Особенности политического процесса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 15:34, доклад

Описание работы

Политический процесс в России отличается своей непредсказуемостью. В настоящее время в России ярко и одновременно проявляются парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и политическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства. Для устранения данных противоречий представляется целесообразным выделить некоторые черты и особенности российского политического процесса, охарактеризовать степень участия российского народа в политической жизни и попытаться обозначить тенденции дальнейшего развития политики в России.

Работа содержит 1 файл

Исследовательский проект.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

      Выполнила: Климова Вита ГМУ-81

      Тема  исследовательского проекта: Особенности политического процесса в России.

      Объект  исследования:

      Объектом  является политический процесс вцелом.

      Предмет исследования:

      Предметом исследования являются особенности  и специфические черты российского политического процесса.

      Проблема  исследования: Политический процесс в России отличается своей непредсказуемостью. В настоящее время в России ярко и одновременно проявляются парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и политическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия  в управлении делами государства.  Для устранения данных противоречий представляется целесообразным выделить некоторые черты и особенности российского политического процесса, охарактеризовать степень участия российского народа в политической жизни и попытаться обозначить тенденции дальнейшего развития политики в России.

      Цель: Характеристика участия граждан в политической жизни России.

        Теоретический аспект: Теоретический аспект проблемы предполагает осмысление глубинных истоков и механизмов, особенностей протекания политического процесса. Политический процесс раскрывает характер движения, социодинамики, эволюции политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве.

      Практический  аспект:

      Практическая  значимость работы заключается в  том, чтобы на основании статистических данных, исследований, социологических опросов сделать выводы об участии граждан в политической жизни России, выявить какие социальные группы больше проявляют политическую активность, провести сравнительный анализ политического поведения различных возрастных и социальных групп. Данные выводы можно использовать в дальнейших исследованиях  политических  тенденций и динамики развития политической жизни России, практической работе политологов.

    Пространственно-временные  границы:

      В своей работе мы анализируем временной  отрезок Новейшей истории России с 1991 г. до наших дней. Именно в этот период в России появляется институт демократических выборов, провозглашается свобода слова и выражения своих политических взглядов, право на забастовки и митинги протеста. И особенности политического процесса формируются и проявляются именно в эти хронологические рамки.

      Задачи:

      1)Дать теоретическое представление о политическом процессе в целом.

      2)Привести  типологию политических процессов.

      3)Дать  характеристику политического процесса  в современной России, выделить основные особенности.

      4)Оценить  степень участия россиян в  политической жизни.

      5)Определить какие партии играют ведущую роль в политической жизни России.

      6)Проследить динамику и особенности политического поведения трех возрастных и социальных групп: молодежь, пенсионеры и люди среднего возраста.

      7)Охарактеризовать отношение российского народа к политике вцелом.

      8)Определить, влияет ли уровень жизни населения на участие людей в политической жизни страны.

      9)Выявить, какие виды политической рекламы наиболее популярны в России.

      Системный анализ объекта:

      Политический  процесс - это совокупная деятельность общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле - деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений.

      Ключевые  понятия:

      -процесс

      -политика

      -особенности  политического процесса 

      -типология политических процессов

      -политическое  участие (объективный, прямой фактор)

      -политические партии (объективный, прямой фактор)

      -социальные  группы (объективный, прямой фактор)

      -личное отношение к политике (субъективный, косвенный фактор)

      -уровень жизни населения (объективный, косвенный фактор)

      -политическая  реклама (объективный, косвенный фактор)

      Операционализация понятий:

      1)Типология  политических процессов

      По  объектам политического воздействия: - внешнеполитические

                                                                              - внутриполитические;

      По  степени публичности: - открытые

                                                   - скрытые (теневой);

      По  степени устойчивости: - стабильные

                                                    - нестабильные;

      По  степени протекания: - революционные

                                                 - эволюционные;

      2)Политическое  участие: - активное

                                                  - пассивное;

      3)Политические партии: - либеральные

                                                 - социалистические

                                                 - социал-демократические

                                                 - большевистские

                                                 - коммунистические

                                                 - консервативные

                                                 - фашистские

                                                 -  националистические

      4)Социальные группы по возрастному признаку: - молодежь

                                                                                           - люди среднего возраста

                                                                                          - пенсионеры;

      5)Личное отношение: - негативное

                                            - позитивное

                                            - нейтральное;

      6)Уровень жизни населения: - низкий

                                                         - средний

                                                         - высокий;

      7)Политическая реклама: - радиореклама

                                                   - телевизионная реклама

                                                   - плакаты

                                                   - транспаранты

                                                   - листовки

                                                   - тенденциозные иллюстрации

                                                   - интернет-реклама   

                                                   - политические карикатуры

                                                   - кинореклама

                                                   - сувенирная продукция как политическая реклама.

      Гипотезы:

      1)Предположим, что одной из особенностей политического процесса в России является нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений.

      2)Предположим, что участие граждан в работе политических партий и организаций остается малоактивным и нестабильным, носящим цикличный характер.

      3)Предположим,  что ведущую роль в политической жизни России в настоящее время играют коммунисты, бюрократы (центристы) и демократы (например: Единая Россия, КПРФ).

      4)Предположим, что такие социальные группы как молодежь и люди среднего возраста отличаются довольно низкой политической активностью, пенсионеры же являются наиболее дисциплинированной, политически активной частью общества.

      5)Предположим, что отношение народа к современной власти носит достаточно нейтральный характер, и не связывается ни с какими ожиданиями на позитивные перемены.

      6)Предположим, что высокий уровень жизни населения формирует у людей доверительное отношение к власти и побуждает к активным политическим действиям.

      7)Предположим, что в России наиболее распространенными видами политической рекламы являются телевизионная реклама, радиореклама, интернет-реклама, плакаты, листовки и транспаранты.

      Выбор методов для проведения исследования.

      Для решения поставленных задач при  проведении исследования будут использованы три метода: метод анализа литературы, метод наблюдения, опросный метод (а именно устный опрос-интервью).

      Метод анализа литературы будет использоваться при определении теоретического аспекта проблемы, для этого необходимо проанализировать учебники по политологии, т.к. особенности политического процесса в России тесно связаны с ее историей, переходом к демократическому режиму правления.  Кроме того, литература по политологии поможет дать определения ключевым понятиям исследования и привести типологию политических процессов.

      Для того, чтобы определить какие партии в России играют ведущую роль необходимо использовать метод анализа документов. В данном случае можно проанализировать документацию по последним выборам в Государственную думу РФ в 2007 году, т. к. именно по результатам народного голосования формировалась нижняя палата парламента. В Государственной думе сосредоточены те партии, которые вызывают доверие у народа и которые имеют значительное влияние на политическую жизнь страны.

      Метод наблюдения применяется для того, чтобы выявить какие виды политической рекламы наиболее популярны в России. Здесь необходимо понаблюдать, в каких сферах политическая реклама распространена больше всего: на телевидении, в интернете, в печатных изданиях, на радио, на уличных щитах и плакатах. В процессе этого метода можно проследить, какие виды политической рекламы наиболее распространены в нашей стране.

      Для характеристики участия российского  народа в политической жизни страны выбран метод интервью. Для данного  метода разработан инструментарий.

      Инструментарий метода.

Информация о работе Особенности политического процесса в России