениям социальной группой является молодежь, которая формирует свое мировоззрение и способна скорее других усвоить новые взгляды, однако российская политическая культура обращена в будущее при недостаточном внимании к прошлому, при отсутствии осознанного следования традициям, крайней переимчивости, чувствительности к новым веяниям.
У молодежи, как специфической социально-
Это прежде всего проявляется в отстраненности весьма значительной части молодежи от политической жизни России (см. табл. 1). Действительно, число молодых людей, постоянно интересующихся политикой, в возрасте 18-26 лет почти в три раза меньше, чем у поколения их родителей: соответственно 13,2% и 37,5%. Весьма высок процент полностью политически индифферентных — 33,4%, в то время как у более старших возрастных групп он составляет 20,6%.
Таблица 1
В какой степени молодежь
и старшее поколение
Молодое поколение |
Старшее поколение | |
13,2 |
Внимательно следят за информацией о политических событиях в стране |
37,5 |
52,0 |
Внимательно за информацией о политических событиях не следят, но изредка обсуждают политические события с друзьями, родственниками |
40,1 |
1,4 |
Лично участвовали в течении последнего года в политической деятельности (в работе политических партий, митингах, демонстрациях, забастовках и т.п.) |
1,8 |
33,4 |
Политикой не интересуются |
20,6 |
100 |
Итого |
100 |
В попытках объяснения видимой аполитичности молодого поколения высказываются различные гипотезы и соображения. Так, некоторые утверждают, что апатия молодежи обусловлена прежде всего тем, что осуществляемые в России реформы больнее всего ударили именно по ней, а также тем, что в стране на протяжении последних лет отсутствует какая-либо осмысленная политика в отношении молодежи как самостоятельной социально-демографической группы.
Другая точка зрения объясняет апатию молодежи с других позиций. Несмотря на имеющиеся издержки переходного периода, именно молодежь наиболее органично вписалась в новые условия жизнедеятельности, приняла новые “правила игры” , и её неучастие в политике связано, главным образом, с тем, что она, с одной стороны, не видит необходимости что-либо кардинально менять в сложившемся укладе жизни, а с другой — не рассматривает политическую деятельность в качестве значимой для себя, находя более перспективные способы и сферы самоутверждения и личной самореализации.
Между тем, анализ полученных результатов исследования показывает, что и та, и другая точки зрения не вполне адекватны нынешнему состоянию молодежи, во всяком случае, её большинству.
Начнем с того, что, во-первых, аполитичность молодежи носит не столь тотальный характер, как это может показаться на первый взгляд. Больше половины молодых россиян (52,0%) все же эпизодически, но следят за происходящими в стране событиями: 62,3% — иногда, а 29,5% постоянно смотрят информационные телевизионные программы; 52,7% — иногда и 13,8% постоянно смотрят специализированные аналитические программы, посвященные различным аспектам экономической и политической жизни; 17,9% — регулярно читают газеты.
В условиях, когда политическая жизнь, участие или неучастие в ней, стали наконец-то проблемой личного выбора, личного самоопределения в избирательном, от случая к случаю, участии в политической жизни нет ничего экстраординарного.
Во-вторых, результаты исследования показывают, что по мере взросления, накопления социального и жизненного опыта, интерес к политике растет. Так, из состава молодежи в возрасте до 20 лет внимательно следят за политической информацией только 6,5%, а в возрасте 24-26 лет уже 13,7%, то есть в два раза больше.
То же самое можно отнести и к фактору образования. Так, среди молодежи, имеющей общее среднее образование, внимательно следят за политикой только 8,2%, среди имеющих высшее образование — 18,4%, а среди окончивших аспирантуру или обучающихся в ней уже 40,9%.
В-третьих, результаты проведенного исследования не подтверждают наличия жесткой зависимости между интересом к политике или отсутствием такового, и степенью адаптированности тех или иных групп молодежи к новым реалиям. Процент интересующихся и не интересующихся политикой достаточно равномерно распределен как между “адаптантами” , так и “дезадаптантами” , то есть между теми, кто по самооценке “скорее выиграл от проводимых в России реформ” , и кто “скорее от них проиграл” (см. табл. 2) .
Таблица 2
Оценка интереса молодежи к политике в зависимости от того, считают ли они себя выигравшими или проигравшими от реформ, в %
Выиграли или проиграли от проводимых в стране реформ | ||||
Степень интереса к политике |
Скорее выиграли |
Не выиграли и не проиграли |
Скорее проиграли |
Затруднились оценить |
1. Внимательно следят за |
16,6 |
11,6 |
17,1 |
9,7 |
2. Внимательно не следят, но изредко обсуждают политические события с друзьями |
57,6 |
54,9 |
47,3 |
47,5 |
3. Лично участвовали в течение
года в политической |
0,0 |
1,2 |
2,9 |
1,1 |
4. Политикой не интересуются |
25,8 |
32,3 |
31,7 |
41,7 |
ИТОГО |
100 |
100 |
100 |
100 |
Видимо, это в первую очередь связано с тем, что молодежь считает политику сферой, далекой от своих повседневных интересов и жизненных планов. Характерно, что профессия политика отсутствует среди списка наиболее престижных и популярных в молодежной среде профессий. И только 5,5% молодых людей полагают, что политики — это по-настоящему счастливые люди.
Инициативный всероссийский
Таблица 3
Что, на Ваш взгляд, следует делать для приобщения молодежи к политике? (До трёх ответов; % от тех, кто за привлечение молодёжи к участию в политической и общественной жизни страны) | ||
|
2007 г. |
2009г. |
Учитывать в политических программах партий интересы и проблемы современной молодежи |
50 |
59 |
Создавать и укреплять молодежные
организации при ведущих |
32 |
36 |
Предоставлять молодежи возможность самой создавать политические объединения в соответствии со своими интересами |
28 |
27 |
Выдвигать молодежь на первые роли в политических партиях |
23 |
25 |
Развивать самодеятельные общественные молодежные объединения и движения |
20 |
17 |
Стимулировать политическое участие молодежи материально |
23 |
17 |
Увязать перспективы карьерного роста молодых людей с членством в политических партиях, политической активностью |
18 |
14 |
Другие меры |
2 |
1 |
Затрудняюсь ответить |
9 |
5 |
Для развитых стран и мирового сообщества в целом молодежная политика, в том числе и государственная, сложилась давно. Для России это событие лишь последних лет.
Законодательная власть в такой
правовой форме, как парламент, утвердилась
в большинстве стран мира. Парламентаризм
стал общемировым принципом
Главная цель Парламента в целом - обеспечение благополучия и процветания народов России, целостности и независимости государства, защита прав и свобод человека. Вместе с тем каждая из палат, преследуя общие цели, решает особые, свойственные ее конституционному статусу задачи, которые носят характер конституционных полномочий и компетенций. Правовой и политический статус палат определен Конституцией Российской Федерации и рядом федеральных законов.
На сегодняшний день во многих городах России существуют такие организации, как Молодежный парламент.
Цели и задачи Молодежного парламента важны и ответственны. Они направлены на обеспечение реального участия молодых граждан, молодежных и детских объединений в реализации государственной молодежной политики: представления и защиты интересов молодежи, формирования правовой и политической культуры в молодежной среде, содействия развитию общественной активности молодежи, воспитания гражданственности и патриотизма.
Существует мнение среди молодежи, что институт Молодежного парламентаризма найдет широкое распространение и позволит молодежи целенаправленно участвовать в выработке и реализации нормативных и законодательных актов молодежной политики.
Молодежный парламент должен стать школой для будущих политиков. Он не только даст молодым людям правовые, экономические и политические знания, но и обогатит их опыт политической борьбы. Следует особо подчеркнуть, что создание такого органа не предусмотрено ни Конституцией, ни законодательством.
Молодежный парламент недавно
был создан и в нашем городе.
В него вошло 13 парней и 6 девушек в возрасте
до 30 лет. За плечами каждого из “парламентариев”
- общественная работа (среди них и кандидаты
наук, и обладатели наград и грантов местного
и областного уровней, и спортсмены). А
теперь они будут учиться законотворчеству.
Молодежный парламент - совещательный
орган при городском Совете народных депутатов.
Свои предложения молодые люди будут выносить
на рассмотрение депутатов горсовета.
Валерий Нефедов, председатель Совета,
заверил, что будет к ним прислушиваться:
“Мы надеемся на вашу активную позицию
и нестандартный ум при решении городских
задач!”
“Начать надо с системы!” - заявил председатель
Молодежного парламента Дмитрий Янькин.
Сейчас на повестке - создание комитетов.
Они будут отвечать за конкретные направления
деятельности. Важнейшими проблемами
молодежь считает малолетнюю преступность
и наркоманию. “Нужно привлекать молодежь
к жизни города и страны!” - считает Вячеслав
Щекин, самый молодой депутат горсовета,
инициатор создания и координатор нового
органа.
Информация о работе Перспективы участия российской молодежи в политической жизни страны