Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 07:17, реферат
На политической арене действуют различные политические силы, причем одни из них открыто, осуществляя различные политические акции, их называют реальными; другие предпочитают скрытые формы реализации групповых интересов. Последние называют латентными (скрытыми), это - лобби, заинтересованные группы, клиентелы, т.е. объединения единомышленников вокруг видных политических деятелей, связанных отношениями личной зависимости, что ведет к прекращению их политической деятельности вместе с уходом влиятельного патрона.
Введение…………………………………………………………………………3
Сущность партийных систем……………………………………………….4
Традиционная классификация партийных систем………………………..8
Тенденции развития партийной системы в России………………………12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………………….15
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА
МОСКВЫ
КАФЕДРА
ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
по
дисциплине «политология»
Преподаватель: кандидат политических наук Кабыткина Ирина Борисовна
Студентки II курса
факультета управления,
дневного отделения
Оценка______________
Преподаватель________
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………….15
Введение
На политической арене действуют различные политические силы, причем одни из них открыто, осуществляя различные политические акции, их называют реальными; другие предпочитают скрытые формы реализации групповых интересов. Последние называют латентными (скрытыми), это - лобби, заинтересованные группы, клиентелы, т.е. объединения единомышленников вокруг видных политических деятелей, связанных отношениями личной зависимости, что ведет к прекращению их политической деятельности вместе с уходом влиятельного патрона.
Среди реальных политических сил, открыто действующих на политической арене, самой влиятельной являются партии. Они представляют и выражают групповые и индивидуальные интересы и служат главным элементом гражданского общества. Трудно представить себе общество, его политическую систему без взаимодействия партий и партийных группировок.
Таким образом, политические силы, возникая в гражданском обществе, выражая интересы его групп, являются связующим звеном между государством и гражданским обществом.
А
это связующее звено в общем
виде носит название партийной системы.
И в своем реферате я более
подробно остановлюсь на партийных
системах современности.
Критерии
типологии партийных
систем
Обычно в конкретной стране существует несколько партий. Совокупность политических партий и взаимосвязей между ними составляют партийную систему. Количество партий в конкретной стране является результатом действия множества факторов: культурно-религиозной среды, традиций, экономического развития, социальной структуры и т.д.
Можно дать более четкое и структурированное определение:
партийная система - это совокупность партий, участвующих в той форме политической деятельности, которая связана с формированием законодательных и исполнительных структур власти. Партийная система является составной частью политической системы. Поскольку же сущность, последней определяется характером государственной власти и установленного ею политического режима, постольку и сущность партийной системы зависит от них
Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям.
По количественному критерию выделяют:
1) однопартийную систему, свойственной тоталитарному режиму, при котором обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе. Эта система не исключает возможности существования других партий и даже их участия в формировании и деятельности государственных структур. Но всякая форма политического участия этих партий поставлена под контроль правящей партии, что сводит на «нет» их реальные возможности в осуществлении государственной власти и независимой политики. Такие партии существовали в ряде социалистических стран Восточной Европы. Все они были объединены в народные фронты, руководство в которых осуществлялось со стороны коммунистических партий. Примером может служить партийная система в бывшем СССР с Коммунистической партией;
2) двухпартийную систему (бипартизм), состоящую из нескольких партий, однако с заметным преобладанием двух, наиболее влиятельных. Так, классическим примером двухпартийной системы является Великобритания с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий. Хотя в стране существуют и социал-демократическая, и коммунистическая, и другие партии, однако их влияние на общество очень ограничено;
3) многопартийную систему, которая предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвленной системы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску компромиссов (лат. compromissum - соглашение, достигнутое путем взаимных уступок), поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием. Примером многопартийности являются партийные системы стран Западной Европы. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии - более 20 и т.д.
Многопартийность - неотъемлемый компонент гражданского общества, состоящего из различных социальных, национальных и других групп, имеющих свои интересы, ценностные ориентации, политические установки. Но многопартийность не панацея от всех бед. Она не просто сумма партий в обществе. И оценивается реальным, а не формальным участием всех партий в политической жизни страны, что возможно лишь на основе предоставления каждой из них равных возможностей и прав.
По качественному критерию (по политическому весу) действующие на политической сцене партии различаются масштабом влияния на общество и власть. Политическое влияние партии складывается из трех переменных:
а) из числа членов партии;
б) из количества избирателей, проголосовавших за нее;
в) из числа депутатских мандатов, полученных партией на выборах.
В зависимости от распределения депутатских мест в парламенте партии различаются по степени их влияния на процесс принятия политических решений, т.е. по политическому весу.
По политическому весу выделяют четыре типа партий:
Доминирование в политической жизни по влиянию той или иной партии определяет и тип партийной системы. Выделяются партийные системы, основанные на партиях с мажоритарным призванием, т.е. стабильным доминированием в течение долгого времени одной правящей партии (например, либерально-демократической партии в Японии, консервативной партии в Великобритании в 70-80-х годах). Кроме того, можно отметить партийные системы с присутствием доминирующей партии (такой, к примеру, как христианские демократы в Германии), вынужденной искать союзников в лице других партий для поддержки своего политического курса. Наконец, партийная система может представлять собой коалицию миноритарных партий (это присуще партийным системам Бельгии, Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой стабильных и эффективных правительств.
Теперь
сказанное изобразим
2.
Традиционная классификация
партийных систем
Общепринято является следующая классификация различных систем партий и различных моделей связей между ними: однопартийность, двухпартийность (бипартизм) и многопартийность.
Многопартийная система означает, что ни одна из выступающих в парламенте партий не в состоянии самостоятельно править. Создаются коалиции: правящая и правительственная. Тем самым партии не располагающие большинством в парламенте и правительстве, получают его на основе компромисса с другими партиями. В настоящее время большинство западных стран практикует многопартийность в различном объеме: от 12 партий в Нидерландах до четырех (страны Скандинавии) или трех партий (Бельгия, ФРГ, Австрия). Промежуточную ситуацию можно наблюдать в таких странах как Италия или Франция.
За последние годы в Российской Федерации происходит переход от однопартийной системы к многопартийности. Зачатки современного политического плюрализма стихийно вызревали уже в начале 80-х годов в форме диссидентского движения. Однако путь к действительно многопартийности открыла перестройка. Процессы радикального реформирования нашего общества вызвали к жизни новые общественно-политические движения, партии и их объединение. Развитие рыночных отношений существенно трансформирует социально-политическую структуру общества, усиливает процесс социальной дифференциации, находящий отражение в возникновении широкого спектра политических объединений.
Ныне в РФ действует несколько десятков политических партий.
Развитию
многопартийности могут благоприятствовать
или мешать различные факторы: социальные,
идеологические, религиозные, институциональные.
Недостатки
многопартийности
Двухпартийная система. Суть ее заключается в том, что существуют две сильные партии, из которых каждая способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Одна из двух партии получает абсолютное большинство мест в парламенте. Другая становится тогда оппозиционной. Двухпартийность полезна, поскольку она "функциональна", ее результаты способствуют хорошему функционированию политической системы. Двухпартийность, упрощает процесс агрегирования интересов и сокращения требований. Она делает ненужным посредничество: сам избиратель, выбирает цели и руководителей, обязанных их осуществлять. Правительство, сформированное главой победившей партии, обходится без посредников. Наконец, двухпартийность, гарантирует стабильность правительства, поскольку партия, находящаяся у власти, получает абсолютное большинство парламентских мест.
Великобритания воплощает "жесткую" двухпартийность. При принятии важных политических решений все депутаты от одной и той же партии стремятся голосовать одинаково: те, кто нарушает дисциплину голосования, исключаются из партии.
США воплощает "мягкую" двухпартийность. Обе партии не предписывают своим депутатам обязательную дисциплину голосования. Каждый конгрессмен голосует по своему усмотрению, не консультируясь с партией.
Двухпартийность
в чистом виде - явление крайне редкое.
Практически наряду с двумя крупными
партиями, господствующими на политической
арене, существуют и небольшие партии.
Их роль и значимость зависят от процента
голосов избирателей, полученных ими на
выборах. Этим обстоятельством обусловливается
существование "совершенной" двухпартийности,
при которой две основные партии набирают
более 90% голосов избирателей, и "несовершенной"
двухпартийности, когда можно говорить,
по сути, о "двух с половиной партиях".
В такой ситуации третья партия получает
на выборах вполне достаточное количество
голосов избирателей для того, чтобы иметь
вполне реальную возможность "путать
политические карты" двух крупных партий.
Недостатки
двухпартийной системы
Многопартийные
системы с доминирующей
партией
В наше время, доминирующее поражение одной партии встречается в пяти западных странах: Швеции, Норвегии и Дании, где доминирующей партией является социал-демократическая, в Исландии и Италии - консервативная или христианско-демократическая партия.
В однопартийных системах высшая политическая власть за исключением вопросов, входящих в компетенцию прочих организаций, осуществляется руководителями партии. Единственная партия монополизирует легитимную политическую деятельность в соответствующих системах. Она превращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией, и государственная администрация лишь осуществляет их на практике.
Участники
политических событий организуются
не только в политические партии, но
и в группы по интересам.
3. Тенденции развития партийной системы
Формирование конкурентной партийной системы, в которой существующие партии соблюдают правила политической игры, имеют устойчивую структуру и социальную базу, органично связано с процессом становления гражданского общества, устойчивых интересов у социальных групп, возникающих на базе отношений собственности. Парламентские выборы 2004 г. показали, что произошло укрупнение политических партий и движений за счет поглощения малочисленных более крупными. Этому способствовал Федеральный Закон «О политических партиях в РФ» 2001 г. Он предписывал переходный период, в течение которого все политические партии должны быть перерегистрированы. Эту процедуру могли пройти только те партии, которые отвечали следующим критериям: минимальная численность — 10 тыс. членов; партийные организации в половине субъектов РФ, при этом в каждой из них не менее 100 человек; бюджетное финансирование партии, которое зависит от результатов выборов. В результате действия этого закона зарегистрированы 67 партий.
Существующий в России режим, по оценкам западных аналитиков, является «номенклатурной демократией», или «неконсолидированной демократией». Такая форма режима достаточно распространена в Латинской Америке. Для нее характерны: правление олигархии, использующей авторитетные методы; частый пересмотр правил голосования во избежание победы оппозиционных партий; вмешательство исполнительных органов власти в выборы, несмотря на наличие конституции; отсутствие устойчивых партийных лояльностей у населения. В этих условиях власть не заинтересована в формировании полноценной партийной системы, которая в состоянии рекрутировать новые элиты, выступать в качестве универсального механизма формирования воли большинства и цивилизованного разрешения конфликтов, средством контроля за системой государственной власти в целом. Ввиду отсутствия развитого политического рынка, конкуренции на нем программ, элит, лидеров, а также вследствие введения принципа департизации институтов президентства и исполнительной власти потеряна возможность контроля за властью со стороны депутатов, размыты ориентиры для осознанного выбора граждан на следующих выборах.
В целом формирование конкурентной партийной системы является предметом отдалённого будущего, которое органично связано с процессом становления гражданского общества. В ближайшее же время вполне вероятно увеличение числа политических партий в России не без заметного повышения их политического веса в жизни общества. Однако по мере кристаллизации социально-экономических интересов очевидно сокращение числа партий. При этом возможны активные попытки правящего класса контролировать формы политической социализации путём создания первоначально двух политических объединений, а затем двух альтернативных партий, поочерёдно сменяющих друг друга у власти.
Подобный сценарий означает попытку перенесения опыта американской двухпартийной системы в России. С одной стороны, такая попытка отражает стремление преодолеть засилье мелких политических партий на политической арене, с другой- в этих действиях правящей элиты обнаруживается её желание к максимальной концентрации политического господства, что составляет устойчивую традицию российской политической жизни.
Однако действительная, а
не мнимая двухпартийная
(или многопартийная) система в Российском
обществе возможна в том случае,
если в нём сложатся устойчивые группы
интересов населения, которые и
востребуют своё представительство в
структурах власти. Этот процесс
должен естественным следствием развития
в обществе различных форм в
собственности, а не навязываться сверху.
Заключение
Подводя итог всей работе, хочется сказать следующее.
В настоящее время в России появилось много различных политических партий. Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций с целью усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей в структуры властные.
Становление многопартийности в нашей стране идет противоречиво и трудно. Она пока еще далека от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки западной демократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают, регистрируются, порой даже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, кто их поддерживает. И в этом – главная беда многих объединений, претендующих на право называться партиями.
Практика показала, что не существует единого стандарта в оценках эффективности тех или иных партийных систем, хотя важнейшим основанием сопоставления их деятельности считается обеспечиваемая политической системой чуткость к социальным запросам и нуждам населения, возможность включения в процесс принятия решений как можно большего числа властно значимых интересов граждан, способность населения к демократическому контролю за деятельностью правящих элит.
Но
ясно одно – возрождение России
требует не просто взаимодействие партий,
но и взаимодействия просто политических
сил. Они должны сотрудничать друг с другом
на разумных условиях. Только в таком случае
возможно становление и развитие партийной
системы в нашей стране.
Список
использованной литературы