Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:20, реферат
На взаимосвязь политики и морали решающее влияние оказывает характер
общества, переживаемая эпоха, господствующая социокультурная среда.
Для западной культуры, особенно с накоплением потенциала
индивидуализма и динамизма, характерно нарастание разграничения сфер
политики и морали, их взаимодействие как различающихся форм сознания и
деятельности. Спорят, сближаются и расходятся две основные позиции:
единство морали и политики и разделение границ политически значимого,
определение собственно политических критериев политической деятельности.
Мораль и политика
На взаимосвязь политики и морали решающее влияние оказывает характер
общества, переживаемая эпоха, господствующая социокультурная среда.
Для западной культуры, особенно с накоплением потенциала
индивидуализма и динамизма, характерно нарастание разграничения сфер
политики и морали, их взаимодействие как различающихся форм сознания и
деятельности. Спорят, сближаются и расходятся две основные позиции:
единство морали и политики и разделение границ политически значимого,
определение собственно политических критериев политической деятельности.
Одновременно для западной культуры было характерно и противоположное
направление политической мысли и практики: разделение политики и морали и
спор об их первенстве. В этом нашло выражение сложного и противоречивого
процесса деления власти, контроля и оценки одной власти другой и
предотвращение абсолютной власти в обществе . При коммунистическом
режиме в России мораль оказалась в основном подчиненной политике и под
влиянием авторитарной власти деформировалась, становясь односторонней.
Подчинение норм морали политике – результат особого ветвинравственно-
политического развития, характерного для запаздывающей модернизации.
Попытки заменить мораль политикой, нравственные авторитеты
политическими частично удались. Исчезла индивидуальность, начавшая быстро
развиваться в капиталистической России. Она выкорчевывалась единой для всех
идеей коммунизма, борьбой с постоянными врагами, враждебностью к
“несоциалистическому”, всеобщим обожанием и восторгом перед вождями.
Нравственная ценность человека как основа образа жизни оказалась
затоптанной
Являясь сферой социального выбора групп, индивидов, организаций,
политика ограниченно связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего,
значимость тех или иных локальных целей, определение средств и методов их
достижения основывается на моральных представлениях человека, группы о
добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.
1. Мораль и политика относятся к наиболее ранним социальным
регуляторам общественной жизни. Сближает их то, что и та и другая относятся
к сфере социального выбора, поэтому достаточно подвижны и изменчивы. Их
содержание обусловлено влияниями множества факторов, начиная от
исторических и социокультурных и кончая субъективными представлениями и
случаями.
2. Мораль и политика – это нормативные регуляторы жизнедеятельности
индивидов. Упорядочение поведения людей осуществляется при помощи
нравственных и политико-правовых норм (общих правил, эталонов, образцов
поведения), которые являются общеобязательными для всех людей. Однако
нравственные и политические нормы различаются способом формирования и
средствами реализации.
3. Различия и разногласия
Политика и мораль различаются способом формирования и средствами
реализации.
1. Сфера нравственных отношений – это в основном взаимосвязь между
отдельными личностями, требованиями к индивиду со стороны общества в целом,
отдельных групп, согласование личного интереса с общественным, утверждение
социального в индивидуальном. Политические отношения не призваны выражать
индивидуальность каждого, но конкретно выражают групповые интересы. Мораль
же выражает духовные и личностные потребности общества. Нормы морали
складываются на основе представления людей о добре и зле, совести,
справедливости. Они становятся обязательными для всех по мере осознания и
признания их большинством членов общества. Политические и правовые норма
устанавливаются государством и обычно фиксируются в законах, после их
опубликования им должны следовать все. Нормы морали не закрепляются в
специальных актах, а существуют в сознание людей. В большинстве случаев они
соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их
предписания, благодаря внутреннему убеждению и силе общественного мнения.
Политико-правовым нормам люди следуют добровольно лишь в зрелом гражданском
обществе, понимая их справедливость. Однако для их соблюдения государство
вправе применять средства принуждения.
2. Нравственные
нормы выступают в виде
свойственных для всех ситуаций. Политические и правовые нормы определяют
правила взаимоотношений государства и гражданского общества.
Нет универсальной модели
политики. Все зависит от характера господствующей морали и политики
Свое влияние на политику
лежит идея ненасилия. В 20 веке философия ненасилия проникает в российскую,
западную, американскую культуры.
3. Мораль и политика различаются механизмом воздействия на общество.
Мораль является разновидностью индивидуального регулирования, утверждения
социального в индивидуальном с помощью наиболее общих правил поведения. На
их основе обеспечивается
взаимосвязь отдельных
личного интереса с общественным. Политика же обращена к общественным или
групповым интересам, поэтому прямо не выражает индивидуальных потребностей.
Однако высокий
уровень мотивации
благодаря эффективности политики как социального института в решении
актуальных проблем, поскольку она опирается на институты власти.
Следовательно, несмотря на известные различия, политика и мораль дополняют
и взаимообеспечивают друг друга.
Ориентируясь на вечные ценности, мораль снижает эффективность и результативность политических решений. Ведь всякий раз при принятии решений лидерам, элитам приходится соизмерять их с нравственными нормами общества. Выход из этого замкнутого круга двести лет назад предложил президент США Т. Джефферсон,
который утверждал, что искусство управления состоит в искусстве быть
честным.
Особенность связи и противоречия политики и морали определяется также
типом социальных систем, образа жизни. Политика тоталитаристского типа
тяготеет к превращению нравственных отношений в производные от политических
целей и принципов. Политика в рамках правового государства имеет
ограниченную сферу. Столкновения политики и морали минимальны.
Государственная политика модернизирующегося общества, как правило,
имеет дело не с одной моралью: люди различаются во взглядах на нравственные
ценности. Но для цивилизованной государственной политики неприемлемо
насильственное утверждение норм гуманизма. Так, акцент только на правах и свободах, плюрализме, видение в старых принципах организации только
бюрократического централизма и тоталитаризма способствовали тому, что
распался СССР. Русские и славяне оказались разделенными границами.
Некоторые противоречия политики и морали исчезают или теряют остроту.
Основной источник
один социокультурный тип политической воли сталкивается с другим типом
нравственного императива. Поэтому в масштабах общества политические и
нравственные отношения сами по себе внутренне противоречивы. Источник
противоречий политики и морали заключается не только в их разном
функциональном назначении, но и в том, что политическая жизнь складывается
из столкновений разных идеологических течений, правительственного курса и
оппозиции ему, традиций, инноваций.
Поли́тика (греч. Πολιτική — полис (город — греч.) — искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, целей и содержания деятельности государства.
Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестьем, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.
Мораль должна быть положена в основу современной политики: институт власти, имеющий определяющее значение для общественной жизни не может быть безнравственным. Гитлер освободил немецкий народ и свою армию от «химеры» морали; фашистское государство просуществовало немногим больше десяти лет.
Н.А. Бердяев говорил о том, что государство принудительно поддерживает минимум добра и справедливости, потому что без этого минимума наступает хаос и "распадение исторических тел", без этого минимума добра и справедливости "государство не может быть сильным и устойчивым".
Список использованных источников
1. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
2. Жакунова Т. С. Политика и мораль. М., 1992.
3. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.
4. Г.А. Белов. Политология - М.: ЧеРо, 1998, 304с.
5. Р.Т. Мухаев. Основы политологии М.: Новая школа, 1996.-192с.