Основные этапы становления
и развития политической науки
- Античность
(VI–IV в. до н.э.).
- Древняя
Греция. Платон, Аристотель.
Создали систематизированные
концепции политического знания
(наука о политике). Проблема человека
и его связь с природой и
государством. Идеальная форма правления
– справедливое государство (Платон).
Справедливость: каждый должен знать
свое место и принадлежность
к определенной страте (военных,
мыслителей, ремесленников).
- Античность
(VI–IV в. до н.э.).
- Переход
из страты в страты не допускался. Власть
принадлежала самым мудрым. Правильные
формы государственного устройства по
Платону: монархия, аристократия, политая.
Неправильные формы: олигархия, демократия,
среднее между ними.
- Античность
(VI–IV в. до н.э.).
- Аристотель
рассматривал справедливость уравнивающую
и распределяющую:
полис – сообщество
свободных древнегреческих граждан, но
каждый из них вносит свою лепту в его
развитие, отсюда распределение взносов,
наград.
- Древний
Рим.
- Полибий.
Проанализировал политическую историю
Древнего Рима.
- Смешанная
форма правления обеспечила величие Рима.
- Этапы
развития Рима: царский период, республиканский,
императорский.
- Древний
Рим.
- Цицерон:
государство – достояние народа.
- Народ Рима
– совокупность граждан в их отношении
к праву и интересу. Идея о естественном
законе
- Средневековье.
- характеризовался
зарождением, господством и разложением
феодализма и большим влиянием на духовную
жизнь общества религии и церкви. Церковь
в этот период стремилась влиять и на государственное
управление. Притязания церкви на участие
в государственной власти одними из первых
пытались обосновать епископы Иоанн Златоуст
(345—407) и Аврелий Августин (Блаженный)
(354-430)
- Средневековье.
- Августин
Блаженный считал, что в мире существуют
две общности: "град божий" (церковь)
и "град земной" (государство). Первый
основан на любви к Богу и стремится к
общей пользе и справедливости, второй
— на любви к себе, насилии, разбое и принуждении.
Для того, чтобы государство оправдало
свое неправедное существование, оно должно
служить церкви, помогать утверждать ее
идеалы на земле. Августин Блаженный считал,
что приобщать к христианству можно насильственно,
а за еретизм необходимо карать.
- Средневековье.
- Фома Аквинский
(1225—1274)
Будучи сторонником
общественного неравенства и
эксплуатации, Аквинский считал, что
они установлены Богом. Божьей
воле он приписывал и существование
монархии на земле, сторонником
которой был сам. Светской власти,
доказывал он, принадлежат только
тела людей, а их души —
Богу, церкви и папе римскому,
которому должны подчиняться
все, в том числе и монархи.
- Период
Возрождения (XIV —XVI вв.)
- характеризовался
разложением феодализма и становлением
капитализма в Европе, вызвавшего развитие
техники, светских (гуманитарных) наук,
городов, торговли, искусства. В противовес
идеологии средневекового аскетизма (отречения
от земных радостей во имя райской жизни
в загробном мире) идеологи формирующегося
класса буржуазии отстаивали гуманистические
(человеческие) ценности
- Период
Возрождения (XIV —XVI вв.)
- Никколо
Макиавелли (1469 - 1527). В сочинении "Государь"
и других книгах он противопоставлял теологической
(религиозной) концепции теорию светского
(нерелигиозного) государства, возникновение
которого определял потребностью в обуздании
эгоистической натуры человека, присущего
ему стремления к власти и собственности,
ненависти, злобы и коварства. Одна из
главных функций государства — защита
частной собственности.
- Период
Возрождения (XIV —XVI вв.)
- По убеждению
Макиавелли, правитель, преследующий цель
создания сильного централизованного
государства, должен сочетать в себе качества
льва и лисицы. Лев боится капканов, а лисица
— волков. Следовательно, государю надо
быть подобным льву, чтобы отпугнуть волков,
и лисицей, чтобы уметь обходить капканы
(Макиавелли Н. Избр. соч. М., 1982. С.351).
- Период
Возрождения (XIV —XVI вв.)
- Одновременно с политическими учениями,
защищающими частную собственность и
государство, стоящее на страже интересов
эксплуататорских классов. Первым таким
произведением было сочинение англичанина
Томаса Мора (1478 - 1535) "Утопия". Изданное
в 1516 г., оно по существу положило начало
новому идейно-политическому течению — утопическому социализму.
- Период
Возрождения (XIV —XVI вв.)
- Т. Мор и
другие представители раннего периода
утопического социализма (XVI-XVIII вв.), в
частности Т.Кампа-нелла, Ж.Мелье, Морелли,
Г.Мабли, предлагали заменить частную
собственность, в которой они видели источник
всех бед, общественной и сформировать
общество с грубой уравнительностью, аскетизмом
и регламентацией общественной и даже
семейной жизни людей.
- Период
Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- характеризовался
укреплением капитализма, борьбой буржуазии
за власть, буржуазными революциями в
Англии, Голландии и Франции.
- одной из
главных проблем в политической науке этого времени была
проблема взаимоотношений личности и
государства. Взаимодействию этих субъектов
политики была посвящена теория "естественных
прав".
- Период
Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- В разных
вариантах теории "естественного права"
и "общественного договора" интерпретировали
и развивали Г.Гроций и Б.Спиноза (Голландия),
Т.Гоббс, Дж.Локк, Д.Уинстэнли (Англия),
Г.Лейбниц, И.Кант (Германия), А.И.Радищев,
декабристы (Россия), Т.Джефферсон, Т.Пейн
(США), Ж.Мелье, Г.Мабли, Морелли, Д.Дидро,
К.Гельвеции, Ж.-Ж. Руссо (Франция).
- Период
Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Томас Гоббс
(1588-1679), обосновывал возникновение государственной
власти необходимостью упорядочения "естественного
состояния" людей, в котором отношения
между ними представлялись как "война
всех против всех". Государство сравнивалось
им с библейским чудовищем Левиафаном
("искусственным человеком", "земным
богом"), способным обуздать темные
инстинкты людей
- Период
Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Джон Локк
(1632-1704) и француз Шарль Луи Монтескье (1689-1755),
разработавшие концепцию разделения властей.
Локк предлагал разделить власть на законодательную,
исполнительную и федеративную, ведающую
международными отношениями. Следует
также отметить выдвинутое им положение
об обязанности в гражданском обществе
всеми без исключения исполнять его законы.
- Период
Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- Т. Гоббс,
Дж. Локк, Ш. Монтескье — одни из первых
представителей идейно-политического течения, получившего название "просвещение".
Просветители критиковали феодальные
порядки и отстаивали интересы зарождавшегося
класса буржуазии. Они верили в огромные
возможности человеческого разума и науки
в деле рациональной перестройки общества.
- Период
Нового времени (XVII-XVIII вв.)
- В плеяде
французских просветителей благодаря
оригинальности своих взглядов выделялся
Жан-Жак Руссо (1712-1778). Руссо считал время
перехода человечества от дикости к общественному
существованию "самой счастливой эпохой"
в истории, в которой не было социального
неравенства и торжествовала свобода.
С появлением частной собственности общество
теряет эти блага.
- Период
Нового времени
- Иммануил
Кант (1724-1804). Он теоретически обосновал
выдвинутую античными мыслителями — Платоном
и Цицероном — идею правового государства,
в котором верховенствуют юридические
законы. Заслуга Канта и в том, что установление
правового государства он связывал с нравственностью
и формированием гражданского общества.
- Период
Нового времени
- Георг Вильгельм
Фридрих Гегель (1770-1831). Гражданское общество
он трактовал как систему политических институтов
и автономных организаций, действующих
в защиту интересов личности и групп.
- Заключение
- В заключение
следует отметить, что в XIX в. были заложены
теоретические основы политических течений,
которые определили развитие человечества
в нынешнем столетии
- А ведущие
политические концепции ХХ вв. представляют
собой поиск рациональных ответов на вызовы
времени. Их изучение помогает современному
человеку избегать догматизма и крайностей
в оценке мира политики.
- Вопросы
для самопроверки
- Охарактеризуйте
модель идеального государства Платона.
- Охарактеризуйте
модель идеального государства Аристотеля.
- Раскройте
сущность теократических идей Средневековья.
- Объясните
причины появления новых буржуазных идей
Нового времени.