Модели социального государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:11, реферат

Описание работы

Целями работы являются:
1. описать существующие на сегодняшний день модели рыночной экономики;
2. определить, что можно взять для себя из опыта других стран (Швеция, Германия);
3. показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и изложить некоторые пути ее становления и оздоровления.
Задачами социально ориентированной рыночной экономики являются:
1. достижение полной занятости;
2. увеличение доли предоставления социальных услуг через государственные, частные учреждения и организации;
3. увеличение доли социального страхования в общих бюджетных расходах на социальные цели;
4. адресность социальной политики.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1: “ Основные типы рыночной экономики“
ГЛАВА 2: “Отличительные особенности социально ориентированной модели рыночной экономики и примеры ее реализации в отдельных странах
2.1 Социально ориентированная рыночная экономика
2.2 Шведская модель экономической реформы
2.3. Немецкая или континентальная модель экономической реформы
Вывод
Литература

Работа содержит 1 файл

реферат(модели соц гос-ва).doc

— 122.50 Кб (Скачать)

               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 ШВЕДСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  РЕФОРМЫ

 

 

   Шведская модель  организации экономической и  политической жизни  позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на  протяжении длительного  времени  без  социальных  потрясений,   глубоких   политических конфликтов,  обеспечивая  при  этом  высокий  уровень  жизни  и   социальных гарантий для большинства населения. Назовем главные из них:

    . высокий уровень   развития  полит.  культуры,  кооперационный  характер

      отношений между разными слоями и группами населения и полит. партиями,       сложившийся на  основе  взаимного   понимания   коренных   интересов,       признания их законного характера   и готовности  решать  даже  самые      острые вопросы на  основе  соц.  приемлемых  компромиссов  и научной       экспертизы (кооперационная культура) в экономической сфере – высокая       конкурентоспособность промышленности, базирующаяся на создании особого       сектора   экономики,   основанного   на   интеграции   между   наукой,      образованием и производством,  на  взаимодействии  гос.  институтов  с      частным  бизнесом,  сотрудничестве   или   даже   сращивании   крупных      предприятий  с  малыми   и   средними   в   крупные   единые   научно-      производстввенные системы, функционирующие как  будто  самостоятельно,      интеграции различных сфер деятельности, начина от  производства  новых      знаний   до   их   освоения   инновационным   предпринимательством   и      крупномасштабного    тиражирования    освоенных    образцов    изделий      (инновационный климат);

    . в соц. области  – возрастание среди традиционных  факторов  производства

      (труд  –   капитал  –  технологии   –   природные   ресурсы)   значения

      человеческого   фактора   –   высококвалифицированного,    творческого

      характера  труда, которое получило выражение  в концепции “человеческого      капитала”  и  соц.  направленности  экономического  развития   страны,      обеспечивающей   высокий   уровень   политической   и    экономической      стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы      социума шведского типа (соц. ориентация).

   Основанный на  этих принципах  шведский  тип   организации  жизни  общества обеспечивает  высокий  уровень   экономической   эффективности   и   высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель  базируется  на получении  своеобразной  “технологической  ренты”,  получаемой  страной   на внутреннем  и  мировом  рынках  за  высокое   качество   и   инновационность продукции.

      Опыт Швеции  интересен том отношении, что  в ее  социально-экономической практике общие закономерности развития  социально   риентированной  рыночной системы   хозяйства,   присущие   любым    другим    странам    на    стадии постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.

     Шведская разновидность   государства  всеобщего  благоденствия   получила развитие в результате перехода страны на  кейнсианские  принципы  управления экономикой. В шведском “доме для народа” высокий уровень жизни и социальной защищенности, которые обеспечивают для большинства населения,  сочетается  с почти полной занятостью, а социальное  обеспечение,  финансируемое  за  счет широкомасштабного перераспределения через налоги и  госбюджет  высокой  доли

доходов населения, носит  универсальный характер.

    В Швеции налог  на доходы физических лиц варьируется  от 31%, если  он  не превышает 170 тыс. крон, до 51%  за  пределами  этого  порогового  минимума. Корпоративный налог был снижен с 50%в 1980-х гг. до 25% в настоящее время. Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. И составляет в среднем 25%[6]  . Шведскому государству удалось на  протяжении  длительного  времени  сочетать полную занятость и соц. защиту  с  высокой  экономической эффективностью  и быстрым ростом производительности труда.

     Швеции  принадлежит   приоритет   по   многим   начинаниям   социально-

экономического плана: в  проведении активной политики выравнивания доходов  и высокой  доли  перераспределения  через  госбюджет  национального  продукта, выработке   курса   на   эгалитарное   общество   всеобщего   благоденствия; организации  социального  диалога;  перехода  от  политики  потребительского отношения   к   окружающей   человека   природной   среде   к   экологически дружественной  политике  промышленного  развития  через   ужесточение   норм загрязнения и других экологических стандартов, запрет на строительство  АЭС.

 

   Первая в  20в.  реформа  шведской  социально-экономической   системы  была проведена в 1930-е гг. Выход из кризиса, как и во  всех  капиталистических странах, был найден в усилении государственного регулирования и  осуществлен путем  повышения   распределительных   функций   госбюджета   при   усилении социального обеспечения.

   Один из основателей шведского варианта  концепции  социального  рыночного хозяйства –  Г.  Мюрдаль  справедливо  связал  прогресс  в  экономическом  и индустриальном развитии с прогрессом социальным, а  трудности  в  достижении роста объяснял отсталостью и архаичностью общественных структур.

   Согласно  его концепции экономический  кризис, если он  принимает   затяжной характер, должен служить двигателем изменения своей  структуры  общественных и политических отношений, функций полит. институтов, как это и  произошло  в Швеции в 1930-е гг. и было продолжено в послевоенные годы.    Шведский опыт показывает, что экономическая система,  которая позволяет компенсировать  высококвалифицированный  и   интенсивный   труд,   создающий высококачественную  и  инновационную  продукцию  или  услуги,   возрастающим уровнем жизни, пробуждает и вводит в действие  на  пользу  экономическому  и общественному развитию могучие  созидательные  силы  общества.  Тот  крупный общественный сдвиг в  сторону  соц.  ориентированного  рыночного  хозяйства, который начался в Швеции в 1930-х гг. и был продолжен  в  1960-1970-ее  гг.,

обеспечил мощный подъем и поныне, потребовав в начале 1990-х  гг.  некоторой перенастройки политико-экономического механизма.

    Экономическое  регулирование в Швеции имеет  достаточно  всеобъемлющий  и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но  и использование капитала, рабочей силы, а  также  цены  через  антимонопольное законодательство и специальные ведомства, такие, как Ведомство по делам  цен и картелей,  Суд  по  делам  антикарательного  регулирования,  специфическийюридический институт - специальное  доверенное  лицо  –  омбудсмен,  которое следит за соблюдением правил свободной  конкуренции.  Швеция  имеет  большой

опыт регулирования цен, контроля за конкуренцией и введения  ограничений  на несправедливую  торговую   практику.   В   послевоенные   годы   государство регулировало цены преимущественно через антимонопольное законодательство,  а также через установление технических нормативов,  таможенного  и  импортного регулирования,   выделение   субсидий,   предназначенных   для   поддержания приемлемых для  потребителей  цен  и  тарифов,  контроль  над  экономической деятельностью муниципалитетов.  В  связи  с  расширением  конкуренции  из-за внешнеторговой  либерализации  и  присоединения  к  ЕС,  а  также  снижением инфляции в шведской экономике и произошел отказ от контроля над ценами,  так как он стал  попросту  излишним.  Кроме  того,  свободу  проведения  ценовой

политики и  введения контроля над  ценами  теперь  ограничивают  правила  ЕС: ведь Швеция инкорпорировала в  свое  законодательство  1400  общеевропейских норм. Де регуляция экономической жизни,  характерная  для  Швеции  в  1990-х гг., восстановление  экономического  роста,  повышение  состязательности  со стороны внешних торгово-экономических партнеров,  снижение  инфляции  -  все это снизило потребности в государственном  регулировании  цен  в  стране.  В настоящее время контроль в Швеции над ценами осуществляется в  основном  при

помощи антимонопольного законодательства.

   Государственный  бюджет Швеции подтверждает,  что  шведская  экономическая система  ориентирована   на   достижение   социальных   целей:   обеспечение относительной эгалитарности, понимаемой как уменьшение  при  помощи  налогов резкой дифференциации доходов, уменьшение бедности  при  обеспечении  полной занятости.  Более  50%   ВВП   страны   проходит   перераспределение   через государственный бюджет, в том числе более 2/3 этой части валового  продукта

страны направляется на услуги социальной направленности, включая  бесплатное здравоохранение, образование и др.

    Гуманность  шведской  социальной  политики  проявляется  и  в  том,  что

работодатели 43%  фонда  заработной  платы  отчисляют  в  фонды  пенсионного страхования, а пособия по болезни или  уходу  за  ребенком  выплачиваются  в размере 90% заработка[2 c 85].

    Новшеством, существенно продвигавшим Швецию  по пути  социализации,  было предложение шведских профсоюзов (еще в 1970-х  гг.)  создать  контролируемые профсоюзами  и  финансируемые   за   счет   налогов   инвестиционные   фонды трудящихся, которые приняли бы на себя руководство шведскими корпорациями.

   После  многочисленных дебатов и колебаний  предложение было  реализовано в смягченном варианте  одновременно  с  мерами  реорганизации  государственной пенсионной системы  в  1993  г.,  однако  уже  в  следующем  году  оно  было дезавуировано буржуазно ориентированным правительством. В системе государственного регулирования экономики страны нашли отражение идеи рациональной централизованной  экономики  и  социального  планирования, развитые    Г.Мюрдалем.    Кооперативный    характер     отношений     между предпринимателями, политической элитой и трудящимися выразился  в  том,  что был найден компромисс глобального характера. Они взаимно признали  следующие уступки   друг   другу:   рабочее   движение   отказалось   от    проведения широкомасштабной национализации, а шведские работодатели признали за социал-демократами  право  на  проведение  социально   ориентированных   реформ   и трансформацию  Швеции  в  государство  всеобщего  благоденствия.   Сложилась своеобразная политическая культура мирного разрешения конфликтов  на  основе консенсуса, исключающего подчинение одной стороны другой.

   В   последние  50  лет  у  власти  находились  почти  все  время   социал-

демократические  правительства.   Стабильность   социальной   направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. 

Например, за период 1980-1990-х  гг.  цены  на  акции  выросли  в  10  раз,  на  жилые помещения  -  в  5,  на  офисные  помещения  -  в  4,  в  то  время  как  на потребительские товары - только в 2 раза.

   Когда   шведская  модель  социально   ориентированной  экономики   достигла зрелости,  стали   проявляться   некоторые   негативные   черты:   появилась безработица,   замедлились    темпы    экономического    роста,    снизилась эффективность,  ослабились  стимулы  к   интенсивному,   высококачественному труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои  трудящихся проявили солидарность  в  том,  что  взаимно  согласились  на  корректировку модели организации и функционирования шведского общества. Эта  перенастройка началась в 1990-е  гг.,  как  раз  накануне  присоединения  к  ЕС.  Шведское законодательство  было  отрегулировано  в  соответствии  с   неолиберальными принципами, получившими применение в  Евросоюзе:  были  несколько  сокращены

расходы на социальные нужды, что привело к незначительному  снижению  уровня жизни  отдельных  слоев  населения  (однако  не  боле,  чем  на  10%),  были уменьшены корпоративные налоги - сначала с 50 до 30%, а затем  до  25%[3 c 65]  - что имело целью стимулировать инвестиции и поддерживать полную занятость.  В начале   1990-х   гг.   проводилась   жесткая   антиинфляционная   политика, продолжались  реформы  по  линии  ужесточения   требований   к   получателям социальных выплат,  улучшения  условий  деятельности  для  малых  и  средних предприятий, уменьшения налогов на имущество.  За  1991-1996  гг.  в  Швеции было  осуществлено  около  300  изменений  правил  в   системе   социального обеспечения  и  50  изменений  в  правила  регулирования  рынка   труда.   В результате своевременно предпринятой  корректировки  экономической  политики

удалось переломить начавшийся в стране  кризис,  выразившийся  в  сокращении ВВП Швеции в период с 1991 по 1993 гг. Уже с 1994 г. начался промышленный  и экономический рост: с 1994 по 1996 гг. ежегодный прирост  составил  2,8%[4 c 23]. Динамика производительности труда, превышающая  средние  для  стран-участниц ОЭСР  показатели,  подтвердила,  что  направление  реформы  по-шведски  было

выбрано правильно.   Экономическая реформа Швеции в  начале 1990-х гг. позволила также  провести структурную  трансформацию  экономики:  из-за   дерегулирования   повысилась конкурентность на внутреннем рынке, снизилась доля традиционных  отраслей  и повысилась доля наукоемких производств, особенно  экспортоориентированных  - фармацевтики  и  электроники.  Выросла  степень   концентрации   совокупного промышленного  потенциала:   25   крупных  компаний   контролируют   80%[7] совокупного промышленного производства в стране. В  период  1991  -1994  гг. несоциалистическое   правительство   приватизировало   ряд   государственных компаний.  Ускорился  рост  инновационных  процессов.  Шведская   социально- политическая система, на  первый  взгляд,  выглядит  довольно  идеальной  не только в сравнении  с  белорусской,  но  и  в  международном  сопоставлении, представляя собой этакий  остров  мирного  разрешения  всех  политических  и социальных    конфликтов,   позволяя    сочетать    высокую    экономическую эффективность   с   социальным   равенством,   экологической    защитой    и промышленными   инновациями.   Но   реальность    иная:    растет    дефицит государственного бюджета и  безработица,  внушает  тревогу  размер  внешнего долга,  имеются   структурные   проблемы.   Шведская   модель   в   условиях интернационализации и глобализации подвергается испытаниям на  прочность,  и не исключена дальнейшая трансформация всех ее политических  и  экономических институтов. Шведские эксперты считают,  что  страна  нуждается  в  серьезных институциональных реформах. [5 c 100-256]

Информация о работе Модели социального государства