Особенности политических культур западного и восточного типов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:19, реферат

Описание работы

Политическая культура представляет, собой, с одной стороны, совокупность взглядов, убеждений, норм, традиций, с другой стороны, участие граждан в политической жизни общества.
Политическая культура:
·дает знание законов и механизмов осуществления политики;
·формирует отношение человека к политической жизни и окружающей среде;
·способствует пониманию целей и содержания политики.

Содержание

Введение

1. Роль и функции политической культуры
2. Структура политической культуры
4. Типы политической культуры
5. Особенности политических культур западного и восточного типов

Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

43 роль политической культуры.docx

— 30.06 Кб (Скачать)

План:

 

Введение

 

1. Роль и функции политической  культуры

2. Структура политической  культуры

4. Типы политической культуры

5. Особенности политических  культур западного и восточного  типов

 

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

Вовлечение социальных групп  и индивидов в политику обусловлено  их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако реализация существующих у них интересов  осуществляется не непосредственно, а  опосредуется наличием у субъектов  политики тех значений и смыслов, в которых выражено их отношение  к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Эти смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, т.е. ценностно-нормативной системой, которой придерживается большинство  населения. Ценностно-нормативная система  существует в виде общераспространённых и общепринятых фундаментальных  поведенческих, политических ценностей  и идеалов.

Впервые термин "политическая культура" использовал в XVII веке немецкий просветитель И. Гердер (1744-1803). Естественно, он не предполагал тогда, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и  многогранностью её измерений. Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые  являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта  и регулированию политического  поведения всех членов общества. Она  включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти - индивида - общества.

Политическая культура —  это система индивидуальных подходов в области политики.

Содержание политической культуры отражает совокупность духовных ценностей, представлений, ориентации, связанных с отношением субъектов  к политической власти, политической системе, выражающихся в политико-управленческой деятельности и политическом поведении  социальных общностей и индивидов.

Политическая культура есть такой способ деятельности социальной общности, личности в сфере политических отношений, который отражает достигнутый  уровень политической активности и  политической зрелости субъектов.

Политическая культура представляет, собой, с одной стороны, совокупность взглядов, убеждений, норм, традиций, с другой стороны, участие граждан в политической жизни общества.

Политическая культура:

·дает знание законов и механизмов осуществления политики;

·формирует отношение человека к политической жизни и окружающей среде;

·способствует пониманию целей и содержания политики.

В науке сложились два  основных подхода к трактовке  политической культуры. Американский политологу Г. Алмонд (род. 1911), написавший в 50-х годах в соавторстве с  другим американским исследователем С.Вербой (род.1917) книгу "Культура гражданина", рассматривал политическую культуру как  психологический феномен. <<Каждая политическая система - отмечал он, - включена в особый образец ориентаций на политические действия. Я счел полезным назвать это "политической культурой">>. По содержанию политические ориентации включают, как полагал Алмонд, три  вида компонентов: 1) знания, полученные индивидом о политиках, политических институтах и партиях; 2) чувства, обуславливающие  реакцию индивида, - чувства симпатии или антипатии, влечения или отвращения, восхищения или презрения; 3) ценности, верования, идеалы, идеологию. Другая группа учёных, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум) и т.д., считают, что это особый, специфический  субъективный ракурс политики.

Наиболее последовательно  такой подход выражается в понимании  политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т.е. глубинных  представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в  самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Характеризуя, таким образом, неразрывную связь  политических действий человека с длительным и подчас мучительным поиском  им своих политических идеалов, политическая культура отражает только самые устойчивые и отличительные черты его  поведения, не подтвержденные каким-либо стремительным изменениям под воздействием конъектуры или перепада настроений. В силу этого политическая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения  и потому выступает как стиль  деятельности индивида в сфере политической власти (И. Шапиро, П. Шаран).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль и функции политической  культуры

 

Воплощая ценностно-смысловую  детерминацию политической активности человека, политическая культура характеризует  его способность понимать специфику  своих властно значимых интересов, действовать при достижении целей  в соответствии с правилами политической игры, а также творчески перестраивать  свою деятельность при изменении  потребностей и внешних обстоятельств. Политическая культура может проявляться  в форме духовных побуждений и  ориентаций человека, в опредмеченных  формах его практической деятельности, а также в институциализированном виде (т.е. будучи закрепленной в строении органов политического и государственного управления, их функциях). Поскольку  не все ценности одновременно воплощаются практически (и уж, тем более, институционально), между вышеназванными формами проявления политической культуры всегда имеются определенные противоречия.

В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние  на политические процессы и институты. Причем такая возможность сохраняется  даже в случае изменения внешних  обстоятельств и характера правящего  режима. Так, например, в традиционных обществах (аграрных, построенных на простом воспроизводстве и натуральных  связях) политическая культура даже в  период реформации, как правило, поддерживает прежнюю архаическую структуру  власти, противодействуя целям модернизации и демократизации политической системы. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что  большинство революций (т.е. стремительных, обвальных изменений) чаще всего  заканчивается либо возвратом к  прежним порядкам (означающим невозможность  населения адаптировать для себя новые цели и ценности), либо террором (только и способным принудить  людей к реализации новых для  них принципов политического  развития).

Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и  политической жизни, а, в-третьих, комбинировать  элементы прежнего и перспективного политического устройства.

Политической культуре свойственны  определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно  отнести следующие:

- ИДЕНТИФИКАЦИИ, раскрывающей  постоянную потребность человека  в понимании своей групповой  принадлежности и определение  приемлемых для себя способов  участия в выражении и отстаивании  интересов данной общности;

- ОРИЕНТАЦИИ, характеризующей  стремление человека к смысловому  отображению политических явлений,  пониманию собственных возможностей  при реализации прав и свобод  в конкретной политической системе;

- АДАПТАЦИИ, выражающей  потребность человека в приспособлении  к изменяющейся политической  среде, условиям осуществления  его прав и властных полномочий;

- СОЦИАЛИЗАЦИИ, характеризующей  обретение человеком определенных  навыков и свойств, позволяющих  ему реализовывать в той или  иной системе власти свои гражданские  права, политические функции и  интересы;

- ИНТЕГРАЦИИ (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам  возможность сосуществования в  рамках определенной политической  системы, сохранения целостности  государства и его взаимоотношений  с обществом в целом;

- КОММУНИКАЦИИ, обеспечивающей  взаимодействие всех субъектов  и институтов власти на базе  использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других  средств информации и языка  общения.

В различных исторических условиях - чаще всего при нестабильных политических процессах - некоторые  функции политической культуры могут  затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно  снижаться коммуникативная способность  политических норм и традиций государственной  жизни, в результате чего будет неизбежно  обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах  нередко возрастает способность  политической культуры к дезинтеграции  систем правления, основанных на непривычных  для населения целях и ценностях.

 

2. Структура политической  культуры

 

Политическая культура - явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными  и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры  политической культуры отображают технологию формирования политического поведения  субъектов, этапы становления культурного  целого (т.е. политической культуры отдельно взятой страны, региона), наличие разнообразных  субкультурных образований и  т.д.

Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом (где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину мировосприятия), гражданском (где, осознавая возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса), а также на собственно политическом уровне ценностных представлений (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оппонентам и т.д.).

На каждом из этих уровней  у человека могут складываться довольно противоречивые представления. Причем отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно  быстрее, нежели мировоззренческие  принципы, в силу чего восприятие новых  целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются, крайне неравномерно. Все это придает  формированию и развитию политической культуры дополнительную сложность  и противоречивость. А степень  соответствия уровней ценностной ориентации непосредственно определяет характер целостности и внутреннего равновесия политический культуры.

Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориентиров и способов политического поведения  в немалой степени зависят  от их принадлежности в социальным (классы, слои, страты), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (население определенных районов  и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим (религиозные, референтные  и проч.) группам. Выработка людьми ценностных ориентаций (и соответствующих  форм поведения) на основе групповых  целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных  образований, характеризующих наличие  у их носителей существенных (несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в  способах политического участия  и т.д.

В конкретных странах и  государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры (например, религиозные  субкультуры в Северной Ирландии и Ливане или этнические в Азербайджане). В целом же наибольшим значением  для жизни и политического  развития общества обладает субкультура  лидеров и элит, определяющая характер исполнения ее носителями специализированных функций по управлению политической системой.

В этом смысле наиболее важными  элементами данной субкультуры являются способности лидеров и представителей элиты выражать интересы рядовых  граждан (и прежде всего не превращать свое общественное положение в способ достижения сугубо индивидуальных целей), их профессиональные управленческие качества, а также те черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать авторитет, убедить  общественность во мнении, что занимаемое высокое место во властной иерархии принадлежит им по праву.

 

 

 

 

 

3. Типы политической культуры

 

Г. Алмонд и С.Верба выделили три идеальных "чистых" типа политической культуры: патриархальную, подданническую политические культуры и культуру участия.

Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией  на местные ценности (ценности клана, племени, рода) и может проявляться  в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Индивид маловосприимчив  к глобальной политической культуре, не выполняет конкретных политических ролей (например, избирателя). Данный тип  культуры характерен для молодых  независимых государств, в которых  политическая культура оказывается  наслоением местных субкультур.

Подданническая политическая культура предполагает пассивное и  отстранённое отношение индивида к  политической системе. Он ориентируется  на традиции, хотя политически сознателен. Подчиняясь власти, индивид ожидает  от неё различных благ (социальных пособий, гарантий и т. д.) и опасается  её диктата.

Культура участия отличается политической активностью, вовлечённостью и рациональностью. Граждане стремятся  активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.).

Однако идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они существуют, не вытесняя друг друга. Например, для  политической культуры Великобритании XX века характерно сочетание подданничества, олицетворяемого институтом монархии, и ориентации на участие.

Информация о работе Особенности политических культур западного и восточного типов