Общественные организации и общественные движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 19:28, реферат

Описание работы

Заметную роль в общественно-политической жизни, наряду с политическими партиями, играют также общественные организации и движения. В отличие от партий они не претендуют на непосредственное участие в осуществлении власти и не берут на себя свя¬занных с этим обязательств. Однако, реализуя свои спе¬цифические задачи и функции, общественные организа¬ции и движения решают задачи широкого общественного значения, вносят весомый вклад в государственное, хозяйственное, социально-культурное строительство.

Содержание

1. Понятие и отличительные признаки общественных организаций
и движений…………………………………………………………………………...3
2. Политическая роль общественных организаций и движений……………...4
3. Функции общественных организаций и движений…………………………5
4. Традиционные общественные организации и самодеятельные объединения…………………….................................................................................7
5. Новые социальные движения……………………………………………….14
6. Общественно-политические организации и движения в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..15
Использованная литература…………………………………………………...20

Работа содержит 1 файл

Общественные организации и общественные движения.docx

— 55.02 Кб (Скачать)

Особый тон в самодеятельном общественном движении задавали партийные и внепартийные образования, такие как экологические, национально-культурные, религиозно-философские движения, движение новой религиозной волны. Активизировались и группы нетрадиционной духовности, которые ориентированы преимущественно на изучение не только европейской, но и восточной религий. Среди них можно назвать такие: движение "Сознание Кришны", "Факел Рериха", объединения "Лотос" и др.

Самодеятельные организации и  объединения своими действиями и протестами вынуждают правительства своих стран не только обращать внимание на поднимаемые ими проблемы, но и решать их.

Наряду с национальными общественными  организациями, действующими внутри стран  и влияющими на политику этих государств, существуют международные организации разного направления.   Деятельность этих организаций активизирует политические процессы как внутри государств, так и особенно между ними. Такие международные организации создаются на основе международного соглашения (устава, статута  или иного конституционного документа) в целях содействия решению Международных проблем. Эти организации начали возникать в XII в. и получили особое развитие после второй мировой войны. Процесо создания таких организаций привел, в частности, к созданию такой уникальной международной организации безопасности, как ООН. Рост числа международных организаций в последнее время закономерно обусловлен развитием международных политических и экономических связей между государствами, мощным подъемом  революционного и национально-освободительного движения, а также распадом СССР и некоторых других стран Восточной Европы, в результате которого появилось большое число новых независимых государств.

Международные организации подразделяются прежде всего на межправительственные, создаваемые на основе многосторонних международных договоров (ООН), и неправительственные, включающие национальные общественные организации (Всемирная федерация профсоюзов), частных лиц (Совет Пагуошского движения), города (Всемирная федерация породненных городов), научные учреждения (Международный совет научных союзов) и т.д. Их деятельность помогает развертывать всестороннее сотрудничество государств, обеспечивать условия мирного раз вития международных отношений, укреплять устои всеобщего мира.

5. Новые социальные движения

Переломные  моменты общественного развития характеризуются, как правило, интенсивным "всплеском" самодеятельной активности масс. Так, в 70-е гг. в странах Запада на смену старым традиционным объединениям пришли многообразные новые социальные движения. Их возникновение было обусловлено обострением глобальных проблем современности, вступлением западных стран в новый этап НТР, изменениями в массовом сознании, в ценностных ориентациях общества, кризисом доверия к государственным структурам и традиционным политическим институтам. Старые традиционные добровольные объединения (профсоюзные, молодежные, женские и др.), будучи интегрированы в политическую систему, оказались не готовы адаптироваться к новым реальностям. Во многом это связано с формализацией их деятельности, обюрокрачиванием управленческих структур, отрывом аппарата от рядовых масс.

Новые социальные движения представляют собой демократические движения протеста с широкой социальной базой, массовостью, новой проблематикой и требованиями. Костяк новых социальных движений составили экологические, антивоенные, неофеминистские движения, движения в защиту гражданских прав, национальные движения, народные фронты, рабочее движение, движение предпринимателей и др. Несмотря на разнообразный социальный состав, мозаичный характер концепций, участников данных движений объединяет критическое отношение ко многим реалиям современного общества, стремление найти оригинальные решения глобальных и некоторых других актуальных проблем.

В современной политической жизни  государств, а также мира в целом  все выше рейтинг женского движения, благодаря которому женщины добились равных с мужчинами прав на образование и труд, право избирать и быть избранными, занимать любой государственный пост.

К новым социальным движениям принадлежит также коммунитарное движение, отстаивающее право индивида на собственный стиль и образ жизни, на формирование своего непосредственного окружения.

Особенностью новых социальных движений стал поиск новых форм, стиля, образа жизни, разнообразие и  необычность форм и методов социального  протеста. Широкое распространение  получили так называемые альтернативные движения, ориентированные на разрыв с традиционными формами общественно-политической жизни и утверждение новых моделей общественного развития. С этой целью создаются своеобразные типы кооперативов, сельскохозяйственных коммун, жилищных сообществ, альтернативные предприятия, школы, клиники и т.п. На собственном примере они стремятся реализовать новую систему гуманистических, постматериалистических ценностей. Близки к альтернативным движениям и гражданские инициативы – форма локальной, спонтанной коллективной самоорганизации граждан для защиты своих интересов и взаимопомощи от ущемляющих их решений власти. Гражданские инициативы борются за удовлетворение каких-либо конкретных требований и претворение в жизнь определенных проектов в сфере жилья, образования и воспитания, транспорта, городского развития, культуры, экологии.

Что касается стран так называемого "реального социализма", то здесь формально существовала широкая сеть общественных объединений, охватывающая значительную часть населения. Но фактически общественные организации и движения выполняли роль придатка государственной машины, приводного ремня от коммунистической партии к массам и не имели подлинно общественного, самодеятельного характера. По мере демократизации общества и трансформации политических систем в СССР (СНГ) и странах Восточной Европы происходят существенные изменения в системе общественных объединений. Рост политической активности граждан нашел свое выражение не столько в обновлении существовавших общественных структур, сколько в создании новых самостоятельных организаций и движений. Вторая половина 80-х гг. ознаменовалась созданием множества неформальных общественных формирований – нетрадиционных, альтернативных организаций и движений,  которые действовали вне рамок официальных структур, опираясь лишь на инициативу самих граждан и не претендуя на официальный статус. Их деятельность первоначально носила в основном локальный, культурно-просветительский, экологический характер. Но постепенно наблюдается политизация неформального движения, его соединения с широкими народными выступлениями. Особо важное значение имело образование и деятельность Народных Фронтов, а также развитие рабочего, экологического и др. движений. Во многих случаях неформальные группы, формирования стали прообразом новых общественных организаций и даже политический партий.

6. Общественно-политические организации и движения в Республике Беларусь

В республике Беларусь действуют  различные общественные организации  и движения. Среда них четко  можно выцедить "правое" крыло  – противники рыночной экономики, кооперативного движения и "левое" крыло, объединяющее сторонников рынка и демократов. Своеобразной особенностью политической жизни в РБ стала ситуация, когда  различного рода организации и движения возникают не по принципу объединяющей идеи, а вокруг тех или иных личностей.

В соответствии с традиционной структурой общественно-политических организаций и движений в РБ можно  выделить народный фронт, демократические  клубы, общества, ассоциации, политические объединения партийного типа, союзы. Сродные фронты в целом представляют собой широкие объединения политических групп и союзов, выступающих на общей платформе. По политической направленности выделяют народные фронты общедемократические  и национально-демократические. Последние  представлены практически во всех государствах СНГ, в ряде из них победили на выборах  и пришли к власти. Подобной организацией в Белоруссии является Белорусский  Народный фронт (БНФ). Краткая история  создания этой организации: с сер 60-х  гг. в  Минске существовало национально-культурное объединение молодежи "Толока", в 1987 г. образовался политический дискуссионный  клуб "Современник", а в 1988 г. по предложению В. Быкова образован "Мартиролог" который возглавлял З. Поздняк. Роль и место БНФ в политической системе Республики Беларусь следует  рассматривать с позиции попытки  создать БНФ как "крышу" над  партиями. БНФ стремился выступить  как объединяющее начало для других партий: Национально-демократической  партии Беларуси, возникшей в 1990 г., Социал-демократической партии Беларуси, возникшей в феврале 1991 г., Крестьянской партии Беларуси, зарегистрированной в 1991 г., Христианско-демократического союза, образованного в 1991 г.

Главными политическими  требованиями БНФ были декоммунизация, реформа системы власти. Экономическая  программа включает рыночные принципы организации экономики, приоритет  частной собственности, осуществление  самостоятельной экономической  политики, создание Белорусского банка, собственных денег. На 2 съезде БНФ  в марте 1991 г. в Устав организации  включен ряд положений, которые  ведут к превращению этой общественно-политической организации в политическую партию.

Движение за демократические  реформы (ДДРБ) в Беларуси заявило  о своем существовании в сентябре 1991 г., когда его оргкомитет опубликовал  в республиканских газетах декларацию движения. ДДРБ своими задачами определяло:

  • замену устаревших государственных структур тоталитарного типа на современные демократические;
  • создание в республике гражданского общества, основанного на Всеобщей декларации прав человека и опирающихся на нее законов;
  • защиту суверенитета отдельной личности, ее политических и экономических прав;
  • защиту всех видов собственности, включая частную, свободу предпринимательской деятельности;
  • развитие свободной Беларуси в системе политических и экономических союзов и соглашений с суверенными государствами. Движение намерено активно содействовать полнокровному развитию белорусской культуры, всех национально-культурных движений Беларуси.

Другим объединением, получившим в республике официальное признание, стала общественно-политическая организация  трудящихся РБ социалистической направленности – "Движение за демократию, социальный прогресс и справедливость". 5 октября 1991 г. по инициативе группы народных депутатов  Минского горсовета состоялось собрание представителей Минской, Брестской, Витебской, Гродненской, Гомельской областей республики, города Минска, которое приняло политическое заявление и избрало организационный  комитет. Сторонники "Движения за демократию, социальный прогресс и справедливость" считают, что большинство вновь  образованных партий и организаций, по сути, отражают интересы нарождающегося класса собственников, предпринимателей, кооператоров. Поэтому возникла необходимость  создать движение, которое смогло бы собрать людей с "левыми" убеждениями, т.е. сторонников социализма. Это движение, а не партия. В движении можно объединить и сторонников  большевистской платформы, и социал-демократической, и "левый" фланг Народного фронта. Движение – это в значительной степени "размытая" структура, предусматривающая  как индивидуальное, так и коллективное членство. Главная цель движения –  защита интересов трудящихся, прежде всего людей наемного труда. Сторонники движения выступают за равноправие  перед законом всех форм собственности, за честное соревнование между ними. В центре внимания проблема приватизации и разгосударствления собственности. Движение выступает за смешанную, многоукладную  экономику, в рамках которой будет  отстаивать право трудовых коллективов  на собственность. Разгосударствление должно проводиться в интересах  тех, чьими руками создана собственность. Движение выступает за соответствие доходов человека его трудовому  вкладу, за полноценное вознаграждение творческого труда, за отмену частной  собственности на землю.

Следует признать, что среди  сторонников "Движения за демократию, социальный прогресс и справедливость" преобладают люди старше 50 лет. Они  составляют 60 % его общей численности.

Среди принципов, приоритетных для этого движения – принцип "От каждого – по способностям, каждому – по труду", "рабочий  класс – ведущая сила общества".

Конфедерация труда (бывший рабочий союз) - общественно-политическая организация, социальная база которой  постоянно расширяется. Эта организация  активно выступает в защиту прав работников на государственных предприятиях.

В нач. апреля 1991 г. в связи  с массовыми выступлениями трудящихся Минска и других городов Беларуси начинают образовываться новые субъекты политических отношений – стачечные комитеты, с которыми руководство республики вынуждено сесть за стол переговоров.

В политической системе Республики Беларусь значительное место занимают общественно-политические организации  молодежи. Постановлением Верховного Совета Белорусской Советской Социалистической Республики от 25 августа 1991 г. запрещалось  создание новых и деятельность существующих структур ЛКСЛБ. В кон. 1991 г. часть  положения, касающаяся ЛКСМБ была частично отменена. Был зарегистрирован Союз молодежи Беларуси. Главным в деятельности молодежного союза стала социальная сфера – защита молодежи в условиях перехода к рынку. Предлагалась новая  структура молодежных организаций: молодежное крыло движений за демократические  реформы, молодежная организация блока  левых сил, самостоятельная партия – партия демократической молодежи, деполитизированная, деидеологизированная организация социальной защиты молодежи.

Основные цели и задачи: Союз стремится к объединению  прогрессивных творческих сил в  Беларуси, что должно способствовать принятию грамотных экономических  решений. Союз считает, что в республике экономические программы разрабатываются, рецензируются экономистами, которые  по службе подчиняются тем, кто эти  программы заказывает, поэтому они  часто аморфны, нерадикальны и не учитывают интересы народа. Сейчас в рамках Союза создано 6 творческих групп, которые работают над самыми актуальными проблемами перестройки  экономики. Кроме того, Союз независимых  экономистов декларирует своей  целью социальную защиту граждан  РБ.

Среди других общественных организаций можно назвать "Беларускае згуртаванне вайскоуцау", выступающее  за военную реформу, создание национальных формирований и собственной системы  безопасности; Белорусский республиканский  фонд социальной защиты бывших военнослужащих; Белорусские ассоциации акупунктурной  и традиционной медицины; Союз фотохудожников РБ; Таварыства беларускай мовы имя  Ф. Скарыны, национально-культурное движение "Полесье" и др.

Информация о работе Общественные организации и общественные движения