Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:19, реферат
Политическая культура представляет, собой, с одной стороны, совокупность взглядов, убеждений, норм, традиций, с другой стороны, участие граждан в политической жизни общества.
Политическая культура:
·дает знание законов и механизмов осуществления политики;
·формирует отношение человека к политической жизни и окружающей среде;
·способствует пониманию целей и содержания политики.
Введение
1. Роль и функции политической культуры
2. Структура политической культуры
4. Типы политической культуры
5. Особенности политических культур западного и восточного типов
Заключение
Список использованной литературы
План:
Введение
1. Роль и функции политической культуры
2. Структура политической культуры
4. Типы политической культуры
5. Особенности политических
культур западного и
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Вовлечение социальных групп
и индивидов в политику обусловлено
их стремлением реализовать свои
социально значимые интересы. Однако
реализация существующих у них интересов
осуществляется не непосредственно, а
опосредуется наличием у субъектов
политики тех значений и смыслов,
в которых выражено их отношение
к власти, политическим институтам,
элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы
и значения предписываются господствующей
в обществе политической культурой,
т.е. ценностно-нормативной
Впервые термин "политическая культура" использовал в XVII веке немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803). Естественно, он не предполагал тогда, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью её измерений. Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти - индивида - общества.
Политическая культура — это система индивидуальных подходов в области политики.
Содержание политической культуры отражает совокупность духовных ценностей, представлений, ориентации, связанных с отношением субъектов к политической власти, политической системе, выражающихся в политико-управленческой деятельности и политическом поведении социальных общностей и индивидов.
Политическая культура есть такой способ деятельности социальной общности, личности в сфере политических отношений, который отражает достигнутый уровень политической активности и политической зрелости субъектов.
Политическая культура представляет, собой, с одной стороны, совокупность взглядов, убеждений, норм, традиций, с другой стороны, участие граждан в политической жизни общества.
Политическая культура:
·дает знание законов и механизмов осуществления политики;
·формирует отношение человека к политической жизни и окружающей среде;
·способствует пониманию целей и содержания политики.
В науке сложились два основных подхода к трактовке политической культуры. Американский политологу Г. Алмонд (род. 1911), написавший в 50-х годах в соавторстве с другим американским исследователем С.Вербой (род.1917) книгу "Культура гражданина", рассматривал политическую культуру как психологический феномен. <<Каждая политическая система - отмечал он, - включена в особый образец ориентаций на политические действия. Я счел полезным назвать это "политической культурой">>. По содержанию политические ориентации включают, как полагал Алмонд, три вида компонентов: 1) знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях; 2) чувства, обуславливающие реакцию индивида, - чувства симпатии или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения; 3) ценности, верования, идеалы, идеологию. Другая группа учёных, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум) и т.д., считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики.
Наиболее последовательно такой подход выражается в понимании политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т.е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Характеризуя, таким образом, неразрывную связь политических действий человека с длительным и подчас мучительным поиском им своих политических идеалов, политическая культура отражает только самые устойчивые и отличительные черты его поведения, не подтвержденные каким-либо стремительным изменениям под воздействием конъектуры или перепада настроений. В силу этого политическая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической власти (И. Шапиро, П. Шаран).
1. Роль и функции политической культуры
Воплощая ценностно-смысловую
детерминацию политической активности
человека, политическая культура характеризует
его способность понимать специфику
своих властно значимых интересов,
действовать при достижении целей
в соответствии с правилами политической
игры, а также творчески
В целом политическая культура
способна оказывать тройственное влияние
на политические процессы и институты.
Причем такая возможность сохраняется
даже в случае изменения внешних
обстоятельств и характера
Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.
Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:
- ИДЕНТИФИКАЦИИ, раскрывающей
постоянную потребность
- ОРИЕНТАЦИИ, характеризующей
стремление человека к
- АДАПТАЦИИ, выражающей
потребность человека в
- СОЦИАЛИЗАЦИИ, характеризующей
обретение человеком
- ИНТЕГРАЦИИ (дезинтеграции),
обеспечивающей различным
- КОММУНИКАЦИИ, обеспечивающей
взаимодействие всех субъектов
и институтов власти на базе
использования общепринятых
В различных исторических
условиях - чаще всего при нестабильных
политических процессах - некоторые
функции политической культуры могут
затухать и даже прекращать свое действие.
В частности, может весьма значительно
снижаться коммуникативная
2. Структура политической культуры
Политическая культура -
явление полиструктурное, многоуровневое.
Многообразные связи
Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом (где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия), гражданском (где, осознавая возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса), а также на собственно политическом уровне ценностных представлений (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т.д.).
На каждом из этих уровней
у человека могут складываться довольно
противоречивые представления. Причем
отношение к конкретным политическим
событиям изменяется, как правило, значительно
быстрее, нежели мировоззренческие
принципы, в силу чего восприятие новых
целей и ценностей, переосмысление
истории и т.д. осуществляются, крайне
неравномерно. Все это придает
формированию и развитию политической
культуры дополнительную сложность
и противоречивость. А степень
соответствия уровней ценностной ориентации
непосредственно определяет характер
целостности и внутреннего
Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности в социальным (классы, слои, страты), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим (религиозные, референтные и проч.) группам. Выработка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д.
В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры (например, религиозные субкультуры в Северной Ирландии и Ливане или этнические в Азербайджане). В целом же наибольшим значением для жизни и политического развития общества обладает субкультура лидеров и элит, определяющая характер исполнения ее носителями специализированных функций по управлению политической системой.
В этом смысле наиболее важными
элементами данной субкультуры являются
способности лидеров и
3. Типы политической культуры
Г. Алмонд и С.Верба выделили три идеальных "чистых" типа политической культуры: патриархальную, подданническую политические культуры и культуру участия.
Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура оказывается наслоением местных субкультур.
Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается её диктата.
Культура участия отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).
Однако идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они существуют, не вытесняя друг друга. Например, для политической культуры Великобритании XX века характерно сочетание подданничества, олицетворяемого институтом монархии, и ориентации на участие.
Информация о работе Особенности политических культур западного и восточного типов