РЕФЕРАТ
на
тему:
«ОСНОВЫ
ПОЛИТОЛОГИИ»
ОЭФ
гр. 9217
Кадацкой
Анны
Москва,
94
I ВВЕДЕНИЕ.
Особую
актуальность для духовного и
интеллектуального развития нашей
страны представляют переосмысление и
фундаментальное переустройство всей
системы естествознания, достойное место
в которой должна занимать политология.
При тоталитарной системе политология
у нас в полной мере разделила участь всех
общественных наук: она была превращена
в служанку политики КПСС и коммунистического
государства, в своеобразный придаток
марксистко-ленинской идеологии. Поэтому
перед нами со всей остротой встала проблема
воссоздания политологии или даже ее формирование
как новой для нас самостоятельной дисциплины.
Прежде
всего необходимо определить, какое
содержание вкладывается в само
понятие «политология». У нас
до сих пор не определены
конкретные границы, круг проблем,
вопросов, институтов и феноменов,
в совокупности составляющих
объект политологии как самостоятельной
научной дисциплины.
Следует
отметить, что политология открыта
влиянию со стороны почти всех
общественных, а зачастую и естественных
наук. Мир политического не может
существовать в изоляции, а тесно
переплетается с историей, культурой,
сферой экономики, социальными феноменами
и т.д. Другие обществоведческие дисциплины
в свою очередь на те или иные сферы мира
политического. Политологам приходится
постоянно «конкурировать» с философами,
социологами, историками. В настоящее
время ни у нас, ни на Западе нет какого-либо
общепринятого определения политологии,
ныне политической науки. Разные исследователи
расходятся между собой в оценке ее границ
и содержания, круга охватываемой ею проблем,
критерия выделения в самостоятельную
научную дисциплину. Неопределенность
границ политологии дополняется разнообразием
социально-философских и идейно-политических
позиций, методологических принципов,
методов и приемов исследования. Поскольку
конструирование политологии как самостоятельной
обществоведческой дисциплины только
начинается, всякое построение в данной
области не может носить поисковый характер,
и его адекватность должен быть проверена
в процессе дальнейших углубленных исследований.
II ПОНЯТИЯ
И ЯЗЫК ПОЛИТОЛОГИИ.
Всякий
раз, когда мы ставим перед
собой задачу вычленить какую-либо
научную дисциплину из всей
совокупности научных дисциплин,
мы сталкиваемся с вопросом
о ее понятийно-категоричном аппарате.
Политика зачастую представляет
собой не только четко очерченную,
раз и навсегда фиксированную
сферу, сколько то, что сами
люди считают политикой, хотя
ее и нельзя рассматривать
всецело как результат некоего
вербального произвола. Власть
и политика представляют собой
выражение человеческих отношений
и представлений об этих отношениях.
Показательно, что четкость и
определенность самого понятия
«политическое» в значительной
степени зависит от того, какое
содержание вкладывается в понятие
«государство» и «власть».
Поэтому
естественно, что немаловажное
место в политологии занимает
выявление содержания используемых
ею понятий и категорий. Более
того, анализ понятий можно рассматривать
в качестве методологии, с помощью
которой ученый упорядывачеет
и, если это возможно, совершенствует
понятийный инструмент своих
исследований. Проблему для политического
анализа составляет многозначность
понятий и категорий, а также
феномен синодики.
В
целом, политические феномены
в полной мере невозможно понять
без изучения системы общения
и механизмов политической коммуникации,
которые в одинаковой степени
связаны как со сферой общественного
сознания, так и с социально-культурной
и политико-культурной сферами.
В данном контексте определяющее
значение имеет, естественно,
язык. Можно сказать что язык
выступает как культурная среда
обитания человека. Важность этого
момента станет особенно очевидной,
если учесть, что попытка, в
некотором смысле - это система
человеческих отношений, осуществляемых
во многом с помощью языка.
Поэтому без изучения политического
языка нет и не может быть
политологии.
III ПРЕДМЕТ
ПОЛИТОЛОГИИ В ЦЕЛОМ
Всю
совокупность проблем, которыми
занимается политология, можно
разделить на три крупных раздела.
Это, во нервы, социально-филосовские
и идейно-теоретические основания
политики, системообразующие признаки
и характеристики системы политического,
политической парадишгммы, соответствующие
тому или иному конкретному историческому
периоду.
Во-вторых,
политические системы, различия
и сходства между ними, их преимущества
и недостатки, политические режимы,
условия их изменений и смены
и т.д.
В-третьих,
политические институты, политический
процесс, политическая культура,
политическое поведение и т.д.
Политическое
включает в себя историческое,
конкретно-эмпирическое и теоретическое
начала. Политическое институты,
отношения, процессы с политологической
точки зрения, представляют интерес
прежде всего в их наличном
в данный момент состоянии.
Здесь задача политолога состоит
в выявлении их стрекутуры, составных
элементов, функций, условий для
нормального функционирования, того,
как они соотносятся и взаимодействуют
друг с другом. Но анализ этот
был бы односторонним и, стало
быть, не раскрывающим адекватно
их сущность без учета их
исторического фона, идейно-теоретической
и социально-философской подоплеки.
Здесь речь идет о мире политического
как в рамках отельною взятой страны,
так и мирового сообщества в целом.
Предметом
политологии в общей сложности
является политическое в его
тотальности, в контексте исторического
развития и реальной социальной
действительности, а также взаимодействие
и переплетение социальных сил,
социо-культурного и политико-культурного
опыта.
В
фокусе ее внимания - такие разные
по своему характеру интстуитуты,
феномены и процессы, как политическая
система, государственная власть
и властные отношения, госудасртвеный
строй, политическое поведения,
политическая культура, история
политических учений. Эти проблемы
изучаются в тех или иных
планах и измерениях также
философии, социологи, государственно-правовой
наукой и т.д.
Интегрируя
в себя отдельные аспекты этим
дисциплин, политология располагается
как бы в точке их пересечения
и представляет собой междисциплинарную
науку.
Особенно
большую актуальность и значимость
приобретает вопрос о соотношении
и разграничении социологии, политической
социологии и собственно политологии
в силу очевидного совмещения
их предмета исследования. Строго
говоря, гражданское общество является
объектом исследования социологии,
а мир политический политологии.
Промежуточное пространство между
гражданским обществом и миром
политического входит в сферы
политической социологии, представляющей
собой область пересечения политической
науки и социологии. Естественно,,
такое разграничение, как и
всякая другая классификация,
носит условный характер, поскольку
свае названные сферы немыслимы
друг без друга. Политология
в целом сформировалось как
«государственная» дисциплина, призванная
изучить предназначение и функции
государственных и политических
институтов. Политическая социология
- это своеобразный синтез социологии
и политологии. Первая, в большой
степени, чем политология, концентрирует
внимание на борьбе за власть
между различными частями общества,
социальных конфликтов и социальных
изменениях, скрытых функциях, неформальных
и диск функциональных аспектах
политики. В мирском смысле слова
в центре внимания политической
социологии - социологическое измерение
политических феноменов.
IV НА СТЫКЕ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И СФЕРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО.
Политики,
представляя собой очевидную
сторону общественной жизни, детерминируется
множеством явных и скрытых
от глаз, мене ощутимых факторов
и процессов, в совокупности
составляющих ее социологические
основы. Среди них социально-экономические,
социально-культурные, научные, образовательные,
духовные, этно-национальные, религиозные
и т.д. факторы и феномены, то
есть все, что относится к
подсистеме гражданского общества.
Каждая
из важнейших подсистем и сфер
человеческого социума может
сохранить жизнеспособность и
функционировать лишь при условии,
что все остальные исправно
выполняют свои функции. Так,
например, гражданское общество
и государство составляют две
стороны одной и той же медали,
они неразрывно связаны между
собой и немыслимы друг без
друга. Более того, существует
целый ряд инструментов и феноменов,
которые могут быть отнесены
одновременно и к сфере гражданского
общества, и к политической сфере,
служа в качестве связующих
звеньев между ними. Причем именно
от структур и институтов, находящихся
на стыке двух образований,
в решающей степени зависит
нормальное функционирование гражданского
общества, его жизнеспособность, динамика
развития. К ним относятся политические
партии, механизмы избирательного
процесса, политические объединения,
клубы, политическая культура, средства
массовой информации. В этом плане основовпологающее
значение имеет институт политического
представительства, в котором в органическом
синтезе переплелись две важнейшие идеи
представительской демократии: с одной
стороны, - что ни один человек не вправе
править другим человеком без согласия
последнего; с другой стороны - что поскольку
каждый отдельно взятый индивид не в состоянии
непосредственно участвовать в управлении
государством, интересы различных категорий
населения могут быть представлены в системе
власти особые уполномоченные, которым
делегированы соответствующие права и
прерогативы.
Принципы
представительности и выбор нести
представителей различных социальных
групп в законодательные или
иные органы власти по самой
логике вещей поставили вопрос
об инструментах в средствах
политической реализации этих
принципов. В качестве таких
инструментов постепенно во всех
индустриально развитых странах
возникли и утвердились политические
партии, которые выступают одновременно
как несущие конструкции и
гражданского общества, и политической
системы.
Главная
задача политических партий состоит
в том, чтобы превратить множество
частных интересов отдельных
граждан, социальных слоев, заинтересованных
групп в из совокупный политический
интерес. В политической структуре
общества они выступают в качестве
носителей конкурирующих друг
с другом политических курсов,
не ставя под сомнение законность
существующего конституционного
режима. Путем представительства
различных социальных групп, слоев,
сословий, интересов с помощью
партий общество как бы интегрально
проникает в государство. Политические
партии в целом помогают кристаллизовать
и четко очертить конфликтующие
интересы, скрытые различия и
противоречия в обществе. Они
подталкивают граждан группироваться,
пересекая мнения, разграничивающие
их друг от друга по мнению
электората, и определять те приоритеты,
которые делают их политическими
единомышленниками и союзниками.
С
принципом представительства и
идеей партии как законной
оппозиции связан принцип выборности
должностных лиц в важнейшие
представительные и законодательные
органы власти. Он призван обеспечить
народный суверенитет и представительство
всех заинтересованных группировок
и слоев населения, в совокупности
составляющих избирательный корпус,
в системе власти через партии.
Он осуществляется через избирательную
систему и избирательный процесс,
в задачу которых входят формализация
и институанализация политического
участия граждан в политической
жизни. Поэтому очевидно, что механизму
существвавания представительства,
партийные системы и избирательные
системы могут оставить самостоятельный
блок в качестве предмете политологического
исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучение
политики уже само по себе представляет
собой политический акт, и человек,
занимающийся им, должен способствовать
исправлению всех форм несправедливости.
Политическое включает как статистику,
так и динамику, воплощающаяся, соответственно,
в политическом порядке и политическом
процессе. Политология должна в одинаковой
степени охватывать как существующий
аполитический порядок, где доминируют
постоянные, неизменные величины, так
и политический процесс, где доминируют
переменные величины. Политический порядок
включает структурные и системные
элементы. Здесь важно исследовать
проблемы политического господства
и правления, господства и сотрудничества,
формирования власти и политического
неравенства; механизмы правления
в рамках различных государств.