Недемократические тенденции в политическом режиме современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 00:17, доклад

Описание работы

Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью.

Работа содержит 1 файл

Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г.docx

— 26.04 Кб (Скачать)

 

Федеральное министерство образования и науки

Российской федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Кубанский государственный  университет

Филиал г. Горячий ключ

 

 

 

 

 

Юридический факультет

Кафедра уголовного права  и криминологии

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

 

На тему:

 

«Недемократические тенденции в политическом режиме современной России»

 

 

                                               Преподаватель:

                                              Пилюгина Н.С.

                                                                              Выполнила: студентка 103 группы

                                          Фадеева Е.А.

Горячий Ключ 2012

 

Введение

Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.

Обеспокоенность значительной части политологического сообщества авторитарными тенденциями в  формировании политического режима в современной России вполне очевидна. Некоторые из этих тенденций субъективны, а некоторые кроются в российском политическом менталитете и в  недавней советской политической практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недемократические тенденции в политическом режиме современной России

В современной России еще  сохранились некоторые тоталитарные традиции, имеющие свою специфику. В  этой связи принципиальное значение имеет тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения  в наемных рабочих государства  и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия, или сверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого довоспроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.

Сложность реформирования тоталитарной организации в России заключается  в том, что для ее осуществления  необходимо значительно поднять  уровень оплаты труда наемной  рабочей силы, для чего нужны обширные капиталовложения. В то же время  для повышения эффективности  экономики также необходимы значительные дополнительные инвестиции. Повысить уровень инвестирования экономики  для ее модернизации и одновременно повысить оплату труда всей массе  наемных работников без больших  иностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой России требуется новая и мощная система мобилизации наемного персонала, который должен работать лучше, чем при социализме, за значительно меньше дореформенной оплату труда.

Неустойчивость сложившейся  ситуации затрудняет процессы демократизации России и создает условия для  усиления в стране авторитаризма.

Авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска  по «сильной руке» усиливается ходом  и направленностью реформ, за которые  подавляющему большинству населения  приходится платить слишком большую  цену. В результате реформ образовался  в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса»  ведет к росту авторитарных настроений. По данным правительства в 2004 г. разница  в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных людей в России составляла 14,1 раза, в 2005 г. – 14,8 раза. То есть наблюдается  не сокращение, а увеличение разрыва, который становится опасным. В развитых государствах разрыв составляет 4-7 раз. Исследователи считают, что при  разнице в доходах в 7 раз в  социально-экономической сфере начинают происходить позитивные качественные изменения, свидетельствующие о  необратимости перемен.

Проблема демократии не особенно актуальна в бедной стране, где  люди больше думают о выживании, чем  о соблюдении прав человека. Люди, привыкшие  все необходимое получать от государства, не знают, что делать со свободой, которую  им обещают правые партии. Еще Г.П. Федотов, говоря о выборе России в  октябре 1917 года, отмечал, что русский  народ предпочел свободе государственную  мощь. «Сознательно или бессознательно он сделал свой выбор между национальным могуществом и свободой. Поэтому  он несет ответственность за свою судьбу».

Свобода, не подкрепленная  материальной составляющей, которую  должно обеспечить социальное государство, является обузой для человека. Для  того, чтобы хорошо жить в условиях свободы, необходимо проявлять инициативу, повышать профессиональный уровень, не надеяться на помощь государства, а самому, по возможности, решать жизненные проблемы. Для этого необходима психологическая готовность личности, а также помощь со стороны государства, которое с помощью правовых норм должно обеспечить реализацию свободы гражданина в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах. Соответствующим образом должны работать политические институты и бюрократия, которая в российских условиях является главным препятствием на пути становления демократических свобод.

Чувство неудовлетворенности  в обществе объясняется не только неадекватным решением проблемы социальной справедливости, но и унижением чувства  национального достоинства россиян, оскорбленного чувства патриотизма, которое всегда составляло фундамент  духовной жизни России.

Усиление авторитарных тенденций  в политическом режиме России обусловлены  принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальные рычаги воздействия на его политику у других ветвей власти серьезно ограничены.

Усилению авторитарных тенденций  способствуют так же такие факторы, как:

- распространение терроризма;

- перманентный рост преступности;

- природные катаклизмы;

- этнорегиональные и конфессиональные конфликты;

- нестабильность ситуации  внутри правящих элит;

- военные действия в  Чечне.

Надо отметить, что тенденции  к авторитаризму усиливаются, когда  перед обществом стоят качественно  новые задачи, требующие времени  и большого напряжения всех социальных ресурсов.

Озабоченность по поводу российского  авторитаризма А. Яковлев высказал следующим образом: «В силу многолетних  традиций авторитарность в нашей  стране перенасыщена психологией нетерпимости и догматизмом, не приемлющими перемен. Отсюда и тоска по Ленину, Сталину, Андропову, и возврат старого гимна, и новая цензура, и активность льстецов, и предложение восстановить памятник Дзержинскому, и обманчивые надежды на военных, способных, якобы, «навести порядок». Видимо у новой правящей элиты явно не хватает времени заглянуть в реальную историю страны».

В рамках российской политической системы уживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить о двойственности современного политического режима.

Примерно до середины 1990-х  гг. господствующей тенденцией было движение страны в направлении представительной демократии. Конкретными проявлениями такой политики явилась высокая  политическая активность граждан, формирование легальной оппозиции, децентрализация  власти, становление системы выборов. Однако, эти достоинства превратились в собственную противоположность: демократизм – в популизм, антибюрократизм – в непрофессионализм, децентрализация – в «парад суверенитетов». Решительным шагом на пути к демократии является переход к выборной системе формирования власти. Свободные альтернативные выборы сохраняют потенциал для превращения российской демократии из режимной в реальную. Голоса избирателей являются важнейшим ресурсом режимной системы.

Политика Ельцина Б.Н.

В сегодняшней России ни один политик не может построить  или завоевать власть без использования  голосов в качестве ресурса. В  то же время современная политическая практика создает институты, которые  формально являются демократическими, но не несут ответственности перед  обществом. Так, политические партии, в  основном, осуществляют связи с элитой и мобилизуют идеологические и политические ресурсы на межэлитную борьбу. Конституция 1993 г., закрепив власть Б. Ельцина, установила  «демократический по форме, но авторитарный по содержанию политический режим». Так, осуществление власти в современной России в 1990-х гг. было связано с рядом особенностей, входящих в противоречие с конституционными положениями.

Среди основных следует выделить следующие особенности:

- гипертрофия властных  прерогатив президента за счет  ограничения полномочий других  институтов;

- номинальность разделения  властей - законодательной и исполнительной, центральной и региональной, приводящая  к их политической борьбе за  влияние на политические, экономические,  социальные и иные ресурсы  власти;

- неэффективность государства  как основного социального института,  непосредственно управляющего обществом,  его неспособность обеспечить  консенсус по основополагающим  вопросам общественной жизни,  решить проблемы бедности;

- сочетание форм авторитарно-олигархического  правления с элементами демократической  процедуры, в частности с выборами  и многопартийностью;

- фактическая подконтрольность  правительства только президенту  и его полная зависимость от  политической конъюнктуры, а не  результатов деятельности, в результате  чего происходила кадровая чехарда  порой без соотношения с качеством  работы правительства;

- множественность режимов  (частичное соблюдение демократических  процедур на федеральном уровне  и авторитаризм в ряде регионов);

- концентрация власти  в руках узкого круга лиц  из номенклатуры и крупных  собственников, разбогатевших нелегитимными  методами, что приводило к использованию  криминальных методов государственно-управленческой  и хозяйственной деятельности;

- значительная укорененность неформальных властных отношений, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии;

- малочисленность и организационная  слабость партий, лишенных социальной  базы и неспособных эффективно  выполнять основную функцию - посредника между властью и  обществом;

- широкие масштабы лоббистской  деятельности, нерегулируемой законодательными  актами и неподконтрольной обществу;

- неразвитость системы  местного самоуправления, зависимого  от региональных элит;

- отсутствие в обществе  единой идейно-ценностной и нормативной  систем, которые позволяли бы  гражданам ориентировать свое  поведение. 

Политика Путина В.В.

Новый политический режим, связанный  с именем нового президента, стал формироваться  после президентских выборов 2000 г. Но еще до выборов стал проявляться  политический стиль нового лидера, который в значительной степени  определил методы и способы осуществления  власти. Подтверждая приверженность демократической направленности преобразований, В. Путин в то же самое время  демонстрировал решительность при  нейтрализации влияния на власть тех олигархов, которые финансировали  и контролировали СМИ, развязавшие  против президента пиар-кампанию. Эти  события породили беспокойство по поводу положения независимых средств  массовой информации в России. В  ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Президент России акцентирует  внимание на создании условий для  высокого уровня жизни в стране, «жизни безопасной, свободной и комфортной», которая возможна только при зрелой демократии и развитом гражданском  обществе. Стремление соответствовать  «гуманистическим ценностям, широким  возможностям личного и коллективного  успеха, выстраданным стандартам цивилизации» является, с точки зрения президента, приоритетной задачей России, как  страны европейской цивилизации.

Однако, ряд политологов отмечают несоответствие между официально заявляемыми целями политических преобразований и реальной политической практикой. Так, М. Урнов заявляет о расхождении «между декларируемыми намерениями создать систему устойчивой представительной демократии и постепенным свертыванием на практике начавших было формироваться важнейших элементов представительной демократии – ростков публичной политической конкуренции, осуществляемой по прозрачным и стабильным правилам». «Постепенно демократия превращается в России в конвенциональную ценность, олицетворяющую «все то хорошее», что есть «у них» на Западе, и вряд ли возможно у нас…»- многие учёные высказывают неверие в торжество демократии и среди них  В. Ачкасов. Некоторыми политологами стал использоваться термин «управляемая демократия» для характеристики современного политического режима. Данный термин - это косвенный индикатор происходящего. Между тем, существуют и прямые признаки отхода нынешней политической системы России от базовых принципов конкурентной политики. Так, практически консенсусно российским политологическим сообществом признаются в качестве таковых следующие признаки:

- резкое ослабление политического  влияния региональных элит и  большого бизнеса;

Информация о работе Недемократические тенденции в политическом режиме современной России