Мой взгляд на систему здравоохранения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 22:00, реферат

Описание работы

В системе здравоохранения России, несомненно, нужны значительные перемены. Никакого существенного улучшения положения дел в этой системе не произошло. Не секрет, что население довольно низко оценивает состояние своего здоровья, реформы в этой области вызывают больше настороженность, чем одобрение. Одна из важнейших составляющих залога современного, развитого государства – это, конечно, здоровье его граждан.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..…3

Постановка основных проблем………………………………………..….4
Здравоохранение как система: общие принципы………………….…….7
Реформы российского здравоохранения: вопросы экономики…….….13
Угрозы для системы здравоохранения в России…………………..…..17
Заключение…………………………………………………………….…22
Список используемой литературы……………………………………...

Работа содержит 1 файл

система здравоохранения Росии.docx

— 40.99 Кб (Скачать)

     Существуют  различные подходы к определению  доли расходов на здравоохранение с  учетом готовности населения его  финансировать. Можно установить нормативы  минимальных расходов государства  с учетом мирового опыта [3].  Однако важно не только то, сколько средств расходуется, но и с помощью какого механизма финансирования осуществляется перераспределение. В России речь идет о хроническом недофинансировании и о необходимости повышения расходов на здравоохранение, в то время как в развитых странах вопрос стоит о сдерживании роста расходов на здравоохранение. С учетом мировых тенденций, нашей стране необходимо изначально выбирать вариант системы финансирования, который позволит превратить выделяемые средства в эффективную систему оказания качественной медицинской помощи населению, а не просто наращивать расходы на здравоохранение.

     Здесь уместно вспомнить такой подход как менеджериализм, который широко признан в мире и утверждает, что  совершенствование управления и  организации является важным резервом повышения эффективности работы любой структуры. В этом контексте  речь может идти о широком спектре  действий, начиная с изменения  структуры системы здравоохранения  в пользу первичной медицинской  помощи и профилактики, до «медицины  с человеческим лицом» или «политики  малых достижений», подразумевающих  применение современных управленческих технологий организации работы в  медицинских учреждениях, позволяющих  реализовать человеческое отношение  к пациентам при минимальных  дополнительных затратах.

     В этой связи спорным с экономической  точки зрения представляется и утверждение  о том, что если есть спрос на медицинские  услуги (подразумевается со стороны  высокодоходных групп населения), то нужно обеспечить его удовлетворение. Представляется, что особенности  медицинской услуги как товара, которые  широко известны и описаны в мировой  литературе, ставят на первое место  вопрос об удовлетворении потребности, а не спроса.  Росту расходов будет  также способствовать привязка оплаты работников медицинских учреждений к объему и качеству оказываемой  помощи [4].

     Преимущества  государственного финансирования хорошо известны: контроль над средствами и обеспечение реализации общенациональных приоритетов, главный из которых - доступ населения к медицинской помощи. Централизованные системы достаточно эффективно позволяют сдерживать рост расходов на здравоохранение. Очевидно, что бюджетная система здравоохранения  имеет как достоинства, так и  недостатки, однако анализ различных  систем здравоохранения показывает, что принятие других моделей, приведет к возникновению ряда новых проблем.

     Другая  угроза для целостности и соответственно эффективности здравоохранения  России как системы, действующей  в интересах общества, связана  с ростом неравенства в обществе, как его общего уровня, так и  в состоянии здоровье. При этом мировая теория и практика убедительно  доказывают, что неравенство в  здоровье является серьезным препятствием для экономического роста.

     Одним из важных факторов неравенства в  здоровье выступает уровень дохода. При высоком уровне неравенства  по доходу, которые сейчас сложился в России - в 2006 г. коэффициент Джини  в среднем по России  составил 0, 410 -  объективно возникают существенные различия в социально-экономическом  статусе пациентов. В условиях принципиального  расслоения российского общества уже  сложно найти "среднего пациента"-- богатые и бедные имеют разные запросы и финансовые возможности  для получения медицинской помощи. Наличие состоятельных людей, имеющих  возможность платить за медицинские  услуги, стимулирует развитие частного сектора. Причем в этой связи необходимо иметь ввиду два аспекта. Один из них связан с мотивом прибыли в здравоохранении, а другой — с инновационным потенциалом предпринимательства.

     Задача  любой коммерческой структуры состоит  в получении прибыли. Здравоохранение  в этом смысле очень чувствительная отрасль, в том числе и в  силу особых отношений, которые складываются между врачом и пациентом ввиду  особенностей медицинской услуги и  процесса ее оказания. С одной стороны, пациент будет больше доверять врачу, действующему без мотива прибыли, с  другой — у врача есть объективная  возможность «увеличить счет». Поэтому  необходимо жесткое регулирование, возможно на уровне нормы прибыли.

     Обычно  частная медицина развивается как  дополнительная по отношению к более  социализированным формам. Однако ситуация складывается неоднозначная, так как  имеет место процесс «снятия  сливок» или отбора лучших клиентов. Например, в Великобритании частный  сектор, включая добровольное медицинское  страхование, достаточно недорогой  именно ввиду наличия развитого  государственного сектора. Большинство  пациентов используют дополнительно  Национальную службу здравоохранения (НСЗ), даже если имеют добровольное страхование, особенно если у пациента сложная проблема и частная больница просто не имеет возможностей для  ее лечения; обычно дополнительное страхование  получают на работе это молодые, здоровые и хорошо оплачиваемые люди, то есть группа минимального риска.

       Особая роль отводится бизнесу  как лидеру инноваций в медицине. Инновационный потенциал предпринимательства  хорошо описан, однако в медицине  этот процесс также не может  быть оценен однозначно. Развитие  медицинских технологий это дорогостоящий  процесс, который является одним  из основных факторов роста  расходов на здравоохранение  в развитых странах. Поэтому  может возникнуть противоречие  следующего порядка. Бизнесу с  точки зрения получения прибыли  более выгодны высокие технологии  так как они более дорогие,  а обществу с точки зрения  эффективного и справедливого  распределения ограниченных ресурсов более выгодно развитие относительно более дешевой первичной медицинской помощи. Компромиссные варианты развития бизнеса как поставщика медицинских услуг сегодня в России предлагается искать на пути государственно-частного партнерства.

       Пока частный сектор является  дополнительным и служит для  расширения выбора потребителя.  Но если он будет расти выше  определенного уровня, то возможна  ситуация, когда наиболее требовательные  потребители выйдут из государственного  сектора, снижая тем самым давление  на государство в направлении  увеличения расходов на здравоохранение.  Это приведет к формированию  двухступенчатой системы-- высококачественная  медицинская помощь в частном  секторе для состоятельных и  низкокачественное обслуживание  в государственной системе для  остальных.  Подобная ситуация  создает опасность разрыва системы  здравоохранения и  маргинализации  бедных слоев населения. Поэтому  в настоящее время необходимо  выбирать систему здравоохранения,  которая позволит  удержать здравоохранение  России как систему для обеспечения  доступной и качественной медицинской  помощи населению при сохранении  базового принципа социальной  солидарности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Роль  государства в обеспечении населения  социальными услугами остаётся на повестке дня. Рост социального разделения по-прежнему продолжается. В этих условиях государственная  система здравоохранения может  стать основой преодоления социальной разобщённости общества. Конечно, улучшение  здравоохранения невозможно без  соответствующего роста экономического и политического развития, преодоления  важнейших проблем, как, например, коррупция. И всё же, на мой взгляд, каждый гражданин нашей страны, да и вообще каждый человек, прежде всего, хочет  оставаться здоровым.  Конечно, все мы хотим жить, не испытывая нужды. Но ведь гораздо важнее знать, что государство заботится о моей жизни, что оно поможет сохранить мне здоровье. Казалось бы, ведь государство заинтересованно в этом - ведь мы его опора, ведь именно благодаря нам оно существует. Но спросите у любого нашего гражданина: что сделало государство для того, чтобы он был здоров? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:  

  1.  «Демографическая  политика России: от размышления  к действию», 2008.
 
  1. Чубарова  Т.В. Экономика здравоохранения: теоретические  аспекты. М., Институт Экономики РАН, 2008, или на сайте www.inecon.ru.
 
  1.  Человек в мире экономики. Социальная проекция программы развития России. Под ред. А.Я. Рубинштейна. М., ИЭ, 2007.
 
  1. Чубарова  Т.В. Экономика здравоохранения: теоретические  аспекты. Научный доклад ИЭ РАН, 2008, на сайте www.inecon.ru.

Информация о работе Мой взгляд на систему здравоохранения России