Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:19, реферат
Стороны конфликта: Армения, Азербайджан, НКАО азербайджанской ССР, Нагорно-Карабахская республика.
Третьи стороны: СССР, Россия, Иран, Турция, США, Грузия, минская группа ОБСЕ (страны-сопредседательницы - Россия, США, Франция).
Нагорно-карабахский конфликт
Часть 1.
Стороны конфликта: Армения, Азербайджан, НКАО азербайджанской ССР, Нагорно-Карабахская республика.
Третьи стороны: СССР, Россия, Иран, Турция, США, Грузия, минская группа ОБСЕ (страны-сопредседательницы - Россия, США, Франция).
Цели и интересы участников конфликта и процесса урегулирования:
Армения: Присоединение НКАО к своей территории – восстановление исторической справедливости. Признание права народа Карабаха на самоопределение и признание НКР как государства. Прекращение изоляции Армении в регионе и налаживание отношений с соседями.1
Азербайджан: сохранение территориальной целостности и мирное сосуществование армянской и азербайджанской общин на территории Нагорного Карабаха. Контроль над экономическим потенциалом территории.
НКАО: Отделение Нагорного Карабаха от Азербайджана и присоединение к Армении. Этническое большинство составляют армяне.
НКР: Признание мировым сообществом НКР суверенным государством. Экономическое развитие государства.
СССР: Сохранение статус-кво Нагорного Карабаха, так как пример изменения границ мог повлечь за собой и другие трансформации в рамках республик Советского Союза. Однако это не уберегло союз от распада, а скорее способствовало.
Россия: Сперва «проармянская» позиция, с целью недопущения усиления позиций США и Турции в регионе. В последние несколько лет отношение становится более нейтральным2, но для Армении Россия является единственным союзником в регионе.
Иран: Посредством Еревана усилить свои позиции на Ближнем Востоке и истощить силы Турции, не допустить закрепление США в регионе и обеспечить прохождение маршрута нефтепровода через свою территорию.
Турция: Проазербайджанская позиция. Во-первых, сильное азербайджанское лобби в Турции («братские» народы), во-вторых, исторические антиармянские настроения, в-третьих, геополитическое укрепление своих позиций в регионе.3
США: Проазербайджанская позиция с целью геополитического закрепления на Кавказе. Во-первых, выгодный маршрут нефтепровода из Ирана в Европу (Набукко), во-вторых, после развала СССР необходимо было заполнить вакуум силы в регионе Кавказа и ближнего и среднего Востока в целом.4 В последние несколько лет занимает двойственную позицию.
Грузия: Проазербайджанская позиция, так как Грузия находится в схожей ситуации – территориальная целостность нарушена и на территории существует два «мало кем признанных» государства. Грузия ко всему прочему союзник США.
Процесс урегулирования:
1 июня 1992 – создание минской группы. По сути де-факто уже сложившейся.5
5 мая 1994 — при посредничестве
группы государств СНГ парламентские структуры Азербайджана,
9 мая 1994 — полномочный представитель президента России в Нагорном Карабахе Владимир Казимиров подготовил «Соглашение о бессрочном прекращении огня», которое в этот же день в Баку подписал от Азербайджана министр обороны Мамедрафи Мамедов.
10 мая 1994 — «Соглашение» в Ереване подписал от Армении министр обороны Серж Саркисян.
11 мая 1994 — «Соглашение» в Степанакерте подписал от Нагорно-Карабахской Республики командующий армией Самвел Бабаян.
Данное «Соглашение» вступило в силу в полночь 12 мая 1994 года.
5-6 декабря 1994 – на саммите ОБСЕ в Будапеште учреждается сопредседательство Минской группы. Карабахский миротворческий мандат подтвержден.
6 января 1995 - Россия становится сопредседателем Минской группы ОБСЕ совместно с Швецией.
21 апреля 1995 - Финляндия заменяет Швецию в качестве сопредседателя Минской группы.
2-3 декабря 1996 - Лиссабонский саммит ОБСЕ. Армения блокирует заключительную декларацию, подтверждающую территориальную целостность Азербайджана и определяющую правой статус Нагорного Карабаха, основанном на самоопределении, предоставляющем Нагорному Карабаху самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана.
1 января 1997 - Франция заменяет Финляндию в качестве сопредседателя Минской группы.
14 февраля 1997 - США приняты в качестве третьего сопредседателя Минской группы.
29 августа 1997 - Подписан Российско-армянский договор о дружбе.
20-24 сентября 1997 - Посредники Минской группы представляют новый план по мирному урегулированию.
25 апреля 1999 – президент Армении Роберт Кочарян и президент Азербайджана Гейдар Алиев проводят первую двустороннюю встречу в Вашингтоне.
11октября 1999 - Гейдар Алиев и Роберт Кочарян встречаются на границе между Нахичеванью и Арменией.
26 января 2001 Гейдар Алиев и Роберт Кочарян встречаются в Париже.
4-5 марта 2001 - Алиев и Кочарян снова встречаются в Париже.
3-7 апреля 2001 - Мирные переговоры в Ки-Уэсте, штат Флорида, США.
22 июня 2001 - Минская группа проводит консультации на Мальте.
10-12 июля 2001 - Представители Минской группы посетили регион конфликта.
1 августа 2001 - Сопредседатели встретились с Гейдаром Алиевым и Робертом Кочаряном в Сочи.
12-15 мая 2002 - Заместители министров иностранных дел Азербайджана и Армении провели в Праге переговоры по карабахскому урегулированию под эгидой Минской группы ОБСЕ.
14 августа 2002 - Президенты Гейдар Алиев и Роберт Кочарян встречаются на границе Азербайджана и Армении.
8 июля 2003 - Министры обороны Армении и Азербайджана встречаются на границе, договариваются о мерах по предотвращению обстрелов на линии прекращения огня.
23 июля 2003 - Азербайджан обращается в Совет Безопасности ООН с официальной жалобой на Армению, обвиняя ее в нарушенях режима перемирия. Армения отрицает причастность к обстрелам.
11 декабря 2003 - Встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна в Женеве.
29 января 2004 - Баку соглашается на открытие железнодорожного сообщения через Нахичевань в Ереван в обмен на освобождение оккупированных вокруг Карабаха районов Азербайджана. Армения отказывается от этого плана.
5 февраля - Президент Азербайджана Ильхам Алиев совершил визит в Москву.
24 марта 2004 - Ильхам Алиев предупреждает Турцию, что открытие ее границ с Арменией, сделает решение нагорно-карабахского конфликта невозможным.
13 апреля 2004 - Ильхам Алиев совершил официальный визит в Турцию. Главная тема обсуждения - проблема Нагорного Карабаха.
14 мая 2004 - Роберт Кочарян посетил Москву, где обсудил вопрос Карабаха с президентом Владимиром Путиным.
21 июня 2004 - В Праге состоялась встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана Вартана Осканяна и Эльмара Мамедьярова, на которой обсуждались вопросы карабахского урегулирования.
30 августа 2004 - В Праге состоялась очередная встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана.
15 сентября 2004 - Президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Роберт Кочарян провели в Астане встречи тет-а-тет, а также с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. По сообщениям, обсуждались предложения по возвращению беженцев в оккупированные районы Азербайджана.
15 мая 2005 - В Варшаве прошла встреча между президентами Азербайджана и Армении.
27 мая 2005 - В Казани в рамках саммита глав государств-членов СНГ прошла встреча президентов Азербайджана и Армении.
Январь 2006 — согласно заявлениям официальных источников, новое предложение МГ ОБСЕ рассматривает проведение референдума для определения статуса Нагорного Карабаха, и вывод армянских войск с сопредельных Нагорным Карабахом территории.
10 февраля 2006 — в Париже, в замке Рамбуйе состоялась встреча за закрытыми дверями президентов Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна. Никаких договорённостей достигнуть не удалось.
15-17 мая 2007 — в Исламабаде, на 34-й сессии Совета министров иностранных дел стран-участниц Организации Исламская Конференции принята резолюция № 7/34-P, рассматривающая оккупацию азербайджанских территорией как агрессию Армении против Азербайджана, признающая действия против азербайджанских мирных жителей преступлением против человечности и осуждающая разрушение археологических, культурных и религиозных памятников на оккупированных территориях.
29 ноября 2007 — в Мадриде сопредседатели Минской группы ОБСЕ представили президентам Армении и Азербайджана базовые принципы мирного урегулирования карабахского конфликта, получившие название «мадридские принципы».
4 марта 2008 — на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск в Мардакертском районе произошли вооружённые столкновения, самые крупные с момента заключения перемирия; убито по меньшей мере 4 военнослужащих.
14 марта 2008 — на 62-ой сессии Генассамблеи ООН принята декларация «О положении на оккупированных территориях Азербайджана», осуждающая оккупацию территории Азербайджана и признающая его территориальную целостность.
1 августа 2008 — американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ раскрывает конфиденциальные подробности документа урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Согласно Мэтью Брайза «Будет проведен референдум, на котором определятся сами карабахцы» и «Жители Нагорного Карабаха сами решат, пойдет ли республика под юрисдикцию Азербайджана или получит независимость».Официальный Баку не отрицая это, заявляет лишь, что референдум в Карабахе возможен через 15 или 20 лет.7
6 сентября 2008 года президент Турции Абдулла Гюль приехал в Ереван по приглашению президента Армении Сержа Саргсяна. Формальным поводом послужил футбольный матч чемпионата мира между Арменией и Турцией.
2 ноября 2008 — в Подмосковье президентами Азербайджана, России и Армении подписана декларация по Нагорному Карабаху.
10 октября 2009 года главы МИД Турции и Армении Ахмет Давутоглу и Эдвард Налбандян подписали в Цюрихе (Швейцария) «Протокол об установлении дипотношений» и «Протокол о развитии двусторонних отношений»
20 мая 2010 — на пленарной
сессии Европейского парламента принята
резолюция № 2216, призывающая к выводу
армянских войск со всех оккупированных
территорий Азербайджана и возвращению
туда беженцев и вынужденных переселенцев.8
Часть 2.
Теме нагорно-карабахского урегулирования было уделено большое внимание в этом году. Во-первых, этому способствовали непрекращающиеся нарушения режима прекращения огня в зоне соприкосновения азербайджанской армии, сил НКР, войск Армении.9 Во-вторых, ужесточилась риторика, как с армянской стороны, так и с азербайджанской. Лидеры стран, несмотря на частые встречи между собой, продолжают ругать и обвинять противоположную сторону в нежелании идти на компромисс. Объективно эти обвинения являются верными для обоих участников процесса, так как они продолжают настаивать на своих позициях. Президент Армении Серж Саргсян заявляет: «Наша деятельность должна быть направлена на то, чтобы не только Азербайджан, но и другие страны убедились в том, что Арцах – состоявшееся государство».10 А президент Азербайджана Ильхам Алиев ему «отвечает»: «Наши дети должны знать все это, должны знать, что нынешняя Армения располагается на исконных азербайджанских землях. Мало того, они еще хотят создать на нашей территории второе государство. Хотят создать на исторических азербайджанских землях второе армянское государство. Мы никогда не можем дать согласие на это, и мы восстановим территориальную целостность нашей страны. Любым путем!»11
Под «любым путем» можно рассмотреть два варианта – это либо мирный, либо военный. По мнению некоторых аналитиков12 военный вариант является настолько же вероятным, насколько и мирный. Однако, международные посредники в лице России, США и Франции стараются всевозможными способами этому препятствовать.13 Я считаю, что новый протокол номер 5 между Россией и Арменией к договору о российской военной базе на территории Республики Армения14, которые они заключили летом 2010 года, является как раз сдерживающим фактором. Азербайджан увеличивает расходы на оборонку до 2 млрд 511 млн манатов, тесно сотрудничает с Турцией в военном аспекте и модернизирует армию, но пока сегодня нельзя говорить о его военном превосходстве над Арменией. Но в случае военного конфликта с вероятностью 99% Турция поддержит «братский народ» Азербайджана.15 В таком случае, Россия скорее всего вступится за Армению в рамках ОДКБ, о чем заявил Д. Медведев во время своего визита в Баку. При таком варианте развязывание военных действий практически исключается, так как это не только подорвет стабильность всего Кавказа, но и всего мира. Но Россия также в последнее время применяет двухсторонний подход к проблеме – с одной стороны обещает защищать Армению, а с другой стороны заключает договор с Баку об увеличение объема закупок азербайджанского газа до 2 млрд куб. м. в год16 и ведут переговоры о продаже установок С-300. Азербайджанское месторождение газа «Шах-Дениз», кстати, на сегодняшний момент единственная альтернатива российскому газу в Европе.