Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:20, доклад
Первый этап развития менеджмента начался в начале ХХ столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги «Принципы научного управления», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра
социологии и политологии
Доклад
по дисциплине «Государственная политика и управление»
на тему:
«Основные этапы развития управленческой
мысли»
Студент
гр. 820181 ________________ Д.Ю. Зуев
Научный руководитель: ____________________
канд. филос. наук, доц. Ю.А. Головатый
Первый этап развития менеджмента начался в начале ХХ столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги «Принципы научного управления», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.
Именно
под воздействием учения Тейлора
чуть позже появляются научные работы
по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.
Второй
этап развития менеджмента связан
с новыми подходами в развитии учения
о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора,
но с принципиально новыми подходами.
Появится и апробируется на практике так
называемая классическая (адмистративная)
школа управления, родоначальниками которой
стали А.Файоль, П.Урвик,
Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль
впервые предложил новую теорию менеджмента,
раскрывающую его функции, принципы и
необходимость теоретического изучения.
Третий
этап развития менеджмента стал называться
«неоклассическим», нарождается и начинает
развиваться школа «человеческих отношений»,
развитие которой связано с именами ученых
А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна,
Э.Мейо. На этом этапе апробируется социологическая
концепция групповых решений.
Четвертый
этап развития менеджмента относится
к периоду 1940 – 1960
гг. В эти годы происходит эволюция управленческой
мысли, которая направлена на развитие
теории организации менеджмента на основе
достижений психологической и социологической
наук, оказывающих решающее воздействие
на человека в системе управления.
Пятый
этап развития управленческой мысли
отличается от всех предыдущих тем, что
происходит становление современных количественных
методов обоснования управленческих решений
под воздействием широкого использования
в практике экономико-математических
методов и электронно-вычислительной
техники. Этот процесс успешно развивается
по настоящее время. Так, Д.Макгрегор
впервые обосновал свою теорию и доказал,
что отношение менеджера к своим подчиненным
существенно влияет на их поведение и
на рабочий климат в организации. В теории
"X" - утверждение приоритета контролирующего
менеджера, в теории "У" - принцип
распределения объективности. (Годы развития
этой концепции – 1950 – 1960 г.)
Шестой
этап развития менеджмента можно отнести
к периоду 1970 – 1980
гг. Учеными – управленцами вырабатываются
новые подходы в развитии теории управления,
смысл которых сводится к тому, что организация
– это открытая система, приспосабливающаяся
к внутренней среде (организации) нужно
искать во внешней среде. Исходя из такого
посыла просходили установления взаимосвязей
между типами сред и различными моделями
управления. К этому периоду относятся
теории: «стратегического менеджмента»
И.Ансоффа, «теория властных структур
между организациями» Г.Саланчика,
«конкретной стратегии, конкурентоспособности,
потребительских качеств продукции и
ресурсов» Портера и т.д.
Седьмой
этап относится к 80-ым
гг., которые ознаменовались появлением
новых подвидов в управлений, неожиданным
для многих открытием «организационной
структуры» как мощного механизма управления,
особенно успешно использованного Японией
и другими странами, с важнейшими по силе
воздействия управленческими методами.
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-ым гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:
По
мнению М.Мескона и других, за всю
историю эволюции систем управления
человечество выработало всего три
принципиально различных
Иерархия – это организация, где основное средство воздействия отношения власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования.
|
Информация о работе Основные этапы развития управленческой мысли