Мохандас Карамчанд
Ганди происходил из семьи, принадлежащей
к торговой варне вайшьев, однако его отец
Карамчанд Ганди (1822—1885) занимал пост
главного министра Порбандара. Дети в
семье Ганди воспитывались в духе непричинения
вреда живым существам, стремления к самоочищению
и терпимости к людям иной религиозной
и кастовой принадлежности.
В 13 лет Мохандас
вступил в брак со своей ровесницей Кастурбай.
У супругов было четверо сыновей: Харилал
(1888—1949), Манилал (28 октября 1892—1956), Рамдас
(Ramdas) (1897—1969) и Девдас (1900—1957). От старшего
сына Харилала отец отказался. По свидетельству
отца, он пил, развратничал и влезал в долги.
Несколько раз Харилал менял религию;
умер от сифилиса. Все остальные сыновья
были последователями отца и активистами
его движения за независимость Индии.
Девдас также известен своим браком с
Лакши — дочерью Раджаджи, одного из руководителей
Индийского Национального Конгресса и
горячего сторонника Ганди и индийского
национального героя. Однако Раджаджи
принадлежал к варне браминов, а межварновые
браки противоречили религиозным убеждениям
Ганди. Тем не менее в 1933 году родители
дали Девдасу разрешение на брак.
В борьбе за независимость
Индии М. Ганди использовал методы
ненасильственного сопротивления:
в частности, по его инициативе индийцы
прибегали к бойкоту британских
товаров и учреждений. В 1921 году Ганди
возглавил Индийский национальный
конгресс, который покинул в 1934 году
в силу расхождения своих взглядов
на национально-освободительное движение
с позицией других руководителей
партии.
Мохандас Карамчанд Ганди, Mohandas
Karamchand Gandhi, звание "Махатма" - "великая
душа" - дано Ганди Р. Тагором в 1915 году
(родился 2 октября 1869 года в княжестве
Порбандар, Гуджарат, Индия; умер 30 января
1948 года в Дели) - религиозный и политический
деятель, идеолог Индийского национального
конгресса - организации, сумевшей без
боя освободить Индию от британских колонизаторов
и вернуть стране независимость. Сторонник
ненасильственного противостояния злу,
один из крупнейших политических мыслителей
ХХ века.
День
рождения Махатмы Ганди - национальный
праздник в Республике Индия.
Отец Ганди был министром
у раджи, правившего 3 городами. "Ганди"
в переводе значит "бакалейщик".
Семья принадлежала к касте вайшьев
(купцов), занимая промежуточное
положение в обществе. В 13 лет
Мохандаса без его ведома обручили с девушкой
по имени Кастурбай. Жена стала его верной
помощницей во всех начинаниях.
С
детства Ганди был религиозным
индуистом, в 19 лет обещал матери не
есть мяса, всю жизнь испытывал
большие симпатии к джайнизму - вероучению, запрещающему убивать какие
бы то ни было живые существа.
По
настоянию отца Мохандас отправился в Англию изучать
право, хотя чувствовал склонность к медицине.
Окончив курс, был юристом у раджи в Порбандаре,
затем поступил в филиал индийской фирмы
в столице независимого Трансвааля Претории.
По дороге на новое место работы был высажен
из вагона I класса как "цветной" и
решил бороться с расовыми предрассудками.
В то время индийцы в Британской Южной
Африке подвергались такой же дискриминации,
как и чернокожие. Ганди боролся исключительно
законными способами, действуя через суд,
организуя петиции и компании гражданского
неповиновения. Первая манифестация 11
сентября 1906 в Йоханнесбурге окончилась
арестом Ганди. Тем не менее удалось добиться
отмены некоторых дискриминационных законов:
особых налогов с индийцев и непризнания
законными браков, заключенных по обычаям
индийских религий. Ганди вернулся в Индию
в 1915 году, когда окончательно решил посвятить
себя борьбе за независимость родины.
"Сатьяграха - это не
столько гражданское неповиновение,
сколько тихое и непреодолимое
стремление к правде" - так Ганди
описал открытую им "душевную
силу", основное орудие в ненасильственной
борьбе. Он пришел к мысли, что
для мирной победы главное
- это самосовершенствование. С
1906 Ганди начал поститься, отказался
от супружеских отношений (к
тому времени у него было
четверо детей) и стал добровольно
вести нищенский образ жизни,
сменив европейский костюм на
индийский. В своих исканиях Мохандас
делился мыслями с Л.Н. Толстым, с которым
переписывался в 1909-1910 годах. В честь Толстого
он назвал основанную им ферму для своих
земляков, следующих путем гражданского
неповиновения.
По
возвращению на родину Ганди примкнул
к Индийскому национальному конгрессу,
на многолюдных митингах призывая бойкотировать
английские товары, школы. За это он
провел 2 года в тюрьме (1922-1924), откуда
был выпущен после операции по
удалению аппендицита. Прибегая то к
маршам протеста, то к голодовкам, заставлял
британскую колониальную администрацию
идти на переговоры и компромиссы.
За призыв к индийцам
не участвовать в войне с Германией
был арестован и вместе с товарищами
по партии провел два года в тюрьме
без суда (1942-1944). После освобождения
сопротивлялся изо всех сил разделению
Британской Индии на Пакистан и Индийский
союз. Когда его соратники по партии
приняли предложение колониальной
администрации сформировать правительство
без представителей Пакистана, Ганди
оставил Индийский национальный
конгресс и продолжал призывать
народы к братству и миру. Он появлялся
в городах, где религиозные распри
переходили в боевые действия, устраивал
голодовки и митинги, на которых
неоднократно убеждал население
прекратить массовые убийства. Несмотря
на успехи в умиротворении и популярность
махатмы среди последователей всех религий,
раскол страны на мусульманскую и индуистскую
части предотвратить не удалось.
Ганди не пожелал участвовать
в торжествах по поводу провозглашения
независимости страны 15 августа 1947
года и не занял никаких государственных
постов. Он призывал новое индийское
правительство относиться к Пакистану
по-братски и оказать правительству
этой страны материальную помощь.
13
января 1948 года Махатма начал
в Дели свою последнюю голодовку
с молениями о единстве страны.
30 января его застрелил индуистский
фанатик, редактор провинциального
издания экстремистского толка.
Накануне Ганди предсказал свою
смерть. Он умер с улыбкой на
устах.
Имя
Ганди носит столица родного
для Махатмы штата Гуджарат - Гандинагар. Влиятельнейшая
семья индийских политиков также назвалась
в его память: Индира, Раджив Ганди и Соня
Ганди.
Спокойные темные глаза. Маленький
хилый человечек, с худощавым
лицом, с большими торчащими ушами,
с белым тюрбаном на голове. Он одет
в грубую белую ткань, ноги босы.
Он питается рисом, фруктами, пьет одну
только воду, спит на полу, спит мало, неустанно
работает. У него как будто вовсе
нет тела. С первого взгляда
ничто в нем не поражает, кроме
выражения великого терпения и великой
любви. Пирсон, увидев его в 1913 г. в
Южной Америке, вспомнил Франциска
Ассизского.
Он
прост, как ребенок *, кроток и вежлив
даже со своими противниками**, безупречно
искренен***. Он судит о себе скромно,
порою доходит до того, что колеблется
и готов сказать: «Я ошибся»; никогда не скрывает своих
заблуждений, никогда не идет на компромисс,
чужд всякой дипломатии, избегает ораторских
аффектов или, вернее, не думает о них****;
чуждается народных манифестаций, разражающихся
при виде его; иной раз в таких манифестациях
его хрупкая фигура рисковала бы быть
раздавленной, если бы не его друг Маулана
Шаукат Али, заслоняющий его своим мощным
телом; он буквально заболевает при виде
обожающей его толпы*****. В глубине души
у него живет недоверие к многочисленности
и отвращение к Mobocracy, разнузданной черни;
он чувствует себя хорошо лишь среди меньшинства,
счастлив лишь в уединении, когда внимает
still small voice (тихому неслышному голосу),
который повелевает... ******
*
Слова С.-Ф. Эндрьюса, который прибавляет: «Он смеется,
как ребенок, и обожает детей».
**
«Мало кто может устоять против
обаяния его личности. Самые ревностные
его противники становятся мягкими
под влиянием его чудесной
мягкости» (Джозеф Дж. Док).
***
«Всякое уклонение от истины,
даже случайное, для него невыносимо»
(С.-Ф. Эндрьюс).
****
«Он не принадлежит к числу
страстных ораторов; его манера
говорить — спокойная и медленная;
он обращается преимущественно
к разуму. Но, благодаря его спокойствию,
его теми выступают в особенно
ясном освещении. Переходы его
голоса разнообразны, но полны
необычайной искренности. Он никогда
не размахивает руками, редко
даже пошевелит пальцем, когда
говорит. Его ясная речь, состоящая
из нервных фраз, невольно убеждает.
Он не оставляет ни одного
пункта, пока не убедится, что
его правильно поняли» (Джозеф Дж. Док).
- Нравственное поведение не в том, чтобы идти проторенным путем, а в том, чтобы самому найти правильный путь и бесстрашно им следовать.
2. Единственный тиран, которого я признаю - это внутренний голос.
3. Возможно, пойдет очень много времени, прежде чем закон любви будет занесен в Конституции всех стран. Машинерия государства мешает этому, заставляя людей держать сердца закрытыми.
4. Мы должны быть теми изменениями, которые мы хотим видеть.
5. Лучший способ найти себя - перестать прислуживать другим людям.
6. Надо знать, когда действовать и когда воздержаться от поступков. Действие и бездействие в этих обстоятельствах сродни и отнюдь не противоречат друг другу.
7. Давайте уважать наших противников за ту же честность побуждений, на которую мы претендуем сами.
8. Ценность идеала в том, что он удаляется, по мере того как мы приближаемся к нему.
9. Как только поверишь в то, что достиг идеала, дальнейшее развитие приостанавливается и начинается движение вспять.
10. Я не хочу предвидеть будущее, Я забочусь о настоящем. Бог не дал мне контроля над последующим моментом.
- Человек и его поступок - вещи разные. В то время как хороший поступок заслуживает одобрения, а дурной - осуждения, человек, независимо от того, хороший или дурной поступок он совершил, всегда достоин либо уважения, либо сострадания.
-
Нравственное поведение не в том, чтобы идти проторенным путем, а в том, чтобы самому найти правильный путь и бесстрашно им следовать.
-
Надо знать, когда действовать и когда воздержаться от поступков. Действие и бездействие в этих обстоятельствах сродни и отнюдь не противоречат друг другу.
-
Самый целесообразный и достойный способ человеческого поведения - верить людям на слово, если, конечно, нет веских причин поступать наоборот.
-
Самая высокая честь, которую мне могут оказать друзья, - это следовать в своей жизни моему учению либо бороться против него до конца, если они в него не верят.
-
Скверная привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы - правильно и что те, кто придерживается иных с нами взглядов, - враги отечества.
-
Давайте уважать наших противников за ту же честность побуждений, на которую мы претендуем сами.
-
Безудержная хвала унижает: приходится признавать, что я ее не заслуживаю.
-
Хвала не может укрепить добродетель. О добре, творимом человеком, лучше всего умолчать. Следовать доброму примеру - вот самая искренняя похвала.
-
Как только поверишь в то, что достиг идеала, дальнейшее развитие приостанавливается и начинается движение вспять.
-
Право подвергать людей самой суровой критике заслуживает тот, кто убедил их в своей любви к ним, в здравости своих суждений, кто уверен, что его ничуть не взволнует, если люди не примут его идей, не воспользуются ими. Другими словами, критику нужны дар ясного восприятия мира и безграничная терпимость.
-
Наша сила в словах и делах - всего лишь слабое эхо нарастающей силы мысли в нас.
-
Правда по своей природе самодостаточна; как только вы уберете паутину невежества, которое окружает ее, она ясно засияет.
-
У меня есть страстное желание - в недалеком будущем затеряться в Вечном и стать всего лишь куском глины в божественных руках Гончара, так, чтобы мое существование могло стать более уверенным благодаря отсутствию препятствий во мне самом.
-
Каждый, кто желает этого, может слушать свои внутренний голос. Он есть внутри каждого из нас.
-
Когда я восхищаюсь чудесами заката или красотой луны, моя душа раскрывается в поклонении Создателю.
-
Я не хочу предвидеть будущее, Я забочусь о настоящем. Бог не дал мне контроля над последующим моментом.
-
Точно так же, как человек не будет заботиться о жизни в другом теле, кроме его собственного, так и нации не любят жить под господством других наций, как бы благородны и велики они ни были.
-
Рарушение не является законом для людей. Человек живет свободно только благодаря готовности умереть, если будет нужно, на руках своего брата, но никогда - от его рук. Любое убийство или другой ущерб - не имеет значения, по какой причине совершено это преступление - направлено против гуманности.
-
Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять курс истории.
-
Это всегда было тайной для меня: как люди могут уважать себя, унижая таких же, как они сами.
-
Для меня настоящее слитно с Вечностью. Я не могу жертвовать Вечностью для настоящего.
-
Рождение и смерть - не два различных состояния, а различные аспекты одного состояния.
-
Главная цель жизни - жить правильно, думать правильно, поступать правильно. Душа чахнет, когда мы отдаем все внимание телу.
-
Умение прощать - свойство сильных. Слабые никогда не прощают. Не будь у меня чувства юмора, я бы давно покончил с собой.
-
Там, где нет воли, нет и любви.
-
Если ты столкнулся с противником, победи его любовью.
-
Любовь никогда не требует, она всегда отдает. Любовь страдает, никогда не сожалея об этом и никогда не пытаясь отомстить за себя.
-
Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей.
-
Я твердо убежден в том, что мир держится на любви. Жизнь есть только там, где есть любовь. Жизнь без любви - это смерть.
-
Любовь и истина - две стороны одной медали.
-
Когда вы достигнете самообладания и научитесь контролировать свои страсти, вы забудете о том, что такое отчаяние.
-
Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
-
Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться.
-
Молитва - ключ к завтрашнему дню и дверной засов для вчерашнего.
-
В молитве лучше иметь сердце без слов, чем слова без сердца.
-
У Бога нет религии.
-
Для человека с пустым желудком Бог - это еда.
-
Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык.
-
В вопросах совести закон большинства не действует.
-
Если желаешь, чтобы мир изменился, - стань этим изменением.
-
Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
-
“Нет”, сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем “Да”, сказанное только для того. чтобы обрадовать или, хуже того, чтобы избежать проблем.
Афоризмы
Ганди
- Без труда золото,
серебро и медь были бы бесполезной
пустой породой.
- Бесстрашие обязательно
для развития других благородных качеств.
Разве можно без мужества искать истину
или заботливо хранить любовь?
- Богатый должен жить
проще, чтоб бедный мог просто выжить.
- В вопросах совести
закон большинства не действует.
- Величие и моральный
прогресс нации можно измерить тем, как
эта нация относится к животным.
- Газета — великая
сила, но подобно тому, как ничем не сдерживаемый
поток заполняет берега и истребляет посевы,
так и не подчиненное контролю перо журналиста
служит только для разрушения. Если контроль
приходит со стороны, он оказывается ещё
губительнее, чем отсутствие контроля.
Контроль приносит пользу лишь тогда,
когда он исходит изнутри.
- Для того, чтобы добиться
своего благополучия, Британии потребовались
ресурсы половины планеты. Сколько же
нужно таких планет, чтобы того же самого
уровня благополучия достигла Индия?
- Думать, что половой
акт — самостоятельная функция, в такой
же степени необходимая, как сон и еда,
по-моему, есть величайшее невежество
- Если мы хотим достичь
настоящего мира во всем мире, то начинать
надо с детей.
- Если желаешь, чтобы
мир изменился, — сам стань этим изменением.
- Если ты хочешь перемену
в будущем — стань этой переменой в настоящем.
- Знания в области
религии в отличие от опыта кажутся пустяком
в моменты испытаний
- Каждый, кто желает
этого, может слушать свой внутренний
голос. Он есть внутри каждого из нас.
- Как только поверишь
в то, что достиг идеала, дальнейшее развитие
приостанавливается и начинается движение
вспять.
- Любовь никогда не
требует, она всегда дает. Любовь всегда
страдает, никогда не выражает протеста,
никогда не мстит за себя.
- Маленькое тело,
обусловленное духом и воодушевленное
неугасимой верой в свою миссию, может
изменять ход истории.
- Мир достаточно велик,
чтобы удовлетворить нужды любого человека,
но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую
жадность.
- Мой патриотизм —
это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ,
и я готов отказаться от такого патриотизма,
который строит благополучие одной нации
на эксплуатации других.
- Мы говорим, но слушаем.
Мы слушаем, но не для того, чтобы молчать.
- Мы сами должны стать
теми переменами, которые хотим увидеть
в мире.
- Надо знать, когда
действовать и когда воздержаться от поступков.
Действие и бездействие в этих обстоятельствах
сродни и отнюдь не противоречат друг
другу.
- Найди цель, ресурсы
найдутся.
- На протяжении моей
жизни я извлекал больше пользы от моих
друзей-критиков, чем от поклонников, особенно,
если критика выражалась вежливым и дружеским
языком.
- Нас погубят — политика
без принципов, удовольствия без совести,
богатство без работы, знание без характера,
бизнес без морали, наука без человечности
и молитва без жертвы.
- Не будь у меня чувства юмора,
я давно бы покончил с собой.
- «Нет», сказанное
с глубокой убежденностью, лучше, чем «Да»,
сказанное только для того, чтобы обрадовать
или, хуже того, чтобы избежать проблем.
- Открытое разногласие —
часто — признак движения вперёд.
- Обманщик в конечном
счете обманывает самого себя.
- Право подвергать
людей самой суровой критике заслуживает
тот, кто убедил их в своей любви к ним.
- Принцип «око за
око» сделает весь мир слепым.
- Cанитария важнее
политической свободы.
- Свобода ничего не
стоит, если она не включает в себя свободу
ошибаться.
- Скверная привычка
утверждать, что другие мыслят неправильно,
а мы — правильно и что те, кто придерживается
иных с нами взглядов, — враги отечества.
- Служение без радости
не помогает ни тому, кто служит, ни тому,
кому служат
- Сначала они тебя
не замечают, потом смеются над тобой,
затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь.
- Точно так же, как
человек не будет заботиться о жизни в
другом теле, кроме его собственного, так
и нации не любят жить под господством
других наций, как бы благородны и велики
они ни были.
- Трус не способен
проявить любовь, это прерогатива храброго.
- Умение прощать —
свойство сильных. Слабые не прощают.
- У Бога
нет религии.
- Ценность идеала
в том, что он удаляется, по мере того как
мы приближаемся к нему.
- Цивилизация в подлинном
смысле слова состоит не в умножении потребностей,
а в свободном и хорошо продуманном ограничении
своих желаний.
- Человек — хозяин
собственной судьбы в том смысле, что у
него есть свобода распоряжаться своей
свободой. Но к чему это приведет — человеку
неизвестно.
- Я знаю только одного
тирана, и это тихий голос совести.
- Я хочу свободу моей
стране, чтобы другие страны могли чему-то
поучиться у моей свободной страны.
- Победа достигнутая
насилием - равносильна поражению, ибо
краткосрочна.
- Лучше быть жестоким,
если жестокость есть в наших сердцах,
чем пытаться прикрыть своё бессилие покрывалом
ненасилия.