Основные этапы развития управленческой мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:20, доклад

Описание работы

Первый этап развития менеджмента начался в начале ХХ столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги «Принципы научного управления», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления.

Работа содержит 1 файл

Этапы ГПиУ.docx

— 22.71 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра социологии и политологии 
 
 
 
 

Доклад

по дисциплине «Государственная политика и управление»

на тему: «Основные этапы развития управленческой мысли» 
 
 
 
 
 

Студент гр. 820181 ________________ Д.Ю. Зуев  

Научный руководитель: ____________________

канд. филос. наук, доц. Ю.А. Головатый 

Тула 2011
 

     Первый  этап развития менеджмента начался в начале ХХ столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги «Принципы научного управления», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.

     Именно  под воздействием учения Тейлора  чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита. 

     Второй  этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предложил новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения. 

     Третий  этап развития менеджмента стал называться «неоклассическим», нарождается и начинает развиваться школа «человеческих отношений», развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений. 

     Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления. 

     Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.) 

     Шестой  этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла просходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: «стратегического менеджмента» И.Ансоффа, «теория властных структур между организациями» Г.Саланчика, «конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов» Портера и т.д. 

     Седьмой этап относится к 80-ым гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием «организационной структуры» как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами. 

     Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-ым гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:

  • возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;
  • создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;
  • усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.
 

     По  мнению М.Мескона и других, за всю  историю эволюции систем управления человечество выработало всего три  принципиально различных инструмента  управления, т.е. воздействия на людей.

     Иерархия  – это организация, где основное средство воздействия отношения  власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

     Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые  ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые  заставляют человека вести себя так, а не иначе.

     Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений  по горизонтали, основанных на купле-продаже  продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов  продавца и покупателя.

     На  каждом этапе развития менеджмента  формировались соответствующие  школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых  показаны методы и принципы их формирования.

     I. Школа научного управления.
     1. Использование научного анализа  для определения лучших способов  выполнения задачи.

     2. Отбор работников, лучше всего  подходящих для выполнения задач,  и их обучение.

     3. Обеспечение работников ресурсами,  требуемыми для эффективного  выполнения их задач.

     4. Систематическое и правильное  использование материального стимулирования  для повышения производительности.

     5. Отделение планирования и обдумывания  от самой работы.

     II. Классическая школа управления.
     1. Развитие принципов управления.

     2. Описание функций управления.

     3. Систематизированный подход к  управлению всей организации.

     III. Школа человеческих отношений  и школа поведенческих наук.
     1. Применение приемов управления  межличностными отношениями для  повышения степени удовлетворенности  и производительности.

     2. Применение наук о человеческом  поведении к управлению и формированию  организации таким образом, чтобы  каждый работник мог быть полностью  использован в соответствии с  его потенциалом.

     IV. Школа науки управления.
     1. Углубление понимания сложных  управленческих проблем благодаря  разработке и применению моделей.

     2. Развитие количественных методов  в помощь руководителям, принимающим  решения в сложных ситуациях.

Информация о работе Основные этапы развития управленческой мысли