Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:33, контрольная работа
Политическая идеология - “система идей”, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.
Введение
1. Либерализм
2. Консерватизм
3. Социализм и социал-демократы
4. Коммунизм
5. Фашизм
Заключение
Список литературы
СОДЕРДЖАНИЕ
Введение
1.
Либерализм
2.
Консерватизм
3.
Социализм и социал-демократы
4.
Коммунизм
5.
Фашизм
Заключение
Список
литературы
Введение
Политическая
идеология - “система идей”, представлений,
понятий, выраженная в различных
формах общественного сознания (в
философии, политических взглядах, праве,
морали, искусстве, религии). Идеология
является отражением общественного
бытия в сознании людей и, раз
возникнув, в свою очередь активно
воздействует на развитие общества, способствуя
ему (прогрессивная идеология) или
препятствуя ему (реакционная идеология).
В классовом обществе идеология
всегда является классовой. Идеологическая
борьба является одной из основных
форм классовой борьбы наряду с борьбой
политической и экономической.
Политическая
наука, идеология и психология отражают
политическое бытие во всем его многообразии,
но делают это по-разному, выполняют
при этом различную социальную роль.
Политические
теории и политические идеологии
существенно отличаются друг от друга.
Политические теории не претендуют на
создание законченных систем, раз
и навсегда постигших истину. Они
открыты для новых идей и решений,
отличаются критичностью к своим
выводам. Идеологии же подчинены
диктату определенных целей и
политических мотивов, претендуют на завершенность
и социальную истинность.
Политологи-исследователи,
говоря словами Макиавелли, исходят
из действительной правды вещей, а не
воображаемой. Идеологи вполне могут
поступиться истиной и отдать
приоритет руководящим
1.
Либерализм
Либерализм.
В политической истории Запада возникновение
либерализма связано с
Центральное
место среди идей либерализма
занимает идея индивидуальной свободы.
Либерализм отстаивал самоценность
человеческой личности и ее право
на самостоятельное преследование
личного интереса. Индивидуализм
в понимании эпохи Просвещения
- это способность утвердить себя
как носителя разума, способность
преобразовать реальность в согласии
с требованиями разума, сделать ее
достойной природы человека.
Либеральная
доктрина естественных прав человека
на жизнь, свободу, собственность требовала
от общества предоставления личности
максимальной свободы для самореализации.
Естественным и единственным ограничением
такой свободы являлась свобода
другого индивида.
Либеральная
теория "общественного договора"
обосновывала суверенность народа как
источника власти и формирование
государства как договора между
народом и правительством. Охрана
личной безопасности и прав собственности
была первопричиной для социального
договора, согласно которому объединение
людей в содружество и
Идея
сопротивления деспотической
Кроме
принципа управления с согласия граждан,
либерализм обосновывал и принцип
управления на основе закона. Целью
государства является обеспечение
торжества права, требованиям которого
оно само должно подчиняться.
Классический
либерализм решительно выступал за равенство
граждан перед законом, защищал
правовые основы демократии и парламентаризма.
Равенство в свободе по всеобщему
закону - таков либеральный императив
права.
В
экономической области либералы
защищали принцип свободного рыночного
обмена, личной предпринимательской
инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм,
политическое вмешательство в экономику.
Основную функцию государства либералы
того времени видели в охране частной
собственности, установлении общих
рамок свободной конкуренции, охране
порядка и контроле за законопослушанием
граждан, а также в защите внешнеполитического
суверенитета страны. Государство - это
всего лишь "ночной сторож". Лозунг
"Анархия плюс констебль" хорошо
отражал суть этой точки зрения.
Наиболее
последовательную концепцию либеральной
демократии и конституционализма сформулировал
один из ведущих идеологов американской
буржуазной революции Т.Пейн. Пейн считал
государство необходимым злом: чем
оно меньше, тем лучше для общества.
Наделенные неотъемлемыми правами,
свободные равные от природы индивиды
предшествуют государству как в
прошлом, так и в настоящем
и будущем. Государство считается
законным и цивилизованным лишь в
том случае, если оно образовано
на основе активного согласия граждан,
конституционно оформлено и зафиксировано
с помощью парламентских
В
демократическом
Демократическое большинство, не ограниченное ничем, тоже может стать деспотом, считали либералы. Поэтому в демократии должен существовать центр сопротивления демократии, т.е. выборному деспотизму большинства. Права меньшинства должны быть гарантированы. По сути дела, либералы отстаивали право на политическую оппозицию.
В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу.
Свобода мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности.
Либерализм сыграл огромную роль в разрушении страха идеологических ценностей традиционного общества. Он утвердил новый демократический символ веры:
-
индивидуализм, который видит
основную задачу общества и
государства в обеспечении
-
свобода, которая должна
-
равенство, как утверждение
2.
Консерватизм
Термин «консерватизм» происходит от латинского «conservo» - охраняю, сохраняю. Консервативная политическая идеология возникла как реакция на идеалы, образ мысли, требования и реальные успехи либерализма, и прежде всего на радикальные идеи и преобразования Великой французской революции 1789 г. Впервые термин «консерватизм» ввел в научный оборот французский писатель Ф. Шатобриан, основатель журнала «Консерватор» (1818-1820). Важнейшие представители раннего консерватизма - английский мыслитель и политический деятель Э. Берк, французские общественные деятели Ж. де Местр и Л. Де Бональд.
К основополагающим ценностям консервативной идеологии относятся традиции, религиозность, свобода и ответственность, естественное неравенство людей, скептицизм по отношению к общественным переменам
По
мнению консерваторов, политические принципы
следует приспосабливать к
В ходе исторического развития консерватизм, так же как и либерализм, претерпел значительные изменения. С утверждением буржуазных общественных отношений консерваторы стали на защиту этих отношений. Они, как и либералы, ратовали за свободу рынка, конкуренции, требовали ограничить государственное вмешательство в экономику. На протяжении многих лет консерваторы отстаивали интересы крупного капитала.
В 70-х годах ХХ столетия возникает новая фаза в развитии консерватизма - неоконсерватизм, который формировался на почве противостояния либерализму и социализму.
Неоконсерваторы
выступают против чрезмерного обложения
налогами крупного капитала с целью
перераспределения средств в
пользу неимущих слоев населения. Будучи
ярыми противниками уравнительного
распределения, они требуют сокращения
государственных социальных программ.
Консерваторы убеждены, что превращение
государства в «дойную корову»
развращает человека. Индивид должен
рассчитывать на свои собственные силы,
а также на солидарную поддержку
своих родственников и
Одно
из центральных мест во взглядах неоконсерватизма
занимают морально-этические проблемы.
Даже чисто экономические программы
рассматриваются ими через
Рост преступности и наркомании, распад семьи, низкое качество образования, забвение культурных традиций, загрязнение окружающей среды - вот проблемы, которые требуют, по мнению идеологов неоконсерватизма, немедленного решения.
Сейчас
неоконсервативной идеологии
3.
Социализм и социал-демократы
Идеи
равенства, социальной справедливости
возникли еще в глубокой древности.
На их основе строились жизнь
Они выступали с критикой феодального, а затем и буржуазного строя. Пытались с утопических позиций обосновать новый общественный идеал-социализм. У них существовала надежда, что богатые сами добровольно поделятся своими богатствами с беднотой. Социалисты-утописты надеялись добиться практической реализации своих идей мирным путем.
ВXIX
веке по мере развития капитализма
формировался и рос рабочий класс,
проявлялось классовое
К
концу XIX века европейский социализм
в основном утратил свою революционность.
Европейские марксисты все
Информация о работе Основные идеологические течения современности