Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 06:08, реферат
Система выборов и партийная система — тесно взаимосвязанные и переплетающиеся звенья политической организации общества. Чаще всего политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. Обычно они имеют формализованную структуру с руководителями, штаб-квартирами, аппаратом сотрудников, уставными и программными документами.
ПАРТИЙНАЯ И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМЫ.
Система выборов и партийная
система — тесно
Социальную сущность общественного объединения, особенно политической партии не всегда легко установить. Названия партий далеко не отражают их характера, а иногда бывают даже взаимоисключающими. Так, одна из партий Канады называется прогрессивно-консервативной. Программы и лозунги партий, их избирательные платформы также не дают точного представления о сущности организации (нередко они рассчитаны на завоевание голосов избирателей). Неоднороден и социальный состав общественных объединений, в том числе партий, в них входят представители различных социальных слоев.
Более точное представление о характере общественной организации дает ее деятельность, но и она бывает противоречивой, поскольку ситуация вызывает необходимость в компромиссах и разного рода поворотах. Сущность общественного объединения определяется по тому, как в действительности оно решает коренные вопросы, затрагивающие жизненные интересы различных социальных слоев общества, прежде всего тех, которые объединение представляет. Название же общественного объединения, его программа, социальный состав, другие данные являются лишь дополнительными критериями при определении его социальной сущности. С некоторыми коррективами это относится и к партиям, и к массовым общественным организациям различных слоев населения (профсоюзам, предпринимательским союзам и др.).
Определение партии содержится не во всех законах о партиях, а имеющиеся определения неполны и не во всем совпадают. В целом в законодательстве предусматриваются следующие существенные признаки политической партии: 1) свободно создаваемая автономная организация, действующая на началах самоуправления; 2) устойчивая организация, объединяющая граждан на постоянной основе; 3) объединение в партию осуществляется прежде всего на основе идеологических факторов — общности убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях; 4) партия не преследует целей извлечения прибыли, хотя ее отдельные подразделения могут заниматься производственной деятельностью для обеспечения потребностей партии; 5) партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, используя мирные и конституционные средства, в частности участие в выборах; 6) партия — это организация, построенная и действующая на демократических принципах и на основе гласности, публичности, открытости.
Бывают, конечно, и такие партии, которые выдвигают цели насильственного свержения конституционного строя, применяют террористические методы для достижения своих целей, требуют установления диктатуры определенного социального слоя. Это отклонение от того понятия партии, которое сложилось в наше время на базе общегуманистических принципов.
В соответствии с демократическими
конституциями партии организуются
и действуют свободно. Они создаются,
как правило, на основе явочного (или
явочно-регистрационного) порядка: никаких
предварительных уведомлений
Партии могут быть созданы только гражданами данного государства, а членами партии могут быть, как правило, лишь граждане данной страны, обладающие политическими правами и достигшие 18-летнего возраста. Во многих государствах членами партии не могут быть военные, работники ОВД и т. п. В странах тоталитарного социализма, наоборот, считается, что государственные служащие должны быть членами правящей коммунистической партии, хотя юридической обязанности такого рода не существует.
В подавляющем большинстве
Для создания партии созывается учредительное собрание. Оно правомочно, если на нем присутствует установленное законом число граждан, имеющих право быть членами партии. На учредительном собрании избирают председателя и секретаря, принимается устав партии.
Регистрация партий возлагается на разные органы государства: министерство юстиции, МВД (Франция), городской суд столицы (Болгария) и др.
Как уже отмечалось, партия — устойчивая организация. Это связано с признаком членства в большинстве партий, с поддержкой ее политики и идеологии ее членами, с доверием с их стороны к лидерам партии. Утрата такой поддержки влечет выход из партии ее членов, ее самороспуск. Члены партии, например коммунистической, иногда могут быть исключены из ее состава за нарушение устава, программы или по идеологическим причинам — за выражение взглядов, не одобряемых партийным руководством.
Идеология партий. Граждане объединяются в партию не по причинам культурных или просветительских целей, не из-за стремления к извлечению прибыли (хотя вступление некоторых граждан в правящую партию может преследовать задачи материального благополучия), а на основе единства взглядов и политических целей, общего мировоззрения. Закон в демократических странах устанавливает свободу и многообразие идеологии политических партий. Ограничения связаны лишь с общегуманистическими ценностями человечества: запрещается призывать к насилию, проповедовать национальную, религиозную и иную рознь, вражду.
Конституции демократических государств устанавливают, что внутренняя организация и деятельность партий должны соответствовать принципам демократии и национального суверенитета. Законы о политических партиях детализируют эти положения. Принцип демократии означает, что прием в партию не должен носить дискриминационного характера (язык, национальность, пол), устав и программа партии должны быть приняты на собрании ее членов или их представителями; периодически должны созываться собрания, съезды, конференции, на которых определяется политика партии, а также собрания местных партийных организаций.
Гласность в деятельности партий означает, что устав и программа партии должны быть опубликованы, граждане страны должны быть информированы о лицах, входящих в руководство партии, об источниках и использовании партиями финансовых средств.
Законы о политических партиях содержат детальные правила о финансах и имуществе партий.
Во-первых, они устанавливают законные источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты и т.п. Во-вторых, партии обязаны вести учет всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов. в-третьих, законы многих стран предусматривают финансовую поддержку проводимых партиями избирательных кампаний. Для этого выделяются средства из государственного бюджета. Такое финансирование может быть предоставлено всем партиям или только партиям, набравшим определенный процент голосов на выборах.
ТИПОЛОГИЯ ПАРТИЙ. Классификация партий возможна по самым различным основаниям, но основные следующие: 1) консервативные партии, выступающие за сохранение прежних порядков, против реформ (Консервативная партия в Великобритании); 2) клерикальные (религиозные) партии (Христианско-демократический союз в Германии), которые требуют, чтобы общественная жизнь и управление государством сообразовывались с догматами религии; 3) либеральные партии (Либеральная партия в UK), выступающие за свободу экономической деятельности, невмешательство государства в общественную жизнь; 4) реформистские партии, которые выступают под лозунгами национального социализма, за социальную справедливость при сохранении частной собственности (социал-демократические партии в Европе); 5) радикалистские партии, выступающие за коренное переустройство общества с применением, как правило, насильственных мер.
С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые и партии-движения. Кадровые партии имеют фиксированное членство, прием в них связан с определенными условиями, часто требуется рекомендация; нередко до получения полного членства существует кандидатский стаж. Кадровые партии основаны на признании довольно жесткой дисциплины, обязательных членских взносов, руководство ими в значительной степени централизовано.
В массовых партиях, как правило, нет фиксированного членства, или оно недостаточно строго учитывается. Партийные взносы обычно не имеют фиксированного характера и уплачиваются по желанию или имеют вид пожертвований в партийную кассу. На местах нередко нет партийных организаций, собрания не проводятся, местное руководство не избирается.
Партии-движения — в основном достояние прошлого. Они существовали в развивающихся странах различной ориентации. Это была обычно единственная разрешенная партия, ее членами считались большинство жителей страны. С крушением тоталитарных систем такие партии распались.
С точки зрения особенностей правового положения различаются партии зарегистрированные и незарегистрированные, легальные и нелегальные, признанные национальными и др. Легальные партии — это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье.
В отдельных странах (Мексика, Шри-Ланка) существует понятие национальной, т. е. общегосударственной партии, пользующейся особым влиянием в обществе. Таковой признается партия, получившая на общегосударственных выборах установленный законом процент голосов; в Мексике такая партия должна иметь не менее 65 тыс. членов, причем не менее 3 тыс. в каждом из половины субъектов федерации. Партия, признанная национальной, имеет определенные правовые преимущества перед другими партиями, например при выдвижении кандидатов. Вместе с тем, на национальные партии возлагаются и дополнительные обязанности: публиковать периодическое издание, иметь центр политического образования и др.
ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ. В большинстве стран конституции устанавливают многопартийность, запрещая нарушать принцип свободы образования политических партий. Это не только существование нескольких партий в стране, но прежде всего возможность чередования у власти разных партий в результате выборов. Однако в некоторых странах в рамках многопартийной системы складывается ситуация одной доминирующей партии, в течение десятилетий бессменно стоящей у власти. Подобная ситуация имела место в Италии (Христианско-Демократическая партия), в Японии (Либерально-демократическая партия).
В Великобритании, США, Австралии и др. странах существует двухпартийная система. Она может иметь фактический характер, когда в стране существует несколько партий, но у власти в течение десятилетий чередуются лишь две. Иногда двухпартийная система может быть установлена законом.
Однопартийная система
тоже может иметь и фактический,
и юридический характер. Фактическая
однопартийность существовала во многих
странах тоталитарного
Наконец, возможна “беспартийная система”. В ряде мусульманских стран (Катар, Кувейт,Оман и др.) все партии запрещены как разрушающие единство мусульманской общины правоверных.
Общественные объединения и союзы. В мире, а особенно в З. Европе традиционно развита система общественных объединений, таких, как профсоюзы, союзы предпринимателей и работодателей, ассоциации, кооперативы и т. п. Политические позиции таких общественных объединений как профсоюзы определяются в основном влиянием партий, выражающих интересы соответствующих категорий наемных рабочих и служащих.
Социально-экономические и культурные объединения в отличие от политических партий не имеют своей главной целью овладение государственным руководством обществом, а стремятся к защите и удовлетворению социальных, профессиональных, экономических, культурных и иных интересов их членов. Осуществляя эти задачи, некоторые массовые объединения оказывают давление на государственную власть, в том числе путем организации демонстраций, забастовок. Такие объединения обычно называют заинтересованными группами или группами давления.
Социально-экономические и культурные объединения выполняют в обществе важные функции, но играют неодинаковую роль. Одни из них непосредственно входят в политическую систему общества, дополняя ее, другие, не входя в нее, развивают в обществе институты общественного самоуправления. По ряду вопросов они дополняют деятельность государственных структур в социальной и культурной областях, участвуют в подготовке и воспитании общественных лидеров.
Классификация общественных объединений (иных, чем партии) довольна сложна из-за их многообразия. В наиболее общем виде принято различать организации, движения и учреждения общественной самодеятельности. Организации (например, профсоюзы) обычно имеют точно фиксированное членство, избираемые руководящие органы, устав. Общественные движения либо не имеют фиксированного членства, либо их членами являются другие объединения или организации. Форму временных движений имеют некоторые избирательные объединения, блоки различных организаций.
Как уже говорилось, наибольшими возможностями давления на государственную власть располагают массовые общественные организации . Это прежде всего ПРОФСОЮЗЫ — объединения рабочих и служащих для защиты своих социально-экономических интересов. Профсоюзы строятся по-разному. Цеховые профсоюзы объединяют рабочих и служащих по принципу единства профессии, поэтому на одном предприятии, в учреждении имеются несколько профсоюзных организаций. По такой системе строится часть профсоюзов в Великобритании, США, Австралии. Производственные профсоюзы, в отличие от цеховых объединяют рабочих и служащих по принципу единства производства: все работники данного предприятия, учреждения, входят в один отраслевой профсоюз. В ряде стран (Германия, Италия) существуют конфессиональные профсоюзы (преимущественно христианские), объединяющие работников по принципу единства религии.