Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:50, реферат
В самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности. Способность прогнозирования является интеллектуальной деятельностью человека, одной из главных функции человеческого сознания. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решении, принимаемых им сегодня.
1. Необходимость
и сущность политического
В самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности. Способность прогнозирования является интеллектуальной деятельностью человека, одной из главных функции человеческого сознания. Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решении, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть глазами ума в будущее (Платон).
Одним словом, всякая будущая ситуация в той или иной мере является неопределенной. И естественно стремление человека снизить уровень этой неопределенности (см. рис. 1).
Вопрос о будущем России – в сущности, основной вопрос сегодняшнего дня (2). Еще никогда будущее не выглядело, по-видимому, так неопределенно для наших людей; еще никогда они не стремились в большей мере эту неопределенность рассеять, так как она многих пугает, сковывает энергию и инициативу. Желание знать будущее страны порождено вполне определенными обстоятельствами. Поэтому выдвигаются десятки программ развития общества.
В каждой утверждается, что реализация именно этой программы приведет к стабилизации общества и экономическому благополучию. Какую из них выбрать? Ведь ее оптимальность, обоснованность будет известна только в будущем. Но означает ли это, что уже сегодня субъект управления не может определить, какая из программ наиболее оптимальна? Обратимся к прогнозу.
Под прогнозом понимается
научно обоснованное суждение о возможных
состояниях объекта в будущем, об
альтернативных путях и сроках их
осуществления. Процесс же разработки
прогнозов называется прогнозированием.
Прогнозирование – это
Каждый прогноз разрабатывается так, чтобы избежать нежелательных результатов вероятностного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении. Прогноз как новое знание существует как бы в двух формах:
1) знания о свойствах
объектов, существующих в
2) знания о свойствах
объектов, несуществующих в
Необходимо выделить два
аспекта прогнозирования: предс
Прогнозирование охватывает
все сферы жизнедеятельности
людей. Одним из важных направлений
прогнозирования общественного развития
является политическое прогнозирование,
объектом которого выступает политика
(внутренняя и внешняя), а предметом –
познание возможных состояний политических
событий, явлений, процессов. В связи с
этим целесообразно различать внутриполитическое и
Содержанием внутренней политики является деятельность государства, партий, всех элементов политической организации общества В свою очередь структура политической деятельности состоит из следующих элементов: субъекты политической деятельности – [c.774] государство, классы, социальные слои, партии, политические лидеры (формальные и неформальные); объекты политики – внешние и внутренние, в том числе другие государства, экономика, географическая среда, идеология, право, культурная среда; цели политики и средства достижения политических целей.
Сложный характер политического развития делает особенно актуальной необходимость разработок с целью выявления, с одной стороны, перспективных политических проблем и оптимальных путей их решения в интересах оптимизации процессов управления политическими процессами, а с другой стороны – предвидения тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.
В сферу внутриполитического прогнозирования входит все содержание внутренней политики,
Необходимо различать два аспекта в области прогнозирования внутренней политики. Один из них связан с прогнозными оценками конкретных политических событий. Этот аспект имеет прикладной характер и на практике обычно осуществляется в процессе самой политической деятельности. Субъектом прогноза при этом выступают, как правило, государственные и политические органы. Другой аспект прогноза охватывает деятельность политических институтов общества и политические процессы, происходящие в нем. Разработчиком прогноза здесь выступает какой-либо научный коллектив, специализированный на изучении политической системы общества.
Внешнеполитическое
На основе прогностических
методов оценивается общая
Политическое прогнозирование
– часть практической политики.
Прогнозов высказывается
Поисковый прогноз – определение возможных состояний того или иного политического явления, процесса, события в будущем, путем экстраполяции, наблюдаемых тенденций при условном абстрагировании от решений, способных видоизменить эти тенденции. Цель этого типа прогнозов – выявление и уточнение перспективных проблем, подлежащих решению средствами политического управления. Такой прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социально политических тенденций? (3)
Нормативный прогноз – определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта политического прогнозирования. Имеется в виду прогнозирование достижения желательных состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого?
По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз, различаются оперативные (текущие), краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные прогнозы.
Временная градация прогнозов является относительной и зависит от характера и цели того или иного прогноза. Тем не менее такое разграничение необходимо. В политической области в соответствии с характером и темпами развития прогнозируемых явлений эмпирически установлен следующий временной масштаб: оперативные [c.776] прогнозы – до полного месяца, краткосрочные – до одного года, среднесрочные на несколько (обычно до пяти) лет, долгосрочные на период свыше пяти и примерно до пятнадцати-двадцати лет, дальнесрочные – за пределами долгосрочных.
Однако следует заметить, что в определенных обстоятельствах в сфере политики диапазон между кратко- и долгосрочностью сужается до пределов ближайшего десятилетия. [c.777]
2. Объективные основы
и условия политического
Расчеты и просчеты
Что же должно лежать в основе прогноза, чтобы он был научным?
Методологической основой прогнозирования служит материалистическая гносеология, согласно которой в объективном мире в принципе нет непознаваемых вещей, явлений и процессов, а могут быть лишь еще непознанные в настоящее время отдельные законы, стороны и факты действительности.
Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что их будущее заключено в настоящем, но только в возможности; новое содержится в старом (прошлом), но опять-таки только в возможности. Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития. Следовательно, иного пути для прогнозирования будущего нет кроме познания реальной действительности, точнее, познания возможностей, тенденций, заключенных в настоящем состоянии политической системы. Научный прогноз, таким образом, раскрывает будущее политического события как нечто объективно обусловленное предшествующим ходом вещей. Однако оно не является предопределенным.
“Кто владеет прошлым,
тот владеет настоящим” – эти слова отражают
важный закон постижения, использования
временной характеристики человеческого
бытия в политических целях. Раскройте
перед обществом прошлое – и оно иначе
организует свое настоящее. Политическая
борьба за знание прошлого, за его оценки
-это составная часть всей политической
Жизни общества. Прошлое, конечно, не может
быть безусловным [c.777] руководств
А могло ли быть иначе? Если исходить из того, что будущее заключено в настоящем и прошлом, то могли ли мы ожидать изменении в сторону прогресса, когда записанные в программах КПСС преобразования оставались лишь благими пожеланиями? Реальность выглядела совершенно по-иному. Трезво мыслящие люди видели неизбежность наступления кризисных явлений в политической жизни общества. Ведь сама система органов государственной власти и управления, с одной стороны,. дублировала структуру партийного аппарата, с другой -не давала никакой возможности ни функциональных, ни структурных преобразований на местах. В результате -получили фактически полную окостенелость системы, ее неспособность к элементарным изменениям даже тактического характера.
Более того, социальные регуляторы общества – правовые и нравственные нормы – оказались (как следствие) догматизированными. Законы если и изменялись, то лишь в направлении дальнейшей зарегулированности общественно-политических отношений. Еще одно следствие. Политическая жизнь общества стала базироваться на принципе: “разрешено только то, что указано государственной властью”, “инакомыслие – тяжкое преступление перед государством и обществом”. Частная жизнь оказалась под контролем государственных органов и коллектива. Произошло тотальное огосударствление всей общественной жизни.
Здесь уместно обратиться к истории дооктябрьской (1917 г.) России. Ведь и тогда бытовала уверенность: в России трудно предсказать, что случится завтра, если даже то, что произошло вчера, становится предметов споров. Жизнь общества строилась примерно по такому принципу: Бог определяет будущее, а царь может переделать прошлое.
Правда, прогнозы отрицательного
характера могут и не осуществиться,
если будут приняты меры к их “опрокидыванию”.
Положительное влияние на настроение
людей может оказать
Такова связь прошлого, настоящего и будущего в прогнозировании.
Именно из фактов прошлого и настоящего строили прогнозы относительно будущего России выдающиеся русские революционеры, поэты, писатели, ученые. В.Короленко в своих письмах к А.Луначарскому, Е.Замятин и А.Платонов в романах и повестях, А.Чаянов и Н.Кондратьев в научных трудах по экономике, Г.Федотов, В.Соловьев, Н.Бердяев, И.Ильин в философских работах, а также Г.Плеханов и П.Кропоткин, чьи прогнозы в области политики во многом сбылись.
Русская литература XIX – начала XX вв. была полна предчувствий грядущих перемен. А.С.Пушкин чувствовал бунтарскую стихию в русском народе и предвидел возможность “русского бунта бессмысленного и беспощадного”.
Потрясающее впечатление производит стихотворение М.Ю.Лермонтова “Предсказание”.
Исторические катастрофы предчувствовал и третий великий русский поэт Ф.И.Тютчев. Он все время предчувствовал, что на мир надвигается страшная революция, предвидел в мире хаотическую, иррациональную, темную, ночную стихию.
Провидческими были стихи о России А.Блока.
Предсказательный характер свойствен и целому ряду произведений Ф.М.Достоевского и, в частности, о судьбе революции и социализма в России.
Информация о работе Необходимость и сущность политического прогнозирования