Особенности политической власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 20:51, реферат

Описание работы

Власть – одно из фундаментальных начал общества и
политики.
Понятие власти является одним из центральных в
политологии. Оно дает ключ к
пониманию политических институтов, политических
движений и самой политики.

Содержание

- Содержание
- Введение
- Особенности политической власти
- Заключение

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 27.83 Кб (Скачать)

                       
 
 
 

                    
 
 
 
 
 
 
 

                     РЕФЕРАТ 

На  тему : “Особенности политической власти” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           
 
 
 

Студент                                

Группа                                   
 
 
 
 
 
 
 
 

                              2011 
 

- Содержание 

- Введение

- Особенности политической власти

- Заключение 
 
 
 
 
 
 

                     Введение 

Власть –  одно из фундаментальных начал общества и 

политики.

Понятие власти является одним из центральных в

политологии. Оно  дает ключ к

пониманию политических институтов, политических

движений и  самой политики.

Парадокс политической власти, способной оборачиваться 

для человека

одновременно  и целесообразной силой, и злой волей, во

все времена  занимал умы

философов и  писателей. Аристотель и Шекспир, Гете,

Ницше и Достоевский, Фуко

и Кафка в  философских категориях или художественных

образах пытались

приоткрыть завесу над этим, далеко еще не познанным,

феноменом жизни  общества

и человека.   

Власть появилась  с возникновением человеческого

общества и  будет в той или

иной форме  всегда сопутствовать его развитию. Власть

необходима, прежде

всего, для воспроизводства  человеческого рода. Семейно-

родовая форма  власти

наблюдалась у  кочевых народов России. С развитием 

оседлости постепенно

утверждалась  племенная власть. Формирование власти

территориальной

обусловлено необходимостью организации общественного

производства, которое

немыслимо без  подчинения всех участников единой воле, а 

также потребностью

регулирования социальных отношений между людьми. С 

появлением классов  и

государства кровные, родовые связи были разрушены,

моральный авторитет

старейшины рода сменился авторитетом публичной  власти,

которая отделилась от

общества и  встала над ним.

Власть есть присущее обществу волевое отношение  между

людьми. Власть

необходима, подчеркивал Аристотель, прежде всего, для

организации общества,

которое немыслимо без подчинения всех участников единой

воле, для поддержания

его целостности  и единства. 
 

                       Особенности политической власти 

     Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах.

     Политическая  власть занимает особое место в структуре  власти. Оно обусловлено рядом  существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти. К особенностям политической власти относятся следующие:

     1) верховенство, т.е. обязательность  ее решений для всякой иной  власти. Политическая власть может  ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или  же вовсе ликвидировать их;

     2) публичность, т.е. всеобщность  и безличность. Это означает, что  политическая власть обращается  от имени всего общества ко  всем гражданам с помощью права;

     3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

     4) многообразие ресурсов. Политическая  власть, и особенно государство,  использует не только принуждение,  но и экономические, социальные  и культурно-информационные ресурсы;

     5) легальность в использовании  силы, принуждения в отношении  граждан. 

     Основные  черты политический власти – это:

  • верховенство и обязательность ее решений для всякой иной власти; обращение ко всем гражданам;
  • моноцентричность (наличие единого центра принятия решений);
  • наличие особого аппарата управления и принуждения;
  • использование легальной силы, опора на традиции и чувства;
  • публичность, т.е. всеобщность и безличность (обращается ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права).

     Итак, специфика политической власти в  том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.

     Для осуществления политической власти необходимо:

  • доминирование властной воли;
  • наличие особого аппарата управления;
  • монополия на регламентацию жизни общества;
  • право на принуждение в отношении общества и личности;
  • легитимность;
  • суверенитет.

     Функционирование  политической власти осуществляется на базе общепризнанных принципов –  суверенитета и легитимности. Они  характеризуют политическую власть с разных сторон:

     1) с точки зрения выделения внутри  нее главного звена – государства  (государство является центральным  институтом политической власти  и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества);

     2) с точки зрения определения  правомерности использования тех  или иных средств, включая принуждение,  при достижении политических  целей.

     Сегодня популярной является модель политической власти как формы обмена и конкуренции  с позиции «теории сетей». Если объединить существующие направления  в рамках обозначенной теории, то можно  определить сеть как относительно устойчивый и упорядоченный механизм взаимодействия между институтами власти и их социальным окружением и выделить пять типов политических сетей: политические сообщества, профессиональные сети, межуправленческие сети, сети производителей, проблемные сети. Такой подход позволяет создать систематизированную картину политической власти.

     Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой информации.

     Чем же различаются политическая и государственная  власть?

     1. Понятие политической власти  шире понятия государственной  власти, поскольку политическая  деятельность может осуществляться  не только в рамках государственных  органов, но и в рамках деятельности  различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления  и т.д. Другими словами, политическая  власть рассредоточивается по  всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех  политических субъектов.

     2. Государственная власть строится  по принципу вертикальных связей (т.е. иерархии, подчинения низших  звеньев высшим, исполнительной власти законодательной). Политическая же власть осуществляется по принципу горизонтальных связей (как сосуществование, соперничество, борьба между собой различных субъектов политической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих элит, групп давления, отдельных лидеров и т.д.).

     3. Государственная власть, согласно  российской конституции, заканчивается  на уровне областей, дальше власть  осуществляется органами местного  самоуправления. Последние являются  субъектами политической, но уже  не государственной власти.

     Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера  действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое  значение. Одним из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений  является легитимность.

     В последнее время в различных  странах сформировались новые тенденции  в развитии политической власти:

  • демократизация власти, или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демократических тенденций проявляется в повышении воздействия на властные отношения со стороны общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества;
  • интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информацион-ных) на конкретную политическую власть, законодательство отдельных стран;
  • разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти;
  • негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность;
  • высокие темпы бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц.

     В современных условиях актуальным становится вопрос о взаимодействии политической и экономической власти. Экономическая  власть – это власть богатства, капитала, способность представителей экономической  элиты влиять на принимаемые решения, на государственную политику в целом. В целях наиболее прибыльного  использования капитала политическая власть разными способами (от создания групп давления в парламентах  до избрания на высокие политические посты) воздействует на правительство, добивается льгот, режима наибольшего  благоприятствования. Так происходит превращение экономической власти в политическую. 

                                      Заключение

     Власть, проблемы власти и полномочий всегда остаются актуальными, так как затрагивают  все аспекты деятельности человека, организаций и государства. От неё  зависит всё - наше настоящее и  будущее, судьбы организаций, государств и отдельных личностей. И можно  сказать, что грядущая судьба государственности  связана с изучением, освоением  власти и её проблем, а так же осуществлением властных полномочий.

     Власть - одно из фундаментальных начал  общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения  людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве - в этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

     Субъект и объект - непосредственные носители, агенты власти. Субъект (актор) воплощает активное, направляющее начало власти. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

     Для возникновения властных отношений  необходимо, чтобы субъект обладал  рядом качеств. Прежде всего это желание властвовать, воля к власти, проявляющаяся в распоряжениях или приказах. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью. Сама по себе власть не является для них ценностью. Многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанной с ними ответственности, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, престижа, выгодных связей, привилегий и т.д. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.

     Помимо  желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект  власти должен быть компетентным, знать  суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Для политической власти важнейшее значение имеет  организованность субъекта. Конечно, реальные носители власти в разной степени  наделены всеми этими качествами.

Информация о работе Особенности политической власти