Основные этапы развития и становления политической мысли в России конца XVII - начала ХХ веков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 19:31, контрольная работа

Описание работы

На рубеже XVII и XVIII вв. русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия. Реформы Петра I завершили ликвидацию старофеодальных учреждений, положили начало преодолению промышленной, военной, культурной отсталости страны. При Петре I закончились консолидация и законодательное оформление феодалов в единое привилегированное "благородное" сословие (шляхетство), резко противостоявшее остальным группам, особенно "подлому люду" (т.е. нижестоящему по терминологии законодательства той эпохи).

Содержание

1. Ведущие тенденции развития политической мысли России конца XVII – начала ХХ вв. 3
2. Политическая программа декабристов 11
3. Возникновение и развитие русской революционной демократии 17
4. Задание 21
Список использованных источников 24

Работа содержит 1 файл

932_Основные этапы развития и становления политической мысли в России конца XVII - начала ХХ вв. +.docx

— 53.44 Кб (Скачать)

Объединяла работа по собиранию  пролетариев, других радикально настроенных  людей под знамена Марксова социализма,работа по развитию революционного движения и приданиюему организованного  характера.

В 1898 г. I Съезд Российской социал-демократической рабочей  партии (РСДРП) официально провозгласил создание общероссийской марксистской партии. А всего пять лет спустя, в1903 г., на II Съезде РСДРП в русской  социал-демократии,продолжавшей в целом  стоять на платформе марксизма, произошел  раскол. Образовалось два различных  и впоследствиидалеко разошедшихся течения. Одно — большевистское. Еговозглавил В. И. Ленин. Другое — меньшевистское. «Большевизм, — по признанию В. И. Ленина, — существует как течение политической мысли и как политическая партия с 1903 года».

Наиболее значительными  и типичными выразителями идеологии  большевизма были В. И. Ленин, Н. И. Бухарин,И. В. Сталин. Особенности идеологии  меньшевизма рельефнозапечатлены  в трудах Г. В. Плеханова, Л. Мартова  и ряда иныхменьшевистских деятелей. Истории было угодно распорядитьсятаким образом, что и в дореволюционное  время, и в послереволюционный период теоретики большевизма в сфере  политических и юридических идей выступали активнее, нежели меньшевики. Русский марксизм в том, что касалось власти, государства, говорил в весьма заметной степени с большевистскимиинтонациями.

В свое время большевизм, ленинизм определяли как «марксизм XX в.». Такое определение вполне справедливо, по крайней мере, в отношении трактовки В. И. Лениным — создателембольшевизма — и его сторонниками коренных марксо-энгельсовских положений о власти и государстве. Положения известные: классовая природа государства, государство как официальная политико-организационная форма диктатуры господствующего класса, ущербность буржуазной демократии, сломбуржуазного государства в ходе пролетарской (социалистической) революции, диктатура пролетариата, отмирание государства и т. п.

Большевистские идеологи (Ленин и др.) вдохновлялись этими  положениями и оставались в их смысловом пространстве.Даже тогда, когда расширяли и обновляли  традиционный (дляклассического марксизма) их ряд. Типичный тому пример —ленинская концепция места и роли коммунистической (большевистской) партии в общей  системе диктатуры пролетариата.

Надо отдать должное большевистской мысли. Она была раскованной, быстро реагировала на складывающуюся политическуюконъюнктуру, видоизменялась, эволюционировала. Но никогда, по существу, не оставляла  свои идеологические и теоретические  позиции, очерченные прежде всего Лениным.

Владимир Ильич Ленин(Ульянов, 1870—1924) опубликовал множество работ самогоразного жанра по вопросам политики, власти, государства. Перечислить их все нет практической возможности. Но нельзя не назвать такие из них, как «Что делать?» (1902), «Империализмкак высшая стадия капитализма» (1916), «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариатав революции» (1917), «Пролетарская революция и ренегат Каутский» (1918), «Детская болезнь «левизны» в коммунизме»(1920).

Рассмотрение комплекса  взглядов Ленина на государство ивласть  надо начинать с вопроса о классовой  природе государства. Именно этому  вопросу посвящен первый же параграф первой главы ≪Государства и революции≫ — по общему признаниютого основного труда, который содержит теоретически системное изложение соответствующих ленинских представлений.

Сугубая классовость —  врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая, по Ленину, черта такого социального  установления,каким выступает государство. Она внутренне присуща ему  в силу нескольких причин. Первая из них — воплощение в государстве  антагонизма классов, расколовшего общество со времениутверждения в нем  частной собственности и общественныхгрупп  с противоречивыми экономическими интересами. Важнейшим и коренным пунктом называет Ленин тезис, согласнокоторому «государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий». Вторая половина этого тезиса(«проявление непримиримости классовых противоречий») ввысшей степени характерна для ленинского понимания государства как инобытия (в особых институциональных формах)классово-антагонистического общества.

Вторая причина, под действием которой государство является по своей природе классовым установлением, — комплектование аппарата государства (и прежде всего верхних эшелоновгосударственной власти) лицами из среды господствующегокласса. Ленин вместе с тем отмечает, что отнюдь не весь государственный аппарат заполняют сплошь одни только выходцыиз этого класса. Состав администрации российского самодержавия служит ему примером того, что бюрократия (в особенности занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальныхслоев.

Третья причина, делающая государство, согласно Ленину,организацией насквозь классовой (вернее, организацией господствующего класса), — осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин оченьредко отмечает, что деятельность государства удовлетворяетмногие потребности общества в целом, направлена на решениетакже общенациональных задач и т. д. Подобная сдержанностьобусловлена не отсутствием самой такой деятельности. ПростоЛенин фактически признает ее малозначащей, третьестепенной, не типичной для государства.

Кроме классов и межклассовых отношений для Ленина какбы нет  иных факторов, детерминирующих природу  государства.Острую его неприязнь  вызывают рассуждения о зависимостисущностных  свойств государства от процессов  общественногоразделения труда, усложнения механизмов социального взаимодействия, от развития собственно управленческих структур ипроцедур и т. п. Ясно, почему все эти рассуждения чужды Ленину. В них нет момента абсолютизации классового начала;ему в них не придается универсального значения.

4. Задание

Известный русский историк  Василий Осипович Ключевский писал: «Политические термины имеют  свою историю, и мы неизбежно впадаем  в анахронизм, если, встречая их в  памятниках определённого времени, будем понимать их в современном смысле. Это в полной мере относится и к пониманию термина «политика». Как Вы можете прокомментировать указанную мысль Ключевского?

 

Ответ.

Если кратко проследить, какое  значение имело понятие "политика" в истории, то в Древней Греции под словом "политика" понималось всё, что относилось к государственной  деятельности. Платон и Аристотель считали политикой управление государством. Аристотель, назвав человека политическим существом, считал правильным те формы  государственного устройства (монархия, аристократия, полития), при которых  целью политики является общее благо.

Даль В. И. рассматривал политику как науку государственного управления, виды, настроения, цели государя, образ  его действий, нередко скрывающий подлинные цели. Политик по Далю, это умный, ловкий (не всегда честный) государственный деятель, умеющий  наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать. 

Французский энциклопедический  словарь Ларусс утверждает, что политика есть искусство, доктрина о государственном  управлении, а так же деятельность тех, кто управляет или хочет  управлять делами общества.

В Популярном политическом словаре, изданном в Москве в 1924 году, политика рассматривается как искусство  управления государством и как определённое направление действий государства, партий, учреждений.

Ожегов С. И. в Словаре  русского языка определяет политику как деятельность органов государственной  власти и государственного управления, отражающую общественный строй и  экономическую структуру страны.

Советский философский энциклопедический  словарь рассматривает политику как деятельность, связанную с  отношениями между классами, нациями  и другими социальными группами, ядром которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. 

Приведенные понятия позволяют  сделать вывод, что политика это:

участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности;

деятельность в сфере  отношений между классами, нациями, партиями и государствами;

совокупность событий  или вопросов государственной, общественной жизни;

характеристика образа действий, направленных на достижение определённых целей в отношениях людей между  собой.

Исходя из вышесказанного, можно определить политику как деятельность в сфере отношений между большими социальными группами по поводу установления и использования институтов публичной власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей.

Видимо, политика как явление, возникла в результате активности преследующего  свои цели человека. На определённом витке  развития общества постепенно усложнялся механизм материального производства, нарастала социальная мобильность, рос уровень культуры. Интересы человека стали распространяться за границы  семьи, рода; появились блочные, групповые  интересы, а значит и потребность  их регулирования.

Это привело к тому, что  в обществе возникла настоящая потребность  в образовании социальной силы, способной  к выполнению двоякой задачи:

реализации человеческих интересов;

такое урегулирование отношений  людей и групп, которое сохранило  бы целостность общества.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История  политических и правовых учений России: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 2003.
  2. История политических и правовых учений/ Под ред. О.Э.Лейста. М.: Зерцало, 2006.
  3. История политических и правовых учений / Под ред. В.С.Нерсесянца. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007.

 

 

 

 

1История политических и правовых учений/ Под ред. О.Э.Лейста. М.: Зерцало, 2006.

2История политических и правовых учений / Под ред. В.С.Нерсесянца. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007.

3Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 2003.

 


Информация о работе Основные этапы развития и становления политической мысли в России конца XVII - начала ХХ веков