Партийные системы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 07:17, реферат

Описание работы

На политической арене действуют различные политические силы, причем одни из них открыто, осуществляя различные политические акции, их называют реальными; другие предпочитают скрытые формы реализации групповых интересов. Последние называют латентными (скрытыми), это - лобби, заинтересованные группы, клиентелы, т.е. объединения единомышленников вокруг видных политических деятелей, связанных отношениями личной зависимости, что ведет к прекращению их политической деятельности вместе с уходом влиятельного патрона.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Сущность партийных систем……………………………………………….4
Традиционная классификация партийных систем………………………..8
Тенденции развития партийной системы в России………………………12
Заключение……………………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

Реферат по политологии Партийные системы.doc

— 67.50 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ  УПРАВЛЕНИЯ

     ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ 

     КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ 

     РЕФЕРАТ 

по  дисциплине «политология»                                                                            на тему: «Партийные системы современности» 

Преподаватель: кандидат политических наук Кабыткина Ирина  Борисовна

        

     Студентки II курса

       факультета управления,

     дневного  отделения

                                                                                 Михайловой Д.В. 

       Оценка______________

     Преподаватель________

      • Москва-2009

           

    • ПЛАН  РЕФЕРАТА
    • Введение…………………………………………………………………………3

      1. Сущность партийных систем……………………………………………….4
      2. Традиционная классификация партийных систем………………………..8
      3. Тенденции развития партийной системы в России………………………12

      Заключение……………………………………………………………………..14

      Список  использованной литературы………………………………………….15  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      Введение 

           На  политической арене действуют различные  политические силы, причем одни из них  открыто, осуществляя различные  политические акции, их называют реальными; другие предпочитают скрытые формы реализации групповых интересов. Последние называют латентными (скрытыми), это - лобби, заинтересованные группы, клиентелы, т.е. объединения единомышленников вокруг видных политических деятелей, связанных отношениями личной зависимости, что ведет к прекращению их политической деятельности вместе с уходом влиятельного патрона.

           Среди реальных политических сил, открыто  действующих на политической арене, самой влиятельной являются партии. Они представляют и выражают групповые и индивидуальные интересы и служат главным элементом гражданского общества. Трудно представить себе общество, его политическую систему без взаимодействия партий и партийных группировок.

           Таким образом, политические силы, возникая в гражданском обществе, выражая интересы его групп, являются связующим звеном между государством и гражданским обществом.

           А это связующее звено в общем  виде носит название партийной системы. И в своем реферате я более  подробно остановлюсь на партийных  системах современности. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      1. Сущность  партийных систем
       

           Критерии  типологии партийных  систем 

           Обычно  в конкретной стране существует несколько  партий. Совокупность политических партий и взаимосвязей между ними составляют партийную систему. Количество партий в конкретной стране является результатом действия множества факторов: культурно-религиозной среды, традиций, экономического развития, социальной структуры и т.д.

           Можно дать более четкое и структурированное  определение:

      партийная система - это совокупность партий, участвующих в той форме политической деятельности, которая связана с формированием законодательных и исполнительных структур власти. Партийная система является составной частью политической системы. Поскольку же сущность, последней определяется характером государственной власти и установленного ею политического режима, постольку и сущность партийной системы зависит от них

           Партийные системы различаются по количественному  и качественному критериям.

           По  количественному критерию выделяют:

           1) однопартийную систему, свойственной тоталитарному режиму, при котором обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе. Эта система не исключает возможности существования других партий и даже их участия в формировании и деятельности государственных структур. Но всякая форма политического участия этих партий поставлена под контроль правящей партии, что сводит на «нет» их реальные возможности в осуществлении государственной власти и независимой политики. Такие партии существовали в ряде социалистических стран Восточной Европы. Все они были объединены в народные фронты, руководство в которых осуществлялось со стороны коммунистических партий. Примером может служить партийная система в бывшем СССР с Коммунистической партией;

           2) двухпартийную систему (бипартизм), состоящую из нескольких партий, однако с заметным преобладанием двух, наиболее влиятельных. Так, классическим примером двухпартийной системы является Великобритания с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий. Хотя в стране существуют и социал-демократическая, и коммунистическая, и другие партии, однако их влияние на общество очень ограничено;

           3) многопартийную систему, которая предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие разветвленной системы социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску компромиссов (лат. compromissum - соглашение, достигнутое путем взаимных уступок), поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим доминированием. Примером многопартийности являются партийные системы стран Западной Европы. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии - более 20 и т.д.

           Многопартийность - неотъемлемый компонент гражданского общества, состоящего из различных социальных, национальных и других групп, имеющих свои интересы, ценностные ориентации, политические установки. Но многопартийность не панацея от всех бед. Она не просто сумма партий в обществе. И оценивается реальным, а не формальным участием всех партий в политической жизни страны, что возможно лишь на основе предоставления каждой из них равных возможностей и прав.

           По  качественному критерию (по политическому весу) действующие на политической сцене партии различаются масштабом влияния на общество и власть. Политическое влияние партии складывается из трех переменных:

           а) из числа членов партии;

           б) из количества избирателей, проголосовавших  за нее;

           в) из числа депутатских мандатов, полученных партией на выборах.

           В зависимости от распределения депутатских мест в парламенте партии различаются по степени их влияния на процесс принятия политических решений, т.е. по политическому весу.

           По политическому весу выделяют четыре типа партий:

      1. мажоритарная партия, т.е. получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного политического курса; такая партия существует при однопартийной и двухпартийной системах. При этом в условиях однопартийной системы такое право завоевывается антидемократическим путем, посредством наложения вето на деятельность других партий и превращения таким образом существующей партии в постоянно действующую мажоритарную партию.
      2. партия с мажоритарным призванием, т.е. в ситуации чередования партий у власти она способна победить на следующих выборах; такая партия существует в странах с двухпартийной системой.
      3. доминирующая партия, т.е. получившая относительное большинство депутатских мест; такая партия существует в условиях многопартийности; как правило, в таких случаях доминирующая партия идет на союз с близкими по взглядам партиями в целях создания коалиционного правительства.
      4. миноритарная партия, т.е. имеющая минимальное число мандатов; партия, не располагающая большим весом, а поэтому и значительным количеством мест в парламенте; часто идет на установление избирательного блока с доминирующей партией с тем, чтобы, оказав ей поддержку на выборах, получить взамен этого место в правительстве.

           Доминирование в политической жизни по влиянию  той или иной партии определяет и  тип партийной системы. Выделяются партийные системы, основанные на партиях с мажоритарным призванием, т.е. стабильным доминированием в течение долгого времени одной правящей партии (например, либерально-демократической партии в Японии, консервативной партии в Великобритании в 70-80-х годах). Кроме того, можно отметить партийные системы с присутствием доминирующей партии (такой, к примеру, как христианские демократы в Германии), вынужденной искать союзников в лице других партий для поддержки своего политического курса. Наконец, партийная система может представлять собой коалицию миноритарных партий (это присуще партийным системам Бельгии, Нидерландов). Подобная партийная система не является предпосылкой стабильных и эффективных правительств.

           Теперь  сказанное изобразим схематично: 

             
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

           2. Традиционная классификация  партийных систем 

           Общепринято является следующая классификация  различных систем партий и различных моделей связей между ними: однопартийность, двухпартийность (бипартизм) и многопартийность.

           Многопартийная  система означает, что ни одна из выступающих в парламенте партий не в состоянии самостоятельно править. Создаются коалиции: правящая и правительственная. Тем самым партии не располагающие большинством в парламенте и правительстве, получают его на основе компромисса с другими партиями. В настоящее время большинство западных стран практикует многопартийность в различном объеме: от 12 партий в Нидерландах до четырех (страны Скандинавии) или трех партий (Бельгия, ФРГ, Австрия). Промежуточную ситуацию можно наблюдать в таких странах как Италия или Франция.

           За  последние годы в Российской Федерации  происходит переход от однопартийной  системы к многопартийности. Зачатки современного политического плюрализма стихийно вызревали уже в начале 80-х годов в форме диссидентского движения. Однако путь к действительно многопартийности открыла перестройка. Процессы радикального реформирования нашего общества вызвали к жизни новые общественно-политические движения, партии и их объединение. Развитие рыночных отношений существенно трансформирует социально-политическую структуру общества,  усиливает процесс социальной дифференциации, находящий отражение в возникновении широкого спектра политических объединений.

           Ныне  в РФ действует несколько десятков политических партий.

           Развитию  многопартийности могут благоприятствовать или мешать различные факторы: социальные, идеологические, религиозные, институциональные.  

      Недостатки  многопартийности 

        • прежде  всего, она плохо соответствует  агрегированию интересов, т.к. каждая партия хочет стать рупором определенной категории людей;
        • следующий недостаток - опосредованный характер выбора. Формально избиратель может выбирать, среди множества программ. Однако, эта свобода выбора в действительно иллюзорна;
        • третий недостаток заключается в том, что интегральная многопартийность предполагает отсутствие стабильного и спаянного парламентского большинства, способного к активной и долгосрочной поддержке правительства.
       

           Двухпартийная система. Суть ее заключается в том, что существуют две сильные партии, из которых каждая способна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Одна из двух партии получает абсолютное большинство мест в парламенте. Другая становится тогда оппозиционной. Двухпартийность полезна, поскольку она "функциональна", ее результаты способствуют хорошему функционированию политической системы. Двухпартийность, упрощает процесс агрегирования интересов и сокращения требований. Она делает ненужным посредничество: сам избиратель, выбирает цели и руководителей, обязанных их осуществлять. Правительство, сформированное главой победившей партии, обходится без посредников. Наконец, двухпартийность, гарантирует стабильность правительства, поскольку партия, находящаяся у власти, получает абсолютное большинство парламентских мест.

           Великобритания  воплощает "жесткую" двухпартийность. При принятии важных политических решений все депутаты от одной и той же партии стремятся голосовать  одинаково: те, кто нарушает дисциплину голосования, исключаются из партии.

           США воплощает "мягкую" двухпартийность. Обе партии не предписывают своим депутатам обязательную дисциплину голосования. Каждый конгрессмен голосует по своему усмотрению, не консультируясь с партией.

           Двухпартийность в чистом виде - явление крайне редкое. Практически наряду с двумя крупными партиями, господствующими на политической арене, существуют и небольшие партии. Их роль и значимость зависят от процента голосов избирателей, полученных ими на выборах. Этим обстоятельством обусловливается существование "совершенной" двухпартийности, при которой две основные партии набирают более 90% голосов избирателей, и "несовершенной" двухпартийности, когда можно говорить, по сути, о "двух с половиной партиях". В такой ситуации третья партия получает на выборах вполне достаточное количество голосов избирателей для того, чтобы иметь вполне реальную возможность "путать политические карты" двух крупных партий. 

           Недостатки  двухпартийной системы 

        • одним из самых существенных недостатков  двухпартийной системы является вынужденный обстоятельствами акцент на критику противников, а не на свои конструктивные предложения;
        • еще один недостаток двухпартийной системы состоит в том, что перестает существовать политический "центр". При двухпартийной системе возникновение третьей партии грозит только одной из уже существующих партий. Ведь если на политической арене появляется вторая, скажем левая партия, то она становится конкурентом "первой" левой на "монополию слева". С другой стороны, для правой партии появление "второй" левой будет выгодно.
       

      Многопартийные  системы с доминирующей партией 

           В наше время, доминирующее поражение  одной партии встречается в пяти западных странах: Швеции, Норвегии и  Дании, где доминирующей партией  является социал-демократическая, в  Исландии и Италии - консервативная или христианско-демократическая партия.

           В однопартийных системах высшая политическая власть за исключением вопросов, входящих в компетенцию прочих организаций, осуществляется руководителями партии. Единственная партия монополизирует легитимную политическую деятельность в соответствующих  системах. Она превращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией, и государственная администрация лишь осуществляет их на практике.

           Участники политических событий организуются не только в политические партии, но и в группы по интересам.  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      3. Тенденции развития  партийной системы

               Формирование конкурентной партийной системы, в которой существующие партии соблюдают правила политической игры, имеют устойчивую структуру и социальную базу, органично связано с процессом становления гражданского общества, устойчивых интересов у социальных групп, возникающих на базе отношений собственности. Парламентские выборы 2004 г. показали, что произошло укрупнение политических партий и движений за счет поглощения малочисленных более крупными. Этому способствовал Федеральный Закон «О политических партиях в РФ» 2001 г. Он предписывал переходный период, в течение которого все политические партии должны быть перерегистрированы. Эту процедуру могли пройти только те партии, которые отвечали следующим критериям: минимальная численность — 10 тыс. членов; партийные организации в половине субъектов РФ, при этом в каждой из них не менее 100 человек; бюджетное финансирование партии, которое зависит от результатов выборов. В результате действия этого закона зарегистрированы 67 партий.

              Существующий в России режим, по оценкам западных аналитиков, является «номенклатурной демократией», или «неконсолидированной демократией». Такая форма режима достаточно распространена в Латинской Америке. Для нее характерны: правление олигархии, использующей авторитетные методы; частый пересмотр правил голосования во избежание победы оппозиционных партий; вмешательство исполнительных органов власти в выборы, несмотря на наличие конституции; отсутствие устойчивых партийных лояльностей у населения. В этих условиях власть не заинтересована в формировании полноценной партийной системы, которая в состоянии рекрутировать новые элиты, выступать в качестве универсального механизма формирования воли большинства и цивилизованного разрешения конфликтов, средством контроля за системой государственной власти в целом. Ввиду отсутствия развитого политического рынка, конкуренции на нем программ, элит, лидеров, а также вследствие введения принципа департизации институтов президентства и исполнительной власти потеряна возможность контроля за властью со стороны депутатов, размыты ориентиры для осознанного выбора граждан на следующих выборах.

                В целом формирование  конкурентной  партийной  системы  является предметом отдалённого будущего, которое органично связано с  процессом становления  гражданского  общества.  В  ближайшее  же  время   вполне вероятно  увеличение  числа  политических  партий  в  России  не   без заметного повышения их политического веса в жизни общества. Однако  по мере   кристаллизации   социально-экономических   интересов   очевидно сокращение числа партий. При этом возможны активные попытки правящего класса контролировать формы политической социализации  путём создания первоначально   двух   политических   объединений,   а   затем    двух альтернативных партий,  поочерёдно  сменяющих  друг  друга  у  власти.

             Подобный  сценарий  означает  попытку  перенесения  опыта  американской двухпартийной  системы  в  России.  С  одной  стороны,  такая  попытка отражает стремление преодолеть засилье мелких политических  партий  на политической  арене,  с  другой-  в  этих  действиях  правящей   элиты обнаруживается её желание к  максимальной  концентрации  политического господства, что составляет устойчивую традицию российской политической жизни.

                          Однако  действительная,  а   не   мнимая   двухпартийная   (или многопартийная) система в Российском обществе возможна в  том  случае, если в нём сложатся устойчивые группы интересов населения,  которые  и востребуют своё представительство в структурах  власти.  Этот  процесс должен естественным следствием развития в обществе  различных  форм  в собственности, а не навязываться сверху. 

               

             Заключение 

           Подводя итог всей работе, хочется сказать  следующее.

           В настоящее время в России появилось много различных политических партий. Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их развитие, объединение и выработка совместных позиций с целью усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей в структуры властные.

           Становление многопартийности в нашей стране идет противоречиво и трудно. Она  пока еще далека от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки  западной демократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают, регистрируются, порой даже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, кто их поддерживает. И в этом – главная беда многих объединений, претендующих на право называться партиями.

          Практика  показала, что не существует единого  стандарта в оценках эффективности тех или иных партийных систем, хотя важнейшим основанием сопоставления их деятельности считается обеспечиваемая политической системой чуткость к социальным запросам и нуждам населения, возможность включения в процесс принятия решений как можно большего числа властно значимых интересов граждан, способность населения к демократическому контролю за деятельностью правящих элит.

           Но  ясно одно – возрождение России требует не просто взаимодействие партий, но и взаимодействия просто политических сил. Они должны сотрудничать друг с другом на разумных условиях. Только в таком случае возможно становление и развитие партийной системы в нашей стране. 
       
       

      Список  использованной литературы 

      1. А.А. Беляев. Альбом схем по социологии и политологии. М.2001г.
      2. М А. Василик. Политология. 2002г.
      3. В.А. Мельник. Политология. Учебник. Минск 2002г.
      4. В.П. Пугачев. Политология. Справочник студента. М.2003г.
      5. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. Введение в политологию. Учебное пособие.  М.2001г.
      6. А.А. Радугин. Политология. Учебник. М.1998г.
      7. А.И. Сольвьев. Политология. М. 2000г.

    Информация о работе Партийные системы современности