Основные этапы становления и развития политической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:15, доклад

Описание работы

Создали систематизированные концепции политического знания (наука о политике). Проблема человека и его связь с природой и государством. Идеальная форма правления – справедливое государство (Платон). Справедливость: каждый должен знать свое место и принадлежность к определенной страте (военных, мыслителей, ремесленников).
Античность (VI–IV в. до н.э.).
Переход из страты в страты не допускался. Власть принадлежала самым мудрым. Правильные формы государственного устройства по Платону: монархия, аристократия, политая. Неправильные формы: олигархия, демократия, среднее между ними.
Античность (VI–IV в. до н.э.).
Аристотель рассматривал справедливость уравнивающую и распределяющую:

Работа содержит 1 файл

Основные этапы становления и развития политической науки.docx

— 19.08 Кб (Скачать)

Основные этапы становления  и развития политической науки

  • Античность (VI–IV в. до н.э.). 
  • Древняя Греция. Платон, Аристотель.

   Создали систематизированные  концепции политического знания (наука о политике). Проблема человека  и его связь с природой и  государством. Идеальная форма правления  – справедливое государство (Платон). Справедливость: каждый должен знать  свое место и принадлежность  к определенной страте (военных,  мыслителей, ремесленников).

  • Античность (VI–IV в. до н.э.).
  • Переход из страты в страты не допускался. Власть принадлежала самым мудрым. Правильные формы государственного устройства по Платону: монархия, аристократия, политая. Неправильные формы: олигархия, демократия, среднее между ними.
  • Античность (VI–IV в. до н.э.).
  • Аристотель рассматривал справедливость уравнивающую и распределяющую:

   полис –   сообщество свободных древнегреческих граждан, но каждый из них вносит свою лепту в его развитие, отсюда распределение взносов, наград.

  • Древний Рим.
  • Полибий. Проанализировал политическую историю Древнего Рима.
  • Смешанная форма правления обеспечила величие Рима.
  • Этапы развития Рима: царский период, республиканский, императорский. 
  • Древний Рим.
  • Цицерон: государство – достояние народа.
  • Народ Рима – совокупность граждан в их отношении к праву и интересу. Идея о естественном законе
  • Средневековье.
  • характеризовался зарождением, господством и разложением феодализма и большим влиянием на духовную жизнь общества религии и церкви. Церковь в этот период стремилась влиять и на государственное управление. Притязания церкви на участие в государственной власти одними из первых пытались обосновать епископы Иоанн Златоуст (345—407) и Аврелий Августин (Блаженный) (354-430)
  • Средневековье.
  • Августин Блаженный считал, что в мире существуют две общности: "град божий" (церковь) и "град земной" (государство). Первый основан на любви к Богу и стремится к общей пользе и справедливости, второй — на любви к себе, насилии, разбое и принуждении. Для того, чтобы государство оправдало свое неправедное существование, оно должно служить церкви, помогать утверждать ее идеалы на земле. Августин Блаженный считал, что приобщать к христианству можно насильственно, а за еретизм необходимо карать.
  • Средневековье.
  • Фома Аквинский (1225—1274)

  Будучи сторонником  общественного неравенства и  эксплуатации, Аквинский считал, что  они установлены Богом. Божьей  воле он приписывал и существование  монархии на земле, сторонником  которой был сам. Светской власти, доказывал он, принадлежат только  тела людей, а их души —  Богу, церкви и папе римскому, которому должны подчиняться  все, в том числе и монархи. 

  • Период Возрождения (XIV —XVI вв.)
  • характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе, вызвавшего развитие техники, светских (гуманитарных) наук, городов, торговли, искусства. В противовес идеологии средневекового аскетизма (отречения от земных радостей во имя райской жизни в загробном мире) идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманистические (человеческие) ценности
  • Период Возрождения (XIV —XVI вв.)
  • Никколо Макиавелли (1469 - 1527). В сочинении "Государь" и других книгах он противопоставлял теологической (религиозной) концепции теорию светского (нерелигиозного) государства, возникновение которого определял потребностью в обуздании эгоистической натуры человека, присущего ему стремления к власти и собственности, ненависти, злобы и коварства. Одна из главных функций государства — защита частной собственности.
  • Период Возрождения (XIV —XVI вв.)
  • По убеждению Макиавелли, правитель, преследующий цель создания сильного централизованного государства, должен сочетать в себе качества льва и лисицы. Лев боится капканов, а лисица — волков. Следовательно, государю надо быть подобным льву, чтобы отпугнуть волков, и лисицей, чтобы уметь обходить капканы (Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982. С.351).
  • Период Возрождения (XIV —XVI вв.)
  • Одновременно с политическими учениями, защищающими частную собственность и государство, стоящее на страже интересов эксплуататорских классов. Первым таким произведением было сочинение англичанина Томаса Мора (1478 - 1535) "Утопия". Изданное в 1516 г., оно по существу положило начало новому идейно-политическому течению — утопическому социализму.
  • Период Возрождения (XIV —XVI вв.)
  • Т. Мор и другие представители раннего периода утопического социализма (XVI-XVIII вв.), в частности Т.Кампа-нелла, Ж.Мелье, Морелли, Г.Мабли, предлагали заменить частную собственность, в которой они видели источник всех бед, общественной и сформировать общество с грубой уравнительностью, аскетизмом и регламентацией общественной и даже семейной жизни людей.
  • Период Нового времени (XVII-XVIII вв.)
  • характеризовался укреплением капитализма, борьбой буржуазии за власть, буржуазными революциями в Англии, Голландии и Франции.
  • одной из главных проблем в политической науке этого времени была проблема взаимоотношений личности и государства. Взаимодействию этих субъектов политики была посвящена теория "естественных прав".
  • Период Нового времени (XVII-XVIII вв.)
  • В разных вариантах теории "естественного права" и "общественного договора" интерпретировали и развивали Г.Гроций и Б.Спиноза (Голландия), Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Уинстэнли (Англия), Г.Лейбниц, И.Кант (Германия), А.И.Радищев, декабристы (Россия), Т.Джефферсон, Т.Пейн (США), Ж.Мелье, Г.Мабли, Морелли, Д.Дидро, К.Гельвеции, Ж.-Ж. Руссо (Франция).
  • Период Нового времени (XVII-XVIII вв.)
  • Томас Гоббс (1588-1679), обосновывал возникновение государственной власти необходимостью упорядочения "естественного состояния" людей, в котором отношения между ними представлялись как "война всех против всех". Государство сравнивалось им с библейским чудовищем Левиафаном ("искусственным человеком", "земным богом"), способным обуздать темные инстинкты людей
  • Период Нового времени (XVII-XVIII вв.)
  • Джон Локк (1632-1704) и француз Шарль Луи Монтескье (1689-1755), разработавшие концепцию разделения властей. Локк предлагал разделить власть на законодательную, исполнительную и федеративную, ведающую международными отношениями. Следует также отметить выдвинутое им положение об обязанности в гражданском обществе всеми без исключения исполнять его законы.
  • Период Нового времени (XVII-XVIII вв.)
  • Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье — одни из первых представителей идейно-политического течения, получившего название "просвещение". Просветители критиковали феодальные порядки и отстаивали интересы зарождавшегося класса буржуазии. Они верили в огромные возможности человеческого разума и науки в деле рациональной перестройки общества.
  • Период Нового времени (XVII-XVIII вв.)
  • В плеяде французских просветителей благодаря оригинальности своих взглядов выделялся Жан-Жак Руссо (1712-1778). Руссо считал время перехода человечества от дикости к общественному существованию "самой счастливой эпохой" в истории, в которой не было социального неравенства и торжествовала свобода. С появлением частной собственности общество теряет эти блага.
  • Период Нового времени 
  • Иммануил Кант (1724-1804). Он теоретически обосновал выдвинутую античными мыслителями — Платоном и Цицероном — идею правового государства, в котором верховенствуют юридические законы. Заслуга Канта и в том, что установление правового государства он связывал с нравственностью и формированием гражданского общества.
  • Период Нового времени
  • Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Гражданское общество он трактовал как систему политических институтов и автономных организаций, действующих в защиту интересов личности и групп.
  • Заключение
  • В заключение следует отметить, что в XIX в. были заложены теоретические основы политических течений, которые определили развитие человечества в нынешнем столетии
  • А ведущие политические концепции ХХ вв. представляют собой поиск рациональных ответов на вызовы времени. Их изучение помогает современному человеку избегать догматизма и крайностей в оценке мира политики.
  • Вопросы для самопроверки
  • Охарактеризуйте модель идеального государства Платона.
  • Охарактеризуйте модель идеального государства Аристотеля.
  • Раскройте сущность теократических идей Средневековья.
  • Объясните причины появления новых буржуазных идей Нового времени.

Информация о работе Основные этапы становления и развития политической науки