Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:25, реферат
1. Национальное самосознание и национальная идея
2. Белорусская национальная идея
ТЕМА №10:
Национальная идея – выражение самосознания самобытной общности людей, основа государственной идеологии. Белорусская национальная идея.
1. Национальное самосознание и национальная идея
2. Белорусская
национальная идея
1. Национальное самосознание и национальная идея.
Каждый народ на определенной исторической ступени своего развития приходит к осознанию самого себя как социальной целостности.
Известный немецкий психолог и философ В. Вундт в своей работе «Проблемы психологии народов», изданной в начале ХХв.,утверждал, что народ выступает как носитель «духа целого», выражающегося в ритуалах, мифах, легендах, религиозных представлениях и искусстве. На основе такой духовной целостности, возникающей на общности экономики, социальных условий жизни, языка, культуры и религии, у народа и формируется этническое (позднее – национальное) самосознание и самоназвание.
Именно такое самопознание и самоназвание становится разграничителем, отделяющим один народ от другого, прежде всего – соседнего. Так в одном регионе мира появляются итальянцы, испанцы, и французы, в другом – шведы, датчане, финны, в третьем – украинцы, белорусы и русские.
Самосознание народа – явление многогранное. Оно включает в себя и самовосприятие, и самопредставление, и самоидентичность.
Но центральным звеном самосознания, его духовной доминантной является идея, представляющая собой форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта (индивида, группы, народа).
Национальная идея играет важнейшую созидательную роль в становлении национального самосознания народа. О ее сущностном содержании, идейном наполнении, способах реализации ведутся оживленные дискуссии в обществе. Она становится концентрированным воплощением его самобытности, мощным интегратором, способным консолидировать народ в единую социальную целостность. В силу этого она может быть только национальной, присущей исключительно данному народу - русскому, украинскому, белорусскому или польскому, а потому и воплощающей в себе его национальное своеобразие.
Великий русский писатель Ф.М. Достоевский отмечал,что без такой идеи не может существовать ни человек ни нация. Созданную и выраженную мысль о том, что данная общность людей является особым социальным субъектом – народом, нацией, в силу чего она считает себя в праве по собственному усмотрению строить свою внутреннюю жизнедеятельность и свои отношения с другими народами, принято называть национальной идеей.
Национальная идея в предельно сжатой форме подытоживает опыт исторического развития народа и одновременно содержит установку на направление его дальнейшего развития как общности.
Национальная идея белорусов формировалась на протяжении столетий по мере формирования белорусского этноса. Суть ее заключается в следующих словах: «Мы - белорусы, мы – народ, особая нация».
Формула «Мы - белорусы, мы – народ, особая нация» и есть наше послание миру. Этими словами, которые есть выражение самоидентификации общности, белорусы возвещают миру о себе как самобытном народе, именно как особой разновидности славяно-русской общности.
Указанный
смысл приведенной формулы
Смысл существования народа определяется теми базовыми ценностями его бытия, которые он создает, хранит и приумножает и в которых он сам развивается. В национальной белоруской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны.
Для белорусов смыслом их бытия стало стремление реализовать себя в качестве народа, имеющего черты подобия и различия с другими славяно-русскими народами, создать и развить собственную национальную государственность.
Национальная
идея, как правило, формируется в
контексте традиций национальной культуры,
ибо традиция – это способ бытия
и воспроизводства элементов
социального и культурного
Традиция
характеризует связь настоящего
и прошлого, выступая своего рода посредником
междусовременностью и прошлым,
механизмом хранения и передачи образцов,
приемов и навыков
По
мысли доктора филологических наук,
профессора В.В. Нефедова, настоящему
белорусу присуще понимание как
своей коренной, врожденной русскости,
так и собственной
В.М. Межуев
в России и Л.Е.Криштопович в
Белоруси акцентируют внимание на том,
что суть и смысл национальной идеи состоит
не только в том, что отличает один народ
от другого, но и в том, что связывает, объединяет
его с другими народами в пределах
той или иной цивилизационной общности.
2. Белорусская национальная идея.
Белорусская национальная идея начала складываться в процессе формирования белорусской нации, которая не обладала в то время своей государственностью, а занимала территорию, входящую в состав Российской империи на правах ее окраины, Северо-западного края. Белорусскому народу, ощущавшему на себе тяжесть национального и социального угнетения, еще предстояло осознать себя национальной целостностью, встать в ровень с другими народами на путь обретения национальной независимости самостоятельной государственности. Впервые представление о белорусах как особой нации и в связи с этим об их праве самим распоряжаться своей судьбой было заявлено белорусскими народниками в 1884 году в изданных ими в Петербурге двух номерах журнала «Гомон».
Этим обстоятельством и объясняется своеобразие выражения национальной идеи белорусского народа впервые получившей отчетливое воплощение в начале ХХ в.
В
знаменитом стихотворении Я.
Суть белорусской идеи заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия и борьбы белорусского народа, его национальной идентичности и самобытности, генетических истоков, исторического предназначения, идей сосуществования, основаниях уникальности, особенностях национального характера, геопалитического положения и роли в глобализационных процессах современности.
Становлению белорусской идеи способствовали: своеобразная диффузия, интеграция духовного опыта западно-европейской и русской традиций в культуре Беларуси; гуманистические идеи в белорусской философской мысли (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий); философская трактовка и обоснование идей белорусского самосознания в начале ХХ в. (К. Калиновский, Ф. Богушевич, Я. Колас, Я. Купала, М. Богданович, В. Ластовский).
Поэт М. Богданович активно выступал за необходимость сохранения и упрочнения самобытности национального самосознания и культуры белорусского народа, его родного языка, он вместе с тем отмечал общность исторических корней белорусского народа и его культуры с исторической судьбой русского и украинского народа. Однако единство исторических корней не дает оснований считать белорусов частью русского народа, а белорусскую культуру – ответвлением культуры русской. И то и другое представляют собой явления национально самобытные, обладающие только им присущими традициями, специфическими особенностями.
Если выстроить воедино высказанные Я. Купалой и М. Богдановичем суждения о специфических особенностях белорусского народа, его духовных исканиях и стремлениях в одну линию, то вырисовывается вполне определенная логика в формулировании и развитии белорусской национальной идеи. Согласно чего, национальную идею можно выразить в словах «Мы – белорусы, мы –народ, особая нация».
Кроме
того в процессе развития
В Беларуси на передний план в национально- возрожденческом движении выдвигается проблема осуществления национальной государственности.
Итак, национальная белорусская идея в ХХ в. получила реальное воплощение: белорусский народ завершил консолидацию в единую нацию, обрел государственность. Белорусская Народная Республика, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Республика Беларусь – вот реальные шаги становления белорусской государственности. И если первая из республик государственность белорусов декларировала, но не обеспечила, вторая государственность реализовала, но в ограниченных масштабах, то третья стала воплощением подлинной, реализованной в полном объеме в общепризнанных международным сообществом рамках белорусской государственности.
Современная
волна национального
Национальная
идея является источником
Проблема современного самоопределения белорусского этноса приобретает особую значимость.
Современное понимание национальной белорусской идеи не ограничивается консолидацией белорусов в единую, целостную нацию или признанием необходимости государственной независимости и суверенитета Беларуси, а включает в себя в качестве важнейшего компонента понимание процветания страны и ее народа.
Белорусская
национальная идея должна сливаться
с идеей белорусской
Важно, чтобы белорусы сохранили свою самобытность и достоинство, которые позволяли черпать силы для дальнейшего уверенного движения по пути прогресса, чтобы стремлении е к высокой духовности, трудовой хпрактер народа созидателя умножались, наполнялись новым содержанием.
В национальной идее формулируется ключевая ценность и образ цели, к которой стремится народ на основе четкого осознания принципиальных возможностей данного общества, в котором вызревает и реализуется идея, превращающаяся в идеал.
Сильная и процветающая Беларусь – такими словами может быть представлен национально-государственный идеал белорусского народа.
В этом
должна состоять сущность белорусской
национальной идеи.
1. Бабосов Е.М.
Идеология белорусской
2. Козляков В.Е. Основы идеологии белорусского государства: учеб. Пособие для студентов старших курсов всех специальностей. Мн.: БГТУ, 2005г.
3. Яскевич Я.С. Основы идеологии белорусского государства: курс интенсив. подгот./ 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2009г.