Основные приоритеты внешней политики Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 10:07, реферат

Описание работы

Казахстан играет важную роль в политике и экономике современного мира благодаря своей активной деятельности, осуществляемой во многих влиятельных международных организациях, а также в силу установленных дружеских, конструктивных и партнерских отношений со всеми странами мирового сообщества. Свидетельством высокого международного авторитета нашей страны стало председательство в СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, ОБСЕ, а также предстоящее в июне т.г. председательство на 38-й сессии СМИД ОИК.

Работа содержит 1 файл

23.docx

— 19.06 Кб (Скачать)

23. основные приоритеты внешней политики казахстана

Казахстан играет важную роль в политике и экономике  современного мира благодаря своей  активной деятельности, осуществляемой во многих влиятельных международных  организациях, а также в силу установленных  дружеских, конструктивных и партнерских  отношений со всеми странами мирового сообщества. Свидетельством высокого международного авторитета нашей страны стало председательство в СНГ, ШОС, ЕврАзЭС, ОБСЕ, а также предстоящее в июне т.г. председательство на 38-й сессии СМИД ОИК. Одновременно с этим глобальные инициативы Президента РК Н. Назарбаева получили общее признание в мире.

Одним из важных этапов формирования казахстанской  внешней политики является вступление страны 2 марта 1992 г. в качестве нового члена мирового сообщества в Организацию  Объединенных Наций. Первым форумом, в  котором Казахстан как независимое  государство во главе с Президентом  РК Н. Назарбаевым принял участие, стала 47 сессия Генеральной Ассамблей  ООН. Это событие имеет большое  историческое значение для нашей  республики. Впервые, 5 октября 1992 году вступив на трибуну ГА ООН, Президент РК Н. Назарбаев выступил с развернутой речью об изменениях в мировом сообществе, новой роли ООН в мире, а также о международной политике Казахстана. На этой сессии казахстанский лидер обратил внимание государств-членов ООН на важные проблемы современного мира и выступил с такими эпохальными инициативами как формирование фонда миротворческих усилий ООН по формуле «один плюс один», а также с предложением о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СМВДА).

С этих пор Республика Казахстан вносит большой вклад  в укрепление мира и стабильности, является важной политической составляющей отношений между Европой и  Азией, инициатором выработки стабильной и взвешенной политики при решении  глобальных проблем. Выгодное географическое положение Казахстана, а также  установленые дружеские и партнерские отношения со своим геополитическим окружением позволяют нашей стране нажавивать конструктивный диалог между странами Востока и Запада. Важными внешнеполитическими ориентирами Казахстана стало участие и продвижение инициатив в сфере безопасности в глобальных и региональных объединениях.

За годы независимого развития Казахстан стал активным участником процесса ОБСЕ и выступает за укрепление безопасности в зоне ответственности  данной организации. Так, уже на Хельсинском  саммите в 1992 году Президент Н. Назарбаев  предложил создать специальные  силы СБСЕ для предотвращения региональных конфликтов и поддержанию мира в  Евразии. Свидетельством укрепления авторитета молодой республики в европейской  структуре безопасности стал тот  факт тот факт, что первое заседание  Лиссабонского саммита прошло под  председательством Главы Казахстана Н. Назарбаева.

Триумфом казахстанской  дипломатии стало председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 г. Одной из важнейших инициатив этого периода  стала идея Президента Казахстана о  созыве в Астане Саммита глав государств ОБСЕ. Во многом благодаря личному  авторитету казахстанского лидера Астанинский саммит был проведен на самом высоком международном уровне. В принятом итоговом документе саммита были отражены основные направления мирового развития по сохранению мира и стабильности на Евро-атлантическом и Евразийском пространстве. Астанинская декларация «Навстречу сообществу безопасности» еще раз подтвердила принцип неделимости общей для всех безопасности.

Все большую  известность и признание в  мире получает инициатива Президента РК Н. Назарбаева о созыве СВМДА.  В русле формирования системы обеспечения международной безопасности на региональном и глобальном уровнях идея трансформировалось в удобную «площадку» для проведения многосторонних консультаций по проблемам азиатской безопасности и органично вписалась в новый глобальный миропорядок.

Отмечая важность развития процесса институционализации  Форума, а также актуальность разработки практических механизмов взаимодействия, Н. Назарбаев концентрирует внимание стран-участниц Совещания на необходимость  дальнейшего укрепления межгосударственного  сотрудничества, которое должно развиваться, несмотря на существующие межгосударственные  противоречия и разногласия на Азиатском континенте.

В современных  геополитических реалиях особое значение приобретают вопросы ядерного разоружения и обеспечения международной  безопасности. Добровольно  отказавшись  от  своего  ядерного  арсенала,  Казахстан  продемонстрировал мировому сообществу стремление сформировать открытое демократическое общество, готовое взвешено и ответственно относиться к вопросам глобальной безопасности и проблеме ядерного нераспространения.

Благодаря усилиям  Президента Н. Назарбаева 29 августа 1991 г. был закрыт Семипалатинский ядерный  полигон,  Казахстан присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия и к Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Этими решениями были обусловлены международные гарантии безопасности со стороны ядерных держав. Президент Н. Назарбаев неоднократно отмечал, что отказ от ядерного оружия стал важным фактором экономического и политического развития, внутренней стабильности в Казахстане.

Выступая на мероприятиях, посвященных проблемам  сохранения международной безопасности и сокращения оружия массового поражения, Глава государства последовательно  отстаивал идею борьбы за ядерное  разоружение, стабильность, мир во всем мире и глобальную безопасность. В  этом отношении Генеральная Ассамблея  ООН во всех резолюциях, принимаемых в области разоружения и укрепления режима нераспространения ядерного оружия отмечают большой вклад лидера Казахстана, его твердую позицию и практическую реализацию поставленных задач.

В этом отношении  необходимо отметить что, выдвинутая на рассмотрение Организации Объединенных Наций инициатива Президента РК Н.Назарбаева о назначении 29 августа Всемирным  днем отказа от ядерного оружия нашла  широкую поддержку среди стран  мирового сообщества и была утверждена соответствующей Резолюцией ООН.

В апреле 2010 года на Глобальном саммите по ядерной  безопасности в Вашингтоне, Президент  Казахстана предложил мировому сообществу конкретные меры по практической реализации обеспечения глобальной безопасности от ядерной угрозы. В частности  в целях повышения ответственности  всех субъектов международных отношений, имеющих доступ к ядерным технологиям  и энергетике, на основе специализированных учреждений ООН создать действенные  механизмы по контролю над распространением и применением радиоактивных  материалов.

Сегодня вопросы  сохранения мира, стабильности, межнационального и межконфессионального согласия стали  основными темами обсуждения политиков, ученых, представителей религиозных конфессий. Современная глобальная динамика стимулирует процессы взаимодействия различных культур и религий в сложном и многообразном социокультурном пространстве.

В Казахстане в  условиях мира и согласия проживает  порядка 130 этносов и представителей более 46 религиозных конфессий и деноминаций. Многие государства признают уникальность казахстанской модели, обеспечивающей гармонию в нашем полиэтничном обществе, высоко оценивают эффективность ее деятельности.

Впервые за всю  историю развития мировой культуры и религии по инициативе Н. Назарбаева в Астане регулярно проводится Съезд  мировых и традиционных религий, являющийся позитивным примером культурного  и равноправного диалога по сложнейшим вопросам межконфессионального взаимопонимания  в изменяющимся мире.

Нельзя не отметить, что основными параметрами и  ключевыми ценностными установками  той политики, которой неуклонно  придерживается Президент РК Н. Назарбаев, являются – мир, согласие, толерантность  и стабильность. Благодаря этой политике за годы независимости межнациональное  и межконфессиональное согласие стало ключевым звеном и организующей силой государственного развития Республики Казахстан.

Процессы глобализации во всём мире сопровождаются усилением  международной и региональной экономической  интеграции и ростом взаимозависимости  различных стран и регионов. Понимание  Президентом Республики Казахстана Н. Назарбаевым объективной закономерности, что современные условия диктуют  необходимость тесного сотрудничества между государствами, лежит в  основе его представления о региональной интеграции.

Без преувеличения  можно утверждать, что Казахстан  выступает двигателем интеграционных процессов, как в Центральной  Азии, так и на всем пространстве СНГ. Еще 1991 г., выступая на встрече глав суверенных государств в г. Алматы, Президент Казахстана Н. Назарбаев отметил, что «в основе будущих отношений между суверенными независимыми государствами будет лежать духовное единство наций, выпестованное не одним поколением наших предков».

В настоящее  время развитие Евразийского экономического сообщества, новых экономических  институтов евразийского уровня (Евразийский  банк развития, Антикризисный фонд и др.), формирование Таможенного  союза – прямое свидетельство  прогресса интеграции.

Как показывает мировой опыт, именно коллективное осуществление суверенитета является в современном взаимосвязанном  глобальном пространстве наиболее оптимальным  путем обеспечения национальных интересов. Поэтому Президент РК Н. Назарбаев рассматривает региональную интеграцию как один из самых эффективных  и действенных способов совместного  противостояния угрозам и вызовам  экономической глобализации, а также  совместного освоения сильных позиций  в современном мире.

Благодаря политическому  курсу Н. Назарбаева, Казахстан заявил о себе как убежденный сторонник  интеграции и многостороннего сотрудничества, в связи с чем наша страна вовлекается в процесс глобализации не столь болезненно, как могло бы быть в случае ее изолированности от внешнего мира.

В настоящее  время наша страна является не только активным участником региональных организаций, но и выступает в качестве инициатора создания ряда интеграционных объединений, способствующих развитию торгово-экономических  отношений и обеспечивающих стабильность и безопасность в регионе Центральной  Азии.

Одним из ключевых моментов, связанных с формированием  внешнеполитического курса Казахстана было подписание в 1996 г. в г. Шанхай (КНР) уникального в истории международных  отношений документа – Соглашения об укреплении мер доверия в военной  области в районе границы. В последствии, в 2001 г. на основе указанного Совещания была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая на сегодняшний день уже трансформировалась в одну из важных механизмов обеспечения безопасности в регионе. Эта авторитетная структура ставит перед собой задачи противодействия международному терроризму и развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества стран-участников. О значении данной организации на заседании Совета глав государств-членов ШОС в Астане в 2005 г. Н. Назарбаев отметил, что ШОС создана не только для сдерживания деструктивных сил, но и для сближения народов наших стран в целях их дальнейшего развития.

С первых дней независимости  Казахстана взял курс на проведение многовекторной внешней политики, углубление дружбы и сотрудничества со странами всех пяти континентов. На этой основе была сформулирована международная стратегия республики, а добрососедские отношения со странами Центральной Азии, Россией, КНР и развитие конструктивного сотрудничества с США, государствами ЕС, АТР и мусульманского мира легли в основу приоритетов внешней политики Казахстана.

Так, например, казахстанско-российское сотрудничество плодотворно развивается  как в двустороннем формате, так  и на многосторонней основе – в  рамках СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС, ОЦАС, а также с 1 января 2010 г. под эгидой Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.

Глава казахстанского государства уделяет особое внимание развитию внешнеполитических связей Казахстана с мусульманским миром, исходя из государственных интересов и  основываясь на общепризнанных нормах международного права. Большие возможности  и новые перспективы, особенно в  экономической сфере, сегодня открываются  во взаимоотношениях со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.

Таким образом, трудно переоценить роль Первого Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева в строительстве взаимовыгодного сотрудничества и конструктивных отношений нашей страны с международными организациями, региональными объединениями и странами мира. На протяжении двадцати лет развития независимого Казахстана его приоритеты во внешней политике остаются неизменными.

Информация о работе Основные приоритеты внешней политики Казахстана