Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:52, контрольная работа
В последнее время проблемы гражданского общества, относящиеся к взаимосвязи личности, социальных групп, общественных формирований и государства находятся в центре внимания наших ученых, журналистов и политиков. И это понятно, поскольку формирование гражданского общества связано с развитием демократии, рыночной экономики и становлением правового государства - иначе говоря, с глобальным социальным переустройством, в ходе которого должны были бы возникнуть структуры общественного контроля, гарантирующие обратную связь между человеком и обществом.
Введение…………………………………………………………………………3-4
1) Возникновение и основные этапы развития гражданского общества в России: исторический аспект……………………………………….…4-11
2) Актуальная проблема и трудности становления российского гражданского общества на современном этапе……………………..11-14
3) Средний класс России: политическая проблема и реальность…….14-17
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы..........................................................................................19
В современной России не разрешено одно из базовых противоречий между российским социумом и государством. Суть его заключается в следующем: существующая потребность в организации повседневной жизни, которая должна регулироваться недвусмысленными, понятными гражданам нормами, находится в противоречии с односторонней зависимостью от социальных институтов, которые пользуются властными полномочиями для произвольной регламентации гражданских прав. С этим противоречием сталкивается не только большинство граждан, но и активисты общественных организаций. В России распространено мнение о том, что законодательство создает возможности для административного произвола.
Гражданское общество завоевало свое право на физическое существование и политическую значимость благодаря определенной системе гарантий со стороны государства. В этом заключается взаимообусловленность и взаимозависимость гражданского общества и правового государства. Постепенное развитие правового государства, являющееся условием существования демократического строя, содержит в себе не только традиционное разделение власти на три ветви, но и дополняющее их разделение между гражданским обществом и государством.
Для того, чтобы создать в России демократическое правовое государство, достаточно обеспечить выполнение в полном объеме действующей Конституции. В настоящее время в России можно отметить следующие проблемы, которые являются препятствием на пути становления правового государства:
- не обеспечивается равенство граждан и организаций перед законом и судом. Об этом, в частности, говорит избирательное применение закона в политических целях, а также зависимость суда от исполнительной власти;
- нарушаются избирательные права граждан, в частности, через использование административного ресурса;
- политические партии до сих пор не получили доступа к власти и победа какой-либо из них на выборах не означает возможность реализации ее программы;
- оттесняются на обочину политической жизни или ставятся в зависимость от властных структур общественные организации и движения, выражающие оппозиционные настроения. Об этом говорит, например, принудительная перерегистрация общественных организаций в 2001 г., другие попытки поставить их под контроль как на федеральном , так и на региональном уровне;
- ставится под сомнение свобода слова и прессы - через различные формы давления на средства массовой информации, неугодные властям;
- свобода предпринимательства только декларируется, а реально не осуществляется властью из-за засилия коррумпированного чиновничьего аппарата;
- сохраняются неравные условия доступа к образованию, здравоохранению и культуре, что ограничивает свободу развития личности;
- не соблюдаются гарантии местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти.
Правовое государство возможно только в том случае, если законы соблюдает сама власть. Современное российское общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным объектом манипуляций со стороны власти. Как констатирует Т.Ворожейкина, «в целом речь идет о едином и достаточно последовательном процессе приспособления политической сферы к такому типу развития, при котором государство (власть) играет центральную роль в структурировании экономических, политических и социальных отношений».
Воспрепятствовать возвращению России в авторитаризм как раз и призвано гражданское общество, построению которого могут способствовать следующие факторы:
- признание гражданских, политических и социальных прав неотъемлемой частью социума;
- создание многочисленных организаций, ассоциаций и институтов, поддержка их разнообразия;
- деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма;
- финансовая поддержка политических партий, их независимость от государства;
- создание упрощенной законодательной базы для учреждения всевозможных фондов и других инструментов благотворительности, для развития малого бизнеса;
- предоставление самоуправления основным институтам (церковь, университеты, сфера искусства и т.д.);
- реализация принципа субсидиарности, то есть передачи права принятия решения и делегирование ответственности на тот уровень, на котором эти решения будут выполняться.
Актуальная проблема и трудности становления российского гражданского общества на современном этапе
Большинство исследователей обращает внимание на сложный, и длительный характер становления современного гражданского общества в России, других странах СНГ. Особенность его состоит в переживаемом этими странами переходе от авторитарной организации политической жизнедеятельности и соответствующего менталитета граждан к демократическому обществу. Этот, нередко зигзагообразный, противоречивый процесс развивается параллельно с созданием правового государства, становлением демократической культуры.
Общая картина формирования структур гражданского общества в современной России имеет определённую позитивную тенденцию развития, особенно по сравнению с прошлым, когда свободная гражданская жизнь протекала в основном в формальных и контролируемых организациях. Конституцией Российской Федерации, хотя в ней и отсутствует термин "гражданское общество", закреплены основные права и свободы человека и гражданина, отменена цензура. Сложилась многопартийная система, различные социальные группы и авторы - организации бизнеса, СМИ, профсоюзы и др.
Для нынешнего состояния формирующегося современного гражданского общества в России характерно следующее:
- пока
не сложилась целостная
- социум
расколот по линиям: бедные и
богатые, элиты и народ,
-неадекватна и слаба социальная основа гражданского общества - относительно небольшой средний класс (от 16 до 30% граждан по различным подсчетам);
Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 26 апреля 2007 г.
- недостаточно выражены и укоренены интегративные, обтэединяющие культурные ценности (доверие, солидарность, согласие, социальная ответственность, уважение к жизни, личности, достоинству и др.);
- слабость
структурированных интересов,
- пассивность и низкий уровень (как количественно, так и качественно) участия граждан в общественно-политической жизни (не более 10% населения), за исключением судьбоносных или принципиально важных событий для страны, региона, города, селения;
- слабое и не эффективное воздействие организаций гражданского общества на структуры власти;
-в стадии
формирования находится
- на облик формирующегося гражданского общества в России оказывают воздействие как его исторические свойства (длительная авторитарная полоса генезиса России, распространенный недемократический менталитет), так и современные особенности развития общества;
- процесс
формирования гражданского
Формирование современного гражданского общества в России - сложный и длительный процесс. Значительная часть граждан пока отчуждена от общественной жизни и собственности, имеет весьма слабое представление о гражданском обществе и его роли в социуме.
В целом понятие гражданского общества пока ещё не получило широкого распространения и восприятия на массовом, обыденном уровне в политическом сознании россиян. Его в большей степени используют политики, активисты общественных организаций, учёные и т.д. К сожалению, и в ряде современных учебников для студентов по политологии (например, К.С.Гаджиева, А.И.Кравченко и др.) нет специальных разделов о гражданском обществе, его состоянии и задачах в Российской Федерации.
Одной из ключевых проблем современного развития выступает отчуждение различных социальных групп и институтов от государства. Ниже проанализирован уровень доверия граждан как к властным структурам, так и общественным организациям.
В последние годы достаточный уровень доверия населения среди государственных структур имели Президент, армия и некоторые руководители регионов, у остальных органов власти уровень доверия был значительно ниже. Среди общественных организаций возрос авторитет русской православной церкви, органов СМИ, профсоюзов. Общественной палате доверяет каждый четвертый россиянин. Меньше доверяют политическим партиям - лишь каждый пятый. В приоритетные национальные проекты верит до 40% населения, что в целом неплохо.
Многие граждане или не понимают общего смысла и цел и экономической и социальной политики государства, или не воспринимают её как обращенную именно к ним.
Ещё одна проблема связана с разделением публичной политики и частной жизни. На вопрос - "Как Вы считаете, участие в выборах - обязанность гражданина?" - до двух третей опрашиваемых обычно отвечают положительно. А вот вера в то, что участие в выборах даст возможность повлиять на власть, не превышает в последние годы 20% респондентов. Причем, две трети респондентов не, только не верят в возможность повлиять на деятельность властей, но и не хотели бы участвовать в управлении общественными делами в своем поселке, городском районе и т.д., потому, что не видят в этом никакого смысла.
Очевидно, можно говорить о заниженном уровне социальных претензий российских граждан по проблеме постоянного участия в политике и его недостаточности. Так, респонденты отметили, что из семи обозначенных статусных позиций в обществе "участие в политике" занимает последнее, 7-е место. Наиболее высоко ими оценивались (по нисходящей): "место в обществе по образованию"; "по квалификации"; "по выполняемой работе"; "по прогрессии"; "по качеству жизни"; "по размеру зарплаты" и "по участию в политической жизни страны".
В развитии гражданского общества имеются известные трудности, связанные с недостаточным уровнем личной безопасности, соблюдения прав человека, крайне низкими доходами у трети россиян.
Средний класс России: политическая проблема и реальность
За последнее десятилетие в России произошли существенные социально-политические и экономические трансформации: формируются институты рыночной экономики и конкурентной демократии; складывается многопартийная система; общество становится более открытым. Таким образом, формируется гражданское общество.
Проблема становления и
Средние слои являются
элементом, визитной карточкой современного
развитого государства. Их изучению уделялось
огромное внимание со стороны западных
социологов и политологов. В странах Запада
средний класс выступает гарантом социальной
стабильности общества.
В связи с этим неслучаен интерес к среднему
классу российских социологов, политологов
и экономистов, которые ведут дискуссии
относительно самого факта его существования
в России, его перспектив,
критериев и условий, необходимых для
его развития.
Формирующийся
средний класс, развиваясь и увеличиваясь,
заинтересован в действенном механизме
отстаивания своих интересов. Объединяя
свои усилия, представители среднего класса
вносят свой вклад в строительство гражданского
общества. Именно он, успешно развиваясь,
способствует становлению рыночной экономики,
являющейся базой для построения демократии
и гражданского общества в современной
России. Повышение
эффективности гражданского общества
способно создать прочную основу для построения
правового государства и проведения
демократической политики, в основе которой
лежит активное участие всех граждан в
жизни страны.
Таким образом,
проблема места и роли среднего класса
в формировании гражданского общества
в России выдвигается в число одной из
приоритетных тем политологии.
Без опоры на средний
класс фундаментально решить задачи консолидации
и стабилизации российского общества
и создания устойчивой базы социально-политической
поддержки современной российской власти
не только намного сложнее, но фактически
невозможно.
Понятие гражданского
общества уходит своими корнями к классическим
основам западноевропейской политической
философии - к античности1. Большое внимание
ей уделяли Платон, Аристотель, Цицерон,
а также мыслители позднего Средневековья
и Возрождения В Новое время изучению
гражданского общества посвятили свои
труды такие мыслители как Т. Гоббс, Дж.
Локк, А. Фергюссон, Ш. Монтескье, Ж. Руссо,
и других. Представитель Шотландского
Просвещения А. Фергюсон определял «Гражданское
общество» как последствие цивилизованного
процесса, используя его как понятие политическое.
Ш. Л. Монтескье под гражданским обществом
понимал набор независимых ассоциаций
граждан, опосредующих отношения между
индивидом и государством и в случае надобности
защищающих свободу индивида от посягательства
власти. Ж. Ж. Руссо отмечал значимость
общественного договора для развития
гражданского образа жизни людей и исходил
из принципа свободы собственности, фундаментального
для идеи гражданского общества. Значительный
вклад в развитие идеи гражданского общества
внесли представители классической немецкой
философии4. Но более глубокое и детальное
рассмотрение проблем гражданского общества
в России можно отнести к концу XVIII - началу
XIX вв., что было обусловлено проникновением
в страну идей философии Просвещения.
Информация о работе Особенности становления гражданского общества в России