Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 00:17, доклад
Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью.
Федеральное министерство образования и науки
Российской федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Кубанский государственный университет
Филиал г. Горячий ключ
Юридический факультет
Кафедра уголовного права и криминологии
Доклад
На тему:
«Недемократические тенденции в политическом режиме современной России»
Горячий Ключ 2012
Введение
Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система России во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых - репрезентативность (представительность) власти, ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества.
Обеспокоенность значительной
части политологического
Недемократические тенденции в политическом режиме современной России
В современной России еще
сохранились некоторые
Сложность реформирования тоталитарной организации в России заключается в том, что для ее осуществления необходимо значительно поднять уровень оплаты труда наемной рабочей силы, для чего нужны обширные капиталовложения. В то же время для повышения эффективности экономики также необходимы значительные дополнительные инвестиции. Повысить уровень инвестирования экономики для ее модернизации и одновременно повысить оплату труда всей массе наемных работников без больших иностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой России требуется новая и мощная система мобилизации наемного персонала, который должен работать лучше, чем при социализме, за значительно меньше дореформенной оплату труда.
Неустойчивость сложившейся ситуации затрудняет процессы демократизации России и создает условия для усиления в стране авторитаризма.
Авторитарность заложена
в традициях российского
Проблема демократии не особенно
актуальна в бедной стране, где
люди больше думают о выживании, чем
о соблюдении прав человека. Люди, привыкшие
все необходимое получать от государства,
не знают, что делать со свободой, которую
им обещают правые партии. Еще Г.П.
Федотов, говоря о выборе России в
октябре 1917 года, отмечал, что русский
народ предпочел свободе
Свобода, не подкрепленная материальной составляющей, которую должно обеспечить социальное государство, является обузой для человека. Для того, чтобы хорошо жить в условиях свободы, необходимо проявлять инициативу, повышать профессиональный уровень, не надеяться на помощь государства, а самому, по возможности, решать жизненные проблемы. Для этого необходима психологическая готовность личности, а также помощь со стороны государства, которое с помощью правовых норм должно обеспечить реализацию свободы гражданина в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах. Соответствующим образом должны работать политические институты и бюрократия, которая в российских условиях является главным препятствием на пути становления демократических свобод.
Чувство неудовлетворенности
в обществе объясняется не только
неадекватным решением проблемы социальной
справедливости, но и унижением чувства
национального достоинства
Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г. Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальные рычаги воздействия на его политику у других ветвей власти серьезно ограничены.
Усилению авторитарных тенденций способствуют так же такие факторы, как:
- распространение терроризма;
- перманентный рост
- природные катаклизмы;
- этнорегиональные и конфессиональные конфликты;
- нестабильность ситуации внутри правящих элит;
- военные действия в Чечне.
Надо отметить, что тенденции
к авторитаризму усиливаются, когда
перед обществом стоят
Озабоченность по поводу российского авторитаризма А. Яковлев высказал следующим образом: «В силу многолетних традиций авторитарность в нашей стране перенасыщена психологией нетерпимости и догматизмом, не приемлющими перемен. Отсюда и тоска по Ленину, Сталину, Андропову, и возврат старого гимна, и новая цензура, и активность льстецов, и предложение восстановить памятник Дзержинскому, и обманчивые надежды на военных, способных, якобы, «навести порядок». Видимо у новой правящей элиты явно не хватает времени заглянуть в реальную историю страны».
В рамках российской политической системы уживаются как демократические, так и недемократические методы осуществления власти, что позволяет говорить о двойственности современного политического режима.
Примерно до середины 1990-х гг. господствующей тенденцией было движение страны в направлении представительной демократии. Конкретными проявлениями такой политики явилась высокая политическая активность граждан, формирование легальной оппозиции, децентрализация власти, становление системы выборов. Однако, эти достоинства превратились в собственную противоположность: демократизм – в популизм, антибюрократизм – в непрофессионализм, децентрализация – в «парад суверенитетов». Решительным шагом на пути к демократии является переход к выборной системе формирования власти. Свободные альтернативные выборы сохраняют потенциал для превращения российской демократии из режимной в реальную. Голоса избирателей являются важнейшим ресурсом режимной системы.
Политика Ельцина Б.Н.
В сегодняшней России ни один политик не может построить или завоевать власть без использования голосов в качестве ресурса. В то же время современная политическая практика создает институты, которые формально являются демократическими, но не несут ответственности перед обществом. Так, политические партии, в основном, осуществляют связи с элитой и мобилизуют идеологические и политические ресурсы на межэлитную борьбу. Конституция 1993 г., закрепив власть Б. Ельцина, установила «демократический по форме, но авторитарный по содержанию политический режим». Так, осуществление власти в современной России в 1990-х гг. было связано с рядом особенностей, входящих в противоречие с конституционными положениями.
Среди основных следует выделить следующие особенности:
- гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов;
- номинальность разделения
властей - законодательной и
- неэффективность государства
как основного социального
- сочетание форм авторитарно-
- фактическая подконтрольность
правительства только
- множественность режимов
(частичное соблюдение
- концентрация власти
в руках узкого круга лиц
из номенклатуры и крупных
собственников, разбогатевших
- значительная укорененность неформальных властных отношений, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии;
- малочисленность и
- широкие масштабы лоббистской
деятельности, нерегулируемой
- неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит;
- отсутствие в обществе
единой идейно-ценностной и
Политика Путина В.В.
Новый политический режим, связанный
с именем нового президента, стал формироваться
после президентских выборов 2000
г. Но еще до выборов стал проявляться
политический стиль нового лидера,
который в значительной степени
определил методы и способы осуществления
власти. Подтверждая приверженность
демократической направленности преобразований,
В. Путин в то же самое время
демонстрировал решительность при
нейтрализации влияния на власть
тех олигархов, которые финансировали
и контролировали СМИ, развязавшие
против президента пиар-кампанию. Эти
события породили беспокойство по поводу
положения независимых средств
массовой информации в России. В
ежегодных Посланиях
Однако, ряд политологов отмечают несоответствие между официально заявляемыми целями политических преобразований и реальной политической практикой. Так, М. Урнов заявляет о расхождении «между декларируемыми намерениями создать систему устойчивой представительной демократии и постепенным свертыванием на практике начавших было формироваться важнейших элементов представительной демократии – ростков публичной политической конкуренции, осуществляемой по прозрачным и стабильным правилам». «Постепенно демократия превращается в России в конвенциональную ценность, олицетворяющую «все то хорошее», что есть «у них» на Западе, и вряд ли возможно у нас…»- многие учёные высказывают неверие в торжество демократии и среди них В. Ачкасов. Некоторыми политологами стал использоваться термин «управляемая демократия» для характеристики современного политического режима. Данный термин - это косвенный индикатор происходящего. Между тем, существуют и прямые признаки отхода нынешней политической системы России от базовых принципов конкурентной политики. Так, практически консенсусно российским политологическим сообществом признаются в качестве таковых следующие признаки:
- резкое ослабление
Информация о работе Недемократические тенденции в политическом режиме современной России