Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 05:33, реферат
Мировая практика выработала множество идеологических систем. Основные разновидности современной политической идеологии - либерализм, консерватизм, коммунизм (марксизм-ленинизм), социал-демократизм и фашизм. Каждая из них имеет свои истоки, социальную базу, теоретико-методологические принципы и отстаиваемые социально-политические идеи.
Исторически либерализм связан со становлением капитализма.
Основные идейно-политические течения
Мировая
практика выработала множество идеологических
систем. Основные разновидности современной
политической идеологии - либерализм,
консерватизм, коммунизм (марксизм-ленинизм),
социал-демократизм и фашизм. Каждая
из них имеет свои истоки, социальную
базу, теоретико-методологические принципы
и отстаиваемые социально-политические
идеи.
Исторически либерализм связан со становлением
капитализма. Его главные теоретические
постулаты заложены в работах Томаса Гоббса,
Джона Локка, Адама Смита и других ученых,
связывавших свободу личности с идеями
частного владения, частного предпринимательства
и конкуренции.
Ядро
классического либерализма
- абсолютная
ценность человеческой
- автономия индивидуальной воли;
- существование неотчуждаемых прав человека
(на жизнь, свободу, собственность);
- договорный характер отношений между
государством и индивидом;
- верховенство закона как инструмента
социального контроля;
- ограничение объема и сфер деятельности
государства;
- защищенность - прежде всего от государственного
вмешательства - частной жизни человека
и свобода его действий (в рамках закона)
во всех сферах общественной жизни.
Либерализм
эволюционировал с развитием
западного общества, вбирал в себя
новые идеи. Новый облик либерализма
еще не сложился. Его становление
идет по различным, во многом отрицающим
друг друга курсам. С одной стороны,
возрождаются традиции, суть которых -
в отрицании вмешательства
Неолибералы
видят ошибку старого либерализма
в недооценке материальных аспектов
обеспечения свободы. Они подчеркивают,
что в нормально
Таким
образом, основное различие неолиберализма
и классического либерализма
состоит в разном понимании общественной
роли государства. Если классический либерализм
выступал против вмешательства государства
в экономическую жизнь, современные
либералы отводят ему значительную
роль в решении социально-
В семидесятые-восьмидесятые годы доминирующим идеологическим течением в странах Запада был неоконсерватизм. Фундаментальные идеи консерватизма были сформулированы англичанином Эдмундом Берком в книге «Размышления о революции во Франции» (1790). Основателями этого идейного течения были также французы Жозеф де Местр и Луи Бональд.
Их система
воззрений базировалась на приоритете
преемственности над
Неоконсерватизм
отразил такие глубинные
В связи
с возрастанием в современном
обществе роли знаний, информации неоконсерватизм
ориентируется главным образом
на проблемы образования, культуры и
качества жизни. Культура и духовность
раасматриваются как базовые
ценности для освоения новых технологий,
сохранения природы.
В обозримом будущем неоконсерватизм
останется влиятельным идейно-политическим
течением в странах Запада.
Прогресс
западных демократий и падение тоталитарных
режимов в СССР и Восточной
Европе привели к резкому сужению
авторитета и роли «левых» идеологий.
Прежде всего это коснулось коммунизма
и его идейной основы - марксизма.
Марксизм - это учение о прогрессе как
смене общественных формаций и росте производительных
сил; о социалистической революции во
главе с субъектом прогресса - пролетариатом;
о сломе буржуазной государственной машины
и замене ее диктатурой пролетариата,
отмирающей впоследствии; о построении
коммунизма - безтоварного и безрыночного
общества.
По своей сути Марксова система формаций
с коммунизмом как счастливым финалом
человечества была отголоском дарвиновской
теории эволюционного развития форм жизни
от низших к высшим. В формационном подходе
отразилось фаталистическое понимание
марксизмом исторического процесса, принижавшее
роль человеческого сознания.
В современном обществознании господствует стремление к синтезирующему взгляду на историю, который получил название цивилизованного подхода. Этот подход более содержателен и плодотворен, чем формационный, поскольку не ограничивает все многообразие жизни общества прокрустовым ложем классовой борьбы. Объект его внимания – совокупность всех форм жизнедеятельности общества – материальных, духовных, нравственных и прочих в их единстве и неразрывности. Он открыт для изучения вновь возникающих тенденций, способен охватить всю сложность и многогранность мирового развития.
Мировое
развитие выявило историческую ограниченность
тезисов марксизма о классовой
борьбе как главном содержании всемирной
истории и революционном
Опыт истории показал не только неразрешимость
классовых противоречий насильственным
путем, но и отсутствие реального содержания
у одной из основополагающих идей марксизма
- диктатуры пролетариата. К концу XX века
стало очевидным, что рабочий класс, стремясь
улучшить свое положение, доказал способность
играть конструктивную роль в рамках буржуазного
общества, гармонизировать отношения
труда и капитала. Вместе с тем он не обнаружил
никаких особых качеств, возвышающих его
над другими классами и слоями, и не проявил
готовность через свою диктатуру привести
общество к процветанию. Идея всемирно-исторической
миссии рабочего класса в освобождении
человечества от всех форм социального
гнета оказалась утопической.
Прогнозируя неизбежность перехода человечества
к социализму и коммунизму, К. Маркс и Ф.
Энгельс не ставили вопрос о стимулах
хозяйствования в обществе, отказавшемся
от частной собственности. Настаивая на
неизбежности преодоления рынка, К. Маркс
тем самым лишал людей первичных условий
свободы, возможности выбирать предметы
потребления. Он делал людей заложниками
тех, кто распределяет общественные богатства.
История опровергла Марксову концепцию
социализма как альтернативы капитализму
в промышленно развитых странах Запада,
но доказала привлекательность социализма
для отсталых стран. Именно в этих странах,
и в частности в России, произошел синтез
вульгаризированной марксистской теории
и неразвитого политического сознания.
Функционирование тоталитарного режима
дискредитировало социалистическую идею.
В свете накопленного опыта представляются
перспективными такие идеи марксизма,
как прогноз о превращении труда в первую
жизненную потребность, а науки - в производительную
силу общества; о свободном развитии каждого
человека как условии свободного развития
общества в целом.
В настоящее время коммунизм как идеология
и политическая практика переживает кризис:
ряд компартий Западной Европы ищут новые
идейные принципы и наименования, многие
компартии на территории СНГ и Восточной
Европы прекратили существование или
преобразованы в другие партии, резко
сократилась численность коммунистов
и оказываемая им поддержка со стороны
избирателей. Компартии являются правящими
лишь в Китае, КНДР и на Кубе.
На идейной почве марксизма в конце XIX - начале XX века кроме революционного течения, возглавленного В. И. Лениным, возникло реформистское, социал-демократическое, обоснованное в работах Эдуарда Бернштайна, Карла Каутского, Отто Бауэра, Л. Мартова (Юлий Осипович Цедербаум), Георгия Валентиновича Плеханова и др.
Социал-демократическая идеология отказалась от принципиальных положений марксизма - о классовой борьбе, революции, диктатуре пролетариата и др. Она исходила из возможности эволюции капитализма в социально справедливое общество, сохранения мира между классами и государствами. Постепенное реформирование буржуазного общества связывалось с разрешением противоречий между буржуазией и рабочим классом на основе компромиссов, усилением социальной защищенности трудящихся, поощрением рабочего самоуправления и кооперации, использованием парламентской демократии.
Основными принципами социал-демократизма являются:
- отношение
к социальной справедливости
как к общественному идеалу, который
невозможно достигнуть, но к которому
следует стремиться;
- осознание демократии в качестве несовершенной,
но наиболее перспективной формы общественного
устройства, обеспечивающей согласование
интересов различных социальных групп;
- признание самоценности человеческой
личности и необходимости защиты ее прав
и свобод от государственных институтов;
- стремление соединить социальную справедливость
с эффективной рыночной экономикой.
Стержневая
идейно-политическая концепция социал-демократов
- «демократический социализм». Достижение
«демократического социализма»
мыслится через осуществление
В то же
время ряд факторов серьезно подорвали
влияние социал-демократии как идеологического
течения. Оказались неосуществленными
концепции «демократического
В XX веке неисчислимые бедствия человечеству
принес фашизм. Как общественное движение
и политическая идеология он возник в
двадцатых-тридцатых годах, потерпел военное
и морально-политическое поражение во
Второй мировой войне, а в послевоенный
период реанимировался в форме неофашистских
организаций, являющихся источником напряженности
в ряде стран.
Ядро фашистских движений - в прошлом и
в настоящее время - составляют маргинализирующиеся
и люмпенские слои населения, ценностно
дезориентированные и заинтересованные
в быстром, радикальном улучшении своего
положения. Они наиболее восприимчивы
к демагогии, к предельно четким ориентирам
движения вперед и простым способам решения
сложных проблем. Их привлекает возможность
преодолеть социальное отчуждение благодаря
принадлежности к «избранной» национальной
или расовой группе, к партии, обещающей
общественные перемены.
Основные политико-идеологические постулаты фашизма состоят в следующем:
- общественная
и личная жизнь подлежит
- вершина властной иерархии - вождь, наделенный
сверхъестественными качествами, выразитель
«духа нации» и ее «исторической судьбы».
- высшая ценность - собственная нация,
которая превосходит другие народы и потому
должна находиться в привилегированном
положении. Ее процветание может быть
достигнуто путем ограничения жизненного
пространства или вообще уничтожения
«низших» рас.