Основные идеологические течения современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:33, контрольная работа

Описание работы

Политическая идеология - “система идей”, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.

Содержание

Введение
1. Либерализм
2. Консерватизм
3. Социализм и социал-демократы
4. Коммунизм
5. Фашизм
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Политология.222docx.docx

— 44.04 Кб (Скачать)
 
 

    СОДЕРДЖАНИЕ 

    Введение 

    1. Либерализм  

    2. Консерватизм  

    3. Социализм и социал-демократы 

    4. Коммунизм 

    5. Фашизм 

    Заключение 

    Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Политическая  идеология - “система идей”, представлений, понятий, выраженная в различных  формах общественного сознания (в  философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология  является отражением общественного  бытия в сознании людей и, раз  возникнув, в свою очередь активно  воздействует на развитие общества, способствуя  ему (прогрессивная идеология) или  препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология  всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой  политической и экономической. 

    Политическая  наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному, выполняют  при этом различную социальную роль. 

    Политические  теории и политические идеологии  существенно отличаются друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных систем, раз  и навсегда постигших истину. Они  открыты для новых идей и решений, отличаются критичностью к своим  выводам. Идеологии же подчинены  диктату определенных целей и  политических мотивов, претендуют на завершенность  и социальную истинность. 

    Политологи-исследователи, говоря словами Макиавелли, исходят  из действительной правды вещей, а не воображаемой. Идеологи вполне могут  поступиться истиной и отдать приоритет руководящим принципам, поступиться действительным ради должного. 

 

    1. Либерализм  

    Либерализм. В политической истории Запада возникновение  либерализма связано с развитием  капиталистического общества и совпадает  по времени с периодом буржуазных революций ХVIII-ХIХ вв. Теоретики  классического либерализма Дж. Локк (1632-1704 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.), Ш.Л.Монтескье (1689-1755 гг.) выражали интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальной реакцией. Их идеи легли в основу концепции либеральной демократии. 

    Центральное место среди идей либерализма  занимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее право  на самостоятельное преследование  личного интереса. Индивидуализм  в понимании эпохи Просвещения - это способность утвердить себя как носителя разума, способность  преобразовать реальность в согласии с требованиями разума, сделать ее достойной природы человека. 

    Либеральная доктрина естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность требовала  от общества предоставления личности максимальной свободы для самореализации. Естественным и единственным ограничением такой свободы являлась свобода  другого индивида. 

    Либеральная теория "общественного договора" обосновывала суверенность народа как  источника власти и формирование государства как договора между  народом и правительством. Охрана личной безопасности и прав собственности  была первопричиной для социального  договора, согласно которому объединение  людей в содружество и подчинение правительству и есть защита их безопасности и собственности. Правительство - лишь опекун общественных прав. Если правительство  не сумело защитить права граждан, значит, не оправдало их доверия и, следовательно, не может больше претендовать на подчинение со стороны граждан. 

    Идея  сопротивления деспотической власти занимала важнейшее место в идеологии  и политической борьбе ХVII-ХVIII веков. Мнения либералов в основном расходились  в вопросе о способах сопротивления  власти, превышающей свои полномочия. В целом же либерализм признавал  право на революционное сопротивление  деспотизму и оправдывал не только революции в Англии и Франции, но и американскую войну за независимость. 

    Кроме принципа управления с согласия граждан, либерализм обосновывал и принцип  управления на основе закона. Целью  государства является обеспечение  торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться. 

    Классический  либерализм решительно выступал за равенство  граждан перед законом, защищал  правовые основы демократии и парламентаризма. Равенство в свободе по всеобщему  закону - таков либеральный императив  права. 

    В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного  обмена, личной предпринимательской  инициативы, конкуренции, осуждали протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основную функцию государства либералы того времени видели в охране частной  собственности, установлении общих  рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле за законопослушанием  граждан, а также в защите внешнеполитического  суверенитета страны. Государство - это  всего лишь "ночной сторож". Лозунг "Анархия плюс констебль" хорошо отражал суть этой точки зрения. 

    Наиболее  последовательную концепцию либеральной  демократии и конституционализма сформулировал  один из ведущих идеологов американской буржуазной революции Т.Пейн. Пейн считал государство необходимым злом: чем  оно меньше, тем лучше для общества. Наделенные неотъемлемыми правами, свободные равные от природы индивиды предшествуют государству как в  прошлом, так и в настоящем  и будущем. Государство считается  законным и цивилизованным лишь в  том случае, если оно образовано на основе активного согласия граждан, конституционно оформлено и зафиксировано  с помощью парламентских представительных механизмов. Такое представительство  и такое правительство не имеют  каких-либо особых прав, они имеют  только обязанности перед своими гражданами.

    В демократическом представительном правлении либералы видели достаточно эффективный механизм защиты интересов  личности и общества. Теоретики либерализма, в частности, Дж.Локк и особенно последователи  Ш.-Л.Монтескье, обосновали принцип  разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые  должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Система сдержек и  противовесов рассматривалась как  препятствие к узурпации власти кем бы то ни было, будь то личность, партия, ветвь власти или большинство. 

    Демократическое большинство, не ограниченное ничем, тоже может стать деспотом, считали  либералы. Поэтому в демократии должен существовать центр сопротивления  демократии, т.е. выборному деспотизму большинства. Права меньшинства  должны быть гарантированы. По сути дела, либералы отстаивали право на политическую оппозицию.

    В духовной сфере либерализм склонялся  к терпимости и компромиссу.

    Свобода мнения и слова для либерала важнейший  принцип жизнедеятельности.

    Либерализм  сыграл огромную роль в разрушении страха идеологических ценностей традиционного  общества. Он утвердил новый демократический  символ веры:

    - индивидуализм, который видит  основную задачу общества и  государства в обеспечении каждому  индивиду возможностей для развития  его способностей;

    - свобода, которая должна обеспечиваться  в рамках закона в максимально  возможных пределах для каждого  индивида;

    - равенство, как утверждение того, что все люди равны от природы  и имею равные права и возможности; - братство, понимаемое как сотрудничество  людей в создании благополучного  общества и отказ от использования  своей свободы во зло другим 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Консерватизм 

    Термин  «консерватизм» происходит от латинского «conservo» - охраняю, сохраняю. Консервативная политическая идеология возникла как  реакция на идеалы, образ мысли, требования и реальные успехи либерализма, и  прежде всего на радикальные идеи и преобразования Великой французской  революции 1789 г. Впервые термин «консерватизм» ввел в научный оборот французский  писатель Ф. Шатобриан, основатель журнала  «Консерватор» (1818-1820). Важнейшие представители  раннего консерватизма - английский мыслитель и политический деятель  Э. Берк, французские общественные деятели  Ж. де Местр и Л. Де Бональд.

    К основополагающим ценностям консервативной идеологии относятся традиции, религиозность, свобода и ответственность, естественное неравенство людей, скептицизм по отношению  к общественным переменам

    По  мнению консерваторов, политические принципы следует приспосабливать к обычаям, национальным традициям, установившимся общественно-экономическими политическим институтам. Они убеждены в том, что  иерархическое общественное устройство свыше и поэтому не может быть произвольно изменено человеком. Отсюда следует, что принцип равенства  противоречит самой природе человека и не может быть положен в основу общественного устройства.

    В ходе исторического развития консерватизм, так же как и либерализм, претерпел  значительные изменения. С утверждением буржуазных общественных отношений  консерваторы стали на защиту этих отношений. Они, как и либералы, ратовали за свободу рынка, конкуренции, требовали  ограничить государственное вмешательство  в экономику. На протяжении многих лет  консерваторы отстаивали интересы крупного капитала.

    В 70-х годах ХХ столетия возникает  новая фаза в развитии консерватизма - неоконсерватизм, который формировался на почве противостояния либерализму  и социализму.

    Неоконсерваторы выступают против чрезмерного обложения  налогами крупного капитала с целью  перераспределения средств в  пользу неимущих слоев населения. Будучи ярыми противниками уравнительного распределения, они требуют сокращения государственных социальных программ. Консерваторы убеждены, что превращение  государства в «дойную корову»  развращает человека. Индивид должен рассчитывать на свои собственные силы, а также на солидарную поддержку  своих родственников и сограждан. Современное государство, по их мнению, должно создавать равенство возможностей, но не равенство результатов.

    Одно  из центральных мест во взглядах неоконсерватизма занимают морально-этические проблемы. Даже чисто экономические программы  рассматриваются ими через призму морали. Без отношения к труду  как одной из главных нравственных ценностей нельзя добиться, по их мнению, экономического роста.

    Рост  преступности и наркомании, распад семьи, низкое качество образования, забвение культурных традиций, загрязнение окружающей среды - вот проблемы, которые требуют, по мнению идеологов неоконсерватизма, немедленного решения.

    Сейчас  неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые большие политические партии в западных странах (республиканская  в США, либерально-консервативная в  Японии, консервативная в Англии), но круг приверженцев консерватизма расширяется. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Социализм и социал-демократы 

    Идеи  равенства, социальной справедливости возникли еще в глубокой древности. На их основе строились жизнь раннехристианских  общин, их идеология и культура. Теоретически и идеологически социализм оформился  в Новое время в работах  западноевропейских философов и  просветителей: Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ш. Фурье, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, Ж. - Ж. Руссо.

    Они выступали с критикой феодального, а затем и буржуазного строя. Пытались с утопических позиций  обосновать новый общественный идеал-социализм. У них существовала надежда, что  богатые сами добровольно поделятся  своими богатствами с беднотой. Социалисты-утописты надеялись добиться практической реализации своих идей мирным путем.

    ВXIX веке по мере развития капитализма  формировался и рос рабочий класс, проявлялось классовое сознание. Рабочие повели экономическую, а  затем и политическую борьбу за свои права. На базе учения немецких мыслителей К. Маркса и Ф. Энгельса сформировалось идеологическое течение марксизм, которое  стало идеологией пролетариата.

    К концу XIX века европейский социализм  в основном утратил свою революционность. Европейские марксисты все большие  надежды стали возлагать на мирный, эволюционный путь развития общества от капитализма к социализму.

Информация о работе Основные идеологические течения современности