Основные идеологии современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 22:56, реферат

Описание работы

Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строятся сегодняшний и завтрашний день… это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 38.13 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

        Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строятся сегодняшний и завтрашний день… это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.

       Кто и как бы ни оценивал национализм с точки зрения морали, большинство все же признает его огромную историческую роль в становлении многих наций и государств. Многие исследователи указывают на тот кажущийся им очевидный факт, что только на протяжении последних полутора – двух столетий благодаря национализму была консолидирована Франция, объединены Италия, Германия, восстановлена политическая независимость Польши, Финляндии, Чехословакии, Греции, завоевана независимость многими народами Азии, Африки и Латинской Америки, сюда можно отнести и бывшие советские республики. Считается, что именно национализм подорвал и стер с карты Земли такие великие мировые империи, как Османская, Австро-Венгерская, Российская, Британская. Необходимо отметить, что многие великие успехи в науке и технике, литературе и искусстве были в значительной мере обусловлены национализмом. Даже великие религиозные учения – христианство, мусульманство, буддизм – хотя и были интернациональными, на деле, как считают немало исследователей, служили, прежде всего, если не прямо националистическим, то по меньшей мере национальным целям.

      Национализм был мощным оружием жесткого режима Италии и Германии, Испании и Португалии. Национализм в переплетении с фашизмом и расизмом нанес сильнейший удар по многим народам мира.

       Задачу притягательности национализма пытались решить многие умы. Проблеме национализма, поискам его корней и истоков, раскрытию природы и сущности этого явления посвящены сотни книг, и, тем не менее, нельзя утверждать, что эта загадка раскрыта. 
       В конце 90-х годов 20 века – начале 21 века национализм стал наиболее ярко выражен в политической и социальной жизни. Актуальность этих проблем неоспорима, так как в настоящее время взрыв национальной нетерпимости приобрел новую силу и нашел отражение в националистических партиях, таких как РНЕ, НБП, НДПР и других, и в агрессивных молодежных группировках скинхедов.

      Национализм в его современном понимании зародился в XVIII веке как форма протеста против национального угнетения и бесправия. Предпосылкой его возникновения явилось развитие коммуникации между представителями этносов и формирование у них общей национальной идентичности. Будучи направленной против национального угнетения, колониальной зависимости и различных форм дискриминации, национальная идеология играет прогрессивную роль: способствует консолидации и освобождению нации, созданию самостоятельных государств, развитию национальной культуры и развитию национальных интересов. Однако в современном мире при уважении государством прав человека, при обеспечении им равноправия всех наций, она утрачивает всякое прогрессивное, гуманное содержание.

        В 1945 году фашизм потерпел сокрушительное поражение: «Победоносно завершилась небывалая в истории по своим масштабам и ожесточенности битва против наиболее реакционной ударной силы империализма- гитлеровского фашизма, ставившего своей целью уничтожение русского государства, установление мирового господства».1

        Годы фашистских нашествий были страшными годами насилия и террора. Человечество не может, не вправе забыть зверства фашистов, их чудовищные преступления, совершенные в  Советском Союзе, Польше, Франции и др. странах Европы. Человечество не может, не в праве забыть лагеря смерти, костры из живых людей. Вот почему встревоженная память человечества вновь и вновь обращается к урокам страшных лет фашизма. Это обращение к истории борьбы с фашизмом помогает уяснить, кто и что является главной движущей силой фашизма, при каких обстоятельствах и в каких исторических условиях возникает фашистское движение, в чем суть и характер фашистских режимов, какие силы противостоят фашизму и как с ним следует бороться.

         Однако развитие после второй мировой войны, события последних лет свидетельствуют,

    что фашизм отнюдь не принадлежит прошлому.

      Кто виноват в том, что фашизм (по крайней мере в нашей стране) не стал вехой истории? Как ни парадоксально, но факт : пережив Вторую Мировую Войну и испытав на себе всю тяжесть «нового порядка» в Европе, современное общество не в состоянии полностью оградить себя от рецидивов фашизма. То тут, то там можно слышать о неофашистских организациях, о возрождении тоталитарной системы. Через столько лет после победы над Гитлером появляются так называемые «баркашовцы», творят беспредел, используют явно фашистскую  символику, прослеживается та же идеология… 

1. ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛИЗМА

       Национализм — это система идейно-ценностных ориентаций, признающих приоритет национальной идеи в политической жизни общества.

       Национализм – идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим.

       Национализм – доктрина и политическая практика, основанная на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности под названием нации.

Разные  политические идеологии обычно проявляются  в национальных формах, отражающих особенности положения, интересов, менталитета, культурных и иных традиций определенных наций. В тех случаях, когда национальная проблематика доминирует над социальной, когда содержание идеологии стоится на противопоставлении наций, признании исключительности и превосходства собственной  нации над другими и стремлении обеспечить ей привилегии за счет инонациональных  групп, она является националистической.

      В XXI веке национализм ассоциируется с экономическим развитием стран третьего мира и с борьбой за региональное равенство в обществах. 

    Национализм же рассматривает государство (а также культуру, религию, порядок, традиции и т.д.) не как некие "святыни", а лишь как инструмент для развития и сохранения нации. Также национализм - это именно биологический и социально-психологический подход к обществу, не признающий оторванной от плоти "духовности". Как легко выяснить, ни одна великая цивилизация не была создана по "фашистскому" принципу, путем смешения рас и наций - напротив, крушению любой цивилизации предшествовал расовый хаос. Также можно сравнить фашистскую Италию и национал-социалистическую Германию: во всех жизненно важных областях (в том числе пресловутой "духовности") лидирует последняя. 

2.НАЦИОНАЛИЗМ КАК ИДЕАЛОГИЯ

       Национализм как идеология – разновидность группового эгоизма, не признающая равноправия наций и их представителей. Политические направления национализма: демократия, фашизм, коммунизм.

        Черты национализма:

·       1 Основан на требовании, что правительства и управляемые должны обладать культурной идентичностью;

·       2 Культурный национализм стремиться сохранить или восстановить национальное наследие;

·       3 Развитие современных систем массовых коммуникаций облегчает распространение объединяющей национальной идеологии;

·       4  Национальные идеологии привлекательны для подчиненных классов, обеспечивая для них некоторую защиту от эксплуатации;

        Как и всякая идеология, национализм с самого начала выполнял политические задачи, возникавшие в процессе строительства нации и обретения ее суверенитета. Прежде всего, это были задачи подрыва легитимности «старого» монархического порядка и легитимации нового, буржуазного общественного строя. Эти задачи были актуальны, и национализм был весьма мало обращен в прошлое - он был практическим и рациональным. Иногда национализм считают идеологией индустриального общества. Если так, то надо учитывать тот факт, что реальные идеологические системы обычно имеют более сложную, гибридную структуру, так что националистическим может быть и социализм, и либерализм, как есть и их космополитические разновидности.

       Национализм настолько необходим для собирания и последующего существования нации, что утверждения о его предосудительности просто не имеют смысла. Можно давать подобные оценки лишь каким-то конкретным вывертам национализма, как и любой другой формы общественного сознания. Насколько сильно ощущение людей в необходимости националистической компоненты в их сознании говорит тот факт, что разоблачения националистических мифов обычно не наносят им большого вреда.

      Но когда речь идет об идеологии, термин “национализм” обычно употребляется в его стандартном европейском смысле - как возведенный в ранг государственной политики эгоизм титульной нации. В такой контекст утверждение, будто русский национализм не содержит шовинизма и отражает вселенскую отзывчивость нашего национального духа, просто не вписывается и почти теряет смысл. Очень часто национализм вырывается из системы конкретных идеологических связей и представляется как самостоятельная сущность.

       В наиболее завершенной форме такой национализм периферии сложился в ходе борьбы колоний за свое национальное освобождение. Таким образом, в современной западной этнологии различают два крайних вида национализма, которые условно называют евронационализмом, который возник в Новое время в ходе образования национальных государств в Западной Европе, и этнонационализмом, тип которого сформировался в ХХ веке в ходе национально-освободительной борьбы колоний.

·      Национальная идеология складывается на основе реальных национальных общностей людей, однако гипертрофирует, преувеличивает значение национальных различий и достоинств собственной нации. Используя национальное самосознание, патриотические чувства, лингвистическое и иное этническое родство, она трансформирует их во враждебную, агрессивную позицию по отношению к другим нациям.

В современном  мире ее распространение базируется на методах манипулирования сознанием  людей, изощренных технологиях массового  обмана с помощью СМИ. 

3.МОДЕЛИ РУССКОГО НАЦИОНАЛИЗМА

       Следует различать «классическую» и «постклассическую» модели русского национализма.

       Для первой свойственна жесткая зависимость политической практики от идеологических ценностей и иерархичность в постановке и реализации идеологических целей.

       К разновидностям классической модели можно отнести этнический, патриархальный и державный национализм.

       Этнический национализм основывается на идее «кровного» родства и «врожденности» национальной идеи Его сторонники, несмотря на малочисленность, стремятся к созданию военизированных дружин, выступают с экстремистских позиций под лозунгом «Россия для русского народа».

       Патриархальный национализм, уподобляющий нацию «большой семье», ссылается на общинные традиции русской деревни. Его идеалом является допетровская Россия. Представители этого течения ведут в основном просветительскую деятельность с целью национального воспитания.

       Державный национализм. Его сторонники проповедуют идею державы как безальтернативного типа российской государственности, основанной на мощном военном потенциале, жесткой вертикальной структуре государственной власти и приоритете управляемой государством экономики. Используется лозунг «соборности», приверженности русского народа православным традициям, социальной справедливости и «духу суверенности нации».

       Постклассический национализм в России интересен тем, что его идейно-ценностные компоненты более прагматичны. Действуя по принципу политической целесообразности, он способен к компромиссу.

      Национальные трения существовали, и будут существовать до тех пор, пока сохранятся национальные различия. Многонациональное общество изначально менее стабильно, чем этнически однородное общество, и суть национального вопроса сводится к тому, какая из двух противоположных тенденций возьмет верх и окажется доминирующей.

      Если государство демократическое, то возникающие в нем конфликты сопровождаются структурными изменениями самой политической системы государства, а если авторитарное - усилением репрессий и зажимом движений, что приводит к новым узлам напряженности.

Как и  всякая идеология, национализм с  самого начала выполнял политические задачи, возникавшие в процессе строительства  нации и обретения ее суверенитета. Прежде всего, это были задачи подрыва  легитимности «старого» монархического порядка и легитимации нового, буржуазного общественного строя. Эти задачи были актуальны, и национализм  был весьма мало обращен в прошлое - он был практическим и рациональным. Иногда национализм считают идеологией индустриального общества, равноположенной  либерализму и социализму. Если так, то надо учитывать тот факт, что  реальные идеологические системы обычно имеют более сложную, гибридную  структуру, так что националистическим может быть и социализм, и либерализм, как есть и их космополитические  разновидности.

Национализм настолько необходим для собирания  и последующего существования нации, что утверждения о его предосудительности просто не имеют смысла. Можно давать подобные оценки лишь каким-то конкретным вывертам национализма, как и любой  другой формы общественного сознания. Насколько сильно ощущение людей  в необходимости националистической компоненты в их сознании говорит  тот факт, что разоблачения националистических мифов обычно не наносят им большого вреда.

Информация о работе Основные идеологии современности