Парламентское расследование

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:03, реферат

Описание работы

Институт парламентского расследования представляет собой действенный инструмент, с помощью которого законодательная власть, а вместе с ней и общественность страны, ее граждане, получают возможность оценить эффективность действий исполнительной власти, требовать привлечения к ответственности должностных лиц, обнаруживших свою профессиональную некомпетентность либо нарушивших закон.

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 33.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» 
 
 
 

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА 
 

Учебная дисциплина – конституционное  право России 
 

Парламентское рвсследование 

(Реферат) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:

                  студент 2 курса 206 группы

                  Института прокуратуры

                  Щекин М.А. 
                   

                  Научный руководитель – 

                  к.ю.н. ст. преп.Комбарова Е.В. 
                   
                   
                   

Саратов - 2011

 

Институт  парламентского расследования представляет собой действенный инструмент, с  помощью которого законодательная  власть, а вместе с ней и общественность страны, ее граждане, получают возможность  оценить эффективность действий исполнительной власти, требовать привлечения к ответственности должностных лиц, обнаруживших свою профессиональную некомпетентность либо нарушивших закон.

     Включение в отечественную правовую систему  института парламентского расследования, как эффективного инструмента и  неотъемлемого элемента контрольной деятельности законодательной власти, востребовано современным механизмом государственной власти, целесообразно и оправданно, диктуется необходимостью дальнейшей демократизации российского общества, потребностью совершенствования государственного устройства в условиях правового пространства, где права и свободы человека являются высшей ценностью, а на государстве лежит обязанность их обеспечения и защиты.

     Наметившееся  усиление контрольных полномочий российского  парламента, как органа народного представительства, свидетельствует об упрочении в России демократических институтов.

     В Российской Федерации основополагающие принципы института гражданства  отнесены к основам конституционного строя (ст. 6 Конституции РФ).

     Гражданство - не только правовая, но и политико-правовая связь лица с государством. Это обусловлено высоким политическим потенциалом гражданства, выражающимся в том, что только граждане обладают возможностью принимать участие в осуществлении политической власти и только на граждан распространяется в полном объёме политическая власть государства.

     Гражданство - особое политико-правовое состояние  человека, представляющее собой общую, непрерывную и устойчивую связь  его с государством, вследствие чего лицо получает возможность пользоваться всеми установленными законом правами и свободами, а также несёт определённые обязанности.

  

Порядок проведения парламентского расследования  в Российской Федерации 

     Выступая  в 2005 году с ежегодным посланием  Федеральному Собранию, Президент России В.В. Путин специально отметил необходимость утверждения законом процедуры парламентского расследования. Уже 11 мая того же года появился перечень, состоящий из 15 поручений по реализации основных положений послания, где, в том числе, значилось: "подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект закона о процедуре парламентского расследования".

     Федеральный закон «О парламентском расследовании  Федерального Собрания Российской Федерации» был принят 27 декабря 2005 г.

     В соответствии с законом парламентскому расследованию подлежат:

- факты  грубого или массового нарушения  гарантированных Конституцией Российской  Федерации прав и свобод человека  и гражданина;

- обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных  ситуаций техногенного характера;

- обстоятельства, связанные с наступлением негативных  последствий чрезвычайных ситуаций  природного и техногенного характера.

     Предметом парламентского расследования не может  быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления. Парламентское расследование не проводится также в отношении фактов и обстоятельств, определенных:

1) содержанием  обвинительного заключения или  обвинительного акта и ограниченных  объемом собственно состава преступления, сформулированного в них;

2) содержанием  заявления о совершении преступления  по уголовному делу частного  обвинения, в том числе о  событии преступления, месте, времени,  а также об обстоятельствах  его совершения;

3) предметом  иска или заявления, если в  исковом заявлении или заявлении указаны факты и обстоятельства, возможные для определения и процессуального выделения и дающие основания для судебного спора;

4) содержанием  протокола (постановления прокурора)  об административном правонарушении  и ограниченных объемом собственно  состава административного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол составлен (данное постановление вынесено).

Становление института парламентских расследований  в Российской Федерации необходимо рассматривать на федеральном и  на региональном уровнях. Федеральное Собрание РФ прошло достаточно долгий путь по принятию федерального закона, регламентирующего процедуру проведения парламентских расследований. Депутаты практически каждого созыва Государственной Думы пытались принять подобный закон. Однако ни один из законопроектов так и не стал законом. Сложность в появлении такого нормативно-правого акта заключалась в том, что парламентские расследования являются способом не только правового, но и политического давления со стороны парламентариев. А если учитывать те непростые отношения, которые сложились на начальных этапах строительства российской государственности между парламентом и Президентом, то парламентские расследования стали бы инструментом борьбы Государственной Думы с главой государства, что в конечном счете могло бы привести к дестабилизации и без того сложной политической обстановки в стране. 2005 г. стал годом, когда парламентские расследования и, в общем, парламентский контроль стали перспективными и приоритетными направлениями законотворческой работы.

Информация о работе Парламентское расследование