Основы политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 09:52, реферат

Описание работы

Особую актуальность для духовного и интеллектуального развития нашей страны представляют переосмысление и фундаментальное переустройство всей системы естествознания, достойное место в которой должна занимать политология. При тоталитарной системе политология у нас в полной мере разделила участь всех общественных наук: она была превращена в служанку политики КПСС и коммунистического государства, в своеобразный придаток марксистко-ленинской идеологии. Поэтому перед нами со всей остротой встала проблема воссоздания политологии или даже ее формирование как новой для нас самостоятельной дисциплины.

Работа содержит 1 файл

ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ.docx

— 19.37 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

на  тему:

«ОСНОВЫ ПОЛИТОЛОГИИ»

ОЭФ

гр. 9217

Кадацкой  Анны

Москва, 94

I ВВЕДЕНИЕ.

      Особую  актуальность для духовного и  интеллектуального развития нашей  страны  представляют переосмысление и фундаментальное переустройство всей системы естествознания, достойное место в которой должна занимать политология. При тоталитарной системе политология у нас в полной мере разделила участь всех общественных наук: она была превращена в служанку политики КПСС и коммунистического государства, в своеобразный придаток  марксистко-ленинской идеологии. Поэтому перед нами со всей остротой встала проблема воссоздания политологии или даже ее формирование как новой для нас самостоятельной дисциплины.                

 Прежде  всего необходимо определить, какое  содержание вкладывается в само  понятие «политология». У нас  до сих пор не определены  конкретные границы, круг проблем,  вопросов, институтов и феноменов,  в совокупности составляющих  объект политологии как самостоятельной  научной дисциплины.               

 Следует  отметить, что политология открыта  влиянию со стороны почти всех  общественных, а зачастую и естественных  наук. Мир политического не может  существовать в изоляции, а тесно  переплетается  с историей, культурой, сферой экономики, социальными феноменами и т.д. Другие обществоведческие дисциплины в свою очередь на те или иные сферы мира политического. Политологам приходится постоянно «конкурировать» с философами, социологами, историками. В настоящее время ни у нас, ни на Западе нет какого-либо общепринятого определения политологии, ныне политической науки. Разные исследователи расходятся между собой в оценке ее границ и содержания, круга охватываемой ею проблем, критерия выделения в самостоятельную научную дисциплину. Неопределенность границ политологии дополняется разнообразием социально-философских и идейно-политических позиций, методологических принципов, методов и приемов исследования. Поскольку конструирование политологии как самостоятельной обществоведческой дисциплины только начинается, всякое построение в данной области не может носить поисковый характер, и его адекватность должен быть проверена в процессе дальнейших углубленных исследований.

II ПОНЯТИЯ И ЯЗЫК ПОЛИТОЛОГИИ.               

 Всякий  раз, когда мы ставим перед  собой задачу вычленить какую-либо  научную дисциплину из всей  совокупности научных дисциплин,  мы сталкиваемся с вопросом  о ее понятийно-категоричном аппарате. Политика зачастую представляет  собой не только четко очерченную, раз и навсегда фиксированную  сферу, сколько то, что сами  люди считают политикой, хотя  ее и нельзя рассматривать  всецело как результат некоего  вербального произвола. Власть  и политика представляют собой  выражение человеческих отношений  и представлений об этих отношениях. Показательно, что четкость и  определенность самого понятия  «политическое» в значительной  степени зависит от того, какое  содержание вкладывается в понятие  «государство» и «власть».               

 Поэтому  естественно, что немаловажное  место в политологии занимает  выявление содержания используемых  ею понятий и категорий. Более  того, анализ понятий можно рассматривать  в качестве методологии, с помощью  которой ученый упорядывачеет  и, если это возможно, совершенствует  понятийный инструмент своих  исследований. Проблему для политического  анализа составляет многозначность  понятий и категорий, а также  феномен синодики.               

 В  целом, политические феномены  в полной мере невозможно понять  без изучения системы общения  и механизмов политической коммуникации, которые в одинаковой степени  связаны как со сферой общественного  сознания, так и с социально-культурной  и политико-культурной сферами.  В данном контексте определяющее  значение имеет, естественно,  язык. Можно сказать что язык  выступает как культурная среда  обитания человека. Важность этого  момента станет особенно очевидной,  если учесть, что попытка, в  некотором смысле - это система  человеческих отношений, осуществляемых  во многом с помощью языка.  Поэтому без изучения политического  языка нет и не может быть  политологии.

III  ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ В ЦЕЛОМ               

 Всю  совокупность проблем, которыми  занимается политология, можно  разделить на три крупных раздела.  Это, во нервы, социально-филосовские  и идейно-теоретические основания  политики,  системообразующие признаки и характеристики системы политического, политической парадишгммы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду.               

 Во-вторых, политические системы, различия  и сходства между ними, их преимущества  и недостатки, политические режимы, условия их изменений и смены  и т.д.               

 В-третьих,  политические институты, политический  процесс, политическая культура, политическое поведение и т.д.                

 Политическое  включает в себя историческое, конкретно-эмпирическое и теоретическое  начала. Политическое институты,  отношения, процессы с политологической  точки зрения, представляют интерес  прежде всего в их наличном  в данный момент состоянии.  Здесь задача политолога состоит  в выявлении их стрекутуры, составных  элементов, функций, условий для  нормального функционирования, того, как они соотносятся и взаимодействуют  друг с другом. Но анализ этот  был бы односторонним и, стало  быть, не раскрывающим адекватно  их сущность без учета их  исторического фона, идейно-теоретической  и социально-философской подоплеки.  Здесь речь идет о мире политического  как в  рамках отельною взятой страны, так и мирового сообщества в целом.               

 Предметом  политологии в общей сложности  является политическое в его  тотальности, в контексте исторического  развития и реальной социальной  действительности, а также взаимодействие  и переплетение социальных сил,  социо-культурного и политико-культурного  опыта.               

 В  фокусе ее внимания - такие разные  по своему характеру интстуитуты,  феномены и процессы, как политическая  система, государственная власть  и властные отношения, госудасртвеный  строй, политическое поведения,  политическая культура, история  политических учений. Эти проблемы  изучаются в тех или иных  планах и измерениях также  философии, социологи, государственно-правовой  наукой и т.д.               

 Интегрируя  в себя отдельные аспекты этим  дисциплин, политология располагается  как бы в точке их пересечения  и представляет собой междисциплинарную  науку.               

 Особенно  большую актуальность и значимость  приобретает вопрос о соотношении  и разграничении социологии, политической  социологии и собственно политологии  в силу очевидного совмещения  их предмета исследования. Строго  говоря, гражданское общество является  объектом исследования социологии, а мир политический политологии.  Промежуточное пространство между  гражданским обществом и миром  политического входит в сферы  политической социологии, представляющей  собой область пересечения политической  науки и социологии. Естественно,, такое разграничение, как и  всякая другая классификация,  носит условный характер, поскольку  свае названные сферы немыслимы  друг без друга. Политология  в целом сформировалось как  «государственная» дисциплина, призванная  изучить предназначение и функции  государственных и политических  институтов. Политическая социология - это своеобразный синтез социологии  и политологии. Первая, в большой  степени, чем политология, концентрирует  внимание на борьбе за власть  между различными частями общества, социальных конфликтов и социальных  изменениях, скрытых функциях, неформальных  и диск функциональных аспектах  политики. В мирском смысле слова  в центре внимания политической  социологии -  социологическое измерение политических феноменов.

IV НА СТЫКЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И СФЕРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО.                

 Политики, представляя собой очевидную  сторону общественной жизни, детерминируется  множеством явных и скрытых  от глаз, мене ощутимых факторов  и процессов, в совокупности  составляющих ее социологические  основы. Среди них социально-экономические,  социально-культурные, научные, образовательные,  духовные, этно-национальные, религиозные  и т.д. факторы и феномены, то  есть все, что относится к  подсистеме гражданского общества.                

 Каждая  из важнейших подсистем и сфер  человеческого социума может  сохранить жизнеспособность и  функционировать лишь при условии,  что все остальные исправно  выполняют свои функции. Так,  например, гражданское общество  и государство составляют две  стороны одной и той же медали, они неразрывно связаны между  собой и немыслимы друг без  друга. Более того, существует  целый ряд инструментов и феноменов,  которые могут быть отнесены  одновременно и к сфере гражданского  общества, и к политической сфере,  служа в качестве связующих  звеньев между ними. Причем именно  от структур и институтов, находящихся  на стыке двух образований,  в решающей степени зависит  нормальное функционирование гражданского  общества, его жизнеспособность, динамика  развития. К ним относятся политические  партии, механизмы избирательного  процесса, политические объединения,  клубы, политическая культура, средства  массовой информации. В этом плане основовпологающее значение имеет институт политического представительства, в котором в органическом синтезе переплелись две важнейшие идеи представительской демократии: с одной стороны, - что ни один человек не вправе править другим человеком без согласия последнего; с другой стороны - что поскольку каждый отдельно взятый индивид не в состоянии непосредственно участвовать в управлении государством, интересы различных категорий населения могут быть представлены в системе власти особые уполномоченные, которым делегированы соответствующие права и прерогативы.               

 Принципы  представительности и выбор нести  представителей различных социальных  групп в законодательные или  иные органы власти по самой  логике вещей поставили вопрос  об инструментах в средствах  политической реализации этих  принципов. В качестве таких  инструментов постепенно во всех  индустриально развитых странах  возникли и утвердились политические  партии, которые выступают одновременно  как несущие конструкции и  гражданского общества, и политической  системы.               

 Главная  задача политических партий состоит  в том, чтобы превратить множество  частных интересов отдельных  граждан, социальных слоев, заинтересованных  групп в из совокупный политический  интерес. В политической структуре  общества они выступают в качестве  носителей конкурирующих друг  с другом политических курсов, не ставя под сомнение законность  существующего конституционного  режима. Путем представительства  различных социальных групп, слоев,  сословий, интересов с помощью  партий общество как бы интегрально  проникает в государство. Политические  партии в целом помогают кристаллизовать  и четко очертить конфликтующие  интересы, скрытые различия и  противоречия в обществе. Они  подталкивают граждан группироваться, пересекая мнения, разграничивающие  их друг от друга по мнению  электората, и определять те приоритеты, которые делают их политическими  единомышленниками и союзниками.                

 С  принципом представительства и  идеей партии как законной  оппозиции связан принцип выборности  должностных лиц в важнейшие  представительные и законодательные  органы власти. Он призван обеспечить  народный суверенитет и представительство  всех заинтересованных группировок  и слоев населения, в совокупности  составляющих избирательный корпус, в системе власти через партии. Он осуществляется через избирательную  систему и избирательный процесс,  в задачу которых входят формализация  и институанализация политического  участия граждан в политической  жизни. Поэтому очевидно, что механизму  существвавания представительства,  партийные системы и избирательные  системы могут оставить самостоятельный  блок в качестве предмете политологического  исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Изучение  политики уже само по себе представляет собой политический акт, и человек, занимающийся им, должен способствовать исправлению всех форм несправедливости. Политическое включает как статистику, так и динамику, воплощающаяся, соответственно, в политическом порядке и политическом процессе. Политология должна в одинаковой степени охватывать как существующий аполитический порядок, где доминируют постоянные, неизменные величины, так  и политический процесс, где доминируют переменные величины. Политический порядок  включает структурные и системные  элементы. Здесь важно исследовать  проблемы политического господства и правления, господства и сотрудничества, формирования власти и политического  неравенства; механизмы правления  в рамках различных государств.

Информация о работе Основы политологии