Особенности
современного политического
процесса в Казахстане
Особенности
современного политического процесса
в Казахстане определяются многими
специфическими факторами, характером
деятельности самих участников данного
процесса и теми связями, которые
возникают между ними. Политический
процесс отражает динамику развития
политической жизни общества и представляет
собой форму функционирования политической
системы.
Современное
казахстанское общество относится
к числу переходных обществ,
поэтому политический процесс
здесь достаточно противоречив.
С мо-мента провозглашения независимости
в Конституционном законе Республики
Казахстан от 16 декабря 1991 г. № 1007-ХII «О
государственной независимости Республики
Казахстан» минуло почти 16 лет. За эти
годы Казахстан прошел сложный путь становления
политической системы, в ходе которого
была достигнута устойчивость государственной
власти, социально-политическая стабильность,
появился ряд политических партий и объединений,
деятельность ко-торых регулируется Конституцией
РК [3], Законом РК «Об общественных объ-единениях»
от 31.05.1996 № 3-1 [4], Законом РК «О политических
партиях» в 2002 г. и другими законами и нормативными
актами.
Первый
этап (1985—1991 гг.). Для него характерно
стремление к утверждению в обществе и
государстве ценностей «обновленного
социализма», «но-вого мышления», «общечеловеческих
ценностей», гласности с сохранением лидирующего
положения КПСС.
Второй
этап (1991—1998 гг.). На этом этапе происходит
глубинное осознание национальной идентичности,
провозглашение независимости республики,
принятие Основного Закона страны (Конституции),
наблюдается высокая политическая активность
населения, укрепление президентской
власти, внедрение в общественное сознание
и политическую жизнь страны неолиберальных
моделей западного толка: демократические
свободы, рыночная модель эконо-мики, индивидуалистическая
концепция развития человека
Третий этап (1998—2007
гг.). Происходит кристаллизация национальной
системы ценностей, стабилизация политической
системы, укрепление политических организаций
и институтов, самоидентификация республики
на постсоветском и геополитическом пространстве,
переоценка подходов к управлению социальной
и экономической сферой, актуализация
задач выхода из кризиса, принятие важнейших
решений относительно будущего развития
государства.
В
этот же период наблюдается
трансформация партийной системы:
про-исходит создание новых партийных
коалиций как на пропрезидентском, так
и на оппозиционном полях, раскол и исчезновение
некоторых из политических партий, особенно
оппозиционных, актуализация необходимости
проведения политических реформ для выравнивания
дисбаланса между экономическим, социальным
и политическим развитием страны.
Нельзя
не отметить, что в этот период
в казахстанском обществе прояви-лись
тенденции политической субкультуры
олигархического и кланового ти-пов. Ее
носителями являлись в основном социальные
группы, которые претендовали на всеобъемлющую
нишу в политической сфере, полный контроль
над экономическими и политическими процессами
в стране без учета ценностей, которые
исповедует большинство населения Казахстана.
«Подковерная борьба» власть имущих кланов
не имела ничего общего с политической
борьбой демократического типа и во многом
предопределяла незаконный стиль конкуренции
в сфере политики.
Вскоре
стало очевидно, что лишь коренные
изменения социальных и по-литических
ориентиров, а не только провозглашение
принципов демократии и идеологического
плюрализма направят политическую жизнь
страны в позитив-ное русло.
Четвертый этап, начавшийся
в мае 2007 г. путем внесения поправок
в Конституцию РК , ознаменовал очередной
этап политического процесса, для которого
характерен выбор нового направления
модернизации политической сферы: провозглашение
трансформации президентской формы правления
в президентско-парламентскую. К этому
моменту произошло укрепление ведущих
позиций некоторых политических партий,
особенно Республиканской по-литической
партии «Hyp Отан», которая выступает за
создание национальной модели развития
социальной демократии, учитывающей как
мировой опыт, так и казахстанскую специфику.
За основу своей деятельности партия «Hyp
Отан» приняла пять принципов казахстанской
идеи, предложенной Президентом страны
Н. Назарбаевым: равенство этносов многонационального
народа Казах-стана; государствообразующий
этнос — казахский народ; религиозная
идентичность граждан; воспитание законопослушания;
развитие малого и среднего бизнеса.
Провозглашение
перехода к президентско-парламентской
форме правления в Казахстане
не стало большой неожиданностью
для общества, учитывая отсутствие
до последнего времени бесконфликтного
механизма преемственно-сти власти.
Отказ от смешанной избирательной системы,
сочетающей в себе элементы мажоритарной
и пропорциональной избирательных систем
и будущее распределение властных полномочий
между Президентом и Парламентом явля-ется
естественным процессом дальнейшей либерализации
политической систе-мы, усиления полномочий
и роли Парламента страны и политических
партий, расширения участия граждан в
управлении делами государства, укрепления
гражданского согласия в казахстанском
обществе.
Мировая
практика свидетельствует, что
применение пропорциональной системы
выборов способствует развитию
и становлению политических партий.
Вместе с тем пропорциональная
избирательная система не лишена
недостатков. Главный из них
— это то, что партийные списки
закрыты для общества, их формирование
происходит узким кругом лиц
и порой в результате покупки
мест в списках.
Следует
обратить внимание еще на одну
существенную особенность но-вых
поправок, внесенных в Конституцию РК.
Несмотря на грядущий переход к президентско-парламентской
форме правления, вертикаль власти в стране
оста-ется довольно прочной. Так, согласно
п. 3. ст. 44, Президент Республики Казах-стан
«после консультаций с фракциями политических
партий, представленных в Мажилисе Парламента,
вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи
согласия кандидатуру Премьер-министра
республики; с согласия Мажилиса Парламента
назначает на должность Премьер-министра
республики; освобождает его от должности;
по представлению Премьер-министра определяет
структуру Правительства республики,
образует, упраздняет и реорганизует центральные
исполнительные органы республики, не
входящие в состав Правительства, назначает
на должности членов Правительства республики;
назначает на должности министров иностранных
дел, обороны, внутренних дел, юстиции;
освобождает от должностей членов Правительства;
принимает присягу членов Правительства;
председательствует на заседаниях Правительства
по особо важным вопросам; поручает Правительству
внесение законопроекта в Мажилис Парламента;
от-меняет либо приостанавливает полностью
или частично действие актов Прави-тельства
и Премьер-министра республики, акимов
областей, городов республиканского значения
и столицы»; п. 5 ст. 86 устанавливает, что
полномочия мас-лихата прекращаются досрочно
Президентом Республики; п.1. ст. 63 закрепил,
что Президент республики после консультаций
с председателями Палат Парламента и Премьер-министром
может распустить Парламент или Мажилис
Парламента.
Важной
новацией законодательства стало
также внесение поправок о
го-сударственном финансировании политических
партий в Казахстане. Государственное
финансирование необходимо для того, чтобы
обеспечить большую не-зависимость партий,
которые пройдут по итогам будущих выборов
в Мажилис Парламента. Действующий Закон
о политических партиях к источникам фор-мирования
денежных средств политических партий
относит:
1) вступительные
и членские взносы;
2) пожертвования
граждан и негосударственных организаций
Казахстана, осуществляемые в порядке,
установленном центральным исполнительным
органом, обеспечивающим налоговый контроль
за исполнением налоговых обязательств
перед государством, при условии, что эти
пожертвования документально подтверждены
и указан их источник (следует отметить,
что данный порядок, обеспечивающий относительно
прозрачный характер пожертвований тех
или иных лиц партиям, был введен новым
законом о политических партиях);
3) доходы
от предпринимательской деятельности
(п. 1 ст. 18 Закона о политических
партиях).
При
этом закон не допускает пожертвования
политической партии и ее структурным
подразделениям (филиалам и представительствам)
от:
1) иностранных
государств, иностранных юридических
лиц и международных организаций;
2) иностранцев
и лиц без гражданства;
3) юридических
лиц с ино-странным участием;
4) государственных
органов и государственных организаций;
5) религиозных
объединений и благотворительных
организаций;
6) анонимных
пожертвователей (п. 2 ст. 18 Закона
о политических партиях)
В
свете новых поправок в законодательство
представляется актуальным закрепить
финансирование избирательной кампании
из единственного источника —
избирательного фонда, открытого
для общественного контроля, а
не только для Центральной
избирательной комиссии.
Сегодня
политическим элитам необходимо
отдавать себе отчет в том,
что доверие населения к власти,
утверждение в массовом сознании
ее политической ценности и
созидательного имиджа остаются
в Казахстане еще нерешенными
задачами. Никто не станет отрицать,
что развитие многопартийности
при всей противоречивости политического
процесса в стране стало реальностью.
Буду-щее ведущих политических партий
в Казахстане видится в артикуляции и
агрегации политических интересов самых
разных социальных групп, активном участии
в электоральном процессе, вовлечении
граждан в сферу политических от-ношений
на основе осознания политических ценностей
и целей. В настоящее время, пока интересы
обывателя не пересекаются с «большой»
политикой, ожидать существенных перемен
в социально-экономической и политической
сферах не приходится.
Также
не подлежит сомнению, что укрепление
демократических принципов государственного
управления в казахстанском обществе,
выработка и внедрение приемлемой
модели взаимоотношений «власть-народ»
без учета само-бытности страны невозможны.
Признавая специфику политического процесса
в Казахстане, мы выступаем против механического
заимствования западно-европейских образцов
и политических технологий, поскольку
они делают объективно недостижимыми
задачи сохранения исторических и национальных
традиций, менталитета народа и полиэтнического
характера казахстанского общества.
Завершая
наш анализ, выделим
главные особенности
современного поли-тического
процесса в Казахстане.
Первая
особенность состоит в нерасчлененности
политики, экономических, социальных
и личных отношений. Незрелость
институтов гражданского общества
не позволяет должным образом
контролировать принятие политических
решений и их реализацию. Ни
один ключевой вопрос экономического,
социального, духовного развития
не решается без вмешательства
властных струк-тур. Статусная дифференциация
дополняется клановой и социально-экономической.
Стремление
олигархических структур любой
ценой сохранить политическое
влияние чревато социальными
конфликтами.
Вторая
особенность состоит в отсутствии
консенсуса между участника-ми политической
жизни, реальной действующей системы представительства
интересов широкой общественности. Традиции
консенсуса в обществе отсутствуют. У
различных социальных групп имеет место
разное понимание ценностей свободы и
демократии, национального пути развития
и разные возможности участия в политическом
процессе.
В
этом кроется одна из основных
причин конфликтности политического
процесса и разных политических
устремлений электората.
Третья
особенность состоит в осознании
политическими элитами необ-ходимости
смены политических приоритетов, выборе
механизма преемственности власти, укреплении
роли политических партий.
Таким
образом, казахстанское общество
стоит на пороге нового качественного
преобразования государственного
управления и политических институтов,
определяющих динамику и содержание
политического процесса.