Молодежный экстремизм в России: причины и следствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:30, доклад

Описание работы

Одна из особенно актуальных отраслей знаний сегодняшнего дня – это социология молодежи. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России.

Работа содержит 1 файл

Политология_экстремизм в России.doc

— 80.00 Кб (Скачать)
 
 
 

Сообщение по курсу "Политология"

на тему 

"Молодежный  экстремизм в России: причины и следствия" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент 4 курса 9 группы

Клейнос Дмитрий  Викторович 
 

Ростов-на-Дону

2010

    Одна  из особенно актуальных отраслей знаний сегодняшнего дня – это социология молодежи. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России.

    Общий системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом  перестройки и усугубившийся  в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей (достаточно вспомнить известный доклад Алена Даллеса) не могла не привести население в состояние растерянности, повлиявшее на ценностный мир молодежи.

    Попытки реализации целостной программы  гуманитарной социализации в государственном  масштабе не увенчались успехом. Сегодня  единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует. Нормы и ценности высокой культуры подменяются усредненными типовыми образцами массовой культуры.

    Современная молодежь проходит свое становление  в очень сложных условиях ломки  старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда растерянность, пессимизм, неверие в будущее. Растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность. Поэтому такие аспекты социологии молодежи, как молодежный экстремизм и молодежная субкультура весьма актуальны.

    Что представляет собой молодежь как субъект социальных отношений? Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. Учёным-социологом В. Т. Лисовским: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».

    Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». 

    Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую  группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

    Молодежные  проблемы можно подразделить на две  группы:

    • К первой относятся специфически молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи.

    • Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти и т. д.).

    В моменты значительных потрясений и  переломов, периодически возникающих  в процессе развития любого общества и связанных с существенными деформациями условий и образа жизни людей, внезапно образующимся вакуумом ценностей, изменением материальных показателей, неясностью жизненных перспектив и неизбежным обострением противоречий, экстремизм становится одной из трудно изживаемых и наиболее опасных характеристик общественного бытия.

    Опыт  развития событий в современной  России и ряде республик бывшего  Советского Союза показал, что роль, и значение экстремизма оказались  явно недооцененными и это во многом способствовало целой серии трагических событий, непременными участниками и жертвами которых были и молодые люди.

    У отставленной, таким образом, от «большой жизни» современной молодежи (которая  «выбирает пепси»...) на первых местах в структуре ценностей оказались  благополучие в любви и семейной жизни, здоровье, материальная обеспеченность и бытовой комфорт, духовно и культурно богатая жизнь, а политика—лишь на 15-м месте (последнем месте в анкете).Все внимательней поглядывает молодежь в сторону развитого Запада и не очень развитого Востока. И если бы сейчас представилась возможность уехать туда насовсем, то уехали бы не 10—12%, как раньше, а, как показал опрос, уже 32,5%, т. е. каждый третий!

    Молодежный  экстремизм как массовое явление  последнего десятилетия нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Ученые вправе исследовать философско-психологическую природу экстремизма, чтобы охарактеризовать этот феномен во всех его частных и общих проявлениях, классифицировать и типизировать случаи экстремистского поведения. Не менее важным является и установление связи между политико-экономическим состоянием общества и ростом экстремизма в молодежной среде.

    Наблюдения  показывают, что процесс социализации молодых людей идет по двум основным направлениям и прямо зависит от развитости чувства целого, от крепости духа.

    У молодежи, воспитанной в традиционной культуре, основной конфликт разворачивается  на ментальном уровне, между осознаваемой ею реальностью и культурными стереотипами восприятия и осмысления мира. Поведение здесь вторично. При необходимом и достаточном развитии чувства целого люди этого типа легче соотносят свое поведение с осмысленной целостной картиной мира.

    Для молодежи, растущей, в основном, вне классической европейской культуры, наиболее существен конфликт на поведенческом уровне. Люди этого типа познают жизнь опытным путем, абсолютизируя собственный опыт и признавая лишь тех, с действиями которых входят в резонанс (эффект узнавания). Врожденные способности обусловливают у них высокую скорость постижения жизни и наработки навыков ориентирования в постоянно меняющемся потоке событий. Резкое неприятие чуждой формы поведения слишком часто толкает этих молодых людей на преступление, так как этика нового поколения еще не сформирована, чувство меры не выработано и нормы не установлены.

    На  наших глазах на протяжении одного поколения сверхактивно развивается  антипедагогика, представленная во множестве  направлений: от рок культуры, порнографии и насилия до банд неофашистов.

    Воздействуя сразу на несколько каналов восприятия с резким превышением допустимых норм, явления антикультуры быстро подавляют в молодом человеке естественную защитную реакцию, благодаря  чему ловко производится подмена  реальной целостности крепко сработанным суррогатом.

    Возможность и легкость такой подмены объясняются  не только детской неразвитостью  чувства целого у молодежи, но и  чрезвычайной сложностью духовной ситуации. В условиях, когда для старшего поколения в большинстве своем духовность представляется частью культуры и на нее переносятся познанные рационально закономерности развития последней, т. е. в условиях духовного невежества учителей и родителей, молодежь поставлена перед проблемой самостоятельного выбора между добром и злом.

    Вероятно  это и стало причиной возникновения  и широкого распространения так  называемой «субкультуры».

    Элементы  как субкультуры, так и контркультуры  обнаруживаются в культуре современной  молодежи в России.

    Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

    Ее  определяющей характеристикой в  России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

    Так, у немалого числа молодых людей  отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие  стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в  его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

    Социальное  отчуждение проявляется чаще всего  в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

    Противопоставление  образа «мы» и «они» традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева «Отцы и  дети». Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общении.

    Именно  на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей.

    Ценности  национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами—образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей  «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении.

    Любимыми  героями и в определенной степени  образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

    Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей  обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью.

    Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями  молодежной субкультуры обусловлено  целым рядом причин, среди которых  наиболее значимыми представляются следующие.

    1. Молодежь, живет в общем социальном  и культурном пространстве, и  поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры.

    2. Кризис института семьи и семейного  воспитания, подавление индивидуальности  и инициативности ребенка, подростка,  молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой—к прагматизму и социальной неадаптированности (в некоторых случаях опосредованно)—и к проявлениям противоправного или экстремистского характера.

    3. Коммерциализация средств массовой  информации, в какой-то мере и  всей художественной культуры, формирует  определенный «образ» субкультуры  не в меньшей степени, чем  основные агенты социализации—семья  и система образования.

    На  телевизионном экране все чаще также  демонстрируются насилие и эротика, особенно в связи с распространением негосударственного местного и кабельного телевидения, по которому обычно идут все те же западные малохудожественные фильмы.

    С социально-психологической точки зрения несомненно, что экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов. Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Не случайно в развитых западных странах общественностью созданы организации типа Международной коалиции борьбы против телевизионного насилия (США). Применяются всевозможные возрастные ограничения.

Информация о работе Молодежный экстремизм в России: причины и следствия