Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 18:43, доклад
Описание основных современных идейно-политических течений, таких как либерализм, консерватизм, социал-демократизм, марксизм, различные формы тоталитаризма и авторитаризма.
Среди
основных современных идейно-
Либерализм (от лат. liberalis – касающийся свободы, присущий свободному человеку) – совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду [6; с.104].
Либерализм ассоциируется с такими понятиями и категориями, как идея самоценности отдельно взятой личности и ее ответственности за свои действия; идея частной собственности, как необходимого условия индивидуальной свободы; принципы свободного рынка, свободной конкуренции и свободного предпринимательства; принцип равенства возможностей; система разделения властей, сдержек и противовесов; идея правого государства с принципами равенства всех граждан перед законом; гарантия основных прав и свобод личности (свободы совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий); всеобщее избирательное право и т.д. [5; с.198].
Либерализм – весьма гибкое и динамичное идейно-политическое течение, открытое влиянию со стороны других течений, чутко реагирующее на изменения в общественной жизни. Своими корнями либеральное мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации, ньютоновской научной революции. У его истоков стояли такие личности, как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, А. Смит, В.Гумбольдт, Т.Джефферсон и др.
Главной заслугой классического либерализма является разработка принципов конституционализма, парламентаризма и правового государства – важнейших идеалов и норм современной демократии. В их числе идея разделения властей, верховенства закона, равенства граждан перед законом, гарантия прав и свобод граждан, веротерпимость, политический плюрализм.
В экономической области либерализм защищал идеалы свободного рыночного обмена, частного предпринимательства, торговли, выступал за освобождение экономической деятельности от государственной регламентации, за предоставление максимального простора частной инициативе. В социальной сфере либерализм исходил из «естественного неравенства» людей, которые обладают неодинаковыми способностями, силой воли, трудолюбием, и поэтому даже в одинаковых условиях результаты их деятельности будут различны. В духовной сфере позиции либерализма характеризуются принципом терпимости и компромисса. Либерализм отстаивал идеи свободы совести, взглядов, убеждений, волеизъявления людей и их творческой самореализации. Индивид и общество свободны тогда, когда они имеют возможность выбора, что обязательно предполагает наличие альтернативных вариантов [6; с.106].
В целом либерализм представляет собой определенный образ мысли, противоположный догматизму, схематизму, одномерности и нетерпимости. Корни либерализма лежат в стремлении людей приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, модифицировать, пересматривать изжившие себя, устаревшие социальные и политические институты, нормы, ценности [5; с.201].
В период конца XIX – начала XXвв. в рамках либерализма начинает формироваться новый тип либерализма, для определения которого используются разные термины: «неолиберализм», «социальный либерализм», «либерал-реформизм».
Для неолиберализма характерно, прежде всего, новое понимание социальной и экономической роли государства. За государством было признано право вмешиваться в экономику с целью защиты свободы конкуренции, рынка от угрозы монополизма (принятие антимонопольного законодательства, реализация программ по поддержке малого и среднего предпринимательства и т.п.). Важнейшей функцией государства было признано осуществление социальных программ с целью поддержки малообеспеченных слоев населения. В политической области неолиберализм поддерживает принципы плюралистической демократии, предполагающей учет и защиту интересов различных социальных групп, выступает за активное участие масс в политическом процессе, активно пропагандирует идеи демократизации процесса управления, консенсуса управляющих и управляемых. Справедливость трактуется, прежде всего, как политическая или формальная справедливость, т.е. предоставление и гарантия индивидам равных гражданских и политических прав и свобод [6; с.106].
С целью консолидации и координации своей деятельности на международном уровне либеральные партии в 1947 году основали Либеральный интернационал. Под его эгидой проводятся международные встречи и семинары, которые призваны стимулировать обмен идеями, содействовать обогащению политического и идейного содержания современного либерализма [5; с.202].
Консерватизм (от лат. conservare – сохранить) – политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, традиционных ценностей.
По общепринятому мнению, история современного консерватизма начинается со времен Великой французской революции конца XVIII в. Примерно с того времени берут начало две классические традиции консерватизма: первая — восходящая к французским мыслителям Ж. де Мэстру и Л. де Бональду; вторая — к Э. Берку. Серьезный вклад в развитие консервативной традиции внесли русские философы, социологи и политические мыслители, такие как К. Леонтьев, Н. Данилевский, В. С. Соловьев, И. Ильин [5; с.203].
Можно выделить ряд основных принципов, которые обязательно присутствуют в идеологических воззрениях консерваторов: подчинение мироздания всеобщему моральному порядку, предопределенному религией; традиционализм; идея несовершенства человеческой природы; отрицательное отношение к идее равенства и вера в естественную иерархию; существование элиты является обязательным условием гармоничного функционирования общества; рассредоточение, ограничение и сбалансированность политической власти, способной предотвратить возможную тиранию правления большинства; приверженность медленным и осторожным социальным изменениям и т.д. [6; с.108].
В представлении идеологов консерватизма в обществе все должно подчиняться всеобщему моральному порядку, который предопределен богом. Свои поступки человеку должно соотносить не только с религиозной моралью, но и с существующими законами, обычаями и традициями. Традиции рассматриваются как сформировавшиеся, устоявшиеся общественные ценности и нормы поведения.
Существующее в обществе неравенство людей консерваторы считают естественным и закономерным. Оно обусловлено самой природой человека, т.к. все люди изначально обладают неравными способностями. Равенство людей признается лишь перед богом и законом. Постулат о естественном неравенстве людей тесно связан с идеей иерархической структуры общества.
Специфической чертой консерватизма является также осторожное отношение к переменам, происходящим в обществе, ориентация на сохранение существующего общественного порядка. Это не означает, что консерваторы отрицают прогресс вообще. Позитивные перемены необходимы. Но осуществляться они должны медленно, т.к. порочная природа человека требует перманентного сдерживания социальными институтами, общественной моралью и традициями [6; с.109].
Первоначальной формой консерватизма был так называемый классический консерватизм XVIII-XIX веков. Представителями классического консерватизма были Э.Берк, Ж. де Местр, Л. де Бональд и др. Они выступали с критикой идей Просвещения, концепции общественного договора, идеи народного суверенитета, категорически отрицали принципы буржуазной демократии, республиканского правления, конституционализма.
С конца XIX – начала XX века консерватизм претерпевает существенные изменения. Консерваторы приняли многие важнейшие идеи и принципы, которые ими раньше отвергались – например, свободно-рыночные отношения, конституционализм, систему представительства и выборности органов власти, парламентаризм, политический и идеологический плюрализм и ряд других.
В 70-е годы прошлого столетия влиятельной политической идеологией во многих странах мира становится новое течение в консерватизме – неоконсерватизм. Его представителями являются С.Липсет, Д.Белл (США), Г.-К.Кальтенбруннер (ФРГ), Р.Арон (Франция) и др. Специфической чертой неоконсерватизма является его сближение по ряду важнейших политических и социальных вопросов с либерализмом. Неоконсерваторы переняли у либералов идеи общественного развития, социальной и политической активности человека, демократизации политических и социальных отношений, соединив их с традиционными для консерватизма ценностями морали, порядка, чувства долга и т.д.
В 1983 году с целью консолидации и координации на международном уровне, выработки общих для них социально-философских идей, идейно-политических принципов и установок консервативные партии создали Международный демократический союз. Данный союз объединяет консервативные партии Западной Европы, Республиканскую партию США, Либерально-демократическую партию Японии и австралийских консерваторов [6; с.111].
Социал-демократизм – это социально-политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ. Этой идеологией руководствуются социал-демократические партии, являющиеся важной составной частью левых сил современности, представляющие собой реформистское течение в рабочем движении. Истоки социал-демократии находятся в рабочем движении конца XIX века [6; с.112].
Теоретическое обоснование реформистских взглядов было дано Э.Бернштейном, который, анализируя развитие капитализма в конце XIX – начале ХХ века, обосновал ряд положений, во многом определивших идейно-теоретические основы современной социал-демократии. Начавшаяся стабилизация капитализма, по мнению Э.Бернштейна, поставила на повестку дня борьбу за права рабочих в рамках капиталистического общества, реформирование существующего строя. Последовательная борьба за расширение прав трудящихся, развитие демократии во всех сферах жизнедеятельности общества приведут к тому, что капитализм постепенно эволюционирует в социализм.
За прошедшие годы политические и идеологические установки социал-демократии эволюционировали, но неизменными остались ее основополагающие принципы. Социал-демократы выступали и выступают за движение к социализму посредством реформирования капиталистического общества. Социалистическая революция и диктатура пролетариата считаются неприемлемыми. Политическая и экономическая системы капиталистического общества признаются наиболее эффективными системами из всех, функционирующих в настоящее время на планете. Государству отводится важная роль в контроле над рынком, в перераспределении национального дохода, в обеспечении социальной защиты населения. Социал-демократы традиционно привержены идее социального партнерства. Парламентская система рассматривается неотъемлемым элементом политической системы, призванной гарантировать права и свободы граждан. В области внешней политики социал-демократы выступают за мир и разрядку международной напряженности.
В 1951 г. во Франкфурте-на-Майне социал-демократические партии основали Социалистический интернационал, представляющий собой объединение политических партий и организаций, стремящихся к осуществлению принципов демократического социализма.
К основным ценностям демократического социализма относятся: свобода, справедливость, равенство, солидарность. Эти ценности представляют собой не только морально-этические нормы, но и принципы, на которых основывается деятельность современных социал-демократических партий. Свобода определяется как важнейший принцип самовыражения и личности, и коллектива. Каждый человек должен быть свободен от политического принуждения, иметь возможность действовать в соответствии со своими личными целями и индивидуальными возможностями. Справедливость означает эквивалентность жизненных шансов, включая равенство в правах и возможностях. Равенство предполагает одинаковую ценность всех людей [6; с.114].
Сейчас, в начале XXI столетия, весьма трудно выявить сколько-нибудь четко очерченные различия между социал-демократическими партиями и партиями других идейно-политических ориентации. Но все же дискуссионным, спорным остается вопрос о пределах демократии. Консерваторы и либералы склонны настаивать на том, что демократия представляет собой сугубо политический феномен и поэтому не должна распространяться на другие сферы, в частности экономическую. Социал-демократы же, наоборот, придерживаются той позиции, что демократия, свобода, равенство — величины субстанциональные, и поэтому не должны быть ограничены политической сферой. Речь, таким образом, в обоих случаях идет не о самой демократии, а о сферах и пределах ее распространения [5; с.211].
Марксизм – одно из крупных течений идейно-политической и социально-философской мысли. Основные его положения были разработаны в XIX в. К.Марксом и Ф.Энгельсом. Их идеи были дальше развиты многочисленными последователями — Э.Бернштейном, Г.В.Плехановым, В.И.Лениным, К.Каутским и многими другими [5; с.212].
Марксизм возник и развивался в общем русле европейской политико-философской мысли. Его близость, например, к либерализму выражается в наличии в нем целого ряда положений, которые либералы могут принять без особых оговорок. Например, такие как: «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех; свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, этому обществу всецело подчиненный; нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».
Информация о работе Основные идейно-политтические течения современности