Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:30, контрольная работа
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).
Введение
Общественно-политическая мысль Беларуси в эпоху Возрождения
Общественно-политическая мысль Беларуси в эпоху Реформации
Заключение
Список литературы
План:
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
В
социально-экономической жизни
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Одной из главных черт эпохи Возрождения является отказ от преимущественной ориентации всей идеологической системы на сверхъестественное, духовно-религиозные ценности, «спасение души» и поворот в сторону земных естественных потребностей и интересов человека.
На
передний план в ту эпоху выходят мирская
жизнь, деятельность человека в этом мире,
ради этого мира, для достижения счастья
человека в этой жизни, на Земле. В общественно-политической
мысли эпохи Возрождения на место религиозного,
теократического объяснения политики,
государства и права приходят светские
концепции, в которых выдвигались и отстаивались
требования независимого от церкви государства,
единой и централизованной государственной
власти.
Реформация —
массовое религиозное и общественно-политическое
движение в Западной и Центральной Европе
XVI — начала XVII веков, направленное на
реформирование христианства в соответствии
с Библией. Главной причиной Реформации
явилась борьба между зарождавшимися капиталистическими отношениями и доминирующим
на то время феодальным строем, на охране идеологических
границ которого и стояла католическая
церковь. Интересы и чаяния зарождающегося
класса капиталистов по итогам Реформации
нашли проявление в основании протестантских
церквей, призывающих к скромности, экономии
и накоплению капитала, а также формировании национальных государств, в которых интересы
церкви уже не играли главную роль.
В
Беларуси политическая мысль развивалась
под влиянием политической ситуации
– в зависимости от того, в
чьем составе находилась наша страна.
Однако это сочетание влияний
лишь обогатило белорусскую
Эпоха Возрождения
и Реформации играет немаловажную роль
в религиозном и общественно-политическом
движении Беларуси, в связи с чем тема
исследования является весьма актуальной.
Таким образом, цель
данной контрольной работы – исследовать
особенности общественно-политической
мысли Беларуси в эпоху Возрождения и
Реформации.
1.
Общественно-политическая мысль Беларуси
в эпоху Возрождения
В XV–XVI вв. в Беларуси, как и везде в Европе, возникают идейно-политические течения, связанные с гуманизмом Возрождения и религиозной Реформацией. У белорусских гуманистов, в отличие, скажем, от итальянских, акцент делался не на индивидуальной свободе, а на общественном благе. Гуманистами были Франциск Скорина (1490–1541), Микола Гусовский, Михалон Литвин, Андрей Волан, Лев Сапега. Политические взгляды Скорины были направлены на утверждение в народе почитания законов, а в государстве – правосудия и справедливости. Но и сам закон должен базироваться на морали и справедливости. Скорина демократично считает и простых людей полноправными гражданами, призывает к вечному миру, не одобряет восстаний. Его политический идеал – гуманная и сильная власть. Сымон Будный (1503–1593), автор трудов «Катехизис» и «О светской власти», критиковал гуманистов-радикалов, но и сам может считаться умеренным гуманистом. Он жил в эпоху кризиса идей Возрождения, был свидетелем религиозных войн. Он был сторонником частной собственности, феодализма, осуждал восстания, но призывал и феодалов к человеческому отношению к подданным. Он осуждал некоторых гуманистов за идеи ликвидации государственной власти и ее институтов, за идеи отказа богатых от имущества в пользу бедных. Будный сформулировал основные причины необходимости власти: установление порядка, охрана интересов личности и государства; определил обязанности управляющих и управляемых. Он раньше Гоббса поставил вопрос о принуждении бездельников к общественно полезному труду, и выступал за гарантии собственности для всех граждан презумпция невиновности.
Философская и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения включает в себя следующие этапы:
1.
Философия раннего Возрождения,
2.
Философия Возрождения и
3.
Философия позднего Возрождения, контрреформации
и барокко (конец ХVI – ХVII вв.). содержание
этого периода может быть обозначено такими
признаками, как: развертывание контрреформации,
ослабление и закат реформационно-гуманистического
движения, усиление тенденций к морализированию.
Формулируются задачи защиты национально-культурного
своеобразия белорусов, их национально-политического
самоопределения. Это было время утверждения
схоластического типа философствования.
Гуманистические тенденции этого периода,
представленные Казимиром
Лыщинским, отчасти Симеоном
Полоцким, отступают перед философскими
и художественно-эстетическими идеалами
барокко и схоластики.
Белорусский
ренессансный гуманизм развивался в
тесной связи с Реформацией, широким
социальным движением, захватившем самые
широкие слои общества. В отличие от западноевропейского
он преодолел узкие рамки духовных, художественных
элит.
2. Общественно-политическая мысль Беларуси
в эпоху Реформации
В XVI в. Западную Европу охватило реформационное движение, направленное против католической церкви. Оно началось в 1517 г. с выступления профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера и завершилось оформлением протестантизма. Под влиянием западноевропейской Реформации развернулось реформационное движение и на белорусско-литовских землях. Это происходило благодаря соседству с лютеранской Пруссией, развитию европейского книгопечатания, внешней торговли, учебе выходцев из ВКЛ в университетах Западной и Центральной Европы.
Распространение реформационных идей косвенно было вызвано влиянием русского вольнодумства, например идей «стригольников» и «нестяжателей». Представители этих ересей выступали против церковного руководства, монашества, церковного землевладения. Спасаясь от гонений царских властей, еретики бежали в Великое Княжество Литовское, где господствовала религиозная толерантность — веротерпимость. Например, в середине XVI в. в Витебске появились трое православных монахов из Московского государства: Феодосии Косой, Артемий, Фома. Они призывали людей «обращаться к Богу только через Иисуса Христа при помощи Святого Духа».
На распространение реформационных идей повлияло сложное положение православной церкви в Великом Княжестве. Известно, что с конца XIV в. государственной поддержкой пользовалась католическая церковь. Православная конфессия существовала только за счет пожертвований верующих и сохраняла свой традиционный характер.
Развертыванию реформационного движения в ВКЛ содействовали рост городов, развитие ремесла и торговли, обострение классовых противоречий, столкновение экономических и политических интересов разных социальных групп, культурный подъем. В отличие от Западной Европы Реформация на белорусско-литовских землях не была обусловлена процессом формирования капитализма. Основными ее участниками были шляхта и мещане, поскольку буржуазия в то время еще не сформировалась.
Реформация в Великом княжестве Литовском оказала существенное влияние на динамику культурных процессов, активизировала общественно-политическую деятельность практически всех социальных слоев. Она стимулировала проведение социально-экономических реформ, развитие образования. Особое значение приобрело радикально-реформационное движение, инициировавшее обсуждение целого ряда философских проблем: природа духовной свободы, роль разума в познавательской деятельности, соотношение веры и разума, отношение к античному духовному наследию. Возникший в культурном контексте Реформации протестантизм существенно снизил статус церкви как посредника в общении человека с Богом, лишил ее монополии на толкование Священного Писания, вывел индивида на непосредственный контакт с Абсолютом. Тем самым был открыт путь к развитию свободной мысли, выходившей из-под опеки церковного авторитета, развитию морально-этического, правового творчества. Что касается белорусской духовности, то здесь отчетливо проявило себя ее рационалистическое направление (С. Будный). По сути говоря, было положено начало научному изучению библейских текстов, а это обстоятельство имело далеко идущие социально-культурные последствия: научно-рациональный подход должен был необходимо распространиться на изучение природы и общества. Протестантская духовность подчеркивала ценность посюсторонней жизни, способствовала воспитанию предпринимательской активности, моральной ответственности личности (Ф. Скорина, М .Литвин). Реформация и гуманизм способствовали утверждению личных прав: права на неприкосновенность личности, права на собственность, права на общественно-политическую активность. Получила распространение политическая философия, отражающая в себе основные черты юридического мировоззрения.
Реформация оставила глубокий след в истории Беларуси и имела положительные результаты. К ней примкнули многие магнаты из белорусско-литовских земель. К их числу относятся Радзивиллы, Сапеги, Ходкевичи, Глебовичи и др. Они с позиций государственного патриотизма стремились сохранить независимость ВКЛ.
Феодалы-протестанты («евангелики») во время подъема Реформации занимали многие высшие государственные должности, преобладали в составе панов-рады. По их инициативе был издан виленский привилей Сигизмунда II Августа 1563 г. Этот документ уравнивал в правах всю шляхту страны независимо от вероисповедания: и католическую, и православную, и протестантскую. А в 1573 г. в Речи Посполитой Варшавская конфедерация приняла акт о свободе вероисповедания. Текст его вошел в III Статут ВКЛ.
Протестантские школы, типографии, госпитали, письменность содействовали распространению в обществе просвещения, идей гуманизма, веротерпимости, миролюбия. Реформация способствовала развитию публицистической литературы, создававшейся в виде предисловий, послесловий, трактатов (научных произведений). Выдающимися публицистами были Сымон Будный, Василий Тяпинский, Андрей Волан, Лаврентий Крышковский. Они выступали в защиту родного языка, высмеивали религиозных фанатиков, отстаивали свободу личности.
Реформация
позволила определенному кругу
населения белорусских земель ознакомиться
с ценностями европейской культуры.
Вместе с тем Реформация в Княжестве
не достигла того уровня, который она имела
в западноевропейских странах. На ее спад
повлияла не только узость социальной
базы протестантизма, но и образование
Речи Посполитой, где ведущие позиции
занимали католическая церковь и католическая
шляхта.
Заключение
Оценивая
гуманистически-ренессансную мысль Беларуси,
следует отметить, что она подготовила
предпосылки для формирования нового
типа мировоззрения. Европейская философия
того времени занималась обоснованием
ценностей науки, научного познания, идеалов
техногенного развития
цивилизации (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза).
Однако эти предпосылки не смогли реализоваться.
Наступил период контрреформации. Схоласты
безжалостно подавляли альтернативные
направления. Из Речи Посполитой были
изгнаны социниане, иезуиты учинили расправу
над К. Лыщинским. Господство схоластики
было установлено с помощью «вненаучных»
средств: идейное давление, поддержка
со стороны власть предержащих; изгнание
инакомыслящих. Однако схоластика как
способ философствования, оставшийся
применительно к другим европейским странам
в далеком прошлом, сохранила известную
связь с идеями ренессансного гуманизма,
научной философии и естествознания. Тем
самым она перерождалась, открывая пути
новым философским идеям, не совместимым
с ее собственными мировоззренческими
основаниями.
Информация о работе Общественно-политическая мысль Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации