Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:07, реферат
Под таковым понимается лицо, обладающее суверенной властью государства. Основное требование к правителям было сформировано Платоном. Согласно его взглядам, правители должны быть лучшими во всех отношениях, чтобы иметь возможность улучшить остальных. Самое большое горе в государства для человека: быть под властью лица худшего, чем он1. Ведь в этом случае правление не улучшает, а ухудшает людей.
Тема: о личных качествах правителя.
Научный руководитель: Дробышевский Сергей Александрович, доктор юридических наук, заведующий кафедрой истории государства и права, Сибирского Федерального Университета, юридический институт, кафедра истории государства и права.
Выполнил: Рушелюк Сергей Игоревич, студент
2 курса очного отделения, Сибирского Федерального
Университета, юридический институт, факультет
юриспруденции.
О ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВАХ ПРАВИТЕЛЯ.
Под таковым понимается лицо, обладающее суверенной властью государства. Основное требование к правителям было сформировано Платоном. Согласно его взглядам, правители должны быть лучшими во всех отношениях, чтобы иметь возможность улучшить остальных. Самое большое горе в государства для человека: быть под властью лица худшего, чем он1. Ведь в этом случае правление не улучшает, а ухудшает людей.
Это платоновское правило на всех этапах исторического развития проводится в жизнь в меньшинстве, а не в большинстве политического властвования. Такая ситуация подтверждается примерами и монархических и республиканских государств.
Отсюда встает вопрос, почему так обстоят дела? Для ответа на него сначала обратимся, к теоретическому положению, сформированному итальянским мыслителем Н. Макиавелли. Как он писал, от правителя требуются большая проницательность и ум, чтобы организовывать начала наилучшего правителя, в случае, когда формируется государство, базирующееся на не опробованных установлениях. В остальных ситуациях правителем может быть посредственное лицо, потому что его основной задачей является только санкционирование нормальной работы существующих социальных учреждений.
В политической практике случаи организации новых начал государственной жизни встречаются гораздо реже, чем ситуации, когда государство функционирует на основе давно утвердившихся принципов. Уже это обстоятельство способно дать возможность понять, почему имеется довольно много правителей, которые не блистают выдающимися политическими способностями.
Второе обстоятельство, объясняющее этот факт, заключается в ограничении деятельности правителя государства имеющимися структурами государственного аппарата2. Как известно, речи правителя пишут чиновники, чиновниками же подготавливается его политическая программа, советуются достойные кандидатуры на вакантные должности, предлагаются решения спорных вопросов государственной деятельности. В таких условиях справиться с самыми сложными государственными ситуациями способен человек, не обладающий выдающимися личными качествами, когда соглашается на содержание решений, предложенных государственным аппаратом.
Третьим фактором, создающим возможность нахождения на высшем государственном посту не самого лучшего в государстве человека, скорее всего, является сама простота теории социальной организации. Как известно, имеются довольно легкие для усвоения правила, обеспечивающие выживание и совершенствование любой организации, в том числе и государств. В частности они сформированы в работе видного древнегреческого политолога Ксенофонта Афинского «Киропедия». Скажем, последний утверждал: при назначении на должность нужно руководствоваться профессиональными качествами кандидата, а не его происхождением и национальностью; руководители должны отличаться от подчиненных не бездельным и роскошным образом жизни, а трудолюбием и возможностью предвидеть события. Следуя таким понятным нормам, можно улучшить любую организацию, в том числе и государство, даже человеку, не обладающему семью пядями во лбу.
Можно выделить и четвертое обстоятельство, позволяющее находиться у государственной власти не самым лучшим в государстве людям. Правители с выдающимися качествами очень часто стремятся резко изменить к лучшему своих подчиненных. Это не нравится многим людям. Вот почему такие правители нередко встречают резкую оппозицию своим стремлением модернизировать государственную жизнь.
Во многих случаях иначе обстоят дела с посредственными правителями. Такие лица часто не предпринимают усилия, чтобы резко улучшить подчиненных. Последним это импонирует. В результате, они поддерживают правителей позволяющих жить, так как они хотят3.
Разумеется, существуют и другие факторы, позволяющие править руководителям государств, не являющихся лучшими, чем их подчиненные. Например, о качествах личности, благоприятствующих политической карьере, отметил итальянский ученый Г. Моски в сочинении «Правящий класс»4. По мнению Г. Моски, наиболее подходящие для политической карьеры люди отнюдь не должны быть «Лучшими» членами своих обществ в интеллектуальном и моральном отношении. Для того чтобы человек мог править другими лицами, гораздо полезней, чем глубина знаний, широта кругозора и альтруизм, такие качества, как легкость восприятия, проницательность, хорошее понимание индивидуальной и массовой психологии, силы воли, упорство в достижении цели, уверенность в себе и особенно активность. Причем для решения вопроса, добьется ли индивид успеха в политической деятельности, важнее всего является то, активен ли он в этой сфере общественной жизни и знает ли, как наилучшим образом использовать здесь собственную активность.
Анализ таких обстоятельств является задачей моих будущих работ.
1 Дробышевский С.А, история политических и правовых учений, Москва 2007 г.;
2 Макиавели Ш.Л., о духе законов, Москва 1955г.;
3 Дробышевский С.А, политическая организация общества и право как явления социальной эволюции, Красноярск 1994 г. ;
4 Дробышевский С.А, история политических и правовых учений, Москва 2007 г.
Информация о работе О личных качествах правителей государств