Мораль и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 21:20, реферат

Описание работы

На взаимосвязь политики и морали решающее влияние оказывает характер
общества, переживаемая эпоха, господствующая социокультурная среда.
Для западной культуры, особенно с накоплением потенциала
индивидуализма и динамизма, характерно нарастание разграничения сфер
политики и морали, их взаимодействие как различающихся форм сознания и
деятельности. Спорят, сближаются и расходятся две основные позиции:
единство морали и политики и разделение границ политически значимого,
определение собственно политических критериев политической деятельности.

Работа содержит 1 файл

Мораль и политика.docx

— 20.05 Кб (Скачать)

Мораль и  политика

  1. Взаимное влияние политики и морали в истории.

  На взаимосвязь  политики и морали решающее  влияние оказывает  характер

общества, переживаемая эпоха,  господствующая  социокультурная  среда.

       Для   западной   культуры,   особенно   с   накоплением    потенциала

индивидуализма  и  динамизма,  характерно  нарастание   разграничения   сфер

политики и морали, их  взаимодействие  как  различающихся  форм  сознания  и

деятельности.  Спорят,  сближаются  и  расходятся  две   основные   позиции:

единство морали  и  политики  и  разделение  границ  политически  значимого,

определение собственно политических критериев политической деятельности.

Одновременно для  западной культуры было характерно и  противоположное

направление политической мысли и практики: разделение политики  и  морали  и

спор об их первенстве. В этом нашло  выражение  сложного  и противоречивого

процесса  деления  власти,  контроля  и  оценки  одной   власти   другой   и

предотвращение абсолютной власти в обществе . При  коммунистическом

режиме в России мораль оказалась  в  основном  подчиненной  политике  и  под

влиянием  авторитарной  власти  деформировалась,  становясь   односторонней.

Подчинение  норм  морали  политике  –  результат  особого  ветвинравственно-

политического развития, характерного  для  запаздывающей  модернизации.

  Попытки   заменить   мораль   политикой,   нравственные    авторитеты

политическими частично удались. Исчезла  индивидуальность,  начавшая  быстро

развиваться в капиталистической  России. Она выкорчевывалась единой для всех

идеей  коммунизма,  борьбой   с   постоянными   врагами,   враждебностью   к

“несоциалистическому”,  всеобщим  обожанием  и  восторгом   перед   вождями.

Нравственная  ценность  человека   как   основа   образа   жизни   оказалась

затоптанной

  1. Общее в политике и морали

   Являясь сферой  социального  выбора  групп,  индивидов,  организаций,

политика ограниченно  связана с моралью. Выбор проектов  желаемого  будущего,

значимость тех  или иных локальных целей, определение  средств  и  методов  их

достижения основывается  на  моральных  представлениях  человека,  группы  о

добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.

       1.  Мораль  и  политика  относятся   к  наиболее   ранним   социальным

регуляторам общественной жизни. Сближает их то, что и та и  другая  относятся

к сфере социального  выбора, поэтому  достаточно  подвижны  и изменчивы.  Их

содержание   обусловлено   влияниями   множества   факторов,   начиная    от

исторических и социокультурных  и кончая  субъективными представлениями и

случаями.

       2. Мораль и политика – это  нормативные  регуляторы  жизнедеятельности

индивидов.  Упорядочение   поведения   людей   осуществляется   при   помощи

нравственных и  политико-правовых  норм  (общих  правил,  эталонов,  образцов

поведения),  которые  являются  общеобязательными  для  всех  людей.  Однако

нравственные  и  политические  нормы  различаются  способом  формирования  и

средствами реализации.

3. Различия  и разногласия

 Политика и  мораль  различаются  способом  формирования  и  средствами

реализации.

       1. Сфера нравственных отношений  – это в  основном  взаимосвязь   между

отдельными личностями, требованиями к индивиду со стороны  общества в  целом,

отдельных групп, согласование личного интереса с  общественным,  утверждение

социального в индивидуальном. Политические отношения  не  призваны  выражать

индивидуальность  каждого, но конкретно выражают групповые  интересы.  Мораль

же  выражает  духовные  и личностные  потребности общества.  Нормы морали

складываются  на  основе  представления  людей  о  добре  и  зле,   совести,

справедливости. Они  становятся обязательными для всех по  мере  осознания  и

признания их большинством членов общества.  Политические  и  правовые  норма

устанавливаются государством  и  обычно  фиксируются  в  законах,  после  их

опубликования им должны  следовать  все.  Нормы  морали  не  закрепляются  в

специальных актах, а существуют в сознание людей. В большинстве случаев они

соблюдаются  добровольно  на  основе  понимания  людьми  справедливости   их

предписания, благодаря  внутреннему убеждению и  силе  общественного  мнения.

Политико-правовым нормам люди следуют добровольно лишь в зрелом  гражданском

обществе, понимая их справедливость. Однако для их  соблюдения  государство

вправе применять  средства принуждения.

  2. Нравственные  нормы выступают в виде обобщенных  правил  поведения,

свойственных для всех ситуаций. Политические  и правовые  нормы определяют

правила  взаимоотношений  государства  и  гражданского  общества.

       Нет универсальной модели связи,  разграничений и противоречий  морали и

политики. Все зависит  от характера господствующей морали  и  политики

       Свое влияние на политику оказывает  и мораль  буддизма.  В  ее  основе

лежит идея ненасилия. В 20 веке философия ненасилия проникает  в  российскую,

западную, американскую культуры.

  3. Мораль и политика различаются механизмом воздействия на  общество.

Мораль является разновидностью  индивидуального  регулирования,  утверждения

социального в индивидуальном с помощью наиболее общих правил  поведения.  На

их основе обеспечивается взаимосвязь отдельных индивидов  путем  согласования

личного интереса с  общественным. Политика же  обращена  к общественным  или

групповым интересам, поэтому прямо не выражает индивидуальных  потребностей.

Однако высокий  уровень мотивации политического  участия  граждан  достигается

благодаря  эффективности  политики  как  социального  института  в   решении

актуальных  проблем,  поскольку   она   опирается   на   институты   власти.

Следовательно, несмотря на известные различия, политика и  мораль  дополняют

и взаимообеспечивают друг друга.

Ориентируясь на  вечные  ценности,  мораль  снижает  эффективность   и   результативность политических решений. Ведь всякий раз при принятии решений  лидерам,  элитам приходится соизмерять их с нравственными нормами общества.  Выход  из  этого замкнутого круга двести лет назад предложил  президент  США  Т.  Джефферсон,

который  утверждал,  что искусство управления  состоит в искусстве быть

честным.

Особенность связи  и противоречия политики и морали определяется также

типом социальных  систем,  образа  жизни.  Политика  тоталитаристского  типа

тяготеет к превращению  нравственных отношений в производные  от  политических

целей  и  принципов.  Политика  в   рамках   правового   государства   имеет

ограниченную сферу. Столкновения политики и морали минимальны.

    Государственная политика модернизирующегося  общества,  как правило,

имеет дело не с одной  моралью: люди различаются во взглядах на  нравственные

ценности.  Но  для  цивилизованной  государственной   политики   неприемлемо

насильственное утверждение  норм гуманизма. Так, акцент только  на  правах  и свободах,  плюрализме,  видение  в  старых  принципах   организации   только

бюрократического  централизма  и  тоталитаризма  способствовали  тому,   что

распался  СССР.  Русские  и  славяне   оказались   разделенными   границами.

Некоторые противоречия политики и морали исчезают или теряют  остроту.

       Основной источник противоречий  политики и морали состоит  в  том,  что

один социокультурный тип политической  воли  сталкивается  с другим  типом

нравственного  императива.  Поэтому  в  масштабах  общества  политические  и

нравственные  отношения  сами  по  себе  внутренне  противоречивы.  Источник

противоречий  политики  и  морали  заключается  не  только   в   их   разном

функциональном назначении, но и в том, что политическая  жизнь складывается

из столкновений разных идеологических течений,  правительственного  курса  и

оппозиции ему, традиций, инноваций.

   Поли́тика (греч. Πολιτική — полис (город — греч.) — искусство управления» государством, сообществом, межгосударственными отношениями) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, целей и содержания деятельности государства.

    Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестьем, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

                                 Заключение

Мораль должна быть положена в основу современной  политики: институт власти, имеющий  определяющее значение для общественной жизни не может быть безнравственным. Гитлер освободил немецкий народ  и свою армию от «химеры» морали; фашистское государство просуществовало  немногим больше десяти лет.

Н.А. Бердяев  говорил о том, что государство  принудительно поддерживает минимум  добра и справедливости, потому что  без этого минимума наступает  хаос и "распадение исторических тел", без этого минимума добра и  справедливости "государство не может быть сильным и устойчивым".

   Список использованных источников

1. Бердяев  Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.

2. Жакунова Т. С. Политика и мораль. М., 1992.

3. Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.

4. Г.А. Белов. Политология - М.: ЧеРо, 1998, 304с.

5. Р.Т. Мухаев. Основы политологии М.: Новая школа, 1996.-192с.

Информация о работе Мораль и политика