Общая характеристика закона РФ «Об образовании»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:16, доклад

Описание работы

Необходимым условием функционирования и развития системы образования является наличие стабильного законодательства, в полной мере обеспечивающего эффективное правовое регулирование.
Поскольку сфера образования представляет собой совокупность субъектов, взаимодействующих между собой и с другими субъектами, необходимо знать установленные правила, механизмы и процедуры этого взаимодействия, которые установлены следующими документами:
Конституцией Российской Федерации;
Законом Российской Федерации «Об образовании»;
Гражданским кодексом Российской Федерации;
другими законодательными и нормативными актами.

Работа содержит 1 файл

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА РФ.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА РФ

«ОБ ОБРАЗОВАНИИ» (1992 г.)

 

Необходимым условием функционирования и развития системы образования является наличие стабильного законодательства, в полной мере обеспечивающего эффективное правовое регулирование.

Поскольку  сфера  образования представляет собой совокупность субъектов, взаимодействующих между собой и с другими субъектами, необходимо знать установленные правила, механизмы и процедуры этого взаимодействия, которые установлены следующими документами:

    • Конституцией Российской Федерации;
    • Законом Российской Федерации «Об образовании»;
    • Гражданским кодексом Российской Федерации;
    • другими законодательными и нормативными актами.

Конкретизация конституционных положений в области образования осуществлена принятым 10 июля 1992 г. основополагающим для системы образования Законом Российской Федерации «Об образовании».

Принятие Закона было очень важным шагом в становлении правового пространства, определяющего порядок функционирования системы образования в условиях рыночной экономики. Положения Закона были и остаются предметом дискуссий и анализа, по результатам которых в него вносятся изменения и дополнения. 13 января 1996 г. Закон был издан в новой редакции, которая к настоящему времени также претерпела существенные изменения. В дальнейшем, по всей видимости, текст будет меняться и дальше.

Закон «Об образовании» с точки зрения экономики важен следующими своими положениями:

    • В практику были введены определения образовательного процесса, образовательного учреждения и ряд других;
    • Был установлен единый подход к определению понятия образовательного учреждения - это юридическое лицо, некоммерческая организация в форме учреждения (в последней редакции было сделано дополнение для того, чтобы образовательную деятельность могли осуществлять и иные некоммерческие организации), осуществляющая образовательный процесс;
    • Установлены пределы компетенции по уровням управления  образованием  и определен круг функций и задач, реализуемых в сфере образования органами власти и управления на каждом уровне;
    • Определены экономические отношения в сфере образования: введено понятие «непредпринимательской деятельности» в сфере образования, определено содержание экономической автономии образовательного учреждения, отношения собственности в системе образования, обозначена необходимость налоговых льгот для образовательных учреждений;
    • Закон в значительной мере уравнял государственные и негосударственные образовательные учреждения в возможностях осуществления образовательной деятельности, закрепив, правда, и некоторые существенные отличия: негосударственные образовательным учреждениям в первой редакции Закона было предоставлено право получать бюджетное финансирование при наличии у них государственной аккредитации, но в дальнейшем такой возможность была оставлена только для учреждений, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
    • Государственные и муниципальные образовательные учреждения получили право осуществлять приносящую доходы деятельность, причем не только в сфере образования и науки, но и по другим направлениям.

Безусловно  важным фактом явилось и определение набора государственных гарантий приоритетности сферы образования. Это обстоятельство трудно оценить однозначно:

    • с одной стороны, государство взяло на себя определенные обязательства по отношению к сфере образования, что, безусловно, положительно;
    • с другой стороны эти обязательства стабильно не выполнялись, постоянно поднимался вопрос об отмене установленных льгот и обязательств, что порождало социальную напряженность в системе, и, в итоге, в большинстве своем эти гарантии были отменены.

Безусловно, принятые в начале 90-х гг. законодательные и иные нормативные правовые акты в целом заложили правовые основы формирования российской системы образования, новых образовательных институтов и практик, а также выполнили важную социальную функцию поддержки и защиты системы образования в период кризисного развития страны. Однако в настоящее время содержание этих актов уже не отражает в полной мере реальные потребности сферы образования. Изменения, происходящие в стране и в мире, информационный и технологический бум, конкуренция различных систем образования в условиях глобализации, внедрение новых образовательных институтов, современных управленческих и финансово-экономических механизмов, включение России в Болонский процесс, а также ряд других факторов сделали актуальным вопрос о системном обновлении российского законодательства в данной сфере с учетом процессов модернизации образования и современных стандартов правового регулирования.


Информация о работе Общая характеристика закона РФ «Об образовании»