Национальное самосознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 14:25, реферат

Описание работы

1. Национальное самосознание и национальная идея
2. Белорусская национальная идея

Работа содержит 1 файл

Копия Идеология. Реферат.doc

— 50.50 Кб (Скачать)
 
 
 

ТЕМА  №10:

Национальная  идея – выражение самосознания самобытной общности людей, основа государственной  идеологии. Белорусская национальная идея.

                                                       ПЛАН

1. Национальное  самосознание и национальная  идея

2. Белорусская  национальная идея 

1. Национальное  самосознание и национальная идея.

      Каждый народ на определенной исторической ступени своего развития приходит к осознанию самого себя как социальной целостности.

Известный немецкий психолог и философ В. Вундт в своей работе «Проблемы психологии народов», изданной в начале ХХв.,утверждал, что народ выступает как носитель «духа целого», выражающегося в ритуалах, мифах, легендах, религиозных представлениях и искусстве. На основе такой духовной целостности, возникающей на общности экономики, социальных условий жизни, языка, культуры и религии, у народа и формируется этническое (позднее – национальное) самосознание и самоназвание.

Именно  такое самопознание и самоназвание становится разграничителем, отделяющим один народ от другого, прежде всего – соседнего. Так в одном регионе мира появляются итальянцы, испанцы, и французы, в другом – шведы, датчане, финны, в третьем – украинцы, белорусы и русские.

Самосознание  народа – явление многогранное. Оно включает в себя и самовосприятие, и самопредставление, и самоидентичность.

Но центральным  звеном самосознания, его духовной доминантной является идея, представляющая собой форму постижения в мысли объективной реальности и самого субъекта (индивида, группы, народа).

Национальная идея играет важнейшую созидательную роль в становлении национального самосознания народа. О ее сущностном содержании, идейном наполнении, способах реализации ведутся оживленные дискуссии в обществе. Она становится концентрированным воплощением его самобытности, мощным интегратором, способным консолидировать народ в единую социальную целостность. В силу этого она может быть только национальной, присущей исключительно данному народу -  русскому, украинскому, белорусскому или польскому, а потому и воплощающей в себе его национальное своеобразие.

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский  отмечал,что без такой идеи не может существовать ни человек ни нация. Созданную и выраженную мысль  о том, что данная общность людей  является особым социальным субъектом – народом, нацией, в силу чего она считает себя в праве по собственному усмотрению строить свою внутреннюю жизнедеятельность и свои отношения с другими народами, принято называть национальной идеей.

Национальная  идея в предельно сжатой форме  подытоживает опыт исторического развития народа и одновременно содержит установку на направление его дальнейшего развития как общности.

Национальная  идея белорусов формировалась на протяжении столетий по мере формирования белорусского этноса. Суть ее заключается  в следующих словах: «Мы  - белорусы, мы – народ, особая нация».

Формула «Мы  - белорусы, мы – народ, особая нация» и есть наше послание миру. Этими  словами, которые  есть выражение  самоидентификации общности, белорусы возвещают миру о себе как самобытном народе, именно как особой разновидности славяно-русской общности.

 Указанный  смысл приведенной формулы есть  непременный компонент национального  самосознания белорусов.

Смысл существования народа определяется теми базовыми ценностями его бытия, которые он создает, хранит и приумножает и в которых он сам развивается. В национальной белоруской идее воплощается историческое стремление белорусского  народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны.

Для белорусов  смыслом их бытия стало стремление реализовать себя в качестве народа, имеющего черты подобия и различия с другими славяно-русскими народами, создать и развить собственную национальную государственность.

Национальная  идея, как правило, формируется в  контексте традиций национальной культуры, ибо традиция – это способ бытия  и воспроизводства элементов  социального и культурного наследия, норм поведения, мировоззренческих установок,форм сознания и человеческого общения.

Традиция  характеризует связь настоящего и прошлого, выступая своего рода посредником  междусовременностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности.

По  мысли доктора филологических наук, профессора  В.В. Нефедова, настоящему белорусу присуще понимание как  своей коренной, врожденной русскости, так и собственной самобытности.

В.М. Межуев в России и Л.Е.Криштопович в  Белоруси акцентируют внимание на том, что суть и смысл национальной идеи состоит не только в том, что отличает один народ от другого, но и в том, что связывает, объединяет его с другими народами  в пределах той или иной цивилизационной общности.  

2. Белорусская  национальная идея.

          Белорусская национальная идея начала складываться в процессе формирования белорусской нации, которая не обладала в то время своей государственностью, а занимала территорию, входящую в состав Российской империи на правах ее окраины, Северо-западного края. Белорусскому народу, ощущавшему на себе тяжесть национального и социального угнетения, еще предстояло осознать себя национальной целостностью, встать в ровень с другими народами на путь обретения национальной независимости самостоятельной государственности. Впервые представление о белорусах как особой нации и в связи с этим об их праве самим распоряжаться своей судьбой было заявлено белорусскими народниками в 1884 году в изданных ими в Петербурге двух номерах  журнала «Гомон».

Этим  обстоятельством и объясняется своеобразие выражения национальной идеи белорусского народа впервые получившей отчетливое воплощение в начале ХХ в.

 В  знаменитом стихотворении Я. Купалы. На вопрос « А хто там iдзе» песняр дал вполне определенный и однозначный ответ – «беларусы». Именно в этом слове заключалась тогда главная идея национального самоопределения и государственного становления белорусского народа.

Суть  белорусской идеи заключается в  осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия и борьбы белорусского народа, его национальной идентичности и самобытности, генетических истоков, исторического предназначения, идей сосуществования, основаниях уникальности, особенностях национального характера, геопалитического положения и роли в глобализационных процессах современности.

Становлению белорусской идеи способствовали: своеобразная диффузия, интеграция духовного опыта  западно-европейской и русской  традиций в культуре Беларуси; гуманистические  идеи в белорусской философской  мысли (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий); философская трактовка и обоснование идей белорусского самосознания в начале ХХ в. (К. Калиновский, Ф. Богушевич, Я. Колас, Я. Купала, М. Богданович, В. Ластовский).

Поэт  М. Богданович активно выступал за необходимость  сохранения и упрочнения самобытности национального самосознания и культуры белорусского народа, его родного языка, он вместе с тем отмечал общность исторических корней белорусского народа и его культуры с исторической судьбой русского и украинского народа. Однако единство исторических корней не дает оснований считать белорусов частью русского народа, а белорусскую культуру – ответвлением культуры русской. И то и другое представляют собой явления национально самобытные, обладающие только им присущими традициями, специфическими особенностями.

Если  выстроить воедино высказанные  Я. Купалой и М. Богдановичем суждения о специфических особенностях белорусского народа, его духовных исканиях и  стремлениях в одну линию, то вырисовывается вполне определенная логика в формулировании и развитии белорусской национальной идеи. Согласно чего, национальную идею можно выразить в словах «Мы – белорусы, мы –народ, особая нация».

 Кроме  того в процессе развития белорусской  национальной идеи акцент постепенно  смещается от социокультурной  ориентированности национального самосознания на ориентированность национально-государственную.

В Беларуси на передний план в национально- возрожденческом движении выдвигается проблема осуществления национальной государственности.

Итак, национальная белорусская идея в ХХ в. получила реальное воплощение: белорусский народ завершил консолидацию в единую нацию, обрел государственность. Белорусская Народная Республика, Белорусская Советская Социалистическая Республика, Республика Беларусь – вот реальные шаги становления белорусской государственности. И если первая из республик государственность белорусов декларировала, но не обеспечила, вторая государственность реализовала, но в ограниченных масштабах, то третья стала воплощением подлинной, реализованной в полном объеме в общепризнанных международным сообществом рамках белорусской государственности.

Современная волна национального возрождения раскрывает существовавшие до этого многие тайны об истоках белорусской государственности, исторических событиях и личностях, утверждает величие нашего прошлого  и обосновывает веру в будущее белорусского народа как уникального субъекта  истории и органического компонента европейской и мировой цивилизации.

 Национальная  идея является источником духовного  обогащения, формирования гуманистического  мировоззрения, высоких гражданских качеств, возрождения исторической памяти и национального самосознания, чувства гражданской гордости и патриотизма, национально-культурного возрождения Беларуси.

Проблема  современного самоопределения белорусского этноса приобретает особую значимость.

 Современное понимание национальной белорусской идеи  не ограничивается консолидацией белорусов в единую, целостную нацию или признанием необходимости государственной независимости и суверенитета Беларуси, а включает в себя в качестве важнейшего компонента понимание процветания страны и ее народа.

Белорусская национальная идея должна  сливаться  с идеей белорусской государственности, национальной независимости.

Важно, чтобы белорусы сохранили свою самобытность и достоинство, которые позволяли черпать силы для дальнейшего уверенного движения по пути прогресса, чтобы стремлении е к высокой духовности, трудовой хпрактер народа созидателя умножались, наполнялись новым содержанием.

В национальной идее формулируется ключевая ценность и образ цели, к которой стремится народ на основе четкого осознания принципиальных возможностей данного общества, в котором вызревает и реализуется идея, превращающаяся в идеал.

Сильная и процветающая Беларусь – такими словами может быть представлен  национально-государственный идеал белорусского народа.

В этом должна состоять сущность белорусской  национальной идеи. 
 
 

                                      Список литературы 

1. Бабосов Е.М.  Идеология белорусской государственности  – идеология единения// Идеология белорусской государственности. Проблемы теории и практики. Мн. 1998г.

2. Козляков В.Е.  Основы идеологии белорусского  государства: учеб. Пособие для  студентов старших курсов всех  специальностей. Мн.: БГТУ, 2005г.

3. Яскевич Я.С.  Основы идеологии белорусского государства: курс интенсив. подгот./ 2-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2009г.


Информация о работе Национальное самосознание